Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Глава V. Ветвь Боровская

Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Глава V. Ветвь Боровская

Граф М.В. Толстой 

Благодатные ученики дивного аввы Радонежского разлетелись, подобно птенцам, из великого гнезда Сергиева и основали новые обители иноческие, в которых воспитались новые, богоугодные подвижники и первоначальники новых монастырей. Нам представляется сенно-лиственное древо монашества, насажденное преп. Сергием и возрастившее крепкие, живые ветви. Таких ветвей пред нами пять: 1) Ветвь Белоярская первая — от преп. Кирилла; 2) Ветвь Белоярская вторая — от преп. Ферапонта (см. ниже главу IV); 3) Ветвь Боровская — от преп. Пафнутия (гл. V); 4) Ветвь Соловецкая — от преп. Савватия (гл. VI); 5) Ветвь Комельская — от преп. Корнилия (гл. VII).

Ветвь Боровская

61. Преп. Пафнутий Боровский, внук татарина, бывшего баскаком в Боровске, в молодости ушел из родительского дома в Боровский Высоко-Петровский монастырь; здесь наставником его был блаж. Никита, один из учеников богоносного Сергия Радонежского. Спустя несколько лет, братия упросила Пафнутия принять на себя начальство над обителью, но на 1З-м году игуменства он тяжко заболел, принял схиму и отказался от управления монастырем. Выздоровев, Пафнутий стал жить в трех верстах от Боровска, среди густого леса, с одним послушником. Мало-помалу начали приходить к нему братия и построили деревянный храм Рождества Богородицы. Основался Боровский Пафнутьев монастырь. В числе многих, поселившихся в новой обители, чтобы пользоваться наставлениями опытного подвижника, были: юноша Иоанн Санин, в иночестве Иосиф, будущий основатель Волоколамского монастыря, родной брат его Вассиан, впоследствии архиепископ Ростовский и многие другие. Преп. Пафнутий провидел тайные мысли учеников своих, искушения лености, ропота и нечистоты плотской, открывал виновным собственные их чувства и намерения и приводил их к покаянию. Он говорил ученикам своим, что можно узнать по взору, добрыми ли кто занят мыслями или дурными. После 63-х лет иночества, преп. Пафнутий приблизился к блаженной кончине, которую предсказал за несколько дней и мирно почил 1 мая 1478 года. Мощи преп. Пафнутия почивают под спудом, в соборном храме обители его, созданном им самим в честь Рождества Богородицы и освященном в 1467 году, близ южной стены иконостаса. Над ними рака, обложенная позолоченным серебром.

62. Преп. Левкий, постриженник преп. Пафнутия, основатель Успенского монастыря, в 32 верстах от Волоколамска на р. Рузе. Скончался в 1492 году. Обитель упразднена в 1764 году. Мощи преп. Левкия почивают под спудом в церкви села Ловкиева.

63. Преп. Иосиф. Знаменитый ревнитель и труженик православия и духовного просвещения, урожденец Волока-Ламского, происходил из дворянского рода Саниных. Ученик опытного наставника, преп. Пафнутия Боровского, Иосиф наследовал ему, по желанию братии, в управлении монастырем. Как пламенный приверженец общежительного жития, он предлагал братии ввести в обитель чин общежития, и когда предложение не было принято, тайно ушел на Белое озеро и там, несколько лет, в виде простого послушника, на опыте изучал устав общежития, который был составлен преп. Кириллом и сохранялся во всей строгости. Затем с семью преданными ему иноками он удалился в знакомые ему леса Волоколамские. Князь Волоколамский Борис Васильевич, узнав о прибытии его в пределы Волоколамские, отдал в полную его волю выбрать место для обители. Она была основана преп. Иосифом в 1479 году. Под руководством его братия подвизалась усердно на поприще иноческой жизни. Все время было посвящено или молитве, или трудам телесным. На соборе 1503 года державный великий князь Иоанн III, отобрав, после покорения Новгорода, владычние и монастырские вотчины того края, изъявил желание, чтобы были отобраны в казну имения и прочих монастырей Русских. Замечательно, что того же желали и пустынника Белозерские: Паисий Ярославов, ученик его преп. Нил Сорский, и многие пустынные старцы, говоря, что неприлично монастырям владеть селами: чернецы должны жить в пустынях и кормиться своим рукодельем. Но преп. Иосиф находил необходимым, как для благолепия церковного, так и для поддержания монашеской жизни в сословиях более образованных, чтобы монахи пользовались некоторым довольством и владели недвижимыми имуществами. «Не смеем, - заключил Собор, - отдать церковного стяжания: оно принадлежит Богу и неприкосновенно. Когда князь Волоколамский Феодор Борисович начал делать различные притеснения Иосифову монастырю, который принадлежал тогда, вместе с владениями Волоцкого князя, к епархии Новгородской, преп. Иосиф решился, по примеру некоторых других обителей, перейти под непосредственное покровительство великого князя и митрополита. В 1507 году желание его было исполнено, и он получил от великого князя несудимую грамоту. Переход Иосифа из Новгородской епархии в область митрополита оскорбил владыку Новгородского (см. выше № 9). Но спустя несколько времени, двое богоугодных мужей, святитель и игумен, примирились и прежняя любовь водворилась между ними. Преп. Иосиф преставился 9 сентября 1515 года. Мощи его почивают под спудом в соборном храме основанного им монастыря. В обители преп. Иосифа образовалось много великих подвижников. Некоторые из них возведены были на кафедры святительские; непосредственный преемник Иосифа, Даниил был после митрополитом; Ростовский архиепископ Вассиан II-й, брат Иосифа; епископы: Смоленский Савва Слепушкин, Коломенский Вассиан Топорков, Тверский Акакий, Крутицкие Савва Черный, Нифонт и другие были постриженниками и учениками богомудрого игумена Волоколамского. Из простых иноков замечательны по своей жизни Герасим Черный и Вассиан Босой, пришедшие с Иосифом из Пафнутьева монастыря. Первый из них строгий постник, жил впоследствии вне обители, в затворе, занимаясь молитвою и рукоделиом. Одним из главных его занятий было списывание книг. Кассиан Босой ни летом, ни зимой не носил обуви, не знал теплой одежды; он так изнурил себя постом, что преп. Иосиф находил нужным умерять его подвиги.

64. Св. Гурий – первый архиепископ Казанский, в крещении Григорий. Родился в Радонежском городке, где жил некогда преп. Сергий, с родней своей, до удаления в пустыню. Родители Григория были дворяне Руготины, бедные и малоизвестные. В доме благочестивого отца сын получил благочестивое воспитание и обучен был читать и писать. Сыновья незнатных дворян обыкновенно служили тогда, если не в службе великого князя, то при домах богатых княжеских фамилий. Так служил в доме князя Ивана Пенькова и Григорий Руготин. Григорий был умен и деятелен, нрава кроткого и послушливого, честности неподкупной; он любил ходить в храм Божий на молитву, молился и в доме, и хранил целомудрие. Григорию поручено было все правление по княжескому дому. Товарищи Григория стали завидовать его счастью и оклеветали чистого юношу в преступной связи с княгинею. Гневный князь придумал жестокую месть; была выкопана яма и в нее опущен сруб; сюда заперли Григория. Только малое отверстие сверху темницы пропускало в нее свет, и в тоже окошко бросали Григорию на пять дней по снопу овса и опускали немного воды. Тяжко было положение невинного страдальца. Но благочестивая душа его скоро помирилась с темницею. «Мученики, - думал Григорий, - терпели и не то, при всей своей святости; темница избавила меня от соблазна и тревог мирских». Уже проходил второй год заключения, когда один из товарищей по княжескому дому, вызвался доставить ему приличную пищу. Григорий поблагодарил друга за участие и сказал: «Без наказания, которое терплю я, душа моя могла остаться неисцеленною; благодарение Богу за все! В пище не имею я нужды; а прошу тебя приносить чернила и бумаги: я стану писать азбуки, а ты будешь продавать их, и деньги, после покупки бумаги, станешь раздавать нищим». Освободившись неожиданно, Григорий пошел прямо в обитель преп. Иосифа Волоколамского, известную тогда по строгой жизни иноков. Там он и постригся с именем Гурия. Для завоеванного Казанского царства Собор приступил к избранию архиепископа. Жребий пал на блаж. Гурия. Хотя существовали начатки христианства в земле Казанской, уже напоенной кровью мучеников Христовых, но ревностный святитель и сотрудники его должны были неусыпно трудиться: прежде всего поучать духовенство, новокрещенных утверждать в вере и благочестии, магометан и язычников обращать к св. вере убеждениями, не прибегая к насилиям. Святитель присовокупил для успехов веры молитву и милосердие: в доме его находили пищу и помощь всякая бедность и нужда. Неверующие видели, что вся жизнь его - любовь святая, любовь благотворительная для всех без различия. Блаженная кончина его последовала 4 декабря 1563 года. Мощи первоначально погребены в палатке в Преображенском монастыре, а спустя 32 года, при начале постройки каменного Спасского храма, обретены нетленными. Тогда же мощи перенесены в кафедральный Благовещенский собор.

65. Св. Герман, в мире Григорий, из знаменитой фамилии Полевых, происходившей от князей Смоленских, в ранней юности постригся в обители Иосифовой, где отличался строгой жизнью родной дядя его Нил Полев; там пользовался он наставлениями богомудрого страдальца Максима Грека и добродетельного игумена св. Гурия Руготина, для которого трудился в списывании книг. Назначенный на игуменство в Старицкий монастырь, блаж. Герман настоятельствовал только два года и удалился на апостольские подвиги в Казань с наставником своим св. Гурием. Блаж. Герман устроил обитель иноческую в Свияжске, учил детей и усердно выполнял поручения святителя по епархии. По преставлении святителя Гурия, Герман был назначен его преемником и рукоположен в Москве 4 марта 1564 года. Спустя два года, по воле царя Грозного, избранный на Всероссийскую митрополию, он занял митрополичий дом, но когда осмелился говорить царю о страшном суде Божием, пред которым должны отдать отчет все, подданные и цари, Иоанн с безчестием изгнал праведника из митрополичьего дома. После того св. Герман не был отпущен на епархию, но тайно содержался в заключении и скончался в Москве 6 ноября 1567 года. Мощи его были погребены при церкви св. Николая (по прозванию Мокрого). В 1595 году Свияжские граждане выпросили у царя Феодора дозволение перенести святое тело архипастыря их в Свияжск. Теперь мощи св. Германа почивают открыто в соборной церкви Свияжского монастыря, в серебряной раке.

66. Преп. Даниил, игумен в Переславле-Залесском, в мире Димитрий, пострижен в Пафнутиевом Боровском монастыре, пришел в Переславль-Залесский, в обитель Горицкую, и вскоре удостоился священства. Тут совершал он особенный подвиг любви к ближним: умерших странников, убитых, замерзших, утонувших, бедняков, на своих руках переносил в скудельницу, он просил других сказывать ему, если увидят где застигнутого внезапною смертью и ночью шел отпевать покойного. Возведенный в сан архимандрита Горицкого монастыря, преп. Даниил один год управлял им: он перешел в свою новую обитель на Божедомье, отданном ему великим князем Василием и там в 1530 году построил каменный храм св. Троицы. Посетив крестника своего, вел. князя Ивана Васильевича, святой старец доложил ему и митрополиту Иоасафу о мощах св. князя Андрея и получил дозволение осмотреть их. Преставился 7 апреля 1540 года, достигнув 90-летней старости. Нетленные мощи его обретены и освидетельствованы 30 декабря 1553 года. Они почивают открыто в сооруженном им соборном Троицком храме обители его, на северной стороне под аркою, соединяющей собор с придельною церковью преп. Даниила. Великолепная рака устроена в 1816 году.

67. Преп. Герасим Болдинский, урожденец Перелавля-Залесского, поступил на 13-м году в Горицкий монастырь к преп. Даниилу, еще прежде начала Троицкой обители. Герасим был «кожешвец» (сапожник) и по воле старца усердно служил ремеслом своей бедной братии Божедомья. Прожив 26 лет, он поселился в уединении, но скоро собрались к нему братия на пустыни Болдиной. Кроме этой обители, преп. Герасим основал еще в Вязьме в 1553 году монастырь во имя Иоанна Предтечи, и поставил в ней игуменом одного из учепиков своих Симеона; потом в Брынском лесу на реке Жиздре основал обитель Введения во храм Богоматери. В Болдинской обители под конец жизни Преподобного было до 140 братий. Ученики его основали еще несколько монастырей в той же стране. Скончался 1 мая 1554 года. Мощи почивают под спудом в соборной церкви Троицкого Болдина монастыря, в 15 верстах от г. Дорогобужа. Болдинский монастырь с своею древнею Троицкою церковью и Предтечев, в предместье г. Вязьмы, существуют доныне, а прочие обитали, основанные преп. Герасимом и учениками его, давно упразднены.

68. Блаж. Антоний, епископ Вологодский, местночтимый святитель, ученик преп. Герасима Болдинского, посвящен в 1586 году из игуменов Дорогобужского Болдина монастыря и архипастырствовал только два года. В рукописной, принадлежащей Вологодскому собору, полууставной книге «Жития Вологодских чудотворцов», сказано, что «от честного его гроба верные исцеление приемлют и доныне всяким недугом одержимые, молитвами святителя». И теперь еще часто приходят служить панихиды над гробницею блаж. Антония, на которой лежит доска с его изображением. Преставился 26 октября 1588 года. Погребен в Вологодском Софийском соборе.

Источник: Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры или Происхождение северо-восточного русского иночества из Обители Преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. Составил Граф М. В. Толстой. Изд. второе и дополненное. Типография А.И. Снегиревой в Москве и Сергиевом Посаде, 1893 год


(Продолжение следует)


Смотрите также:

Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Глава I. Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Глава II. Ученики преподобного Сергия – основатели монастырей

Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Глава III. Духовное потомство преп. Сергия

Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Глава IV. Ветвь Белозерская вторая




28 Февраля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...