Пасхальное слово святителя Иоанна Златоуста. Как проводить пасхальные дни?

Пасхальное слово святителя Иоанна Златоуста. Как проводить пасхальные дни?

Кто благочестив и благолюбив? Да насладится ныне этим святым и светлым торжеством! (Лк. 14; 17). Кто раб благоразумный? Да внидет с радостью в радость Господа своего! (Мф. 25; 21). Кто потрудился среди поста? Да приимет ныне динарий! (Мф. 20; 13). Кто работал с первого часа? Пусть получит всю должную плату! Кто пришел и после третьего часа? Благодари и веселись! Кто успел прийти после шестого часа, пусть не безпокоится; ибо ничего не лишится. Если бы ты замедлил и до девятого часа, то приступи без всякого опасения. Когда бы даже иной успел прийти только в одиннадцатый час, то и такой — да не страшится своего замедле­ния. Ибо Домовладыка наш любочестив и щедр: приемлет и по­следнего как первого, успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа. Он и о первом пе­чется, и о последнем милосердствует, и тому дает, и этому дарует; о делах радуется, но и намерения с любовью приемлет; действию воздает всю должную честь, но и доброе расположение хвалит. Итак, все, все войдите в радость Господа нашего! Первые и послед­ние — получите награду! Богатые и бедные — ликуйте друг с другом! Трудившиеся и нерадивые — почтите настоящий день! Постившиеся и непостившиеся — возвеселитесь ныне! Трапеза обильна: все насыщайтесь! Телец велик и упитан: никто не уйдет голодным! Все насладитесь пиршеством веры! Все воспользуйтесь богатством благости! Никто не жалуйся на бедность, ибо для всех настало Царствие. Никто не плачь о грехах своих, ибо из гроба всем воссияло прощение. Никто не страшись смерти, ибо от нее освободила всех нас смерть нашего Спасителя. Объятый смертью, Он истребил смерть; сошедший во ад, Он расхитил ад — и огор­чил того, который коснулся Его плоти. Давно предузнав об этом, пророк Исайя воскликнул: ад доле огорчися, срет Тя в преиспод­них своих (Ис. 14; 9). Огорчился он, ибо опустошен. Огорчился, ибо посрамлен. Огорчился, ибо умерщвлен. Огорчился, поелику весь сокрушен. Огорчился, поелику весь связан. Взял плоть, а на­шел (в ней) Бога! Взял землю, а нашел в ней небо! Взял то, что видел; а подвергся тому, чего и не ожидал!

Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа;? (1 Кор. 15; 55). Христос воскрес: и ты — низложился! Христос воскрес, — и пали демоны! Христос воскрес, — и радуются Ангелы! Христос вос­крес, — и водворяется жизнь! Воскрес Христос, — и нет ни одно­го мертвого во гробе! Ибо Христос, воскресший из мертвых, нача­той умершым бысть (1 Кор. 15; 2,0). Ему слава и держава во веки веков! Аминь.


КАК ПРОВОДИТЬ ПАСХАЛЬНЫЕ ДНИ?

Христос воскресе! Благодарим Тебя, Господи, что Ты сподо­бил нас, грешных, достигнута поклонитися Святому Твоему Вос­кресению! Нынешний день есть день особенного веселья, особен­ной радости; нет у нас праздника веселее и радостнее настоящего. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселился вонь (Пс. 117; 24). И с каким желанием все ожидают его, с каким прият­ным безпокойством приготовляются к нему, с каким удовольстви­ем друг друга приветствуют при наступлении его! При слове — Христос воскресе — мы и сами как бы воскресаем, душа оживает, сердце восхищается. Да, этот праздник для того и установлен, что­бы мы радовались и веселились.

Но насколько прилично ныне радоваться, настолько же необ­ходимо ныне и вести себя свято: грешно, можно сказать, ныне на радоваться, — так велик для нас нынешний праздник; вдвойне грешно ныне грешить, — так святы нынешние дни. Как же нам сделать, чтобы мы в настоящий праздник и веселились, и не гре­шили? Как свет и теплота исходят на землю от солнца, так свя­тость и веселье изливаются на нынешний праздник от Иисуса Хри­ста. Воспоминай же о Иисусе Христе, воспоминай непрестанно, относи все к Нему, делай все для Него, смотри во всем на Него, да будет Иисус Христос во весь праздник с тобой и пред тобой; и ты будешь праздновать и свято, и в радости. Если тебе придут на ум греховные помыслы, то скажи им: ради Иисуса Христа не хочу я заниматься вами. Если придет тебе на ум что-нибудь доброе, ска­жи себе самому: сделаю я это ради Иисуса Христа. Если тебя что- нибудь порадует, то говори: буду радоваться ради Иисуса Хри­ста. Если скорбь мирская будет тяготить тебя, то скажи ей: не хочу иметь скорбь такую ради Иисуса Христа. Если ты несчастен, бе­ден, одинок, огорчен, обижен, то говори: забуду все это, стану радоваться, веселиться ради Иисуса Христа. Если ты согрешишь в чем-нибудь... но нет, не греши, ради Иисуса Христа не греши, не оскверняй Святого Праздника. Так решись веселиться и вести себя ради Иисуса Христа; тогда Иисус Христос сохранит тебя от гре­хов и даст сердцу твоему веселье. Делай все для Иисуса Христа, и Иисус Христос сделает все для тебя.

Но если и при всем том ничто тебя не будет радовать в этот радостный праздник; если и стараясь хранить себя от грехов, ты не можешь не скорбеть; если ты так будешь малодушествовать, что не в состоянии петь и Воскресение Христово, то обратись тогда к Сладчайшему Иисусу, скажи Ему о своей скорби, возве­сти Ему свою печаль, открой Ему свою немощь: "Господи! Меня горе тяготит, я скорблю, я не могу радоваться. Болен я, беден я, грешен я, или так, сам не знаю от чего скорблю... Пошли же мне какое-нибудь веселье, обрадуй меня чем-нибудь, чтобы мне в Твой праздник не было грустно". Так молись, так воздыхай; и тогда ты сам не захочешь мирских радостей; ибо для грешни­ков, каковы мы с тобой, никакое веселье не может быть выше того, которое грешник чувствует, когда плачет пред Сладчай­шим Иисусом. Да, сладостно плакать пред Сладчайшим Иису­сом. Впрочем, Иисус Христос Сам не захочет оставить тебя в скорби и в слезах ради Своего праздника. Только сам ты не за­будь в эти святые дни печалящихся: несмотря на то, что реки радости текут везде, двери веселья отверсты всем; несмотря, го­ворю, на это, и ныне есть много печальных между нами, христи­анами, унылых — среди общего веселья, мрачных — при пол­ном сиянии радости.

Кто же эти унылые и печальные? Унылы и печальны ныне бед­ные, впрочем, не те только бедные, которые стоят у дверей храма, ходят по домам, кланяются в переулках. Эти бедные имеют голос; добрые люди не дадут им долго плакать. Ныне особенно унылы и печальны те бедные, которые не имеют чем жить, но не умеют просить, которые бедствуют, но скрывают свою бедность; льют слезы горести, но таят их от других. Это — бедные вдовы с малы­ми детьми; небогатые отцы с большими долгами; дома некогда знатные, а теперь пришедшие в крайнее разорение. Горе и в про­стые дни несладко, но как оно мучительно в Светлый Праздник! Нужды и всегда нелегки, но как они тягостны среди общего до­вольства! Конечно, при сердечном веселии и лицу весело; в мир­ном семействе и черствый кусок хлеба вкусен: но... не в праздник, слушатели!

Никому еще так не горько ныне, как бедным заключенным. Для них и колокольный нынешний звон заглушается громом их собственных цепей; они и в этот Светлый Праздник едва видят солнечный свет, тускло светящий им сквозь каменные ограды и железные решетки.

Горько ныне и тем страждущим, которыми наполнены боль­ницы и богадельни; которые и ныне с нетерпением ожидают себе куска хлеба из чужих рук.

Горько ныне безприютным сиротам, которыми наполнены дома призрения; брошенные отцами и матерями они и ныне забы­ты теми, которые обязались за ними смотреть.

Итак, вот кто ныне уныл и печален: унылы и печальны те, ко­торых Иисус Христос называет меньшей Своей братией, с кото­рыми Он делит печаль и уныние как всегда, так, особенно, и ныне. Утешь же их ты, брат мой возлюбленный! Утешь, чем и как мо­жешь; за это и тебя Господь обрадует ради праздника, обрадует, чем ты и не думаешь; и ты будешь благодушествовать, и ты бу­дешь весело петь Христово Воскресение. Аминь.

Из Пасхальных поучений протоиерея Р. Путятина


Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. - ОАО «Молодая гвардия». С. 69-72. 


STSL.Ru


28 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...