Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Глава IV. Ветвь Белозерская вторая

Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Глава IV. Ветвь Белозерская вторая

Граф М.В. Толстой 

Благодатные ученики дивного аввы Радонежского разлетелись, подобно птенцам, из великого гнезда Сергиева и основали новые обители иноческие, в которых воспитались новые, богоугодные подвижники и первоначальники новых монастырей. Нам представляется сенно-лиственное древо монашества, насажденное преп. Сергием и возрастившее крепкие, живые ветви. Таких ветвей пред нами пять: 1) Ветвь Белоярская первая — от преп. Кирилла; 2) Ветвь Белоярская вторая — от преп. Ферапонта (см. ниже главу IV); 3) Ветвь Боровская — от преп. Пафнутия (гл. V); 4) Ветвь Соловецкая — от преп. Савватия (гл. VI); 5) Ветвь Комельская — от преп. Корнилия (гл. VII).

Ветвь Белозерская вторая

57. Преп. Ферапонт Белозерский и Можайский, из рода дворян Поскочиных, урожденец Волоколамский, в юных летах постригся в Симонове монастыре и был учеником преп. Сергия. Через несколько времени удалился с другом своим преп. Кириллом в страну Белозерскую и в 1398 году построил там монастырь. Князь Андрей Можайский вызвал его в Можайск, и по его просьбе преп. Ферапонт построил близ города Лужецкий монастырь и в нем остался настоятелем. Преставился 27 мая 1426 года. Мощи его почивают под спудом в соборной церкви Лужецкого монастыря.

58. Преп. Мартиниан Белозерский, урожденец деревни Березкино, близ которого теперь стоит Сямский монастырь. Отрок Михаил на 13-м году оставил родителей, тайно ушел к преп. Кириллу Белозерскому, о котором слышал от многих. «Возьми меня к себе, господин!» - говорил отрок старцу, упав ему в ноги. Кирилл отдал отрока учиться грамоте к мирскому дьяку Олешу (Алексею) Павлову, а по научении взял к себе. Полюбив чистую душу юного Михаила, св. старец облек его в иночество с именем Мартиниан и велел ему жить у себя в келлии. По желанию св. игумена, Мартиниан удостоен священства и занимался писанием книг, сохранившихся доныне. По кончине преп. Кирилла, блаж. Мартиниан удалился для безмолвия на безлюдный остров оз. Вожа. Когда стали собираться к нему сюда братия, он создал храм Преображения Господня и ввел чин общежития. Братия Ферапонтовой пустыни, осиротевшие после вызова Ферапонта в Можайск, умолили преп. Мартиниана принять игуменство над ними. Он привел обитель Ферапонтову в цветущее состояние. Великий Князь Василий Темный полюбил старца, поручил ему настоятельство в Лавре Сергиевой, дозволял говорить себе правду и слушался его советов. Но обитель, близкая к столице, тяготила пустынника; он удалился в свой Ферапонтов монастырь. Достигнув глубокой старости, преп. Мартиниан скончался 12 января 1483 года. Обитель его упразднена в 1798 году к храмы ее сделались приходскими, но хорошо сохраняются усердием причта и прихожан.

59. Преп. Галактион Затворник, сын знаменитого боярина князя Ивана Федоровича Бельского, родился в Москве в 1535 году, в первый год малолетняго царя Иоанна IV, и наречен был в св. крещении Гавриилом. Когда отец его был умерщвлен в тюрьме князьями Шуйскими, семилетий Гавриил скрывался в неизвестности и вскоре перешел в Вологду, где кормился сапожным мастерством; женился, но овдовев, постригся с именем Галактион, затворился в построенной им тесной келье на берегу ручья Содимки и наложил на себя тяжкий подвиг затворничества в оковах. По совету преп. Иринарха, затворника Ростовского, он приковал себя к стене цепью. Богобоязненные люди подавали ему в окошко пищу; когда склонял его сон, он становился на колени и держась за цепь, засыпал сном легким и прерывистым; пищею его был только сухой хлеб с водою. Преп. Галактион убит поляками и литовцами 24 сентября 1611 года; тело его погребено в бывшей его келлии. Над могилою его построен в 1654 году двухъярусный пятиглавый соборный храм Сошествия св. Духа. Под ним в нижней Знаменской церкви почивают под спудом мощи преп. Галактиона. При раке находятся тяжелые его вериги, железная цепь, параманд и шапка, сделанная из двух железных полос, крестообразно сложенных с обручем вокруг головы, таким же аналавом, а с другой - крестом.

60. Преп. Кассиан Учемский, в миру Константин, потомок князей Мангупских, прибыл в Москву в 1478 году с невестою Иоанна III, царевною Софиею, но не захотел остаться при дворе великокняжеском и, любя уединение, скорбя о горькой участи своей родины, страдавшей под игом турок, избрал себе скромное место боярина при Ростовском архиепископе Иоасафе из рода князей Оболенских. Когда святитель Иоасаф отказался от кафедры и удалился в Ферапонтов монастырь, на место своего пострижения, сюда вместе с ним перешел и князь Константин. Здесь в молитве и чтении книг находил он покой душе и был пострижен, с именем Кассиан, а через несколько времени удалился, с несколькими братиями, в удел доброго Угличского князя Андрея, с которым был дружен еще в мире. В 15 верстах от Углича, на берегу Волги, при впадении в нес р. Учмы, он основал Учемский монастырь. Преставился 2 октября 1504 года, причем, церковь сделана приходскою для соседних селений. В ней почивают мощи преп. Кассиана под спудом.


Источник: Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры или Происхождение северо-восточного русского иночества из Обители Преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. Составил Граф М. В. Толстой. Изд. второе и дополненное. Типография А.И. Снегиревой в Москве и Сергиевом Посаде, 1893 год


(Продолжение следует)


Смотрите также:

Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Глава I. Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Глава II. Ученики преподобного Сергия – основатели монастырей

Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Глава III. Духовное потомство преп. Сергия



22 Февраля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...