Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Глава II. Ученики преподобного Сергия – основатели монастырей

Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Глава II. Ученики преподобного Сергия – основатели монастырей

Граф М.В. Толстой

…Однажды в глубокий вечер, во время молитвы, великий чудотворец Сергий услышал голос, звавший его по имени. Сотворив молитву, он открыл окно и увидел необыкновенный свет с неба. „Сергий! — говорил голос, — Господь услышал молитву твою о чадах твоих!" Чудотворец увидел множество прекрасных птиц. Небесный голос продолжал: „Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим". Сергий в удивлении и радости позвал к себе ученика своего Симона, и тот успел еще видеть некоторые остатки явления. Эти прекрасные птицы, порхавшие в обители Сергиевой и вокруг нее, изображали собою достойных учеников великого наставника. Одни из них до гроба оставались в обители отца своего; другие были основателями монастырей вокруг престольного града, послуживших образцом благочестия для живущих в шуме мирской жизни; наконец, третьи удалились в непроходимые дебри севера и оттуда светили миру дивными подвигами и распространяли веру Христову между полудиким населением.

23. Преп. Роман Киржачский. Когда в пустыню преп. Сергия проникли тревоги мирского самоволия, великий авва удалился из обители с учеником своим Романом и поселился в пустынной келлии, близ сельца Киржача, в лесах нынешнего Покровского уезда. Старцы обители Сергиевой молили св. митрополита Алексия возвратить к ним отца их. Покорный воле святителя, преп. Сергий поручил Роману оканчивать устроение новой пустынной обители, а сам возвратился на прежнее место. Блаж. Роман устроил обитель и был примером подвижнической жизни для иноков. Скончался 29 июля 1392 года. Мощи его почивают под спудом в храме обители его. Монастырь его был постоянно приписным к Сергиевой Лавре и упразднен в 1764 году, причем, монастырские храмы обращены в приходские заштатного города Киржача Владимирской губернии Покровского уезда. У южной стены древнего Благовещенского храма в особой палатке почивают под спудом мощи преп. Романа; на Медной гробнице вычеканены тропарь и кондак.

24. Преп. Андроник, игумен Спасский. Родом из Ростова, любимый ученик преп. Сергия Радонежского. В 1356 году св. митрополит Алексий, возвращаясь из Константинополя, был застигнут бурею на Черном море. Он дал обет соорудить храм во имя того, кому Церковь празднует в тот день, в который он ступит на землю. Выйдя на берег 16 августа, святитель вознамерился создать под Москвою монастырь с храмом Спасителя, икону Которого, именуемую подобием «Нерукотворенного образа», он имел при себе во время плавания. Для управления новой обителью он испросил у великого аввы Сергия одного из учеников его Андроника, который около 1360 года устроил, по указанию святителя, общежительный монастырь. После 40-летнего настоятельства скончался 13 июня около 1404 года. Мощи почивают под спудом в соборной церкви Спасо-Андроникова монастыря.

25. Преп. Саввa, преемник преп. Андроника, по отзыву Пахомия Логофета (знавшего лично современных блаж. Савве старцев), „великий в добродетелях", скончался между 1410 и 1420 годами. Мощи его почивают в одной раке с мощами наставника его Андроника, в древнем Спасском соборе, на левой стороне, в арке. Самая память обоих святых совершается в один день — 13 июня.

26. Блаж. Даниил Черный и Андрей Рублев. Чудные, знаменитые иконописцы, жившие при блаж. Андронике и Савве в монастыре их. Андрей был ученик Даниила. Оба они отличались такою ревностию к посту и иноческим подвигам, что удостоились Божественной благодати. В самом начале XV века они уже были в славе и известны были великому князю Василию Димитриевичу. Так, в 1405 г. чернец Андрей Рублев вместе с другими знаменитыми иконописцами: греком Феофаном и старцем Прохором, расписывали каменный Благовещенский собор в Кремле; а в 1408 г. Даниил и Андрей вместе расписывали Успенский собор во Владимире, Троицкий в обители преп. Сергия и Спасский в своем монастыре. Из числа сохранившихся образцов их кисти особенно замечательна храмовая икона в Троицком соборе Сергиевой Лавры. Оба они скончались около 1427 года и погребены в Андрониковом монастыре; место могилы их неизвестно. Эта обитель процветает и ныне, на Рогожской окраине г. Москвы.

27. Блаж. Феодор и

28. Блаж. Павел - основатели Борисоглебского монастыря на р. Устье. Некогда преп. Сергий приходил в свою родину, на богомолье, к Ростовским чудотворцам. Тогда пустынножители Феодор и Павел, испросив у князя и епископа дозволение построить монастырь, просили от преп. Сергия благословения и указания места. Углубившись в непроходимые дебри, окружавшие тогда Ростов, Сергий избрал место на берегу реки Устьи и сказал пустынникам: „Призрит Бог и Пресвятая Богородица на место сие. Ободренные сими словами, а в последствии и видением свв. Бориса и Глеба, Феодор и Павел построили монастырь Борисоглебский. Первый игумен сего монастыря, Феодор, желая безмолвия, вскоре поручил обитель сотруднику своему Павлу, а сам удалился в пределы Вологодские на Кубенское озеро и поселился в уединенном месте с несколькими учениками. Изгнанный оттуда окрестными жителями, Феодор перешел на другой берег озера; выбрал место для монастыря на устье реки Ковжи, пошел в Москву к удельному князю Андрею Димитриевичу, сыну Донского, в области которого находилось выбранное им место, и просил его уступить оное под монастырь св. Николая на Ковже. Князь не только дал место, но снабдил будущую обитель разными угодьями. Возвращаясь из Москвы, Феодор посетил Борисоглебский монастырь, поставил на место свое игуменом Павла, простился с братиею и ушел на берега Ковжи. Там он прожил несколько лет, устроил церковь и монастырь. Предузнав блаженную кончину свою, Феодор возвратился в Борисоглебский монастырь, где и скончался 22 октября 141О года.

29. Преп. Иринарх затворник, в мире Илья, был родом из крестьян дер. Кондаково, Ростовского уезда. На 30-м году, оставив мир, он постригся в Борисоглебском монастыре, что на р. Устье, в 15 верстах от Ростова. Там начал он свое подвижничество тем, что стал ходить босой и в рубище. Это казалось монастырской братии неприличным. Монахи, чтобы заставить подвижника носить обувь и рясу, запирали его на несколько дней в холодную келью, или в морозы посылали звонить на колокольне. Блаженный терпеливо переносил все это. Когда же назначили ему исполнять послушание за монастырем, удаление от молитв храма показалось ему невыносимым, и он перешел в Авраамиев монастырь. В это время там подвизался в затворе старец Пимен, а беседа с ним облегчала Иринарха. Вскоре подвижник явился назад в Борисоглебский монастырь с тяжкими веригами на плечах и с оковами на ногах, затворился безвыходно в келье и приковал себя цепью к стулу. Здесь посетил его блаженный Иоанн юродивый, по прозванию Большой Колпак и предсказал ему будущий успех его подвигов. С того времени Иринарх постепенно увеличивал тяжести, носимые на теле; спал только два часа в сутки и бичевал тело свое железною палкою. Так подвизался он тридцать с лишком лет. Тяжкими и долгими подвигами очистилось духовное зрение блаженного старца. Однажды, заснув в затворе, он увидел огне и во власти ляхов, и голос сказал ему: «Иди, скажи об этом царю». Преп. Иринарх явился к царю Василию Ивановичу (Шуйскому) и рассказал о видении; царь принял его с честью и отвез назад в своей повозке. Скоро сбылось пророчество. В 1609 году ляхи завладели Ростовом; свирепый пан Микульский пришел к затворнику с другими панами и спросил: «Кого признаешь ты царем?» «Я живу на Руси, - отвечал старец, - и знаю Русского царя, а других не знаю». Слыша угрозы ляхов, он сказал спокойно: «Вере своей нe изменю, и Русского царя не отвергнусь. Не много вам во мне крови: вашего меча тленного не боюсь, а у моего живого Бога есть такой меч, что всех вас погубит». После того и сам вождь грабителей Сапега посетил преп. Иринарха. «Благослови, батько, - сказал он, - как терпишь ты эту муку в такой темнице?» «Для Бога терплю, - отвечал старец. - А ты, пан, воротись в свою землю; полно тебе разорять Русь. Если не выйдешь из Руси, или опять придешь, то Богом тебя уверяю — убьют тебя на Русской земле». После того снова явились ляхи в Ростове; монахи разбежались, а преп. Иринарх остался в своем затворе. Сюда пришел к нему один из панов с известием, что Сапега, по предсказанию затворника, убит под Москвою. «И вам не быть живыми,- сказал старец, - если не уйдете в свою землю». На этот раз ляхи оставили Ростов, не тронув никого, по уважению к преп. Иринарху. Блаженный подвижник преставился на 69-м году от рождения, 13 января 1616 года, оставив но себе подражателей дивного своего жития, и погребен в ископанной им самим могиле. Над гробницею позднее поставлен придел, посвященный его имени. Тяжести или „праведные труды" преп. Иринарха, сохранившиеся в Борисоглебском монастыре, состоят из 142 крестов, тяжелого камня, множества цепей, железного кольца на голову, железного пояса, железной палки и толстого кнута. Все это составляет вес 9 пуд. 34 фунта. Борисоглебский монастырь, в 18 верстах от Ростова, с великолепными зданиями, построенными царем Иоанном Грозным, существует доныне.

30. Св. Феодор, основатель Московского Симонова монастыря, а потом архиепископ Ростовский, младший сын Стефана, старшего брата преп. Сергия Радонежского. Стефан (родоначальник дворянского рода Иванчиных) был значительным лицом при Радонежском князе Андрее Ивановиче. Когда супруга его Анна, родив ему двух сыновей Климента и Иоанна, скончалась, овдовевший Стефан принял монашество в Хотьковом Покровском монастыре; потом поступил в Московский Богоявленский монастырь, где был духовником великаго князя Симеона. Сын его Иоанн был обучен грамоте и желал жить под надзором дяди своего преп. Сергия. Ему было 12 лет, когда отец привел его в пустыню Сергия и в храме передал его на руки великому авве. Сергий тогда же (апреля 20, на память преп. Феодора Трихины) постриг его в монашество с именем Феодора. В пустынной обители Сергиевой, юный Феодор удостоился священства. Он так возрос в жизни духовной, под руководством святого наставника, что когда совершал литургию с преп. Сергием, чистые сердцем видели сослужившего им ангела. В душе его явилось желание основать особую общежительную обитель. Он открыл это желание Сергию и потом по временам напоминал ему о не оставляющем его помысле. Преподобный сказал ему, наконец, что желал было иметь его преемником своим в обители святой Троицы, но считая твердый помысл его делом Божиим, благословляет его избрать место для особой обители. Блаж. Феодор с несколькими другими, которых отпустил с ним Сергий, нашел место на берегу р. Москвы, называемое Симоново, под г. Москвою. Преп. Сергий сам приходил осмотреть это место, одобрил и благословил. Тогда Феодор, с разрешения святителя Алексия, поставил церковь Рождества Богородицы и основал общежительный монастырь, известный до ныне под именем Симонова. Отличаясь не только привлекательной наружностью, но и добродетелями иноческими и обширным умом, новый игумен приобрел себе всеобщее уважение. Великий князь Димитрий Донской избрал его духовником своим и часто поручал ему дела церковные. Так, в 1381 году Димитрий посылал Феодора в Киев, чтобы пригласить в Москву митрополита Киприана, а в 1383 г. отправлял его с поручениями в Царь-град к патриарху Нилу, который, беседуя с Феодором, весьма полюбил ого, посвятил в сан архимандрита и возвел монастырь его на степень патриаршей ставропигии. Наконец, в 1388 году, преп. Феодор снова путешествовал в Царь-град с поручением великого князя, который писал, что желает видеть его на святительской кафедре. Патриарх рукоположил Феодора в сан архиепископа в Ростов, где до того времени были епископы; но утомленный трудами, понесенными для Русской Церкви во время долгих и опасных путешествий, блаженный святитель недолго правил Ростовскою церковью. Там св. Феодор основал женский монастырь в честь Рождества Богородицы. Занимаясь в свободное время искусством иконописания, он написал для этой обители икону Богородицы, которая и теперь там сохраняется. Преставился 28 ноября 1394 года. Мощи его почивают под спудом в Ростовском Успенском соборе у южной стены. Память в день преставления. Учениками св. Феодора были преподобные Кирилл и Ферапонт Белоезерские (см. ниже, главы Ш и IV). В Симонове монастыре подвизались следующие приснопамятные лица:

31. Св. Иона, митрополит Московский и всея России, родился в Солигаличе; двенадцати лет постригся в одном из Галичских монастырей, а после перешел в Симонов монастырь и, как писал о нем в. к. Василий Васильевич, «от младенчества жил в добродетельном житии». Однажды блаж. митрополит Фотий, посетив Симонов монастырь, нашел в пекарне монастырской молодого инока Иону спящим; на лице его видно было изнурение от трудов души и тела, а правую руку держал он на главе «согбенну, яко благословляше ею». Святитель сказал окружавшим: «Знайте, чада, сей инок будет великим святителем царствующему граду Москве». Возведенный в сан епископа Рязанского, блаж. Иона успел обратить ко Христу множество неверных из Мордвы и Мещеры, а но кончине митрополита Фотия, наречен был на митрополию. Кровавые междоусобия в Московском княжеском роде и кратковременное появление на Московской кафедре Исидора, изменившего православию на Флорентийском соборе, отсрочили на несколько лет поставление нового первосвятителя. Только 5 декабря 1448 года собор русских епископов поставил Иону на митрополию всероссийскую, без сношения с патриархом Константинопольским, которого считали тогда отпавшим от Православия. Первою заботою нового митрополита было пресечение смут и кровопролития, причиняемых клятвопреступником князем Димитрием Шемякою; св. Ионa с собором епископов отлучил Шемяку от Церкви. При св. Ионе окончательно утвердилось разделение митрополии, причем, западные епархии отошли к Киеву. Преставился 31 марта 1461 года и погребен в Московском Успенском соборе. Через 11 лет, при построении вновь Успенского собора, мощи его обретены нетленными и явление их сопровождалось многими чудесами. А в 1547 году, на соборе Московском, установлено повсеместное празднование его памяти в день преставления. Мощи св. Ионы почивают открыто в северо-западном углу Московского Успенского собора, в богатой серебряной раке, которая одна только осталась неприкосновенною при ограблении собора Наполеоновскими полчищами.

32. Старец Вассиан Косой (в мире князь Василий Иванович Патрикеев). Отец его, князь Иван Юрьевич и он, по родству с вел. кн. Иоанном III и многолетним заслугам в войне и мире, пользовались особенною милостью государя и занимали первые места в боярской Думе. По при низложении юного Димитрия, внука Иоанна III от умершего старшего сына eгo, Патрикеевы откровенно выразили свое неодобрение этой мере и за то подверглись опале – были пострижены в монахи. Невольный постриженник инок Вассиан на Соборе 1503 года показал себя истинным монахом: он, вместе с преп. Нилом Сорским, высказал убеждение, что монастырям неприлично владеть селами. Преемник державного вел. князя Иоанна, сын его вел. князь Василий был милостив к Вассиану: поселил его в Симонове монастыре, часто беседовал с ним и хотел знать мнение его о разводе с Соломониею, именуя «сего мужа подпорою Державы, умягчением души своей, веселием беседы, наставником любви». Вассиан объявил замышляемый второй брак, при жизни первой жены, прелюбодеянием. Такой правдивый ответ имел тяжкие последствия для старца: он был заточен в Иосифов Волоцкий монастырь, где и скончался, вероятно около 1530 года. Могила его там забыта.

33. В недавнее время спасались в Симонове монастыре благочестивые схимонахи: Алексий († 1812), Иосиф († 1822) и Павел († 1825). Судьбы этой обители весьма разнообразны. Сначала она поставлена была на том месте, которое называется теперь „Старым Симоновым". Сюда привезены были в 1380 году мощи блаженных героев иноков Пересвета и Осляби, павших в Мамаевом побоище. Позднее монастырь перенесен был выше, на крутой берег р. Москвы. В 1764 г. он поставлен в ряду ставропигиальных первоклассных; в 1788 г. повелено упразднить его и в зданиях устроить госпиталь, но в 1795 г. он восстановлен на той же степени.

34. Преп. Мефодий, игумен Пешношский, ученик преп. Сергия, по благословению учителя своего, основал в 1361 году на реках Яхроме и Пешноше, в 25 верстах от г. Дмитрова, монастырь Никольский, и был первым его игуменом. Он сам трудился при строении храма и келий, „пеша нося деревья через речку, а потому за обителью осталось навсегда имя „Пешношской," и речку, при которой стоит она, назвали „Пешношею." Преставился в 1393 году. Мощи его покоятся в монастырской церкви, построенной во имя св. Сергия и Мефодия.

35. В XVI веке настоятельствовал в Пешношской обители другой угодник Божий — св. Варсонофий. Урожденец Серпуховский, сын иерея, в миру Василий, в 1512 году, в числе многих, был взят в плен татарами, опустошавшими берега Оки. Горько было положение пленника, но молитва и богомыслие облегчали скорбь его, и доставляли сердцу его такое утешение, какого не чувствовал он в доме родительском. Пост, сперва невольный, обратился в дело воли его. Утомительные работы невольника занимали у него все время дня, и он посвящал ночь молитве, ставшей потребностью души его. Василий изучил разговорный язык татарский; по своей даровитости он узнал его столько, что мог излагать мысли свои на письме татарском. Спустя три года плена, отец нашел средство выкупить дорогого сына из неволи татарской. Василий возвратился на родину, но сердце его уже не могло увлечься земными радостями. Раб Божий покорил себя сам игу Христову в Андрониевой обители и принял монашество с именем Варсонофий. Слух о его духовной жизни дошел до митр. Макария и в 1544 г. он посвящен был в игумена Пешношской обители. Когда в Казани открывали (в 1555 г.) новую епархию, блаж. Варсонофий, как опытный наставник в иноческой жизни и знакомый с татарством, отправлен был в Казань в сане архимандрита для основания там новой обители. Варсонофий взял с собой добрых иноков, постриженцев Пешноши. Храм в честь Преображения Господня и братские коллии скоро были построены царскою казною; новая обитель, по примеру Пешношской, устроена общежительная. По воле святителя Гурия, к которому сохранял он полное послушание и сыновнюю любовь, ревностно занимался он обращением магометан к христианской вере. В этом подвиге помогали ему знание языка и веры татар и искусство врачевать болезни. В 1567 году преп. Варсонофий посвящен был св. митрополитом Филиппом в сан епископа Тверского, но, через четыре года, ослабленный глубокою старостью, он отказался от управления епархиею и возвратился в Казанский Преображенский монастырь. Скончался 11 апреля 1576 года на 86-м году жизни. Мощи, обретенные нетленными одновременно с мощами св. Гурия, почивают открыто в Спасской церкви основанного им монастыря. Пешношский монастырь процветает доныне в Дмитровском уезде Московской губернии и пользуется особенным уважением Москвитян за строгий устав и продолжительное богослужение. С 1700 по 1764 г. состоял в ведомстве Троицкой Сергиевой Лавры; в 1764 г. обращен в приходскую церковь, но в 1766 году снова восстановлен по ходатайству генерала Мих. Ив. Веревкина, предки коего благодетельствовали монастырю. С 1542 г. в монастыре жил на покое епископ Коломенский Вассиан, игравший немаловажную роль в правлении царя Иоанна Грозного.

36. Преп. Афанасий старший и

37. Блаж. Афанасий младший, игумены Серпуховские. По просьбе Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, преп. Сергий в 1378 году ходил в Серпухов, основал там монастырь в честь Зачатия Богородицы и дал этой новой обители первого игумена, ученика своего Афанасия, который был сыном священника из Новгородского края (Обонежской пятины) и, слыша о пустынных подвигах игумена Радонежского, пришел к нему и принял пострижение в Троицкой обители. С помощью благочестивого князя, новый игумен Афанасий построил в новом городе Серпухове храм и кельи монастыря, прозванного Высоцким по высокому берегу р. Нары, на котором он стоит. Скоро собрались к нему ученики: первым из них был преп. Никон, будущий игумен Лавры Сергиевой, присланный сюда самым Сергием, а вторым — Амос, сын знатных родителей, из Ярославской области, который при пострижении назван Афанасием. Блаж. игумен ревностно заботился о душевной пользе учеников своих, советовал им остерегаться праздности и как можно чаще заниматься чтением книг. Преп. Афанасий был другом св. митрополита Киприана, и когда Киприан, по неудовольствию великого князя Димитрия, вынужден был удалиться из Москвы в Киев и потом в Царьград, Афанасий, оставив игуменство, добровольно последовал за ним в изгнание. В Царьграде, в Предтеченской обители, старец купил себе келью и жил с несколькими учениками, занимаясь молитвою, снисыванием книг и делами благотворения. Святитель Киприан, возвращаясь в Москву, по приглашению преемника Димитриева, сильно упрашивал Афанасия возвратиться с ним вместе и обещал ему почести. Но смиренный старец отказался. «Келья моя дороже мне всех почестей», - сказал он. Блаж. Афанасий остался в Константинополе. Там он и почил в глубокой старости в первых годах XV века. Между тем основанная им обитель находилась под управлением ученика его Афанасия, который вел жизнь богоугодную и скончался 12 сентября 1395 года. Высоцкий или Высокий-Богородицкий-Зачатиевский мужской монастырь, Серпуховского уезда, в 2-х вер. от Серпухова по дороге в Тулу, на возвышенном берегу р. Нары, против Владычня женского монастыря, существует доныне.

38. Блаж. Григорий Коломенский. В 1385 году великий отец пустынножителей Сергий основал, по желанию великого князя Димитрия, Голутвин монастырь близ Коломны, при впадении Москвы в Оку, с церковью Богоявления Господня. Здесь он поставил игуменом ученика своего блажен. Григория, житие которого неизвестно. Голутвин монастырь в 1764 году был упразднен, но митрополит Московский Платон в 1800 году соединил старый опустевший Голутвин с монастырем Бобреневым (находящимся от него в 7 верстах) в одну обитель под названием Бобренева-Голутвина монастыря, причем, содержание для братии получалось от угодий Бобреневских, которые остались и теперь за Староголутвиным монастырем, по отделении Бобренева, который, по просьбе почетн. гражданина Д. И. Хлудова, снабдившего его новыми угодьями, в 1865 году восстановлен самостоятельным, на своем содержании. В Голутвине сохранился игуменский посох преп. Сергия, по преданию, оставленный им при основании монастыря.

39. Блаж. Никита Боровский, ученик преп. Сергия. Еще при жизни его блаж. Никита положил основание Покровскому Высоцкому монастырю на восточной оконечности города Боровска, на берегу реки Протвы. Иосиф Волоколамский в своем сказании о „святых отцех в монастырех рустех" говорит: „Якоже видехом старца Никиту, архимандрита монастыря Высоцкого, с нимже и довольно лета пожихом и видехом его труды же и злострадания, подвиги же и поты, и твердую в Бога веру и любовь". Учеником и преемником его был преп. Пафнутий, Боровский чудотворец (см. главу V). Покровская обитель упразднена в 1764 году. Место ее, на крутой горе, занято теперь городским кладбищем.

40. Блаж. Ферапонт Боровенский, ученик преп. Сергия, с иконою Успения Богородицы, данною ему в благословение от дивного наставника, удалился в густые леса Мосальской округи и там соорудил Успенскую Боровенскую обитель. Боровенский монастырь находился в 10 верстах от Мосальска и в 20 от Мещовска, при речке Боровенке. Он упразднен в 1704 году. Сохранилась только Успенская соборная церковь (ныне приходская для нескольких окрестных селений) двухъярусная, великолепно построенная в 1754 году; здесь стоит местно-чтимая храмовая икона Успения Богородицы, принесенная преп. Ферапонтом. Она имеет вид складней и вставлена в старинный кивот превосходной работы.

41. Преп. Авраамий Чухломский, усердный послушник в обители Сергиевой, был удостоен сана священства и пожелал подвизаться в безмолвии. Испросив благословение великого наставника, он удалился в страну Галичскую на берег озера. Здесь, стоя на молитве под горою, он увидел на горе сияющую икону Богородицы с Предвечным Младенцем. На месте явления иконы пустынник, при пособии местного удельного князя, устроил храм и обитель в честь Успения Богоматери. Обитель процвела и сделалась многолюдною; преп. Авраамий назначил ей настоятелем ученика своего Порфирия, а сам удалился в пустыню, за 30 верст далее, где, по желанию учеников, основал новый монастырь в честь Положения пояса Богоматери. Потом он перешел на реку Вочу и благословил ученикам своим поставить храм в честь Собора Богоматери и третью обитель. Наконец неутомимый просветитель дикого края нашел себе лучшее место, в 13 верстах от Вочского монастыря, под горой, на которой был „Чудский Городок"— гнездо старого чудского суеверия. Авраамий основал на Чудском Городке храм в честь Покрова Богоматери; сам на старческих плечах своих носил землю для укрепления крутого берега и ревностно трудился вместе с учениками обители. Велико было значение основателя четырех монастырей в Чудской стороне! Он сам жил уединенно под горою; но сюда приходили к нему ученики для исповедания помыслов своих: сюда же приходили и окрестные жители и получали полезные наставления. Чухломская сторона чтит его как своего просветителя. Преп. Авраамий, прозванный Чухломским и Городецким, почил 20 июля 1375 года. Мощи почивают в Чухломской его обители под спудом. Из числа обителей, основанных преп. Авраамием, существует один только Покровский-Городецкий (по имени Чудского Городка в 10 верстах от г. Чухломы); там почивают под спудом мощи преп. Авраамия, висят вериги его и сохраняется ископанный им колодезь. Прочие монастыри его давно уже не существуют.

42. Преп. Савва Сторожевский, постриженник и ученик преп. Сергия, духовник всего Троицкого братства. По смерти Сергия и по удалении Никона на безмолвие, преп. Савва был избран игуменом Троицкой обители; но отсюда вызван князем Звенигородским Юрием Димитриевичем и по просьбе его построил монастырь на горе Стороже, близ Звенигорода. Скончался 3 декабря 1407 года. Мощи обретены нетленными 10 января 1652 года. Саввин Сторожевский монастырь находится в 50 верстах от Москвы к западу, и в версте с половиною от Звенигорода, на берегу р. Москвы и речки Разварни. Название „Сторожевского“ современно основанию монастыря и усвоено ему от горы „Сторожи", на которой он построен. Во время литовских набегов на горе стояла воинская стража для наблюдения за движением неприятелей, которые проходили к Москве по старой Смоленской дороге. С этой горы открывается превосходный вид на город и на окрестные села. Она усыпана множеством благоухающих растений, и самому преп. Савве показалась она «небесным раем, насажденным благовонными цветами». Соборный храм Рождества Богородицы построен в самом начале ХУ века. Зодчество и размеры его совершенно сходны с Троицким собором Сергиевой Лавры, который начат строением в 1422 году. Можно думать, что Сторожевский храм служил образцом для Троицкого.

43. Преп. Иаков Железноборский, постриженник преп. Сергия, из рода Галичских дворян Амосовых, поселился в 1392 году, в 30 верстах от Галича, в глухом лесу у железных рудников, в уединенной хижине на берегу речки Тепзы. Пришедши случайно в Москву, он своими молитвами возвратил к жизни супругу великого князя Василия Димитриевича, которая страдала трудными родами и была при смерти. Когда великий князь послал просить молитвы отшельника о больной, старец отвечал: «Молись Богу и пречистой Матери Его; о княгине не скорби: будет здорова и в нынешний же вечер родит сына, наследника тебе». София Витовтовна благополучно родила сына Василия, а благодарный супруг ее дал щедрое пособие на устройство Железноборской обители. Преп. Иаков преставился в глубокой старости 11 апреля 1442 года. Монастырь Железноборский находится в 10 верстах от города Буя, по дороге к Костроме. В соборном Предтеченском храме его почивают под спудом мощи преп. Иакова; при них сохраняются вериги его и каменный крест.

44. Преп. Афанасий по прозванию «Железный посох» и

45. Преп. Феодосий Череповецкие, ученики преп. Сергия Радонежского Чудотворца, отшельники, поселились в Новгородском краю на Череповском урочище, в весьма красивой местности, при впадении речки Ягорбы в реку Шексну, среди непроходимых дремучих лесов. Там поставили они церковь в честь св. Троицы и устроили Воскресенский Череповский монастырь, который был разорен до основания во время нашествия Литвы, а потому не сохранилось сведений о блаженных его основателях, кроме одной надписи на вкладной книге 1568 года: „Сия книга св. обители Воскресения Христова и Живоначальныя Троицы и начальников преподобных отец наших Феодосия Афанасия“. Обитель упразднена в 1764 году, а монастырская слобода и ближнее село Феодосьево в 1780 году обращены в уездный город Череповец. В соборном (бывшем монастырском) храме погребены преп. Афанасий и Феодосий.

46. Преп. Сильвестр Обнорский, ученик преп. Сергия. С благословения великого аввы, он пошел искать пустынного места для пребывании в безмолвии и остановился в глухих местах на берегах Обноры. Водрузил крест, поставил себе келлию и посвятил себя подвигу поста и молитвы. Окрестные жители стали приходить к нему за духовными советами и благословением, а некоторые изъявили желание жить с ним. Преп. Сильвестр охотно соглашался на их желание и велел им строить келлии. По благословению святителя Алексия, Сильвестр построил в Обнорской пустыне деревянный храм в честь Воскресения Христова и устроил монастырь на Обноре. Для безмолвия он удалялся по временам в дремучий лес, и то густое место, где он уединялся для молитвы, сохранило доныне название «заповедной рощи». Там ископал он три кладезя, и четвертый на склоне горы к реке Обноре. Последний и до сих пор источает струи чистой воды, с благоговением почерпаемой богомольцами. Но так как народ жаждал видеть святого старца, то преп. Сильвестр исходил из пустынного убежища, и то место, где беседовал он с народом, ознаменовано издавна часовнею. Преставился 25 апреля 1379 года. Вскоре после представления его, от гроба его стали истекать чудесные исцеления, и над местом его погребения устроена была часовня, позднее замененная деревянною церковью. В 1764 году монастырь Воскресенский упразднен и обращен в приходскую церковь. В 1825 году, по благословенной грамоте Филарета, архиепископа Ярославского (впоследствии знаменитого митрополита Московского), данной в 1821 году, построен каменный Воскресенский храм; там на правой стороне, против местной иконы Спасителя, стоит бронзовая вызолоченная рака. Изображение преп. Сильвестра поверх раки украшено серебряною ризою. Под полом, на поверхности земли, стоит гроб с мощами Преподобного, сохранившийся неврежденным и окруженный бревенчатым срубом. Гроб можно видеть через прорезанный пол сверху из—под пьедестала раки, от которого, с южной стороны отодвигается доска. Память празднуется в день преставления.

47. Преп. Сергий Муромский, родом грек и постриженник Афонский, пользовался наставлениями великого Сергия Радонежского и основал свою обитель в дубраве на берегу реки Нурмы тогда, когда преп. Павел (см. следующий №) жил еще на берегу Грязовицы, в дупле липы. Впоследствии услышав, что недалеко от него поселился новый подвижник, Сергий пошел навестить Павла и увидел, что стая лесных птиц вилась около чудного отшельника; мелкие пташки сидели на голове и на плечах старца и он кормил их из рук. Тут же стоял медведь; лисица и зайцы бегали вокруг, не враждуя между собою и не боясь медведя. Так в лице праведника возобновилось первобытное владычество человека, еще не согрешившего, над созданною для него тварью! Искренняя духовная любовь соединила двух великих пустынножителей до блаженной их кончины. Преп. Сергий был духовником преп. Павла и подал ему совет к основанию монастыря. Сергий Муромский преставился 7 октября 1412 года. Мощи почивают под спудом в нижней церкви монастыря его, теперь (по упразднении обители в 1764 году) приходской села Муромского в 60 верстах от Вологды. В том же храме сохранились две старинные иконы преп. Сергия; одна из них весьма древняя, окружена изображениями событий из жизни угодника Божия и чудес его. На другой иконе, писанной в начале прошедшего столетия, представлен и самый монастырь в том виде, как он тогда был.

48. Преп. Павел Обнорский родился в Москве в 1317 году и в ранней юности, отрекшись от мира, постригся в 1338 году в Христорождественском монастыре на Волге, а оттуда перешел в обитель преп. Сергия Радонежского. Он трудился несколько времени в обители Троицкой, потом, с благословения преп. Сергия, провел 15 лет в отшельнической келье в лесу; наконец, ища совершеннаго безмолвия, удалился на север, переходил с места на место, прожил три года в диком лесу Комельском, над речкою Грязовицею, в дупле старой липы. В 1414 году, уже в глубокой старости, основал он, с благословения св. митрополита Фотия, монастырь на берегу реки Нурмы. Поручив настоятельство ученику своему Алексию, сам преп. Павел по-прежнему жил отшельником на горе, в своей келье и приходил к братии на молитву только по субботам и дням воскресным. В эти дни разделял он с братиею трапезу, но вкушал только хлеб с водою и овощами; ни масла, ни молока, ни рыбы он никогда не вкушал. Здесь дивный подвижник достиг редкой старости — ста двенадцати лет, из которых слишком девяносто провел в подвигах монашества и преставился 10 января 1429 года. Мощи его почивают под спудом, в соборном храме Павлова Обнорского монастыря. На серебряной раке его, устроенной в 1878 г., лежит медный осьмиконечный крест — благословение чудотворца Сергия Радонежского. В церкви замечательна икона чудного пустынножителя Павла, писанная преп. Дионисием Глушицким. В трапезе Павловской церкви хранится в стеклянном футляре остаток липового дупла, в котором преп. Павел обитал три года по подобию пернатых, вместе с ними славословя Отца небесного в необозримой дубраве; внутри дупла около четырех аршин в окружности. На Московском соборе 1547 года, преп. Павел, вместе с другими угодниками Божиими, причислен к лику святых. В обители его воспитались три угодника Божия:

49. Преп. Лонгин Коряжемский долго подвизался в Обнорской Павловой пустыни. Это показывает и лежащий на его гробнице крест, на котором надпись говорит: „Лета 7043 (1535) крест Христов Павловы пустыни". Крест, как видно, дан из Павловой пустыни ее постриженнику в благословение на подвиги на новом месте. Блаженный Лонгин некоторое время жил и в Сольвычегодском Борисоглебском монастыре. Отсюда он и друг его Симон удалились по Вычегде и за 10 верст от Сольвычегодска, на устье реки Коряжемки, в глухом месте расчистили лес, построили келью и часовню. Скоро собрались братия, построили храм в честь св. Николая и таким образом около 1537 года основалась обитель Коряжемская. Перед кончиною, преп. Лонгин завещал похоронить его при входе в храм, чтобы, говорил он, попирали его входящие в храм. Скончался 10 февраля 1540 года. Мощи его под спудом в Спасской церкви обители его, с 1863 года приписанной к Сольвычегодскому Введенскому монастырю.

50. Преп. Христофор Коряжемский, постриженник Павлова монастыря и ученик преп. Лонгина. Недолго суждено было Христофору пользоваться наставлениями своего учителя: преп. Лонгин, пришедши на Коряжему уже в преклонных годах, скоро преставился. Христофор, по совету наставника своего, исполнил заповедь его, и еще десять лет подвизался в Коряжемской обители. Наконец, после многих подвигов, вышел из монастыря и поселился в лесу, в вершине речки малой Коряжемки, в 20 верстах к югу от монастыря; целые дни и ночи проводил он в молитве пред иконою, которою благословили его при выходе из монастыря, и для которой он устроил близ своей кельи часовню. Когда узнали о пустыннике окрестные жители, то стали приходить к нему один за другим, ставить себе кельи близ его хижины и просить от него пострижения. Составился монастырь, поставлена церковь и освящена в честь иконы Божией Матери Одигитрии. Кроме этой чудотворной иконы, в 150 саженях от церкви открылся целебный источник из камня, что еще более прославило новую обитель, молва о которой достигла до самой Москвы. Царица Анастасия Романовна, услышав о чудесах от иконы Пресвятой Богородицы и о целебном источнике, пожелала пользоваться его водою, и по приказанию царя Иоанна Васильевича, преп. Христофор должен был лично доставить ее ко двору. Велика была радость царя, когда царица получила облегчение от своей болезни, испив целебной воды, и по-царски наградил он старца достаточною суммою денег на устройство обители. Исполнив царскую волю, но влекомый жаждою безмолвия, преп. Христофор вышел из обители в 1572 году, но куда скрылся, когда и где скончался, осталось никому неизвестным. В 1764 году пустыня его была закрыта и церковь обращена в приходскую.

51. Преп. Симон Сойгинский, урожденец Сольвычегодский, помогал преп. Лонгину при основании пустынной обители на р. Коряжемке. Вслед за тем удалился он за 60 верст и при устье р. Сойги, впадающей в Вычегду, в дикой тогда пустыне, поставил храм Спасителя. К блаженному пустыннику собрались любители пустыни. Двадцать лет подвижнически жил преп. Симон в своей обители и скончался 24 ноября 1562 года. Мощи его почивают под спудом в Екатерининской церкви монастыря его, построенной в память преп. Симона. Пустынная обитель преп. Симона в 1791 году упразднена и церковь ее обращена в приходскую для Сойгинского погоста.

Источник: Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры или Происхождение северо-восточного русского иночества из Обители Преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. Составил Граф М. В. Толстой. Изд. второе и дополненное. Типография А.И. Снегиревой в Москве и Сергиевом Посаде, 1893 год


(Продолжение следует)


Смотрите также:

Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Глава I. Свято-Троицкая Сергиева Лавра



14 Февраля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...