Память святой мученицы Лукии Сиракузской, девы

Святая Лукия родилась, примерно, в 286 году в городе Сиракузы на Сицилии. Неизвестно, была ли её семья христианской, но, согласно преданию, ещё будучи ребёнком, Лукия дала обет целомудрия, но никому не говорила о своём решении. В своей девственной чистоте Лукия намеревалась посвятить всю свою жизнь служению Спасителю. 


Святая мученица Лукия Сиракузская

После смерти отца (Лукия была к тому времени уже молодой девушкой) мать решила выдать её замуж за красивого и знатного юношу, но из языческой семьи. Лукия всяческими способами стремилась расстроить планы матери, стараясь оттянуть срок свадьбы. К тому же, она испытывала глубокое отвращение к идолопоклонничеству. Она молила Бога помочь ей сохранить девственную чистоту.

Между тем, мать Лукии тяжело заболела: у неё открылись сильные кровотечения, которые не удавалось остановить ни одному врачу. Болезнь затянулась на долгие четыре года. В это время, конечно же, не могло быть никакой речи о свадьбе: присутствие дочери в доме было просто необходимо.

В это время в городе заговорили о чудесных исцелениях от мощей святой мученицы Агафии, и Лукия уговорила мать совершить паломничество в расположенный неподалёку от Сиракуз город Катания, чтобы помолиться об исцелении. Вскоре мать и дочь прибыли в Катанию. Во время торжественного богослужения, на котором присутствовали паломницы, читался евангельский отрывок об исцелении кровоточивой жены, страдавшей от того же недуга, что и мать Лукии. Девушка была глубоко тронута этой историей. Обливаясь слезами, Лукия долго молилась святой Агафии об исцелении матери и, наконец, забылась сном.

И тут во сне к ней явилась в окружении ангелов сама святая мученица Агафия. «Сестра моя! – обратилась она к Лукии. – Зачем просишь ты у меня то, что есть у тебя самой. Посмотри, твоя вера исцелила твою мать; она здорова. И знай ещё, что своим девством ты построила благолепный храм Господу». Проснувшись, Лукия обнаружила, что её мать действительно здорова. И в этот момент радости и благодарности Лукия открыла матери своё намерение сохранить свою девственность в знак служения Господу, добавив, что к этому призвала её и святая Агафия. Евтихия (так звали мать Лукии), благодаря небо за исцеление, благословила дочь на этот подвиг. Вернувшись в Сиракузы, Лукия раздала своё приданое бедным.

Жених, однако, узнав о решении Лукии остаться девственницей, страшно разгневался и возненавидел девушку. Он обратился к городскому судье Пасхазию, также язычнику, выдвинув против святой Лукии обвинения в неверности, в расточительстве (он не мог смириться с тем, что она раздала свои богатства бедным) и в том, что она христианка. Последнее обвинение во времена правления императора Диоклетиана, жестоко преследовавшего христиан, было особенно опасным.

Пасхазий вызвал к себе Лукию и сначала словесно убеждал её принести жертву идолам.

Блаженная Лукия отвечала ему:

- Живая жертва и чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях. За последние три года я ничего и не делала, как только приносила жертву Живому Богу. Теперь мне уже нечего приносить Ему и я приношу Ему самоё себя, и пусть творит Он с Своею жертвою, что угодно Ему.

- Эти слова, – заметил Пасхазий, – можешь рассказывать подобным тебе христианам, а мне, наблюдающему за исполнением царских законов, напрасно об этом говоришь.

- Ты царским законам следуешь, – отвечала Лукия, – а я повинуюсь законам Божиим; ты царей боишься, а я Бога боюсь; ты царей не хочешь прогневать, а я тщательно оберегаюсь прогневать Бога; ты царям стараешься угодить, а я желаю благоугодить Единому Христу. Итак, делай, что тебе кажется полезнейшим, я же буду делать то, о чём знаю, что это послужит мне на пользу.

- Ты прожила своё наследие и растратила вместе с твоими сожителями, – сказал Пасхазий, – а потому и сама говоришь, как блудница.

- Наследство своё я поместила в хорошем месте, – ответила ему Лукия, – и никогда не позволяла себе принимать растлителей души и тела.

Пасхазий спросил:

- А кого ты называешь растлителями души и тела?

Лукия отвечала:

- Вы – растлители души, о которых Апостол говорит: "худые сообщества развращают добрые нравы" (1Кор. 15:33): вы внушаете душам людей прелюбодеяние, – дабы они, оставив Небесного Жениха, т. е. Создателя своего, последовали диаволу чрез служение безсильным и бездушным идолам. А растлители тела суть те, которые временные удовольствия предпочли вечному блаженству и преходящие наслаждения ставят выше радостей безконечных.

Пасхазий сказал:

- Твои разглагольствования прекратятся и замолкнут, когда дело дойдет до истязаний и ран.

Лукия отвечала:

- Слова Божии не умолкнут никогда.

- Да разве ты – Бог? – возразил Пасхазий.

- Я – раба Божия, сказала Лукия, и потому говорила Божии слова, как и Сам Он сказал: "ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас" (Мф. 10:20).

Пасхазий сказал:

- Так неужели и в тебе Дух Святой и не Он ли говорит чрез тебя?

Лукия отвечала:

- Апостол говорит, что ведущие чистую жизнь суть храмы Божии и Дух Божий живёт в них (1Кор.3:16).

Пасхазий сказал:

- Так вот я прикажу отвести тебя в непотребный дом, чтобы Дух Божий отступил от тебя, когда ты будешь осквернена.

- Без произволения Духа никогда не может быть осквернено тело, – отвечала Лукия: если даже ты положишь мне на руку фимиам и насильно бросишь его сею рукою на идольский жертвенник, то Бог только посмеётся тебе при виде сего, ибо Он осуждает нас за помыслы и произвольные деяния, а не за действия, которые нас другие принуждают делать насильно; и насильственное лишение девства Он только попускает, как попускает искушения, разбой, язычество. Посему, если ты и прикажешь надругаться надо мною, то этим только увеличишь награду за мою чистоту.

- Я велю до смерти безчестить тебя, – сказал Пасхазий, – если ты не послушаешься царского повеления.

Лукия отвечала:

- Я уже сказала тебе, что мою волю ты никогда не склонишь к согласию на грех; всё, что ты можешь сделать с моим телом, – всё это презирает раба Христова.

Тогда Пасхазий, этот развратный и неправедный судия, призвал к себе содержателей непотребных домов и отдал им святую, говоря:

- Созовите народ и пусть над ней ругаются до тех пор, пока не умрёт.

Когда святую повлекли на поругание, Бог придал ей такую тяжесть, что её невозможно было сдвинуть с места. Множество людей, по распоряжению мучителя, влекли её и старались стронуть её с места; но все старавшиеся изнемогли и покрылись потом, а дева Господня стояла непоколебимо. Принесли верёвки и, опутав её ими по рукам и по ногам, опять старались изо всех сил влечь её, но она оставалась неподвижною, как бы гора. Пасхазий смутился и не знал, что делать. Он созвал гадателей, чародеев и всех идольских жрецов и велел им совершать волхвования кругом Лукии, чтобы подвинуть её, но они ничего не достигли: она стояла, как бы пригвождённая к земле, и нельзя было сдвинуть её ни на один шаг. Приведено было множество пар волов, которые должны были сдвинуть её и влечь, и она всё-таки оставалась неподвижною.


Наконец, Пасхазий спросил её:

- Что за волшебство ты совершаешь?

- Это не волшебство мое, – сказала она, – а сила благодати Божией.

- Какая же причина того, что тебя, слабую девушку, не может сдвинуть тысяча человек?

- Если ты приведешь хотя бы десять тысяч человек, то и они почувствуют, что Дух Святой говорит мне: "Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится" (Пс. 90:6).

Сильно мучился в своей нечестивой душе жалкий судия. На него напало смятение.

- Что ты мучаешься, – спросила его святая дева, – и чем смущаешься? Ведь ты испытал уже, что я действительно – храм Бога Живаго, и так веруй в это. Если же ещё не убедился, то продолжай своё.

Пасхазий пришёл в ещё большее негодование и смущение, видя, как посмеивается над его ухищрениями святая. Он велел развести кругом неё громадный костер и поливать на неё смолу, серу и кипящее масло. Но она, ограждаясь именем Господа нашего Иисуса Христа, осталась неподвижна и невредима и говорила мучителю:

- Я молила Господа нашего Иисуса Христа, чтобы этот огонь не имел власти надо мною и, дабы посмеялись над тобою надеющиеся на Христа, – просила продолжения моих мучений, чтобы верующих избавить от страха мук, а неверующих лишить возможности ругаться над христианством.

Тогда некоторые из приближенных Пасхазия, желая вывести его из тяжелого и недоумённого положения, велели ударить святую мечём в гортань и затем вместе с Пасхазием удалились домой. Однако святая, как ни была сильно ранена, не потеряла сил и беседовала с народом, говоря:

- Благовествую вам, что Церкви Божией даруется мир, ибо Диоклетиан отказался от царства, а Максимиан ныне умер. И подобно тому, как город Катана имеет своею заступницею пред Богом сестру мою о Боге, святую Агафию, – так знайте и о сем городе, что ему дана в защиту Богом я, если только вы, исполняя волю Его, будете сему веровать.

Мч. Лукия_.jpg

Когда Лукия с пронзённою мечем гортанью говорила эти слова, неожиданно пред её глазами провели Пасхазия, закованного в железные узы. Дело в том, что Сицилийцы тайно от своего правителя послали в Рим донос о том, как немилосердно разорял Пасхазий страну, отнимая у жителей их достояние при помощи всяких насилий. И вот в настоящее-то время из Рима пришел приказ, чтобы Пасхазий в оковах был приведён туда для суда над ним: там он, после допроса, был осуждён на смерть и казнён чрез усечение мечём. Когда его в оковах вели мимо святой, она ещё была жива и, раненая смертельно, стояла, однако, не трогаясь, и жизнь не оставляла её до тех пор, пока не пришли священники, и она не причастилась Пречистых и Животворящих Таин Христовых, – и только тогда, когда все, по окончании причащения, произнесли: "Аминь", святая мученица предала свою чистую душу в руки Господа. Её с честью погребли на месте мучения и над её мощами воздвигнута была церковь во имя её и во славу Бога, Единого в Троице, Отца, и Сына, и Святого Духа, Ему же слава во веки. Аминь.

Св. мученица Лукия прияла мученическую кончину в 304 году. Мощи её из Сиракуз сначала перенесены в Италию, потом в Мец (прежде значительный французский город в Лотарингии; ныне – первоклассная крепость в немецкой Лотарингии); часть мощей, бывшая в Царьграде, перенесена в Венецию.


STSL.Ru

По материалам сайтов www.dw.de и alchevskpravoslavniy.ru
19 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...