«Подражайте вере их...» (Евр. 13, 7)

«Подражайте вере их...» (Евр. 13, 7)

Святой апостол Павел в Послании к Филиппийцам сказал: Писать вам... для меня не тягостно, а для вас назидатель­но [1]. Поэтому и трудился он не переставая в деле благовествования слова Божия, зная происходящую от этого пользу для слуша­ющих христиан.

А мы с вами для взаимного назидания много говорим о преподобном Сергии, что­бы воспоминанием о его святой жизни и подвигах его усвоить себе черты и пра­вила нравственной жизни подвижников и этим правильным путем шествовать на земном нашем поприще и постепенно вос­ходить от земли на небо. Господь для того и воздвигает нам святых угодников, чтобы мы подражали их жизни. Не для них са­мих прославил их Господь, а для нас, чтобы и мы стремились к истинной славе святых. Они — как светильники среди темной ночи, указывающие нам пути и в сей, временной, жизни и в будущую жизнь. Возжигая нам эти светильники и поставляя их на видном месте, Господь как бы так говорит: «Опом­нитесь и исправьте свою жизнь; смотрите, как жили истинно верующие люди и как должны жить все христиане, а вспоминая их добрую богоугодную жизнь, подражай­те вере их». И Церковь Христова, веруя, что святые, по благодати Божией, слышат и видят наши нужды и скорби, и любят нас, и готовы ходатайствовать за нас пред Богом во все времена, имела священный обычай прославлять святых угодников Божиих, поклоняться им, лобызать их священные иконы и нетленные мощи. Лучшая же честь святым, истинное почитание их состоит в подражании их жизни. Нам, христианам, надо внимательно смотреть на жизнь угод­ников Божиих, если мы стремимся к до­стижению Царства Небесного, потому что у угодников Божиих и мысли возвышенны, у них и чувства святы, и желания непороч­ны, и действия безукоризненны, и беседы назидательны — во всем они являют при­мер для подражания.

Вот так же благотворно действует на нас и воспоминание о подвигах преподобного Сергия, сильного предстателя и молитвен­ника за наши грады и за всю нашу землю Русскую. Святитель Платон говорит, что, подобно тому, как ароматы чем более рас­тираются руками, тем больше издают бла­гоухания, так и воспоминания о житии святых: чем более углубляем мы в них свое размышление, тем более открывается свя­тость и слава праведников, а наша польза. Из жития преподобного Сергия каждый может найти для себя требуемое утешение и духовное подкрепление. Возлюбив Госпо­да всем своим сердцем, преподобный Сер­гий по любви к Богу и пламенному желанию творить угодное Ему, чтобы сподобиться благ вечных, всегда старался творить угод­ное Ему. И прежде чем достигнуть святости и блаженного душевного мира и устроения, преподобный Сергий претерпел на зем­ле много скорбей и искушений. Не раз он, может быть, проливал слезы свои чистые, чтобы достигнуть вожделенного душев­ного спокойствия в борьбе со своими стра­стями и греховными наклонностями, ко­торые присущи каждому человеку. Житие его повествует нам, что этих скорбей ему пришлось испытать очень и очень много. Конечно, слезы преподобный Сергий не­однократно проливал, когда видел, что враг силится сокрушить его и совратить с пути спасения на путь греха и погибели. Но отличительной чертой всех угодников Божиих является их непоколебимая го­рячая вера в Бога, благодаря которой они и угашали все разжженные стрелы лука­вого. Преподобный Сергий всегда помнил Господний призыв: Приидите ко Мне ecu труждающиися и обремененнии, и Аз упо­кою вы [2], — во всякой скорби и постоянно простирал свои руки на молитву к Богу.

Насколько его молитва к Богу была сильна и склоняла самые небеса к насель­нику земному, можно судить по тому, что на крепкий вопль его молитвы отозвалась Сама Матерь Божия, явившись ему вместе с апостолами Петром и Иоанном Богосло­вом для ободрения молитвенника. Она низ­вела пламень огненный на таинственную жертву, приносимую им за грехи человече­ские от престола Божия; она соделала его храмом Духа Святаго; как острием меча, поразила несметные полчища татаро-монгольских супостатов и тем освободила рус­ский народ от тяжкого рабства.

Призываясь словом Божиим подра­жать своим наставникам в их вере и жиз­ни и творя память преподобного Сергия, мы и должны в какой-то степени усвоить себе черту непоколебимости пребывания в вере во время искушений, потому что и мы с вами тоже переплываем житейское море, полное всяких бурь и искушений. Ни с чем мы так часто не встречаемся в жиз­ни, как с несчастьями и скорбями. Разно­образные страдания и скорби наполняют жизнь нашу, горьким плачем начинается она и тяжким вздохом оканчивается. То удручают нас болезни телесные, то огорча­ет нас смерть близких к нам людей, то нас оскорбляет высокомерие людское, то пада­ет на нас злоязычная клевета, то преследу­ет нас зависть и ненависть человеческая, то неожиданно обрушиваются на нас стихий­ные бедствия, как пожар, то хищения или другие какие-либо потери, которые сопро­вождают человека в этой временной земной жизни. Не напрасно земля и земная жизнь наша названа юдолью плача и сетования [3].

И не было человека и нет, который бы на свою долю не испытал в жизни своей скор­би и печали. Таково определение правосу­дия Божия за грех человека.

При этой всеобщности и неизбежности страданий и скорбей тем более утешитель­ным является для нас призыв Господний, призывающий к Себе всех утружденных и обремененных. Где искать успокоения так утружденному, обремененному, изну­ренному человеку? В одном Христе. Он не­дремлющий твой Промыслитель. Он бере­жет каждый волос твой. Он и твоего врага сделает тебе другом, сбережет тебя от не­счастных случаев, и из самого зла Он извле­чет тебе большое благо, ибо любящим Бога всё, даже самые бедственные случаи, вспо­моществует во благо. Вы знаете историю в Ветхом Завете с патриархом Иосифом, как братья по зависти к нему продали его в плен египтянам. Но что вышло: Господь, Который был с ним, поставил его правите­лем всего Египта, и он спас от голода всю землю, своих братьев и отца своего, кото­рые впоследствии к нему и переселились. А в Новом Завете сколько разных спасе­ний бедствующим и страждущим даровал Иисус Христос или Сам Собою, или через Пресвятую Свою Матерь и других Своих праведников — всего исчислить невозмож­но. Обращайтесь прямо ко Христу или че­рез милосердную Матерь Его и через свя­тых во всех бедственных случаях жизни, и чем теплее будет наша на Него надежда, тем скорейшую и большую получим от Него защиту, помощь, спасение и исцеление. Он не только может, но и всегда хочет даровать нам всякое успокоение, когда Сам говорит: Приидите ко Мне ecu труждающиися и об- ремененнии, и Аз упокою вы.

Если же кто из нас утруждается и обре­меняется собственными грехами, то тем скорее надо обращаться ко Христу за успо­коением. Человек, который знает за собою грех, — разве не труждающийся, разве не обременен он? Чувствуя уязвленную со­весть, человек усиливается бежать сам от себя, мечется, как рыба, поглотившая уду, бесполезными же, однако, порывами, пото­му что иго, тебя вяжущее, и бремя тяготя­щее находится внутри тебя. Ибо может ли быть что тягостнее таких трудов и изнуре­ний, как грех? Грех есть тяжесть более всех возможных тяжестей утруждающая, обре­меняющая, изнуряющая, расслабляющая и подавляющая наши силы. Он-то и ввел всякое изнеможение в природу человече­скую. Он есть источник всех прочих изнурений для человека. И если от всяких тру­дов и изнурений мы надежнее всего можем найти покой во Христе, то преимуществен­но — от трудов и изнурений, грехами при­чиняемых. Хотя бы грехи целого мира ле­жали на тебе, Он подъемлет с тебя их и тем уничтожает. Се Агнец Божий, вземляй гре­хи мира [4]. Если мы связаны грехом, Агнец Божий разрешит нас от него. Если же мы даже умерщвлены грехом, то Кровь Хри­ста... очистит совесть нашу от мертвых дел [5]. Нет иного имени под небесами, данно­го человекам, которым нам подобает спастися, кроме имени Иисуса Христа. Хри­стос умер за всех нас, когда мы были все еще нечестивыми грешниками. Возможно ли, чтобы Он нас отверг за грехи, когда мы, хотя согрешаем, однако верою уже соеди­нились с Ним, и хотя мы грешники, однако же не нечестивые или отверженные, ибо ве­руем во Христа?

Приидем же отныне ко Христу ревност­ным и неуклонным последованием Его уче­нию и житию, внидем в покой Его, верующие верою сердечною и деятельною, предше­ствуемые сущими от века подвижниками веры и добродетели, истинными последо­вателями Иисуса Христа, от всякого ига и бремени земного обретшими у Него по­кой, каковым является и прославляемый нами преподобный Сергий. Тогда и наше прославление будет угодно преподобному Сергию, и мы исполним слово Божие: По­минайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их [6], и тем самым мы обретем небесный по­кой у Христа Спасителя, Которому от нас со Отцем и Святым Духом да будет честь и слава во веки веков.


Сборник проповедей к 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Архимандрит Кирилл (Павлов), архимандрит Тихон (Агриков). Старец дивный, старец чудный. - М., Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. 


Примечания

[1] Флп. 3, 1.

[2] Мф. 11, 28.

[3] См.: Пс. 83, 7.

[4] Ин. 1, 29.

[5] Евр. 9, 14.

[6] Евр. 13, 7.


STSL.Ru


23 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость
Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость

В годы правления Ивана Грозного придавалось большое значение превращению Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость, имевшую важное значение на северных подступах к Москве.

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года

В память о спасении императора
В память о спасении императора

28 июня (н. ст.) 1868 года наместник Лавры архимандрит Антоний освятил устроенный в Вифании при митрополичьих покоях домовый храм в честь Нерукотворенного Спасова образа. Надпись над входом гласит: «Устроися храм Всемилостивого Спаса в память двукратного дивного сохранения от опасности Государя Императора Александра Николаевича 1866 г. Апреля 4-го и 1887 г. Мая 25-го дня».