Воспоминания протоиерея Тихона Пелиха о Пасхе Христовой в Троице-Сергиевой Лавре

Воспоминания протоиерея Тихона Пелиха о Пасхе Христовой в Троице-Сергиевой Лавре

Старец протоиерей Тихон Пелих. Дневники

За вечерней слышал слово епископа Варфоломея [1]. Теперь мне опытно понятны слова [молитвы]: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его... яко тает воск от лица огня». Святыми слезами омывается душа от грехов — и в этом тоже тайна крещения водой!

Бог — больше, чем жизнь. «Отец больше Меня есть» [2], Бог-Слово-Логос есть Жизнь. Жизни начало положено в Боге. Сказано: «В начале бе Слово, и Сло­во бе к Богу, и Бог бе Слово» (Ин. 1, 1). И все, что на­чало быть (всякая жизнь, следовательно), через Него только есть. На вопрос же «как?» есть ответ: читай пояснение к тексту: много званых, а мало избранных (Мф. 22, 14). Здесь говорится, что, кроме тварей вре­менных, есть твари, которые призваны к вечности, а призваны они потому, что Слово Божие было к ним.

Четверг пасхальный

Вторую ночь — в церкви. Надо идти к людям не только с ответами, но и с вопросами. Этика исходит из онтологических [3] предпосылок, а упирается в мо­раль. Всякая этика — это дерево, которое, с одной стороны, своими корнями, как в почву, углубляется в онтологическую сущность нашего мировоззрения, а с другой стороны, несет плоды морали. Интересно, что онтологические принципы, на которых строится здание этики (как в марксизме, так и в христианстве), суть функции жизни, но только у первых — жизнь земная, а у вторых — жизнь небесная поставляется во главу угла.

***


Фото 40-x гг. 20 века

Для вкусившего хоть раз в жизни радость Воскре­сения Христова понятен пир веры. Как же быть с не­верующими, но жаждущими веры? Святая Церковь, следуя событиям личной жизни Спасителя, дает нам ответ и на этот вопрос. Вслед за Светлой седмицей она празднует Неделю апостола Фомы. Она всех хо­чет приобщить к радости Воскресения Христова. Но это уже — радость от «доказательной» веры.


Источник: старец протоиерей Тихон Пелих. Жизнеописание. Проповеди. Дневники


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Епископ Варфоломей (Ремов; 1888-1936), до 1919 г. — профессор Московской духовной академии, затем — епископ Сергиевский, викарий Московской епархии (1921 г.).

[2] Отец Мой более Меня (Ин. 14, 28).

[3] Онтология — философское учение о бытии. 



2 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Почему посад, а не город?
Почему посад, а не город?
В последние десятилетия одним из направлений деятельности Сергиево-Посадского музея-заповедника стало изучение прошлого не только нашего города, но и всей северо-восточной части Подмосковья. Началась эта работа после того, как в ведение музея...
Письмо святителя Тихона о недопущении вскрытия мощей преподобного Сергия Радонежского
Письмо святителя Тихона о недопущении вскрытия мощей преподобного Сергия Радонежского

2 апреля (н. ст.) 1919 года Патриарх Московский и всея России Тихон отправил письмо председателю СНК В.И. Ленину, в котором «во имя успокоения смущенных сердец верующих людей» просил принять законные меры к недопущению готовящегося местными властями вскрытия мощей преподобного Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиева монастыря. Данное письмо Патриарха являлось уже вторым - первое письмо в СНК о недопущении вскрытия мощей было отправлено святителем в марте 1919 года.


Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

Предложение о вскрытии мощей преподобного Сергия Радонежского
Предложение о вскрытии мощей преподобного Сергия Радонежского

1 апреля 1919 года Сергиевский совет рабочих и крестьянских депутатов тайным голосованием (29 голосов – «за», 3 – «против» и 4 «воздержались») поддержал предложение фракции коммунистов в Совете о вскрытии мощей преподобного Сергия Радонежского.

Встреча в Троицком монастыре врагов великого князя Московского Василия II Темного
Встреча в Троицком монастыре врагов великого князя Московского Василия II Темного

20 (30) марта 1434 года в Троицком монастыре состоялась встреча врагов великого князя Московского Василия II Васильевича Темного  - князя Звенигородского Юрия Димитриевича и князя Можайского Ивана Андреевича, а затем последовало начало их совместного похода на Москву, оставленную Василием II.