Первоисточник болезней – первородный грех

проф. Жан-Клод Ларше,
д-р богословия, д-р философии

Исцеление-расслабленого.jpg

Исцеление расслабленного при Овчей купели.
Н. Бруни. 1885 г. ГРМ, Санкт-Петербург

По словам святых отцов, только в собственной воле человека, в сделанном им неправильном выборе, в грехе, совершенном в Раю, следует искать источник болезней [1], немощей, страданий [2], бренности [3] и смерти [4], а также и всех зол, присущих теперь человеческой природе [5]. «Злоупотребление свободой воли обрекло Адама на страдания, бренность и смерть», – говорит святой Максим Исповедник [6]. Святитель Феофил Антиохийский отмечает: «Первому созданию неповиновение стоило изгнания из рая; ...в своем неповиновении человек обрел слабость, боль, тоску и в конечном итоге оказался во власти смерти» [7]. Это «из-за греха неповиновения болезни снедают человека», – пишет святой Ириней Лионский [8]. То же находим у преподобного Нила Сорского: «После нарушения завета Адам подпал болезни» [9]. И у святого Григория Паламы более развернуто: «Откуда на нас сваливаются немощи, болезни и прочие невзгоды, порождающие смерть? Откуда приходит сама смерть? От нашего неповиновения Божией воле, от нарушения завета, данного нам Богом, от нашего первородного греха, совершенного в раю. Таким образом, болезни, немощи и всевозможные тяжкие испытания происходят от греха. Из-за него же, в сущности, мы облекли в кожаные одежды наше болезненное, смертное и страждущее тело, оказались в этом временном и бренном мире и были обречены жить в муках и многочисленных бедствиях. Болезнь, следовательно, подобна короткому и трудному пути, на который грех привел род человеческий, [и] конец этого пути, его предел – смерть» [10].

Gregory_of_Nyssa.jpg

Свт. Григорий Нисский

Решив поддаться искушению диавола стать как боги (Быт. 3, 5), т.е. боги помимо Господа [11], Адам и Ева сами лишились благодати и одновременно утратили дары, ниспосланные Им, которые сообщали им так называемую сверхъестественную сущность [12]. «Нарушение завета, – пишет святой Афанасий Великий, – возвратило их к их собственной природе» [13], т.е. к праху земному, из которого они вышли [14] (см.: Быт. 2, 7); как сказал Господь Адаму: возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3, 19).

Страдания, которым подвергаются Адам и Ева после грехопадения, вписываются в логику их добровольной утраты общения с Богом, Который сделал их соучастниками Своей сущности. Отходя от Добра, они сделали человеческую природу подвластной любому недугу [15]. Святой Григорий Нисский писал: «Следствием такого отказа от добра стало претерпевание всевозможного зла: отвернувшись от жизни, они повернулись к смерти, отвержение света привело к тьме; при утрате добродетели явилось зло; и таким образом, все блага заменились бедствиями» [16]. Он же отмечает далее: «Обманом примешав порок к свободе воли человека, враг затеняет и скрывает от человека милость Божию и заменяет ее иным, прямо противоположным. Но жизни противостоит смерть, а силе – слабость...» [17].

Эти недуги коснулись в первую очередь души человека, который познал страдания, муки и отчаяние, бренность и смерть от разделения своего с Богом и утраты божественной жизни [18]. Затем они овладели его телом. Эта угроза двойной смерти, духовной и телесной [19], – говорит святой Афанасий Великий, – упоминалась в настойчивом предупреждении, которое, согласно Книге Бытия, Господь дает Адаму и Еве (ср.: Быт. 2, 17), говоря: в день, когда вы вкусите [от древа познания добра и зла], смертью умрете» [20]. Святой Григорий Палама отмечает в том же ключе: «Смерть, вошедшая в душу через грехопадение, разрушает не только саму душу... но также изнуряет тело страданиями и страстями, делает его тленным и, наконец, подвергает смерти. Действительно, после гибели внутреннего человека через грехопадение земной Адам услышал: прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3, 19)» [21].

Afanasiy_Vel.jpg

Свт. Афанасиий Великий,
Александрийский

Таким образом, перестав по вине Адама соответствовать воле Божией, человеческая природа целиком «впала в болезненность и бренность» [22]. Она утратила свои особые свойства, изначально обусловленные присутствием в ней благодати [23], и пришла в «состояние ничтожное» [24]. «С той поры человек перестал быть тем, чем являлся изначально», – замечает святой Афанасий Великий [25]. В то время как изначальное устроение человека приближало его к природе ангельской, его новое состояние низводит его, скорее, к природе животной [26]. Его тело материализуется [27], становится объемным [28], осязаемым [29], чего не было изначально; он вступает в жизнь животную и чувственную и познает отныне превратности, шаткость и разобщенность, присущие прочим живым существам и до сих пор неизвестные ему благодаря Божественной благодати. Это новое состояние обозначается в Книге Бытия как одежды кожаные (Быт. 3, 21) [30], которые символизируют его материальную, животную при роду, присущую ему смертность, а также характер ее привнесенности, добавленности к истинной человеческой природе [31]. Комментируя отрывок из творений святого Григория Богослова, где он описывает первозданную наготу Адама, святой Максим Исповедник пишет:

«Я считаю, что под этим он подразумевает различие между устроением человеческого тела до грехопадения праотца нашего Адама и его нынешним состоянием. Тогда человек не страдал от раздиравших его на части взаимно противоположных свойств, борющихся в его теле. Нет, он оставался таким, каким был сотворен; он был свободен от постоянных перемен и противоборства этих свойств, как если бы на нем пребывала благодать нетленности и он не подвергался опасности ее утратить, а жил в полной гармонии со своим телом с присущими ему простыми свойствами; первый человек был наг не как бесплотный и бестелесный, но как не обладающий телесным составом, делающим плоть дебелой» [32].

«Тяжкий недуг», поразивший затем первого человека, через него распространился и на все человечество [33]. «Человек, – пояснял святой Максим Исповедник, – получив по милости Господа, его сотворившего, власть над всем миром, утратил ее по причине неподобающего с ней обращения... что стало причиной кардинального изменения внутреннего устроения как для него самого, так и для всего человечества» [34].

8DjwZQV6aAQ.jpg

Свт. Григорий Палама

Сотворенный Господом Богом мир был хорош (Быт. 1, 31), но от человека зависело, останется он таким или нет. Господь действительно создал человека микрокосмом в макрокосме [35], венцом всего творения [36]. Он поставил его владычествовать над всем творением (см.: Быт. 1, 28-30), имея власть над всеми живыми сущностями, входящими в него [37]. Он сделал его посредником между Собой и всеми тварями [38], поручив ему вести их к совершенству, соединяя их с Ним, делая их сопричастными той благодати, которую он получил от Духа Святого [39]. В частности, по мнению святого Максима Исповедника, на человека была возложена миссия объединить рай и остальную часть земли и, следовательно, позволить всем прочим творениям разделить с ним райское существование [40]. Таким образом, Адам мог сообщить прочим творениям свое состояние благодаря своему единению с Господом, а также нетленность и бессмертие, данные ему милостью Божией [41].

Но когда Адам отворачивается от Бога, природа перестает ему подчиняться. Вследствие его грехопадения воцаряется хаос как между творениями, так и внутри самого человека. Проклята земля за тебя! (Быт. 3, 17) – сказал Бог человеку, возвещая вселенскую катастрофу, вызванную его падением. Различие и сосуществование творений отныне обращаются противостоянием и разделением. Человек, утратив Божественную благодать, служившую ему защитой (см.: Быт. 3, 7) [42], а также свое господство над природой, становится слабым и беззащитным перед ней.

Зло распространяется тем быстрее и активнее, что диавол, после того как Адам послушался его, берет власть над человеком и отбирает у него те блага, которые Господь даровал ему, поставив господином над всеми тварями. В господстве над природой «владыку творения» сменяет «князь мира сего». Последствия падения Адама, беды, им порожденные, – это немощи, которые одновременно создаются и множатся, распространяются, усиливаются, преобразуются и усугубляются, а порой и вживляются в саму человеческую природу «силами темными и злыми», диаволом и демонами, которые отныне становятся главными источниками болезней, зачастую опосредованно проявляясь через них, но также и напрямую, занимая в душе человеческой пустующее место Бога [43].

В то же время Господь, желая спасения человеку, а через него и всему мирозданию [44], не позволяет силам зла окончательно поработить и погубить Свое творение. Человек и природа в известной степени остаются под защитой Провидения, налагающего определенные ограничения на козни диавола и демонов [45] и удерживающего мир от падения в небытие, внося определенный порядок даже в хаос [46]. Ведь, утратив подобие Божие, которое он начал было обретать, человек сохранил Его образ, пусть и поблекший [47]. И потом, человек не вполне лишился благодати и в своей немощи может таки найти достаточно духовных сил, чтобы, если захочет, снова обратиться к Богу и соблюдать Его заповеди, по-прежнему получаемые от Него (см.: Втор. 30, 11-19), а также сохранить, согласно обетованию Божию, определенную власть над силами природы (см.: Быт. 9, 1-2).

maxim_ispovednik.jpg

Прп. Максим Исповедник

Однако, это – шаткое равновесие. Человек и природа стали полем битвы, где зло и добро, смерть и жизнь ведут – непрерывно и на всех уровнях – безжалостный бой, о котором свидетельствуют, в частности, болезни, недуги и немощи и исход которого, до Воплощения Христа, оставался неопределенным.


Источник: Ларше Ж.-Кл. Болезнь в свете православного вероучения / Пер. с фр. С. Кузнецовой. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. С. 27-36.


Примечания

[1] См.: Ириней Лионский, св. Против ересей. V, 15, 2; Григорий Нисский, свт. О душе и воскресении // PG. Т. 46. Col. 149 А; Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия. XVII, 7.

[2] См.: Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. 61. Col. 628 BC, 629 D, 632 В; Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II, 30; Григорий Палама, свт. К Ксении // PG. Т. 150. Col. 1048 C.

[3] См.: Афанасий Великий, свт. О воплощении Бога Слова. III, 4-5; IV, 4; V, 1-3; Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. XX. Col. 200 С; Максим Исповедник, прп. Толкование на молитву Господню // PG. Т. 90. Col. 904 С; Он же. Вопросоответы к Фалассию. 61. Col. 636 А; Он же. Амбигвы к Иоанну. 10. Col. 1156 D; Он же. Письма. X // PG. Т. 91. Col. 449В; Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II, 30; III, 1; Григорий Палама, свт. К Ксении // PG. Т. 150. Col. 1048 С.

[4] См.: Рим. 5, 12; К Диогнету. XII, 2; Иустин Философ, мч. Диалог с Трифоном иудеем. 124; Ириней Лионский, св. Против ересей. IV, 38. 4; Афанасий Beликий, свт. О воплощении Бога Слова. III, 4-5; IV, 4; V, 1-3; Василий Великий, свт. Беседа 9. О том, что Бог не виновник зла. 7; Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. VIII, 4; Он же. Об устроении человека. XX // PG. Т. 44. Col. 200 С; Он же. О девстве. XII, 2; Он же. О душе и воскресении PG. Т. 46. Col. 149 А; Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия. ХVII, 7; Максим Исповедник, прп. Амбигвы к Иоанну 7 // PG. Т. 91. Сol. 1093 А; 10. Col. 1156 D; Он же. Вопросоответы к Фалассию. 61 // PG. Т. 90. Col. 629 В. D. 632 В. 633 ВС. 636 В; Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II, 30; III, 1; Григорий Палама, свт. К Ксении. Col. 1048 С; Он же. Главы физические, богословские, этические и практические. 46, 50, 51; Oн же. Гомилия XI, 1 // PG. Т. 151. Сol. 125 А.

[5] См., например: Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия. XVI. 1, 5, 6; ХVII, 7; Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. V. 11; VII 1; Он же. Об устроении человека. XX // PG. Т. 44. Сol. 201 А; Он же. О девстве. XII, 2; Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. 42 // PG. Т. 90. Col. 408 BC; Он же. Письма. X. Col. 449 В; Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. III, 1.

[6] Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. 42. Col 408 В.

[7] Феофил Антиохийский, свт. Послание к Автолику. II, 25.

[8] Ириней Лионский, св. Против ересей. V, 15, 2.

[9] Нил Сорский, прп. Устав. VII.

[10] Григорий Палама, свт. Гомилия XXXI. 1 // PG. Т. 151. Col. 388 BC. То же находим: Иоанн Златоуст, свт. Беседы о статуях. XI. 2; Феофил Антиохийский, свт. Послание к Автолику. II, 25.

[11] Согласно толкованию святых отцов, первородный грех состоял в попытке самообожествления человека. См., например: Иоанн Златоуст, свт. Беседы о статуях. XI. 2; Ириней Лионский, свт. Против ересей. V. 3. 1; Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 30; Симеон Новый Богослов, прп. Богословские и этические трактаты. ХIII, 60. Человеку предназначено стать богом, в один голос утверждают святые отцы (см.: Gross J. La Divinisation du chrétien d’apres les Pères grecs. Paris, 193S), но в Боге и через Бога.

[12] См.: Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. V, 11; Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II, 30; Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия XVI, 4; Григорий Палама, свт. Главы физические, богословские, этические и практические. 46; 48; 66.

[13] Афанасий Великий, свт. О воплощении Бога Слова. IV, 4.

[14] См.: Там же. IV, 5.

[15] Напомним, что, согласно толкованию греческих святых отцов, зло, во-первых, не существовало как проявление собственной воли демонов или людей и, во-вторых, не имело собственной сущности, а выражалось лишь в отсутствии добра. См. на данную тему обширное исследование: Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. V, 19-35 // PG. Т. 3. Col. 716 D – 736 B.

[16] Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. VIII, 19.

[17] Там же. VI, 11; ср.: Василий Великий, свт. Беседа 9. О том, что Бог не виновник зла. 7 («Смерть есть непременное следствие греха: по мере того как удаляемся от жизни, которая есть Бог, приближаемся к смерти: смерть есть отсутствие жизни: удалясь от Бога, Адам приблизится к смерти»); Максим Исповедник, прп. Амбигвы к Иоанну. 10 // PG. Т. 91. Col. 1157 А («Первый человек, не пожелав насытиться [Словом жизни], неизбежно удалится от жизни божественной и взамен получит другую, смертную, лишенную Слова»).

[18] См.: Иоанн Златоуст, свт. Беседы о статуях. XI, 2; Григорий Палама, свт. К Ксении. 10. Col. 1048С: Он же. Гомилия ХI, 1 //PG. Т. 151. Col. 125 А. Духовная смерть (которую свт. Григорий Палама определяет как удаление души от Бога, так же как физическая смерть есть удаление души от тела) – более страшная, подчеркивает он, и именно она есть истинная смерть (см.: Он же. К Ксении).

[19] Ап. Павел имеет в виду эту двойную смерть, когда говорит в Рим. 5:12, что одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, а также в 1 Кор. 15, 21, что смерть через человека.

[20] Афанасий Великий, свт. О воплощении Бога Слова. III, 5.

[21] Григорий Палама, свт. К Ксенин. 10. Col. 1048 C: ср.: Он же. Главы физические, богословские, этические и практические. 51.

[22] Кирилл Александрийский, свт. Толкования на Послания ап. Павла к Римлянам // PG. Т. 74. Col. 789 В.

[23] Традиция усматривает между смертью духовной и физической причинно-следственную связь, неочевидную на первый взгляд, если рассматривать ее в натуралистическом плане, но становящуюся абсолютно понятной в контексте воздействия Божественной благодати: духовная смерть влечет за собой утрату благодати, которая сообщала плоти нетленность и бессмертие.

[24] Григории Нисский, свт. Большое огласительное слово. V, 11.

[25] Афанасий Великий, свт. О воплощении Бога Слова. IV, 4.

[26] См.: Максим Исповедник, прп. Амбигвы к Иоанну 42 . Сol. 1348 А; Григорий Нисский, свт. О душе и воскресении. Col. 148 С. Об истолковании последнего см.: Danielou J. Platonisme et théologie mystique. P. 56-59.

[27] См.: Максим Исповедник, прп. Амбигвы к Иоанну. 45. Col. 1353 В.

[28] См.: Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. III, 1; Максим Исповедник, прп. Амбигвы к Иоанну. 45. Col. 1353 В.

[29] См.: Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. III. 1.

[30] В. Лосский пишет: «Кожаные одежды представляют собой нашу нынешнюю природу, грубую биологическую оболочку, так непохожую на прозрачную телесность райского состояния» (Lossky V. Théologie dogmatique // Messager de l’Exarchat du Patriarche Russe en Europe Occidentale. № 48. Paris. 1964. P. 231).

[31] См.: Григорий Нисский, свт. О душе и воскресении. Col. 148С-149А.

[32] Максим Исповедник, прп. Амбигвы к Иоанну. 45. Col. 1353 АВ.

[33] См.: Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II, 30: см.: Lossky V. Essai sur la theologie mystique de l’Église d’Orient Paris. 1944. P. 127-128; Idem. Théologie dogmatique. P. 227).

[34] Максим Исповедник, прп. Письма. X // PG. T. 91. Col. 449 В.

[35] См.: Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II, 12; Максим Исповедник, прп. Мистагогия. VII // PG. Т. 91. С01. 657-718.

[36] См.: Григорий Палама, свт. Гомилия, LIII

[37] См.: Григории Нисский, свт. Об устроении человека. IV//PG. Т. 44. Col. 136С; Он же. Большое огласительное слово. VI, 10.

[38] См.: Максим Исповедник, прп. Амбигвы к Иоанну. 41. Col. 1305 А-С; Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II, 30.

[39] См.: Максим Исповедник, прп. Амбигвы к Иоанну. 41. Col. 1305 А-С.

[40] См.: Там же. Col. 1305 D.

[41] Прп. Максим говорит здесь об обожении всех тварей как о конечной цели творения.

[42] См.: Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия. XVI, 5.

[43] Теория о демонической этиологии некоторых заболеваний находит подтверждение в Писании: явно – в Прологе к Книге Иова (см.: Иов 2:6-7) и опосредованно – в словах ап. Петра: Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом (Деян. 10:38), не считая многочисленных упоминаний о чудесах, где об этом говорится прямо. Эта этиология также подтверждается святыми отцами. См., в частности: Апофтегмы (изречения). Алфавитная серия. Феодора. 3; Григорий Нисский, свт. (см.: Keenan M.E. St. Gregory of Nyssa and the Medical Profession // Bulletin of the History of Medicine. № 15. 1944. P. 159-160); Варсануфий Великий, прп. Письма. 154.517.519.520. 521; Георгий Сикеот, прп. Житие Феодора Сикеота. 43.46.71. S4. 86.88.89.91.106.108.140.143; Максим Исповедник, прп. Сотницы о любви. II, 74; Илия Экдик, прп. Гномическая антология добродетельных философов. 49; Макарий Египетский, прп. Духовные беседы в переложении Симеона Метафраста. 147. Признание демонической этиологии не препятствовало святым отцам, как мы увидим в главе 3-й, говорить также об этиологии биологической, органической или функциональной как о второй или одновременной причине. В первом случае, не отрицая физическую причинность, они упоминают причинность «метафизическую», или духовную, и подчеркивают их взаимосвязь и даже взаимозависимость.

[44] См.: Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. 60. Сol. 621 АВ.

[45] Это явным образом упоминается в Прологе к Книге Иова.

[46] См.: Lossky V. Theologie dogmati que // Messager de l’Rxarchat du Patriarehe Russe en Europe Occidentale. № 49. 1965. P. 27.

[47] См.: Григорий Палама, свт. Главы физические, богословские, этические и практические. 39 // PG. Т. 151. Col. 1148 В; Ориген. Гомилии на Книгу Бытия. ХIII. 4; Иоанн Златоуст, свт. К Феодору падшему увещание. I, 3.


13 Декабря 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...