Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Глава VI. Ветвь Соловецкая

Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Глава VI. Ветвь Соловецкая

Граф М.В. Толстой 

Благодатные ученики дивного аввы Радонежского разлетелись, подобно птенцам, из великого гнезда Сергиева и основали новые обители иноческие, в которых воспитались новые, богоугодные подвижники и первоначальники новых монастырей. Нам представляется сенно-лиственное древо монашества, насажденное преп. Сергием и возрастившее крепкие, живые ветви. Таких ветвей пред нами пять: 1) Ветвь Белоярская первая — от преп. Кирилла; 2) Ветвь Белоярская вторая — от преп. Ферапонта (см. ниже главу IV); 3) Ветвь Боровская — от преп. Пафнутия (гл. V); 4) Ветвь Соловецкая — от преп. Савватия (гл. VI); 5) Ветвь Комельская — от преп. Корнилия (гл. VII).



69. Преп. Савватий, пустынножитель,

70. Преп. Зосима игумен,

71. Преп. Герман, первоначальник, Соловецкие чудотворцы.

В Белозерской обители преп. Кирилла подвизался инок Савватий. Безответное послушание игумену, кроткая любовь к братии и строгая жизнь стали приобретать ему уважение; это тяготило подвижника, и он решился скрыться в безмолвное место. Он ушел в Валаамский монастырь, но через несколько времени, услышав о необитаемом Соловецком острове, пустился на север. Около 1430 года преп. Савватий встретился на реке Выге с старцем Германом, жившем при часовне. Нашедши в нем себе друга, любителя уединения, Савватий переправился с ним на Соловки, уже знакомые Герману. Несколько лет уединенной жизни преподобных протекло на пустынном острове. Когда Герман отплыл на реку Онегу для приобретения жизненных потребностей, то Савватий остался на острове совершенно один — пред лицом всевидящего Бога. Предчувствуя приближение своей кончины, преп. Савватий пожелал причаститься св. Тайн, и для сего, сев в небольшую лодку, поплыл к берегу. После двухдневного плавания он вышел на берег и направился к часовне на реке Выге, где в то время находился игумен Нафанаил, прибывший для посещения прибрежных христиан. Приняв св. Дары, преп. Савватий мирно почил 27 сентября 1435 года и погребен при часовне. Через год по кончине преп. Савватия, в Поморский край пришел инок, по имени Зосима, родом из села Толвуя, на берегу Онежского озера, искавший удобного места для безмолвия. На устье р. Сумы встретил он блаженного авву Германа и узнал от него о подвигах преп. Савватия. Зосима обрадовался и вместе с Германом пустился на ладье через Белое море на Соловецкий остров. Прибыв безбедно на желаемое место, пустынники ходили по острову с мыслью, где бы Бог благословил устроить обитель, и остановились недалеко от морского берега, на берегу озера с приятною водою. Помолясь Господу, отшельники начали рубить деревья для сооружения кельи; днем они занимались работою, а ночь проводили в молитве. В исходе лета Герман отправился на Сумский берег, чтобы запастись хлебом и надеялся возвратиться осенью. Но ветры и потом снег не позволили ему пуститься в море, и он провел зиму на берегу. Зосима остался один. Весною Герман привез с собою запас хлеба и рыболова Марка с поводом для рыбной ловли. Когда разнеслась молва о новом подвижнике Соловецком, к преп. Зосиме стали приходить любители безмолвия; он принимал их с любовью. Срублен был небольшой храм Преображения Господня и при нем трапеза. Послали одного монаха в Новгород, чтобы испросить благословение владыки и антиминс для храма. Возблагодарив Господа за благодать, одушевившую таким мужеством рабов Его, святитель (вероятно, св. Евфимий, 1429—1457) послал игумена Павла с антиминсом для освящения храма и для управления новым братством. Так началась обитель Соловецкая! Затем Зосима, вызванный архипастырем в Новгород, должен был, хотя против воли, принять на себя священство и игуменство. Возвратившись на свой остров, преп. Зосима ревностно занялся устроением внутреннего быта обители. Постановив непременным правилом для нее общежитие, он внушил братии вести жизнь иноческую так, как заповедали великие отцы общежития. Поныне известен устав его о жизни братии. Слух о высокой духовной жизни преп. Зосимы привлекал на остров ревнителей спасения со всех сторон. Даже Лопари и Чудь, даже Норвежцы приходили к преп. Зосиме и поучались душевному спасению. В 1465 году преп. Зосима перенес мощи преп. Савватия, уже прославленные чудесами, с берега р. Выги в свою обитель. Между тем люди бояр, владевших участками земли на Соловецком острове, являлись туда, оскорбляли иноков и отнимали у них рыбную ловлю. Это принудило преп. Зосиму в 1470 году отправиться в Новгород. Там получил он от Марфы, вдовы посадника Борецкого, грамоту на владение принадлежавшими ей землями, а впоследствии (уже при игумене Ионе) «Государь господин Великий Новгород, все пять концов на веце (вече) Ярославове дворе, пожаловаша теми островы Соловки и Анзеры и малыми островки». Великий светильник глубокого севера Русской земли, начальник общежития в стране нестерпимых морозов, богоносный Зосима прожил 42 года на Соловецком острове и 26 лет настоятельствовал в созданной им обители. Преставился 17 апреля 1478 года. Преп. Герман пережил преп. Зосиму. И при жизни его и после него блаж. Герман не раз путешествовал па твердую землю для нужд обители. Святая любовь его не взирала притом ни на опасности плавания по обманчивому морю, ни на другие неудобства пути, нелегкие особенно для дряхлой старости. Он и скончался на службе обители. При игумене Арсении, преемнике св. Зосимы, авва Герман, быв послан в Новгород по нуждам обители, в обители преп. Антония Римлянина почувствовал близость кончины своей, приобщился св. Тайн и мирно предал дух свой Богу в 1479 году. Спустя 5 лет (в 1484 г.), гроб eгo перенесен в Соловецкую обитель; когда посланные откопали в земле и открыли гроб аввы, то нашли мощи его нетленными. Ныне мощи аввы Германа почивают в часовне его имени. Здесь же стоит каменный четвероконечный крест, стоявший в келье преп. Савватия, пред которым молился вместе с ним и авва Герман. Мощи преп. Зосимы и Савватия, по освящении каменного Спасского собора, перенесены в придел его, посвященный их памяти, и там почивают в великолепной серебряной раке. Соловецкий Зосимо-Савватиевский ставропигиальный 1-го класса (с 1764 г.) монастырь находится в 250 вер. к сев.-западу от Архангельска, в 60 вер. к востоку от Кеми и в 40 вер. к сев.-западу от Онеги, на западной оконечности острова Соловецкого. Он имел высокое политическое и религиозное значение; как крепость неоднократно подвергался осадам, служил местом заточения для государственных людей и давал из себя высоких святителей.

72. Блаж. Иоанн свещеносец,

73. Блаж. Василии келейник,

74. Блаж. Онуфрий пустынник и

75. Блаж. Герасим отшельник -

ученики преп. Зосимы, упоминаемые в житии его. Все они пережили блаж. своего наставника и почили после подвигов в Соловецкой обители. Из числа их три первые погребены в часовне преп. Иринарха.

76. Св. Филипп, митрополит Всероссийский, священномученик. Сын. знатного боярина, Феодор Степанович Колычев родился в 1507 году, а был известен царю Иоанну во время его малолетства. В 1537 году он тайно оставил Двор и Москву и удалился в Соловецкую обитель. Там, через несколько времени, приняв пострижение с именем Филиппа, он в течение десяти лет проходил разные, иногда весьма тяжелые, послушания. Возведенный в сан игумена (1548 г.), Филипп в продолжении восемнадцатилетнего управлении Соловецкою обителью, совершенно обновил ее. В 1566 году, в самое страшное время мучительства Грозного царя, св. Филипп избран и рукоположен на митрополию. Он не убоялся тайно и явно обличать Иоаннa, за что сведен с кафедры и заточен в Тверской Отрочь монастырь. Спустя около года, Иоанн, путешествуя в Новгород для лютых казней, когда приближался к Твери, вспомнил о Филиппе и послал к нему одного из своих приближенных, Малюту Скуратова, который задушил святителя подушкою 23 декабря 1569 года. Мощи св. Филиппа были немедленно, в присутствии убийцы, преданы земле за алтарем монастырской церкви. В 1591 году они перенесены из Твери в Соловецкую обитель—на место иноческих подвигов священномученика, причем, найдены совершенно нетленными и положены в приготовленной им для себя могиле. В 1652 году св. мощи перенесены из Соловков в Москву и поставлены открыто в соборном храме Успения Богоматери, у южного угла иконостаса.

77. Правед. Иоанн и

78. Прав. Логин, Яренгские чудотворцы. Ученики святителя Филиппа, когда он был игуменом Соловецкой обители, проводили жизнь в строгом посте и внимании к своей совести. В 1561 г. отправились они на судах на твердую землю, и возвращаясь, застигнуты были сильною бурею; буря разбила суда, блаж. Иоанн и Лонгин потонули. Тела их обретены нетленными на Корельском берегу, за 120 верст от обители, в устье Сосновки и положены в часовне у приходской церкви села Яренги. В 1625 году, инок Илия Телов донес патриарху Филарету о чудесах, совершающихся при мощах праведпых. Вследствие сего Новгородским митрополитом Макарием предписано произвести на месте точное исследование о чудесах св. Иоанна и Лонгина. Разыскание оправдало донесение инока Илии. Слава чудес, совершавшихся при мощах, привлекла к ним несколько иноков, которые построили себе келлии и положили основание обители. Там, в церкви монастырской, а ныне приходской, почивают под спудом мощи Яренгских чудотворцев.

79. Преп. Вассианн и

80. Преп. Иона Пертоминские. Подвижники Соловецкие, ученики св. митрополита Филиппа, когда он был игуменом в Соловках. В 1561 году по воле святого игумена, Вассиан и Иона отправились на судах за известью на твердую землю. На возвратном пути, на устье Двины, буря разбила суда; тела утонувших Вассиана и Ионы выброшены были на восточный берег Унской губы. Крестьяне Унского посада нашли нетленные тела преподобных и похоронили их там, где нашли. Мамонт, старец Сергиевой Лавры, управлявший соляными варницами в Унском посаде, повинуясь чудесному во сне видению, 12 июня 1599 года построил над мощами часовню. Вслед за тем близ часовни поставил себе келью отшельник и пришли другие; а при мощах праведников совершались по временам чудеса. Инок Ефрем построил храм. Позднее храм был освящен в честь Преображения Господня и образовалась Пертоминская обитель в 120 верстах от Архангельска. Ныне мощи преп. Вассиана и Ионы почивают там под спудом в каменном храме Успения Богоматери.

81. Преп. Иринарх, игумен. Приняв иноческое пострижение в Соловецкой обители, ревностно подражал добродетельной жизни преп. Зосимы и Савватия. По смерти игумена Антония, Иринарх был поставлен, по воле царя Михаила Феодоровича, Соловецким игуменом. Смиренный и кроткий, всегда погруженный в богомыслие и занятый иноческими подвигами, он в то же время, по воле царской, предпринимал меры защиты от внешних врагов — шведов и датчан и приводил монастырь в оборонительное состояние. Будучи сам примером подвижничества, он ревновал о поддержании в подчиненных ему иноках духа истинного монашества. Приготовляясь к кончине, преп. Иринарх испросил себе увольнение от дел начальственных и последние два года жизни провел в совершенном безмолвии. Он преставился 17 июля 1628 года. Мощи его почивают под спудом в часовне его имени.

82. Преп. Елеазар Анзерский родился в г. Козельске в конце XVI века. Родители его, по фамилии Севрюковы, были купеческого звания и отличались особенным благочестием. В молодых годах обнаружилась в Елеазаре склонность к иноческой жизни. Прибыв в Соловецкий монастырь, Елеазар был принят в число братства преп. игуменом Иринархом и с усердием и ревностью занялся резным делом в Преображенском соборе. Строгим постом, постоянством в молитве, глубоким вниманием к самому себе, послушник приобрел уважение братии и любовь игумена и был пострижен в монашество. По благословению преп. Иринарха, он оставил обитель и удалился на Анзерский остров, отдаленный от Соловецкого на 20 верст. В то время этот остров был необитаем; только изредка приставали к нему беломорские суда и монастырские промышленники, занимавшиеся рыбной и звериной ловлей. Поселившись один на острове, пустынник изготовлял деревянные чашки, выставлял их на пристани, а сам удалялся в леса от людей. Приплывавшие поморцы брали посуду, а в уплату оставляли хлеб, крупу и капусту. Мало-помалу собралось к нему несколько ревнителей скитского жития. В числе первых и ближайших учеников преп. Елеазара был знаменитый Никон, впоследствии патриарх. В житие Елеазара сказано, что он предсказал царю Михаилу рождение сына, царевича Алексея. Царь Михаил и потом патриарх Никон, и царь Алексей своими жалованными грамотами и разными вкладами весьма много способствовали возвышению и благоустройству основанного преп. Елеазаром скита. Преставился 13 января 1656 года, после 40-летних подвигов. Мощи почивают под спудом в церкви Анзерского скита.


Источник: Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры или Происхождение северо-восточного русского иночества из Обители Преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. Составил Граф М.В. Толстой. Изд. второе и дополненное. Типография А.И. Снегиревой в Москве и Сергиевом Посаде, 1893 год.


(Продолжение следует)


Смотрите также:

Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Глава I. Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Глава II. Ученики преподобного Сергия – основатели монастырей

Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Глава III. Духовное потомство преп. Сергия

Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Глава IV. Ветвь Белозерская вторая

Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Глава V. Ветвь Боровская




13 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...