Неделя пред Рождеством, святых отец

Неделя пред Рождеством, святых отец

В се­го­дняш­нее вос­кре­се­нье Цер­ковь от­ме­ча­ет па­мять свя­тых ­о­тец, т.е. зем­ных пред­ков Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, на­чи­ная от пер­во­го че­ло­ве­ка – Ада­ма, и вклю­чая Си­фа, Ено­ха, Ноя, Ав­ра­ама, Иса­а­ка, Иа­ко­ва, ца­ря Да­ви­да и про­чих. Эти древ­ние лю­ди, от­де­лен­ные от нас ты­ся­че­ле­ти­я­ми, од­на­ко име­ют к нам, те­пе­реш­ним пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам, са­мое пря­мое и близ­кое от­но­ше­ние.

Для того, чтобы придать некоторым праздникам сугубую торжественность, Святая Церковь установила так называемый пред- и попразднства. Кроме того, перед некоторыми Господскими праздниками или после них установлены особые субботы и Недели (воскресения). Как общее правило, предпразднство длится не более одного дня, и только два праздника – Рождество и Богоявление – имеют: Рождество 5 дней, а Богоявление 4 дня предпразднства. Кроме того, Рождество имеет 2 воскресения перед собой и 1 воскресение по ce6е, а попразднство Рождества длится до 31 декабря (по старому стилю), когда бывает так называемое отдание праздника. Вообще же попразднство длится не более 8 дней (исключение представляет Пасха, попразднство которой длится до Вознесения), продолжительность его иногда сокращается в зависимости от наступления следующего праздника или поста.

Пред- и попразднства ведут свое начало из глубокой древности: уже в IV в. существовали попразднства Пасхи, Пятидесятницы и Рождества. С течением времени этот обычай распространился и на другие праздники.

Возникновение пред- и попразднств объясняется, с одной стороны, примером Самого Христа Спасителя, пославшего двух учеников предуготовить пасхальную вечерю, а затем, после вечери, вместе с учениками, «воспевши, пошли на гору Елеонскую» (Μф. 26, 19-30); здесь как бы даны образы пред- и попразднства. С другой стороны, этот обычай мог быть заимствован и из Ветхого Завета (Лев. 23, 35-36; Мак. 10, 34; Ион. 11, 55).

Предпразднства имеют целью подготовить верующих к великому торжеству праздника. Попразднства как бы постепенно поглощают праздничную волну и завершая ее днем отдания праздника. В дни пред- и попразднств в церковных песнопениях звучат праздничные настроения, уже (или – еще) воспевается событие праздника. В день отдания последний всплеск радостной волны. В богослужебных книгах в эти дни не пишется особая служба «отдания», а лишь указывается, какие песнопения праздничной службы должны быть взяты в день отдания. И эти праздничные песнопения создают праздничное настроение, но с несколько меньшим напряжением.

Уже с праздника Введения, в церковных песнопениях слышится во время чтения канона Рождественский мотив: «Христос рождается, славите. Христос с небес, срящите; Христос на земли, возноситеся, пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися». Это первая «ласточка» праздника. За ней следуют другие: в службы врываются все больше Рождественские молитвы, и два последних воскресенья перед Рождеством называются: предпоследнее – Неделей святых праотец, и последнее – Неделей святых отец, или «перед Рождеством Христовым».

В эти два воскресения Святая Церковь поминает всех ветхозаветных святых, начиная от Адама и до Иосифа Обручника – нареченного мужа Пресвятой Богоматери; поминаются и все пророки, три отрока Анания, Азария и Мисаил – все те, которые до Христа жили действенною верою в пришествие Мессии – Христа.

В Неделю святых отец («перед Рождеством») сильно чувствуется уже близость Рождества; через всю службу проходят предпразднственные мотивы: «Днесь Собор божественных отец Христово Рождество предпразднствует светло, и прописует cиe преславная благодать: Авраам бо образ закона, и отроцы суть» (Канон святых отец, песнь 1-я, тропарь 1-й). Если это воскресение приходится после 20-го декабря, то читается и канон предпразднства.

Почему же Святая Церковь два воскресения перед Рождеством вспоминает ветхозаветных праведников? Ответ дают самые богослужебные тексты. Вот стихира на «Господи, воззвах» в Неделю святых праотец: «Праотцев днесь, вернии, совершающи память, воспоим Христа Избавителя, возвеличившаго их во всех языках... и от них показавша жезл силы нам, едину неискусомужную и Богоотроковицу Mapию Чистую, из Нея же цвет пройде Христос»... А в Неделю святых отец читается Евангелие от Матфея 1, 1-17 (родословная от Авраама). Этими текстами Святая Церковь нас учит, что корни Нового Завета – в Ветхом Завете. На почве ветхозаветной возрос пышный крин человеческой святости – Пречистая Богоматерь, через Которую произошло таинственнейшее таинство Боговоплощения, когда Бог, на Которого «и чини Ангельстии не смеют взирати», явился в плоти «и с человеки поживе»; а явился для того, чтобы спасти всех, верующих в Него во вся веки. Поэтому вполне уместно и справедливо перед праздником Рождества Христова вспомнить и прославить тех, которые своей верой и жизнью по вере подготовили почву для пришествия Спасителя. Но вместе с этим Святая Церковь и нас учит, как мы должны верить и встречать великий праздник Рождества Христова.

В Неделю святых праотец нашему вниманию предлагается чтение из послания святого апостола Павла к Колоссянам (3, 4-11) и Евангелие от Луки (14, 16-24). Апостол Павел предлагает «совлекшись ветхого человека с делами его, и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его», отказаться от всякой нечистоты духовной и телесной. А в Евангельском чтении рассказывается страшная история, как люди лишаются радости из-за приверженности к земным делам и благам. Святая Церковь готовит вечерю радости – праздник Рождества Христова,, и тюре тому, кто из-за неверия и приверженности к земной сует е откажется от этой вечери, кто не будет внимать ангельскому дивно-торжественному благовестию: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»: «ибо сказываю вам, что ни кто из тех званных не вкусит моего ужина: ибо много званных, но мало избранных» (Лк. 14, 24).

Если ветхозаветные праотцы, имевшие смутное обетование, но ясную и крепкую веру, являли высокие образцы святости (хотя бы и ветхозаветной), то мы, имеющие ясное знание о Боге через откровение Христа Спасителя, должны иметь еще крепльшую, еще действеннейшую веру в Него, дабы могли вместе со святыми праотцами воспеть «сердцем чистым и духом смиренным»: «Рождество Твое, Христе, Боже наш, возсия мирови Cвет разума: в нем бо звездам служащие звездою учахуся Teбе кланятися, Солнцу Правды, и Te6е ведети с высоты востока; Господи, слава Te6е!»


Древо Иессеево

Тропарь святым отцам, глас 2

Ве́лия ве́ры исправле́ния:/ во исто́чнице пла́мене, я́ко на воде́ упокое́ния,/ святи́и трие́ о́троцы ра́довахуся,/ и проро́к Дании́л львом па́стырь, я́ко овца́м, явля́шеся.// Тех моли́твами, Христе́ Бо́же, спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак святым отцам, глас 6

Рукопи́саннаго о́браза не поче́тше,/ но Неопи́санным Существо́м защити́вшеся, треблаже́ннии,/ в по́двизе огня́ просла́вистеся,/ среде́ же пла́мене нестерпи́маго стоя́ще, Бо́га призва́сте:/ ускори́, о Ще́дрый, и потщи́ся, я́ко Ми́лостив, в по́мощь на́шу,// я́ко мо́жеши хотя́й.


Источник: Вечное/«L'Éternel» // Православный журнал. - Аньер (Франция), 1952. С. 3-5.


STSL.Ru


31 Декабря 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...