Пассия в Крестопоклонное воскресенье

Пассия в Крестопоклонное воскресенье

Посредине храма стоит крест. Он украшен цветами. Перед ним теплятся свечи, в их мерцании чувствуется потаенная молитва. Служба еще не начиналась, но в храме тесной толпой уже собрались молящиеся. С трудом пробираясь вперед, многие стремятся встать ближе к кресту. Тихо в храме... Дивный лик Распятого на кресте приковывает к себе взоры. Спокоен кроткий божественный лик. К Нему устремлены горячие молитвы, перед Ним раскрываются сердца, и все то, чего мы не можем выразить ни словами, ни мыслью перед Богом — все знает Христос. Знает все наши стремления и желанья лучше, чем мы сами, и раньше, чем мы придем Ему об этом поведать. Беспрерывный поток человеческих мыслей и движений души сливается воедино, в одну молитву земли к небу.

К глазам подступают слезу. Невольно трепетно вздрагивает сердце; хочется плакать от умиления и полноты чувства. Непостижима для нас эта беспредельная любовь Бога-Вседержителя к слабым, немощным людям, за которых была пролита чистейшая кровь Вземлющего грех мира.

Здесь в храме, у креста, особенно глубоко чувствуется эта беспредельность Божией любви, излившейся на весь мир, искупившей греховность человека, затмившей собою всякое другое существовавшее до того понятие и учение о Боге и добродетели, принесшей нам радость всепрощения и Воскресения, радость вечной жизни. Мы не можем по достоинству оценить все те блага, которые пришли к нам через крест, как не можем проникнуть до конца всю глубину страдания, величия и милосердия Спасителя. Только церковный язык приближает нас к событиям, бывшим много веков назад, но таким близким и родным и для нас. Встает страшная картина Голгофы: страдающий Христос посреди разбойников. С тех пор крест стал святыней, радостью, защитой и упованием для людей.

Мы преклоняем колени перед крестом, часто будучи даже не в силах ни о чем молиться, ни просить, просто в немом благоговении. Какое-то внутреннее чувство заставляет нас умолкнуть, чтобы глубже ощутить благодать и милосердие, исходящие от креста.

Люди теснятся к кресту, слагают у него всю тяжесть земного бремени и уносятся душой и мыслью к другой жизни.

Начинается пассия, которая совершается по воскресным дням в течение всего Великого поста. Мотивы с детства знакомых великопостных песнопений трепетом наполняют душу. Сколько бы раз ни повторялись, они никогда не перестанут потрясать душу, заставляя звучать все ее струны. Они напоминают детство, когда особенно чутко воспринимала душа слышанное в храме, что впервые поразило и глубоко запало в душу.

Чтением евангелия, песнопениями и молитвами Святая Церковь напоминает сегодня о крестных страданиях Спасителя.

И в своем слове священник говорит сегодня о кресте, как о символе защиты от всяких бедствий душевных и телесных, и о чудодейственной силе крестного знамени, и как о святыне для христианина, и как о кресте, который должен понести каждый человек в своей земной жизни. Христос говорит нам: «Кто хочет по Мне итти, тот пусть возьмет крест свой и по Мне грядет». Креста, как говорит священник, не нужно искать, он предначертан каждому при рождении. Каждый должен терпеливо и с любовью нести свой крест, который назначен ему Богом. Но крест не означает одни только страдания. Эта святыня, которой мы поклоняемся, является также и источником благодати, радости, умиленного покаяния, очищения от греховности, просветленного чувства облегчения.

Разве каждый из нас, преклоняя колени у креста и искренне вздохнув перед Господом, не чувствует всего этого?

Не вечно будет длиться скорбь,— продолжает священник. Придет радость и утешение. Но полная совершенная радость возможна только на небе, в обителях Бога, где нет ни смерти, ни скорби. А здесь на земле мы имеем Святую Церковь, где все напоминает нам о вечной жизни и вечной радости, где отдыхаем мы душой, черпая силы к борьбе и жизни, где утоляем душевную жажду, слушая слово Божие. Тема о Боге неисчерпаема: она охватывает все стороны жизни, вмещает и отражает в себе самые тончайшие оттенки душевных переживаний, и поэтому всегда кажется, что говорящий слово Божие словно подслушал или каким-то чутьем понял стремления и желания нашей души и прямо отвечает на ее безмолвный вопрос.

Глубочайшая по содержанию проповедь о кресте оставила особенно сильное впечатление. Может быть, оттого, что самая мысль о кресте стала ближе в дни войны, когда каждый сильнее чувствует тяжесть страдания и острее нуждается в духовной поддержке. И самая установленная Церковью Крестопоклонная неделя делает нас более восприимчивыми к состраданию, более способными сосредоточиться на том, о чем напоминает нам Церковь в эти дни.

Священник в своем слове с грустью отмечает, что в людях ослабевает поклонение кресту. Усилим наши молитвы, чтобы не покидала нас благодатная сила креста, чтобы никогда не оскудевали в людях благоговение и любовь к Святому кресту, чтобы и последующие поколения с верой и благоговением притекали к нему и находили под его сенью поддержку и отраду. Мы знаем, что скорбь переходит в радость, что за днями печали наступит день Воскресения. Он придет этот лучезарный, светоносный день, и в его лучах растворятся слезы и горе.

Приготовиться к нему, встретить его призывает Святая Церковь. К этому же зовут и гармоничные звуки колоколов устроенной внутри храма звонницы. Эти молитвенные звуки заполняют своды храма и не хочется оторваться от них, они завершают глубину впечатления от церковной службы и проповеди. Они зовут вперед к святому Воскресению, к неиссякаемой радости.

Только тогда, когда замирает последний аккорд колокольного звона, люди выходят из храма, унося с собою в жизнь душевный мир и отраду.

Н. ВАСИЛЬЕВА

Источник: Журнал Московской Патриархии, № 5 май 1945 г.


31 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...