«Подражайте вере их...» (Евр. 13, 7)

«Подражайте вере их...» (Евр. 13, 7)

Святой апостол Павел в Послании к Филиппийцам сказал: Писать вам... для меня не тягостно, а для вас назидатель­но [1]. Поэтому и трудился он не переставая в деле благовествования слова Божия, зная происходящую от этого пользу для слуша­ющих христиан.

А мы с вами для взаимного назидания много говорим о преподобном Сергии, что­бы воспоминанием о его святой жизни и подвигах его усвоить себе черты и пра­вила нравственной жизни подвижников и этим правильным путем шествовать на земном нашем поприще и постепенно вос­ходить от земли на небо. Господь для того и воздвигает нам святых угодников, чтобы мы подражали их жизни. Не для них са­мих прославил их Господь, а для нас, чтобы и мы стремились к истинной славе святых. Они — как светильники среди темной ночи, указывающие нам пути и в сей, временной, жизни и в будущую жизнь. Возжигая нам эти светильники и поставляя их на видном месте, Господь как бы так говорит: «Опом­нитесь и исправьте свою жизнь; смотрите, как жили истинно верующие люди и как должны жить все христиане, а вспоминая их добрую богоугодную жизнь, подражай­те вере их». И Церковь Христова, веруя, что святые, по благодати Божией, слышат и видят наши нужды и скорби, и любят нас, и готовы ходатайствовать за нас пред Богом во все времена, имела священный обычай прославлять святых угодников Божиих, поклоняться им, лобызать их священные иконы и нетленные мощи. Лучшая же честь святым, истинное почитание их состоит в подражании их жизни. Нам, христианам, надо внимательно смотреть на жизнь угод­ников Божиих, если мы стремимся к до­стижению Царства Небесного, потому что у угодников Божиих и мысли возвышенны, у них и чувства святы, и желания непороч­ны, и действия безукоризненны, и беседы назидательны — во всем они являют при­мер для подражания.

Вот так же благотворно действует на нас и воспоминание о подвигах преподобного Сергия, сильного предстателя и молитвен­ника за наши грады и за всю нашу землю Русскую. Святитель Платон говорит, что, подобно тому, как ароматы чем более рас­тираются руками, тем больше издают бла­гоухания, так и воспоминания о житии святых: чем более углубляем мы в них свое размышление, тем более открывается свя­тость и слава праведников, а наша польза. Из жития преподобного Сергия каждый может найти для себя требуемое утешение и духовное подкрепление. Возлюбив Госпо­да всем своим сердцем, преподобный Сер­гий по любви к Богу и пламенному желанию творить угодное Ему, чтобы сподобиться благ вечных, всегда старался творить угод­ное Ему. И прежде чем достигнуть святости и блаженного душевного мира и устроения, преподобный Сергий претерпел на зем­ле много скорбей и искушений. Не раз он, может быть, проливал слезы свои чистые, чтобы достигнуть вожделенного душев­ного спокойствия в борьбе со своими стра­стями и греховными наклонностями, ко­торые присущи каждому человеку. Житие его повествует нам, что этих скорбей ему пришлось испытать очень и очень много. Конечно, слезы преподобный Сергий не­однократно проливал, когда видел, что враг силится сокрушить его и совратить с пути спасения на путь греха и погибели. Но отличительной чертой всех угодников Божиих является их непоколебимая го­рячая вера в Бога, благодаря которой они и угашали все разжженные стрелы лука­вого. Преподобный Сергий всегда помнил Господний призыв: Приидите ко Мне ecu труждающиися и обремененнии, и Аз упо­кою вы [2], — во всякой скорби и постоянно простирал свои руки на молитву к Богу.

Насколько его молитва к Богу была сильна и склоняла самые небеса к насель­нику земному, можно судить по тому, что на крепкий вопль его молитвы отозвалась Сама Матерь Божия, явившись ему вместе с апостолами Петром и Иоанном Богосло­вом для ободрения молитвенника. Она низ­вела пламень огненный на таинственную жертву, приносимую им за грехи человече­ские от престола Божия; она соделала его храмом Духа Святаго; как острием меча, поразила несметные полчища татаро-монгольских супостатов и тем освободила рус­ский народ от тяжкого рабства.

Призываясь словом Божиим подра­жать своим наставникам в их вере и жиз­ни и творя память преподобного Сергия, мы и должны в какой-то степени усвоить себе черту непоколебимости пребывания в вере во время искушений, потому что и мы с вами тоже переплываем житейское море, полное всяких бурь и искушений. Ни с чем мы так часто не встречаемся в жиз­ни, как с несчастьями и скорбями. Разно­образные страдания и скорби наполняют жизнь нашу, горьким плачем начинается она и тяжким вздохом оканчивается. То удручают нас болезни телесные, то огорча­ет нас смерть близких к нам людей, то нас оскорбляет высокомерие людское, то пада­ет на нас злоязычная клевета, то преследу­ет нас зависть и ненависть человеческая, то неожиданно обрушиваются на нас стихий­ные бедствия, как пожар, то хищения или другие какие-либо потери, которые сопро­вождают человека в этой временной земной жизни. Не напрасно земля и земная жизнь наша названа юдолью плача и сетования [3].

И не было человека и нет, который бы на свою долю не испытал в жизни своей скор­би и печали. Таково определение правосу­дия Божия за грех человека.

При этой всеобщности и неизбежности страданий и скорбей тем более утешитель­ным является для нас призыв Господний, призывающий к Себе всех утружденных и обремененных. Где искать успокоения так утружденному, обремененному, изну­ренному человеку? В одном Христе. Он не­дремлющий твой Промыслитель. Он бере­жет каждый волос твой. Он и твоего врага сделает тебе другом, сбережет тебя от не­счастных случаев, и из самого зла Он извле­чет тебе большое благо, ибо любящим Бога всё, даже самые бедственные случаи, вспо­моществует во благо. Вы знаете историю в Ветхом Завете с патриархом Иосифом, как братья по зависти к нему продали его в плен египтянам. Но что вышло: Господь, Который был с ним, поставил его правите­лем всего Египта, и он спас от голода всю землю, своих братьев и отца своего, кото­рые впоследствии к нему и переселились. А в Новом Завете сколько разных спасе­ний бедствующим и страждущим даровал Иисус Христос или Сам Собою, или через Пресвятую Свою Матерь и других Своих праведников — всего исчислить невозмож­но. Обращайтесь прямо ко Христу или че­рез милосердную Матерь Его и через свя­тых во всех бедственных случаях жизни, и чем теплее будет наша на Него надежда, тем скорейшую и большую получим от Него защиту, помощь, спасение и исцеление. Он не только может, но и всегда хочет даровать нам всякое успокоение, когда Сам говорит: Приидите ко Мне ecu труждающиися и об- ремененнии, и Аз упокою вы.

Если же кто из нас утруждается и обре­меняется собственными грехами, то тем скорее надо обращаться ко Христу за успо­коением. Человек, который знает за собою грех, — разве не труждающийся, разве не обременен он? Чувствуя уязвленную со­весть, человек усиливается бежать сам от себя, мечется, как рыба, поглотившая уду, бесполезными же, однако, порывами, пото­му что иго, тебя вяжущее, и бремя тяготя­щее находится внутри тебя. Ибо может ли быть что тягостнее таких трудов и изнуре­ний, как грех? Грех есть тяжесть более всех возможных тяжестей утруждающая, обре­меняющая, изнуряющая, расслабляющая и подавляющая наши силы. Он-то и ввел всякое изнеможение в природу человече­скую. Он есть источник всех прочих изнурений для человека. И если от всяких тру­дов и изнурений мы надежнее всего можем найти покой во Христе, то преимуществен­но — от трудов и изнурений, грехами при­чиняемых. Хотя бы грехи целого мира ле­жали на тебе, Он подъемлет с тебя их и тем уничтожает. Се Агнец Божий, вземляй гре­хи мира [4]. Если мы связаны грехом, Агнец Божий разрешит нас от него. Если же мы даже умерщвлены грехом, то Кровь Хри­ста... очистит совесть нашу от мертвых дел [5]. Нет иного имени под небесами, данно­го человекам, которым нам подобает спастися, кроме имени Иисуса Христа. Хри­стос умер за всех нас, когда мы были все еще нечестивыми грешниками. Возможно ли, чтобы Он нас отверг за грехи, когда мы, хотя согрешаем, однако верою уже соеди­нились с Ним, и хотя мы грешники, однако же не нечестивые или отверженные, ибо ве­руем во Христа?

Приидем же отныне ко Христу ревност­ным и неуклонным последованием Его уче­нию и житию, внидем в покой Его, верующие верою сердечною и деятельною, предше­ствуемые сущими от века подвижниками веры и добродетели, истинными последо­вателями Иисуса Христа, от всякого ига и бремени земного обретшими у Него по­кой, каковым является и прославляемый нами преподобный Сергий. Тогда и наше прославление будет угодно преподобному Сергию, и мы исполним слово Божие: По­минайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их [6], и тем самым мы обретем небесный по­кой у Христа Спасителя, Которому от нас со Отцем и Святым Духом да будет честь и слава во веки веков.


Сборник проповедей к 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Архимандрит Кирилл (Павлов), архимандрит Тихон (Агриков). Старец дивный, старец чудный. - М., Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. 


Примечания

[1] Флп. 3, 1.

[2] Мф. 11, 28.

[3] См.: Пс. 83, 7.

[4] Ин. 1, 29.

[5] Евр. 9, 14.

[6] Евр. 13, 7.


STSL.Ru


23 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...