«Папа, как там на войне?»

«Папа, как там на войне?»

Когда началась война, я был еще маленьким. Помню себя пятилетним ребенком. Семья наша жила в Юрьеве-Польском, во Владимирской области. Дома все молились. Пока шла война, отец был на фронте. Он пришел в 1945 г. Я спросил его тогда: «Папа, как там на войне?» И он рассказал, что, когда приспела Пасха, было жарко. Отец про­шел в окружную кукурузным полем, чтобы зайти в церковь помолиться. Пробрался к хра­му, осторожно заходит туда, смотрит – а там генералы, пол­ковники, офицеры – все здесь! Папа тоже стал молиться. Один из помощников, ниже чином, заметил его и говорит тихонько: «Уходи давай скорее, чтоб тебя не видели!» Тогда строго было, боялись, что кто-то увидит и донесет. Моего отца могли потом по распоряжению на передовую кинуть, чтобы он погиб как ненужный свидетель.

Все молились, хоть и тайно, и проси­ли помощи у Бога. Как говорят, на войне неверующих не бывает. Но меня удиви­ло другое. Казалось бы, страшная война закончилась, уже праздновали Победу, отстояли свою землю – столько городов, деревень и сел – а тут начинается хрущев­ское гонение на Церковь, и храмы, кото­рые сберегли от разрушения в войну, на­чинают один за другим закрывать. За это время было закрыто 15 тысяч храмов! Мой отец и другие люди обращались в разные инстанции: «Защитите, пожалуйста!» Но практически никто не вступился, все побоялись, даже ветераны. Ведь опять стали сажать по тюрьмам, и любой мог попасть под подозрение, а уж тем более за такое.

Вот такое сложное время тогда наста­ло. Всем обещали, что теперь будет хоро­шая жизнь. Отец только перед смертью получил разрешение на бесплатный про­езд в транспорте, а умер он в 1985 г. До этого никаких льгот не было.

В Патриаршем календаре за 2015 г. на стр. 273 приводятся слова Святейшего Па­триарха Кирилла о том, что свободу мож­но обрести только в монастыре. Так и есть. Потому что подлинная свобода – это сво­бода от страстей. Для истинного монаха заключение или другие жизненные испы­тания не страшны, потому что внутренне, духовно он свободен. Что нам переживать, если материально, юридически или еще как-то мы не защищены или не обеспече­ны, когда мы со Христом, Господом нашим и Богом. Нужно, чтобы любовь к Богу у братии и у нас с вами была, как у препо­добного Сергия. 

Сейчас жалуются, что, дескать, то пло­хо, другое плохо... Дорогие мои! Запом­ните, что в Евангелии Господь говорит: «Меня гнали, и вас будут гнать» (Ин. 15:20). Но если священник будет гово­рить в храме на проповеди: «Приходите в православие: нас распинают, убивают, мучают, сажают, голодом морят», – то еди­ницы захотят прийти. А если поставить вопрос по-другому: «Христос пострадал, отдал Свою жизнь, чтобы мы спаслись. Он пожертвовал Собой, а мы ради любви к Богу последуем за Ним по крестному пути испытаний и скорбей», – тогда откроется глубина жизни во Христе.


  
Архимандрит Никодим (Деев)

Отец Никодим (в миру – Валентин Васильевич Деев) родился 1 июля 1936 г. Окончив в 1955 г. среднюю школу, вскоре поступил в Московскую духовную семинарию. В 1961 г. Валентин получил на руки аттестат об успешном окончании духовной школы. Сдав вступительные экзамены, он поступил в Московскую духовную академию. В 1964 г. был принят послушником в Троице-Сергиеву Лавру. В следующем году 2 апреля наместником Лавры архи­мандритом Платоном (Лобанковым) был пострижен в монашество, а 11 апреля митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом (Извековым) был хиротонисан во иеродиакона. В том же году иеродиакон Никодим окончил Духовную академию со степенью кандидата богословия. 21 июля 1967 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) рукоположил его в сан иеромонаха. Его Святейшеству со­служили митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков) и архиепископ Таллинский Алексий (Ридигер) – два будущих Патриарха. Отец Никодим поступил в аспирантуру при МДА, окончил ее 17 июня 1974 г. В 1981 г. возведен во игумена, в 1990 г. – в сан архимандрита.


STSL.Ru


Источник:журнал «Покров», № 3/549, июль – сентябрь, 2017.
9 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года

В память о спасении императора
В память о спасении императора

28 июня (н. ст.) 1868 года наместник Лавры архимандрит Антоний освятил устроенный в Вифании при митрополичьих покоях домовый храм в честь Нерукотворенного Спасова образа. Надпись над входом гласит: «Устроися храм Всемилостивого Спаса в память двукратного дивного сохранения от опасности Государя Императора Александра Николаевича 1866 г. Апреля 4-го и 1887 г. Мая 25-го дня».

Пожар в Деулине
Пожар в Деулине

15 (27) июня 1865 года в селе Деулино сгорела деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Она была сооружена в 1619–1620 годах архимандритом Троицкого монастыря преподобным Дионисием (Зобниновским) в память заключенного в селе в 1618 году перемирия между Россией и Польшей.