Пасха. Светлое Христово Воскресение. История праздника

Пасха. Светлое Христово Воскресение. История праздника

Пасха Христова — торжество из торжеств. В своем Слове на Пасху св. Еиифаиий Кипрский говорит: «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он сос­тавляет для всего мира ТОРЖЕСТВО ОБНОВЛЕНИЯ И СПАСЕНИЯ. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников...». Церковь в своих священных песнопениях называет Пасху великою, двери райские нам отверзаю­щей, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением, призывает к ее торжеству землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос воста, веселие вечное».

Св. Григорий Богослов в своем 45 Слове на Пасху го­ворит: «Ныне спасение миру, — миру видимому и неви­димому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, восходите и вы. Христос из гроба, — освобождайтесь от уз греха, отверзаются врата ада, истребляется смерть. Она у нас праздников праздник и торжество торжеств, столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершае­мые, сколько солнце превосходит звезды».

Слово «Пасха» ведет свое начало еще от ветхозаветно­го праздника Пасхи, который, в свою очередь, так наз­ван был от еврейского слова «пасах» («проходит мимо»), для обозначения того события, когда при исходе евреев из Египта и египетского рабства, Ангел, погубивший еги­петских первенцев, при виде крови пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо.

В христианской Церкви наименование «Пасха» полу­чило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях Церкви:

«...Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия»1.

В домостроительстве нашего спасения Воскресение Христово есть явление Божественного всемогущества: Христос по смерти сошел во ад - «яко восхотел», нисп­ровергнул смерть - «яко Бог и Владыка», воскрес тридневен — и с Собою воскресил Адама и весь человеческий род от адовых уз и тления.

Тело воскресшего Христа Спасителя восстало бессме­ртным и славным, имеющим жить вечно новой, духов­ной, небесной жизнью. Сломив смерти врата (тверды­ню), Христос проложил стезю, показал путь к жизни и открыл дверь бессмертия...


История праздника

Праздник Пасхи установлен уже в Апостольской Церкви и праздновался в те времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла две седмицы: предшествую­щую дню Воскресения Христова и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреб­лялись особые наименования: Пасха Крестная, или Пасха Страданий, и Пасха Воскресная, то есть Пасха Воскресения. После Никейского Собора (325 г.) эти на­именования считаются вышедшими из употребления и вводятся новые названия — Страстная и Светлая седми­цы, а сам день Воскресения назван Пасхой.

В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, праздновали ее в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. А За­падная Церковь, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый день пос­ле весеннего полнолуния. Попытка установить согласие по этому вопросу между Церквами была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два различных обычая существо­вали до Первого Вселенского Собора (325 г.), на кото­ром было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля [1], чтобы христиа­нская Пасха всегда праздновалась после иудейской.


Цит. (в сокращении) по: Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по литургике для 3-го класса. - Загорск. Лавра. Академия, 1984. С. 355-392.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Пасха. Светлое Христово Воскресение. Избранные статьи, лекции. Издание второе. - М., Самшит-издат, 2004. 


ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Здесь и далее даты приводятся по старому стилю.


STSL.Ru


28 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...