Под покровом Преподобного. Художники Ефимовы

Под покровом Преподобного. Художники Ефимовы

На доме № 35 на Кооперативной (бывшей Репной) улице Сергиева Посада висит мемориальная доска, гласящая, что здесь жил художник В.А. Фаворский. Но в этом доме, принадлежавшем Машинским, жили и бывали и другие художники.

Художница Нина Яковлевна Симонович-Ефимова (1877-1948) часто приезжала вместе с мужем в дом на Кооперативной к своей матери Аделаиде Семеновне Симонович (1844-1933), которая открыла первый в России детский сад и вместе с мужем-врачом Яковом Мироновичем Симоновичем издавала педагогический журнал «Детский сад» о воспитании, играх и занятиях с маленькими детьми. Впоследствии статьи из этого журнала были дважды переизданы и легли в основу русской дошкольной педагогики. У самой Аделаиды Семеновны было восемь собственных детей и приемная дочь, которая стала женой В.А. Серова.

На увлечение Нины Яковлевны живописью, видимо, повлияло знакомство в детские и юношеские годы с В.А. Серовым. Она училась в Париже и в Москве, окончила Училище живописи, ваяния и зодчества. Ее этюды маслом одобрял Фаворский, ее картины хвалил Флоренский. Он сказал ей однажды: «Ваши картины всегда символичны. В них, кроме того, что они изображают, есть и другой смысл, о котором Вы, может быть, и не подозреваете. Тут символика цвета. Вообще, все цвета что-нибудь значат... Всё это делает Вашу картину символичной, не в поверхностном смысле (как, например, у Метерлинка), а в настоящем, существующем».

Занималась Симонович-Ефимова и гравюрой, считала его серьезным видом графики. А после революции (1918-1919) уже вместе с мужем организовала театр теней в Детском театре Моссовета. Параллельно они создали и новый Советский театр кукол.

Иван Семенович Ефимов (1878-1959), скульптор и живописец, был соавтором Нины Яковлевны во многих областях творчества. Вместе они занимались кукольным театром: не только делали кукол, ширмы, занавеси, но и сами были кукловодами – все роли играли вдвоем. Многие пьесы для кукольного театра тоже писали сами. А в конце 1920-х гг. изобрели кукол «на тростях».

Со своим кукольным театром Ефимовы разъезжали по Москве и Московской области, по Тамбовщине, плавали на агитационной барже по Волге и Каме. Давали спектакли и в Сергиевом Посаде. В письмах к сыну Адриану Нина Яковлевна делилась своими впечатлениями о городе: «Пишу из Троице-Сергия, куда мы приехали "отдыхать", но на нас навьючили 20 спектаклей в 12 дней, значит, каждый день больше одного раза. Но зато тут красиво, замечательно. Розовые башни Лавры освещены утренним ярким солнцем, розовым же – волшебство! Да еще иней, везде каскады белых деревьев. Удивительно... Никогда не дышала таким ароматным воздухом. Должна была вернуться сегодня утром, но все пропускала и пропускала поезда и оставалась...».

Побывавший на одном из спектаклей Ефимовых в Сергиевом Посаде, о. Павел Флоренский увидел в кукольном представлении мистерию преображения мира. Спектакль вызвал у него размышления о празднике вообще: «Кукольный театр есть очаг, питаемый сокровенным в нас нашим детством ...через кукольный театр мы вновь, хотя бы и смутно, видим утраченный Эдем и потому вновь вступаем в общение друг с другом в самом заветном, что храним обычно, каждый про себя, как тайну – не только от других, но и себя самого. Сияющий в лучах закатного солнца, театр открывается окном в вечно живое детство. 

Праздник – от праздный, то есть пустой, незанятый; и весьма нередко достаточно снять грузы привычного и мелочно-повседневного, чтобы тут же вышли наружу задавленные ими и вещее знание, и чувство коренной связи с миром, и близкая к экстатической радость бытия. Вопреки тому, как думают обычно, мучая себя, праздник нуждается не в попечениях, а в свободе от них. И эта свобода, прежде всего, и больше всего осуществляется строгою изоляцией от будней». Он сетовал на то, что в нашей жизни праздники оказались не ограничены каменной стеной от будней. Мы перестали видеть солнце, жизнь потускнела и иссякла, и мир отравился скукой».

Т.В. Смирнова

Источник: Смирнова Т.В. «...Под покров Преподобного». Очерки о некоторых известных семьях, живших в Сергиевом Посаде в 1920-е гг. / Т.В. Смирнова. – СТСЛ, 2007. С. 167-172.

9 Августа 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...