Первоначальная слава человека как возможность принятия Божественной жизни

Первоначальная слава человека как возможность принятия Божественной жизни

Бог есть «Бог славы» [1]: Эта слава вечно излучается Его природой, сопутствует Его Имени и облекает Его дела. Она есть Его животворящая энергия и откровение. Если бы Бог не захотел «прежде основания мира» [2] сотворить человека и сделать его участником Своего совершенства и Своей жизни, то Он пребывал бы для тварных существ неведомой и непостижимой тайной. Не мы Его придумали, но Он «в бытие нас привел» [3].

Бог создал человека по Своему образу и подобию. Благодаря этому личностному и непосредственному действию Бога, человек носит в себе врожденную идею о Создателе. Его дух способен устремляться к уподоблению Богу и «узнавать» Его, потому что «родственен» Ему [4]. Таким образом, правильное понимание этой фундаментальной истины о сотворении человека «по образу и по подобию» Бога является необходимой предпосылкой и точкой отсчета для богословского восприятия онтологических масштабов ипостасного начала.

Согласно утверждению старца Софрония: «Отцы и учители Церкви во все века выражали откровение о нашем подобии Богу, но не все и не всегда с одинаковой силой» [5]. Многие из них различали между сотворением «по образу» и «по подобию». В «по образу» они видели изначальный залог и дар благодати Божией, тогда как в «по подобию» - возрастание и совершенствование «по образу», то есть обожение человека [6]. Это обожение осуществляется в синергии - желания человека и предвечной воли Бога.

Из истории истолкования термина «по образу» мы видим, что он иногда относится к уму человека, иногда - к разумной силе его души, иногда - к самоопределению или к его господству над другими тварями и т.д. Разнообразие смыслов термина «по образу» мы встречаем и в творениях старца Софрония. Иногда тот или иной смысл развивается им особенно глубоко, как некое откровение, что обусловлено его личным опытом. Подобно святому Григорию Паламе, старец Софроний видит в «по образу» прежде всего ум человека. Он при этом подчеркивает способность тварного ума возноситься к созерцанию нетварного Света и становиться подобным Свету [7].

Святой Афанасий, подобно другим отцам Церкви, запечатлел учение, согласно которому человек есть разумное существо, поскольку создан по образу Слова Божия [8]. Старец Софроний излагает христоцентричное учение, согласно которому разумность человека обнаруживается в момент, когда евангельское слово соединяется с его природой. Тогда человек приближается к подобию со Христом [9]. Согласно представлениям Старца, человек является создателем по образу единого Создателя не столько как сотворитель материальных вещей или воспроизводитель жизни, но как «соработник у Бога» в обновлении и обожении своей природы, благодаря чему он, как новая и бессмертная ипостась, входит в Царство Небесное [10].

Господствующую власть человека над тварью, как понимает выражение «по образу» Иоанн Златоуст" [11], старец Софроний рассматривает не как внешнее навязывание своей власти, но как духовную победу и господство над всем, что наполняет «видимый и умопостигаемый космос» [12]. Это совершается, конечно, с верой во Христа.

Самоопределение и свободу как исключительные элементы понятия «по образу» представляют главным образом Каппадокийские богословы. Старец Софроний также считает свободу величайшим преимуществом человека. Когда вероятность выбора между добром и злом исчезает и гномическая воля человека отождествляется с природной волей, тогда свободное самоопределение человека в плане Божественной вечности является полным и совершенным [13]. Более того, Старец принимает, что при сотворении нас Богом «по образу и по подобию», в нас было заложено ипостасное начало [14]. Человек - творение по образу ипостасного Бога - сам становится ипостасью. Уподобляясь Христу в ипостасной молитве за весь мир, он становится носителем и главой всего тварного бытия. И не только тварного, но и божественного Бытия в плане энергий [15].

Этот последний аспект понятия «по образу» является и самым важным. В нем проявляется центральная позиция автора в объяснении понятия «по образу». В этом первоначальном даре он усматривает способность человека во Христе принять «полноту богочеловеческой жизни» [16]. С точки зрения такого объемного понимания понятия «по образу» мы видим, что сохранение «по образу» предполагает собой реализацию ипостасного начала. Здесь было бы не бесполезно отметить, что в славянской православной традиции термин преподобный, который означает «человека, с точностью сохранившего в себе образ Божий», имеет буквальное значение «подобного во всем», в данном случае - Богу.

Бог создал человека непостижимым образом. Он дал ему призвание познавать Его и возрастать в Нем благодатью и познанием спасения [17]. Как говорит Старец, Бог почтил нас этим призванием, чтобы мы не блуждали по ложным человеческим теориям и не становились жертвами собственного воображения [18]. Ответный отклик на сей божественный призыв приводит человека к уподоблению Сыну Божию.

Бог вдохнул в личность Адама дыхание жизни, которое наделило его способностью лицезреть Бога. Дар Создателя облек первородного в славу, честь и духовное величие столь грандиозные, что Адам, послушав совета дьявола, забыл даже о своей тварности и утратил сознание своего ничтожества. Наслаждаясь высотой своего состояния, он не понял, что нечто «абсолютное», которое он ощущал в себе, есть всего лишь отражение Первого Абсолюта [19]. Вместо «славы нетленного Бога» [20] он познал тьму, тление и смерть. Он замкнулся в самом себе, стал своим собственным центром, и его развитие пошло по направлению к пустоте небытия, «из которого Создатель призвал нас в жизнь» [21]. «По образу», таким образом, утратило свою славу и стало бездейственным.

Рану грехопадения в человеке исцеляет Христос. В личности Христа [22], которая есть образ безначального Отца, человек познал истинного Бога и одновременно подлинного Человека. Христос воскресил и оживил образ Божий в человеке. В бесконечности Его любви «открывается нам образ предвечного, в творческом уме Бога, Человека» [23]. В свете Его лица «отчасти» обнаруживается состояние крайнего совершенства человека, начинает проявляться предвечный замысел Бога о человеке [24].

Осознание этой истины, которая берет начало в Христовом откровении, доставляет душе великое вдохновение на брань за восстановление себя «по образу» в его первоначальном сиянии славы [25]. Только тогда человек приобретает познание самого себя и ощущает «темную пропасть», в которой он находится [26].

До грехопадения все силы человеческой души были устремлены к Богу. После же грехопадения это естественное стремление ослабело, и человек впал в состояние смятения и искажения [27]. Однако с опытом благодати Святого Духа, Который сошел на землю после прославления Господа Иисуса, образ Божий в человеке стал «непреодолимым стремлением» [28], пламенной молитвой, ненавистью к себе [29] и неутолимой жаждой к стяжанию Божией любви, которая открывается как Свет, «и тьмы в ней нет никакой» [30]. Насколько более очищается и просвещается в человеке образ предвечного Человека, настолько более сильным и крепким становится покаяние [31].

Человек возрождается покаянием. Благодать Святого Духа утончает его сердце, чтобы он мог воспринять неописуемое величие образа первородного Человека и одновременно постичь меру собственного ничтожества и то ужасное искажение, которое претерпела в нас первоначальная идея Создателя о нас [32]. Это переживание возжигает кенотическую и альтруистическую любовь, которая одна, как познание и созерцание, может укрепить болезненную человеческую природу, исцелить ее и сделать способной понести благодать уподобления Христу. Тогда человек становится причастником богочеловеческой всемирности Христа [33].

Согласно глубокой мысли старца Софрония, сотворение «по образу» является первым и основополагающим даром Создателя. Старец видит в нем Божие призвание человека к тому, чтобы стать воистину чадом Божиим. Осознание величия этого призыва и чести является духовным дарованием. Сей дар дает человеку силу, способную укрепить его на пути спасения. Возделывание и умножение этого богоданного «таланта» становится мерой и критерием для всех прочих даров. Все они в конце концов ведут к единой цели: уподоблению и соединению со Христом и к усыновлению человека безначальным Отцом. Согласно Старцу, Бог в творении человека по образу и по подобию «в сущности, повторяет Себя» [34] как Отец - «по содержанию» жизни, а «не по Изначальности Само-Бытия» [35].


Источник: Захария (Захару), архим. Христос как путь нашей жизни: введение в богословие старца Софрония (Сахарова). – Изд. 1-е. – М.: ПСТГУ; – Эссекс: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2002. С. 39-46.


Примечания

[1] Деян. 7, 2.

[2] Ин. 17, 24.

[3] Из молитвы анафоры в литургии свт. Иоанна Златоуста.

[4] «Образ» был дан человеку как предпосылка, с помощью которой он мог бы исполнить полученную от Бога заповедь, а также достигнуть «подобия», то есть стать «богом по благодати». В учении старца Софрония (а именно, на страницах 184-185 его книги Видеть Бога как Он есть) проводится различие между врожденными и тварными способностями, которые человек имеет вследствие сотворения по образу Божию, и превосходящими естество и нетварными дарованиями, которые он приобретает в течение своего совершенствования по подобию Божию. Именно в превосходящих естество дарованиях, среди которых можно назвать боговидение, сопровождающее чистую молитву «лицом к Лицу», а также молитву за весь мир как соучастие в Гефсиманской молитве Господа, усматривает старец осуществление ипостасного начала и проявление человека как личности. Подобное же учение о двух категориях благ, которые были даны человеку Богом при сотворении, мы находим у свт. Василия Великого. Он различает эти блага как: а) «уже заложенные Богом» и б) «приобретаемые впоследствии по обетованию». См. На «внемли себе», 6 (Patrologiae Graecae Cursus Completus, изд. J.-P. Migne (далее просто PG) 31, 212В-215А); О благодарении, 2 (PG 31, 221 С-224 А); Беседы на Шестоднев 6, 1 (PG 29, 120 А).

[5] Видеть Бога как Он есть, 183.

[6] См. Григорий Нисский, свт. На сказанное в Писании: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию. Слово 1, 29 (PG 44, 273 А): «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию. Первое мы имеем по сотворению, а второго достигаем по произволению. При первом устроении в нас было заложено быть по образу Божию, по произволению же нами достигается то, чтобы существовать по подобию Божию. Это бытие по произволению присуще нам потенциально. Действительностью же оно становится благодаря нам самим».

[7] См. Μαντζαρίδη Г. Παλαμικά, Салоники, 2-е изд., 1983, 153; также: Видеть Бога как Он есть, 165: «Наш ум создан по образу и по подобию Первому - Богу. Ему, нашему уму, свойственен свет, ибо сотворен по образу Того, Кто есть Свет безначальный».

[8] См. Афанасий Великий, свт. Против ариан, 33 (PG 26, 396А); Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры, 7, 18 (PG 94, 118 В); см. также: Г. Μαντζαρίδη, Χριστιανική 'Ηθική, Салоники, 4-е изд., 1995, 84.

[9] См. Видеть Бога как Он есть, 153.

[10] «Бог призвал нас к соучастию с Ним в Акте творения Им бессмертных богов. Мы сами тварь, но Господь Иисус Своим явлением на Земле, учением Своим, примером Своим, творит нас подобными Ему». Видеть Бога как Он есть, 98.

[11] См. Иоанн Златоуст, свт. К Стагиру, 1, 1 (PG 47, 427).

[12] Видеть Бога как Он есть, 77-78; см. также 1 Ин. 5, 4-5.

[13] См. Μαντζαρίδη Г. Παλαμικά, 161; Видеть Бога как Он есть, 236.

[14] См. там же, 249.

[15] Там же, 103: «Мы призваны вместить в себе всю полноту бытия человеческого и даже Божественного». См. также: Νέλλα Π. Ζφον θεούμενον. – Афины, 1979, 25.

[16] Видеть Бога как Он есть, 177.

[17] См. 1 Пет. 2, 2; 2 Пет. 3, 18.

[18] См. Видеть Бога как Он есть, 102-103.

[19] См. там же.

[20] Рим. 1, 23.

[21] Видеть Бога как Он есть, 28.

[22] См. 2 Кор. 4, 6.

[23] Видеть Бога как Он есть, 156.

[24] «Во Христе... созерцаем мы предвечную идею Бога о человеке». Видеть Бога как Он есть, 183.

[25] «Когда "осязаемый" образ предвечного Бога в величии Своей любви уязвит нашу душу, то последняя никогда не может забыть о сем чуде», Видеть Бога как Он есть, 86.

[26] См. там же. 156.

[27] См. там же, 28.

[28] Там же, 100.

[29] См. там же, 180.

[30] 1 Ин. 1, 5.

[31] См. Видеть Бога как Он есть, 63.

[32] «Я должен увидеть Христа "как Он есть", чтобы сопоставить себя с Ним, и из сего сравнения ощутить свое "без-образие"» Видеть Бога как Он есть, 56.

[33] См. там же, 224-225.

[34] Там же, 183.

[35] Там же, 164.


13 мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.