Пасхальная заутреня у Пантелеимона

Пасхальная заутреня у Пантелеимона

Вл. Маковский

В нашем родном и славном монастыре святого великомученика и целителя Пантелеимона довелось мне встретить светлый праздник Христова Воскресения...

После молитвенных дней Страстной седмицы настала Великая Суббота.

У́треня [1]. Чудное пение погребения Христа. Затем, четырехчасовая Литургия Великой Субботы, когда всею душою почувствовалось, что после скорби, страданий и смерти Спасителя наступает действительно великая радость Преславного Воскресения...

Подошла и пасхальная ночь.

У пантелеимоновцев такой обычай, что светлая Пасхальная зау́треня [2] начинается в главном соборе, а потом оттуда братия расходится по своим церквам и пара́клисам [3] с торжественным пением «Христо́с Воскре́се»… Там оканчивают заутреню и сразу же начинают Литургию.

Кругом темно. Лампадки тихо мерцают.

Темные фигуры во мраке тихо спускаются по лестнице к нижнему собору.

В храме Покрова Пресвятой Богородицы закончилась длинная полу́нощница [4]. Унесли плащаницу в алтарь. И стало в церкви тихо, пусто, торжественно...

А ровно в полночь раздался колокольный звон. И после него пение в нижнем соборе: «Воскресе́ние Твое́ Христе́ Спа́се»... на славянском, а затем то же самое – на греческом. Все монахи с возженными свечами в руках выходили из собора, а за ними вышла и масса священнослужителей в праздничных ризах. После провозглашения могучего старца-архидиакона «И сподо́битися нам слы́шати свята́го Ева́нгелия Го́спода Бо́га мо́лим», отец наместник прочел Евангелие, прерываемое чудным колокольным трезвоном.

Затем, соединенные крестные ходы из обоих соборов – Пантелеимоновского и Покровского – торжественно обошли вокруг собора... Картина поистине незабываемая: чудесное прославление в монашеском царстве победы жизни над смертью! Торжество из торжеств под звездным куполом южной ночи: мерцание монашеских светильников и проникновенное афонское пение при чуть слышных всплесках волн залива.

Картина величайшего славле́ния (т.е. славословия Богу, прославления Его в молитвах). Впечатление глубокое и неизгладимое в душе!

Масса духовенства в нарядных с крупными цветами облачениях, иконы, хоругви и зажженные свечи. Все это представляло картину незабываемую, радостную. Но впечатление величия этой чудесной картины еще больше усиливалось от серебристого, радостного и искусного звона колоколов, который разносился далеко по Афонской Горе и таял в водах Архипелага...

pasha-na-afone.jpg

Пасха на Афоне

Вернувшись, о. наместник провозгласил «Слава Святе́й» и прочел стих «Да воскре́снет Бог». Затем, назначенное для служения священство вошло в нижний собор, а остальные – поднялись в Покровский.

С воскресением Христовым все как бы воскресло, ожило и радостью озарило лица. А с кли́роса (греч. – хора) на клирос стала теперь перекатываться победная песнь и весь храм запылал в освещении свечей и драгоценных лампад.

Ликует земля вместе с небом, радуясь о Воскресшем Спасителе...

Всюду, во всем мире, в Святую ночь, в чистом весеннем воздухе носится торжественный гимн Воскресшему и гул густых таинственных колоколов, как волнами, застилается перезвоном серебристых маленьких колокольчиков. И когда, соединившись вместе, летит он к небесной родине, – тогда в душе и малоцерковного человека не может не блеснуть искра радости о Господе, не может не пробудиться чувство сердечного тепла и духовной радости.

Но особенно звучно и красиво колокольный звон и благовест раздается со звонниц русских святогорских обителей, в уединении приютившихся по горам и лесам Афона. И когда он раздается среди никем и ничем не нарушаемой тишины, воздух как будто вздрогнет от его удара. Как будто разорвется от его звуков, которые, медленно колыхаясь, тогда понесутся между деревьями все дальше и дальше. А потом где-то потонут, и только отзвук свой оставят пожить еще несколько мгновений... Когда же замрет и он, раздается другой удар с теми же переливами. Потом третий – и затем уже звуки сливаются в один властный, призывный гул, особенно чудесный, когда благовест перейдет в трезвон.

Тогда, легко и свободно, понесет этот звон колокольный к Богу все молитвы и слезы, которые приносят люди в храм Божий...

AxluHe24mjl.jpg

Русский на Афоне
Свято-Пантелеимонов монастырь

Возвращаясь к описанию церковных служб Пасхальной недели, скажу про совершенно особенную, и на Святой горе лишь виденную, вечерню в Светлое Воскресение. Для чтения Евангелия в Покровском соборе священнослужители становились гуськом, на известном расстоянии один от другого: в алтаре царских вратах – о. наместник, а в глубине храма – диаконы. При этом Евангелие читали на разных языках и после каждого стиха экклезиа́рхи [5] звонили в особые колокольчики, вроде бубенцов, давая знак звонарю. А затем плавно разносился гул большого колокола.

Это было необычайно торжественно и красиво.

А в другие дни Пасхальной недели за вечерней кадили экклезиархи, тоже имея золоченые ковчеги на плечах, особенными открытыми кадильницами на серебряных блюдах.

Вообще, всюду на Афоне богослужение – прекрасное. Но в Пантелеимоновом монастыре, в Андреевском и Ильинском русских скитах – оно к тому же истовое и проникновенное, исключительно благолепное и нам родное. Афонское служение нельзя даже назвать служением – это священнодействие, где все проникнуты важностью совершаемого. И ни у кого не замечается скуки или желания поскорее дочитать или отслужить. Наоборот, видно лишь общее стремление к молитве и высокой настроенности.


Источник: Макевский Вл. Афонские рассказы. – Париж, 1950. С. 34-37.


Примечания

[1] У́треня (греч. ὄρθρος от глаг. ὀρθρίζω – рано приходить). Древние христиане совершали богослужение в период гонений в основном ночью и ранним утром. С приданием христианству статуса легитимной религии Римской империи церковное богослужение смогло полноценно развиться. В его структуре стали выделяться составные части. Одними из самых ранних разновидностей церковного богослужения, приобретшими свои наименования от месторасположения в астрономических сутках, являются: вечерня, совершаемая, как правило, вечером и утреня – самая продолжительная из ежедневных служб суточного круга в Православной Церкви. Общий символизм утрени, в противоположность вечерни, – изображение новозаветных событий.

Обычно различают три вида утрени: вседневная, праздничная и пасхальная. Подробнее…

В Великом посту (редко и в другие многодневные посты) служится аллилуйная утреня. Кроме того, по учиненным дням может совершаться заупокойная утреня.

[2] Зау́треня – церк., разг. русское народное название утрени; в более узком смысле название утрени первого дня Пасхи. «Пойти к заутрене». «Прийти с заутрени». «Пасхальная заутреня» (до рассвета) – предваряет собой совершение Божественной литургии.

[3] Пара́клис (от греч. παρεκκλήo – утешение) – молебный канон (протяжное песнопение) к Богородице, который поется и читается верующими в случае душевной скорби. В балканских славянских языках параклисом часто именуют придел или часовню по схожести греческих слов «пареккли́сио» и «пара́клисис». Более правильные названия: парекклисион и проскринитарий.

Пареккли́сион (от греч. παρεκκλήσι) – небольшая церковь с освященным Святым Престолом внутри, иногда принадлежащая некому лицу или учреждению. Парекклисион может быть и приделом расположенной рядом церкви, и находиться внутри помещения.

Проскринита́рий (от греч. προσκυνητάριον от προσκυνῶ – преклоняю колени, почитаю) – небольшая часовня, где может в любое время помолиться проходящий мимо паломник. В Греции проскинитарии часто встречаются вблизи автотрасс, пешеходных троп, горных рек, на холмах, реже – в городах.

[4] Полу́нощница (греч. μεσονύκτικον) – одна из служб суточного богослужебного церковного круга, посвященная грядущим Пришествию Иисуса Христа и Страшному суду. Совершается в полночь. Различается вседневная, субботняя и воскресная. Пасхальная – единственная полунощница, которая совершается во всех православных храмах – перед пасхальным крестным ходом и следующей за ним утреней.

Подробнее...

[5] Экклесиа́рх (от греч. ἐκκλησία – церковь + ἀρχή – власть; церковноначальник):

1) церковный ключарь; должностное лицо, наблюдающее за сохранностью здания храма и храмовых принадлежностей, отвечающее за поддержание внутреннего порядка, организацию и осуществление определенных вспомогательных действий богослужебного характера; старший пономарь;

2) чтец, управляющий общим ходом чтения во время богослужения;

3) уставщик.

Па́раэкклесиарх – помощник экклесиарха.


10 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года

В память о спасении императора
В память о спасении императора

28 июня (н. ст.) 1868 года наместник Лавры архимандрит Антоний освятил устроенный в Вифании при митрополичьих покоях домовый храм в честь Нерукотворенного Спасова образа. Надпись над входом гласит: «Устроися храм Всемилостивого Спаса в память двукратного дивного сохранения от опасности Государя Императора Александра Николаевича 1866 г. Апреля 4-го и 1887 г. Мая 25-го дня».

Пожар в Деулине
Пожар в Деулине

15 (27) июня 1865 года в селе Деулино сгорела деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Она была сооружена в 1619–1620 годах архимандритом Троицкого монастыря преподобным Дионисием (Зобниновским) в память заключенного в селе в 1618 году перемирия между Россией и Польшей.