Память Святых Праведных Богоотец Иоакима и Анны

Святой праведный Иоаким, сын Варпафира, был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его потомков родится Спаситель мира. Праведная Анна была дочерью Матфана и по отцу была из колена Левина, а по матери – из колена Иудина. Супруги жили в Назарете Галилейском. Они не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось позором. Но они никогда не роптали и только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю.


Зачатие праведной Анны

Однажды, во время большого праздника, дары, которые праведный Иоаким взял в Иерусалим для принесения их Богу, не были приняты священником Рувимом, который считал, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Это очень опечалило старца, и он, считая себя самым грешным из людей, решил не возвращаться домой, а поселиться в одиночестве в пустынном месте. 

Его праведная супруга Анна, узнав, какому унижению подвергся ее муж, стала в посте и молитве скорбно просить Бога о даровании ей ребенка. В пустынном уединении и постничестве о том же просил Бога и праведный Иоаким. И молитва святых супругов была услышана: им обоим Ангел возвестил о том, что родится у них Дочь, Которую благословит весь род человеческий.


По повелению Небесного Вестника, праведные Иоаким и Анна встретились в Иерусалиме, где, по обетованию Божию, у них и родилась Дочь, нареченная Марией. Святой Иоаким преставился через несколько лет по введении во храм Благословенной своей Дочери, в 80-летнем возрасте. Святая Анна скончалась 79-ти лет, через два года после него, проведя их при храме, рядом с Дочерью.



***

Проповедь произнесена в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 2014 года.
21 сентября 2014 г.
Алексей Брегеда, МДА

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие, братья и сестры, сегодня Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы. Святая Церковь с древних времен установила этот праздник. Празднуемое событие – рождение Богоизбранной Отроковицы принесло радость всему миру, ибо Богочеловек Иисус Христос, воссиявший из Нее, разрушил проклятие Божие и даровал людям вечную жизнь.




Предыстория этого светлого праздника следующая: родители Пресвятой Богородицы были очень благочестивыми и боящимися Бога людьми, но промыслом Своим Господь не давал им детей. А в понимании древнееврейского народа неимение детей означало наказание Божие за грехи. Соседи и знакомые поносили праведныхИоакима и Анну, и это доставляло им большую скорбь. Они долго и горячо молились Богу, чтобы Господь снял с них поношение неплодия; много творили милостыни, чтобы преклонить Его на милость, и в этой скорби и непрестанной молитве и благодарении постепенно очищались духом и воспламенялись любовью и преданностью к Богу. Господь услышал их молитву, когда Иоаким и Анна были уже в престарелом возрасте: у них родилась великая Дочь.

Рождение Пресвятой Богородицы имеет исключительное значение для всего человеческого рода, ибо Господь, через снятие поношения с родителей Девы Марии, предызображает скорое снятие проклятия с праотцев рода человеческого Адама и Евы. В кондаке праздника поется: «Иоаким и Анна поношение безчадства, и Адам и Ева от тли смертныясвободистося, во святем Рождестве Твоем».


Архангел Гавриил


Недавно Православная Церковь праздновала церковное новолетие, и не случайно первый праздник, после церковного нового года, Рождество Пресвятой Богородицы. Рождество Девы Марии есть, как бы, первая весточка нашего спасения. Сей праздник есть начало спасения миру. Восклицайте Господу, вся земля: торжествуйте, веселитесь и пойте (Пс. 97.4). Родилась Матерь Божия, от Которой благоволил родиться Агнец Божий, берущий на Себя грех мира (Ин. 1.29).

Наименования города Назарет, в котором родилась Божия Матерь, означает цветущее, увенчанное и сокровенное место. И все эти наименования ясно предызображают Пресвятую Деву. Да, действительно, Она есть цвет, прозябший от неплодной и застарелой утробы, цвет неувядаемый, цвет благоухающий, родивший нам Иисуса Христа Сына Божия. Да, Она увенчана славою, как Матерь Божия, увенчана славою, славнейшая серафим, как серафимски возлюбившая Бога. Она есть то сокровенное место, в которое вселился Сам Бог.

Преподобный Иоанн Дамаскин, восхваляя этот святой день, пишет: «Отпразднуем упразднение человеческого бесплодия, ибо прекратилось для нас оскудения благ». «Сегодня,- продолжает он же,- из перстного естества устроил на земле небо Тот, Кто некогда в древности создал из вод и поднял на высоту твердь».


Успение Праведной Анны

Но посмотрите, дорогие братья и сестры, как благочестие и молитва, сойдясь вместе, явили Иоакима и Анну родителями Сосуда Божия, Сосуда настолько избранного, Который смог вместить в Себя невместимого Бога. Если и мы будем прилежно держаться добродетелей и молитв, прилежно и постоянно пребывая в храме Божием, то и мы обрящем чистоту сердца, вмещающую и являющую нам Бога (Мф. 5.8).

О, Матерь Божия!- воскликнем вместе с преподобным Иоанном- Тебя одну имеем надеждой на радость, ходатаицей к Сыну Твоему и твердым залогом спасения. Сними с нас тяжкий груз греха и рассей тучи, помрачающие наш ум. Останови искушения, на счастливую стязю направь нашу жизнь и руководи к небесному блаженству.

Радуйся, благодатная! Господь с Тобою (Лк. 1.28); благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего (Лк. 1.42) – Иисус Христос Сын Божий! Ему слава со Отцем и Святым Духом всегда, ныне и присно, и вовеки веков. Аминь.


Источник: Сайт МДА




22 Сентября 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...