Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Глава III. Духовное потомство преподобного Сергия

Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Глава III. Духовное потомство преподобного Сергия

Граф М.В. Толстой

Благодатные ученики дивного аввы Радонежского разлетелись, подобно птенцам, из великого гнезда Сергиева и основали новые обители иноческие, в которых воспитались новые, богоугодные подвижники и первоначальники новых монастырей. Нам представляется сенно-лиственное древо монашества, насажденное преп. Сергием и возрастившее крепкие, живые ветви. Таких ветвей пред нами пять: 1) Ветвь Белоярская первая — от преп. Кирилла; 2) Ветвь Белоярская вторая — от преп. Ферапонта (см. ниже главу IV); 3) Ветвь Боровская — от преп. Пафнутия (гл. V); 4) Ветвь Соловецкая — от преп. Савватия (гл. VI); 5) Ветвь Комельская — от преп. Корнилия (гл. VII).

Ветвь Белозерская первая

52. Преп. Кирилл Белозерский чудотворец, в мире Козма, сын благородных родителей и сирота с ранней юности, жил в Москве у родственника своего, боярина Тимофея Вельяминова. Не чувствуя расположения к светской жизни, стремился душою на служение Господу. Он открыл сердце преп. Стефану, игумену Махрищскому, который успел испросить согласие боярина и отвел юношу в Симонов монастырь к архимандриту Феодору. Облекши Козму в иночество с именем Кирилл, св. Феодор поручил его опытному старцу, потом назначил ему послушание в хлебне и поварне. По временам приходил на Симоново преп. Сергий и прежде прочих посещал Кирилла в хлебне, где подвижник носил воду, рубил дрова, топил печи и, смотря на пылающий огонь, говорил сам себе: „Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный огонь". По возведении св. Феодора на святительскую кафедру, в 1390 году, назначен архимандритом обители. Кирилл архимандрит не изменил образа жизни, и в свободное время выходил на работу вместе с послушниками; но посещения богатых и знатных людей смущали смиренный дух подвижника. Он не долго оставался настоятелем и пришел подвизаться на старое Симоново. И здесь шум города безпокоил любителя безмолвия. Чудное видение указало ему место, предназначенное для пустынной жизни и он, вместе с другом своим преп. Ферапонтом, удалился в Белозерский край. Там взошли они на гору Мауру и преп. Кирилл узнал прекрасную местность, указанную ему в видении: он упал с усердною молитвою перед иконою Богородицы, которую принес с собою, поставил деревянный крест; подле креста пустынники выкопали себе землянку. Вскоре Ферапонт ушел за 15 верст от Кирилла, а преп. Кирилл более года подвизался в своей землянке, не видаясь ни с кем, кроме двух крестьян, которые приносили ему сухой хлеб. После того пришли из Симонова два инока, любимые Кириллом, а вслед за ними стали приходить многие. Преп. Кирилл увидел, что настал конец безмолвному его уединению; в 1397 году он построил храм в честь Успения Богородицы. Преставился 9 июня 1427 года, на 90-м году своей жизни. Мощи его почивают под спудом, между Успенским собором и пристроенною к нему с северной стороны Кирилловскою церковью. Монастырь его находится при г. Кирилове, на берегу озера Сиверского. Он разделяется на Большой и Малый; в последнем сохраняются под каменным чахлом деревянная келлия преп. Кирилла, его колодец и крест.

53. Преп. Нил Сорский, первоначальник скитского жития в России, постригся в Кирилловой обители, где пользовался советами мудрого и строгого старца Паисия Ярославова. Спустя несколько времени, он пошел, вместе с учеником своим и сотрудником, монахом Иннокентием, по святым местам восточным и несколько лет провел на Афонской горе и в монастырях Константинопольских. Возвратясь в Белозерский монастырь, преп. Нил отошел потом за 15 верст, где водрузив крест, поставил сперва часовню и уединенную келью, и при ней ископал кладезь, а когда собралось к нему для сожития несколько братий, то построил деревянную церковь Покрова Богородицы. Как для себя, так и для учеников своих, преп. Нил поставил правилом не общежительное житие, а строгое скитское (аскетическое). Правила скитской жизни преп. Нил изложил подробно в написанном им скитском уставе. Преставился 7 мая 1508 года. Мощи его почивают под спудом в скитском его храме.

54. Преп. Иннокентий, сын боярина Охлебинина, принял иночество в обители Кирилла Белозерского; потом вместе с наставником своим преп. Нилом Сорским долго странствовал на востоке, потом несколько времени жил с ним на р. Сорке. Прозорливый старец, видя, что ученик его созрел для того, чтобы быть наставником для других, сказал Иннокентию: «Иди на Нурму: там будет у тебя общежитие, а у меня здесь братия должны жить но одному в келлиях». Послушный ученик, погрузясь в глубину Комельского леса, избрал себе место на реке Елде, в 10 верстах от Нурмы и в 55 от Вологды. Это было в 1491 году. Здесь собрались к нему любители пустыни, и он устроил общежительный Преображенский монастырь. Преставился 19 марта 1521 года. Мощи почивают под спудом, в храме обители его, закрытой в 1764 году.

55. Преп. Александр Ошевенский, в миру Алексей, сын богатого земледельца, поступил на 18-м году в Кириллов Белозерский монастырь и там, спустя 9 лет, принял пострижение с именем Александр и удостоен священства. С благословения своего игумена и при помощи родного отца, он выбрал место на р. Чуруге, в 44 верстах от Каргополя. Там собралась к нему братия; преп. Александр основал монастырь, называемый Успенским-Ошевенским. Мирно предал дух свой Господу на 52-м году жизни, 20 апреля 1479 года. Мощи его почивают под спудом в главном храме обители его.

56. Преп. Игнатий Ломский полагал начало иноческому житию в Кирилловом Белозерском монастыре; потом подвизался в 60 верстах от Вологды, близ бывшего города Ломска, и здесь основал Спасскую пустынь. Любитель безмолвной жизни, предоставив управлять основанною пустынью одному из учеников своих, удалился из нее на берег речки Сары в Вадожскую волость и здесь жил отшельником. Когда же и сюда собрались к нему ревнители иноческой жизни, он построил для них храм Покрова Богородицы и таким образом основалась Вадожская Богородичная пустынь. Преп. Игнатий почил от трудов своих 28 декабря 1591 года. Мощи его почивают под спудом в упраздненной в 1764 г. Вадожской пустыни, Покровской церкви. В обители преп. Кирилла начали свои подвиги: преп. Савватий Соловецкий (см. главу VI) и преп. Корнилий Комельский (см. главу VII).

Источник: Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры или Происхождение северо-восточного русского иночества из Обители Преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. Составил Граф М.В. Толстой. Изд. второе и дополненное. Типография А.И. Снегиревой в Москве и Сергиевом Посаде, 1893.


(Продолжение следует)


Смотрите также:

Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Глава I. Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Глава II. Ученики преподобного Сергия – основатели монастырей



20 Февраля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...