Память святителя Павла, Патриарха Константинопольского, исповедника

Память святителя Павла, Патриарха Константинопольского, исповедника

В цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ция (337-361), сы­на Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го, пра­во­слав­ные хри­сти­ане под­верг­лись го­не­нию со сто­ро­ны ере­ти­ков-ари­ан, сторо­ну ко­то­рых дер­жал сам им­пе­ра­тор, то­же увле­чен­ной ари­ан­ской ере­сью. В Церк­ви про­ис­хо­ди­ли то­гда ве­ли­кие сму­ты и нестро­е­ния, так как ма­ло уже остава­лось со­став­ляв­ших опо­ру её ве­ли­ких по­бор­ни­ков пра­во­сла­вия: свя­той Афа­на­сий, ар­хи­епи­скоп Алек­сан­дрий­ский (326-378), этот ве­ли­чай­ший за­щит­ник Пра­во­сла­вия, был уда­лен с сво­е­го пре­сто­ла, а свя­той Алек­сандр, Пат­ри­арх Ца­ре­град­ский (326-340), к это­му вре­ме­ни уже скон­чал­ся.

Ко­гда свя­той Алек­сандр уми­рал, окру­жав­шие его смерт­ной одр спра­ши­ва­ли его:

– Ко­му остав­ля­ешь нас, ду­хов­ных чад тво­их, от­че? Ко­го остав­ля­ешь нам пас­ты­рем вме­сто се­бя? Кто столь же доб­лест­но управ­лял бы Цер­ко­вью Хри­сто­вою?

Он ука­зал им двух до­стой­ных му­жей, имен­но пре­сви­те­ра Пав­ла ро­дом из Со­лу­ня и диа­ко­на Ма­ке­до­ния, но при этом при­ба­вил, что ес­ли же­ла­ют иметь пас­ты­ря учи­тель­но­го и име­ю­ще­го доб­ро­де­тель­ную жизнь, то из­би­ра­ли бы се­бе Пав­ла; ес­ли же хо­тят иметь пас­ты­рем че­ло­ве­ка пред­ста­ви­тель­но­го, от­ли­ча­ю­ще­го­ся внешним бла­го­об­ра­зи­ем, то пусть из­би­ра­ют Ма­ке­до­ния. По­сле се­го прис­но­па­мят­ный Пат­ри­арх скон­чал­ся. На быв­шем по­сле его кон­чи­ны со­бо­ре при со­ве­ща­нии о том, ко­го из дво­их воз­ве­сти на Пат­ри­ар­ший пре­стол, Пав­ла или Ма­ке­до­ния, про­изо­шел спор меж­ду пра­во­слав­ны­ми и ари­а­на­ми, ко­то­рых на Со­бо­ре бы­ло очень мно­го. Пра­во­слав­ные же­ла­ли Пав­ла, ари­ане скло­ня­лись бо­лее на сто­ро­ну Ма­ке­до­ния; од­на­ко пра­во­слав­ные одер­жа­ли верх и на Пат­ри­ар­ше­ство из­бран был в хра­ме Свя­той Ири­ны свя­той Па­вел и, во­шед­ши на Пат­ри­ар­ший пре­стол, на­чал с че­стью па­сти вру­чен­ное ему ста­до.

Во вре­мя из­бра­ние и хи­ро­то­нии свя­то­го Пав­ла им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ция не бы­ло в Ца­рь­гра­де, – он на­хо­дил­ся в Ан­тио­хии. Вслед­ствие се­го он не был рас­по­ло­жен к но­во­му Пат­ри­ар­ху. Воз­вра­тив­шись из Ан­тио­хии в Ца­рь­град, им­пе­ра­тор вы­ка­зал яв­ное неудо­воль­ствие про­тив Пат­ри­ар­ха за то, что он взо­шел на Пат­ри­ар­ший пре­стол по­ми­мо во­ли цар­ской. На­стро­ен­ный ари­а­на­ми, им­пе­ра­тор со­звал Со­бор, ко­то­рый со­вер­шен­но непра­виль­но низ­ло­жил с пре­сто­ла свя­то­го Пав­ла, ни в чем непо­вин­но­го, чи­сто­го серд­цем, весь­ма по­лез­но­го для Церк­ви Хри­сто­вой, ибо сво­ею муд­ро­стью и жиз­нью он быль ис­тин­ным све­том ми­ру и си­ял в Церк­ви, как утрен­няя звез­да сре­ди об­ла­ков. На ме­сто низ­ло­жен­но­го Пав­ла им­пе­ра­тор воз­вел епи­ско­па Ни­ко­ми­дий­ско­го Ев­се­вия и опять уда­лил­ся в Ан­тио­хию. Ев­се­вий, зара­жен­ный ере­сью ари­ан­ства, на­чал сму­щать Цер­ковь сво­им ере­ти­че­ским уче­ни­ем и все­ми си­ла­ми ста­рал­ся изъ­ять из Сим­во­ла ве­ры сло­ва: рож­ден­ный, несотво­рен­ный, еди­но­сущ­ный, так как он не при­зна­вал, что Сын Бо­жий есть Бог и во всем ра­вен Бо­гу От­цу. Меж­ду тем низ­ло­жен­ный Па­вел от­пра­вил­ся в Рим, где на­шел свя­то­го Афа­на­сия и мно­гих дру­гих епи­ско­пов, из­гнан­ных Ев­се­ви­ем, и жил вме­сте с ни­ми. Но Ев­се­вий, не же­лая, чтобы Афа­на­сий и Па­вел мог­ли успо­ко­ить­ся от пре­сле­до­ва­ний в Ри­ме, от­пра­вил, пол­ное кле­ве­та­ми на них, по­сла­ние к Юлию, Па­пе Рим­ско­му (337-352). Па­па не дал по­сла­нию ни­ка­кой ве­ры и со­ве­то­вал Афа­на­сию и Пав­лу и дру­гим епи­ско­пам воз­вра­тить­ся к сво­е­му слу­же­нию, и, же­лая ока­зать им по­мощь, на­пи­сал во­сточ­ным епи­ско­пам, чтобы они приня­ли воз­вра­ща­ю­щих­ся с лю­бо­вью и не пре­пят­ство­ва­ли им за­нять свои преж­ние ме­ста.

Та­ким об­ра­зом, сверг­ну­тые с ка­федр епи­ско­пы воз­вра­ти­лись каж­дый к сво­ей Церк­ви и разо­сла­ли к тем, ко­то­рые их сверг­ли, при­не­сен­ные с со­бою из Ри­ма посла­ние Па­пы Юлия.

Но вра­ги Пра­во­сла­вия, по­лу­чив по­сла­ние, опять вся­че­ски ста­ра­лись при­крыть прав­ду ло­жью и за­ду­ма­ли со­звать Со­бор в Ан­тио­хии, а Па­пе Юлию пы­та­лись отве­чать осо­бым по­сла­ни­ем. Впро­чем, сам Ев­се­вий умер, не до­ждав­шись Со­бо­ра. То­гда пра­во­слав­ные жи­те­ли Ца­рь­гра­да с ра­до­стью при­ня­ли Пав­ла и водворили его на ар­хи­епи­скоп­ском пре­сто­ле, ари­ане же со­бра­лись в дру­гом хра­ме и из­бра­ли се­бе епи­ско­пом пе­ре­шед­ше­го на их сто­ро­ну Ма­ке­до­ния. От­сю­да про­изо­шло ве­ли­кое смя­те­ние в Кон­стан­ти­но­по­ле, и мно­гие при столк­но­ве­ни­ях двух сто­рон по­стра­да­ли и бы­ли уби­ты. Слух об этом до­стиг до им­пе­ра­то­ра Констан­ция, на­хо­див­ше­го­ся в Ан­тио­хии, и он от­пра­вил в Кон­стан­ти­но­поль пол­ко­вод­ца Гер­мо­ге­на с вой­ском, при­ка­зав ему из­гнать Пав­ла из Константинопольской Церк­ви. При­быв, Гер­мо­ген стал при­нуж­дать на­род из­гнать непо­вин­но­го ни в чем свя­то­го Пав­ла и тем вы­звал в го­ро­де силь­ней­ший мя­теж, так как на­род ре­ши­тель­но от­ка­зал­ся ис­пол­нить же­ла­ние им­пе­ра­то­ра. Гер­мо­ген хо­тел упо­тре­бить в де­ло во­ен­ную си­лу, но тол­па ярост­но бро­си­лась на его дом и со­жгла его, а сам Гер­мо­ген был вы­та­щен вон и убит.

Им­пе­ра­тор Кон­стан­ций, узнав об умерщ­вле­нии Гер­мо­ге­на, по­спеш­но при­был из Ан­тио­хии в Кон­стан­ти­но­поль, низ­верг и из­гнал Пав­ла и силь­но гне­вал­ся на жите­лей за при­ня­тие, по­ми­мо его во­ли, Пав­ла и за мя­теж и убий­ство Гер­мо­ге­на. За всё это им­пе­ра­тор ли­шил го­род по­ло­ви­ны ми­ло­стей, да­ро­ван­ных ему Констан­ти­ном Ве­ли­ким, а имен­но уба­вил вдвое ко­ли­че­ство хле­ба, еже­днев­но вы­да­вав­ше­го­ся бед­ным жи­те­лям из им­пе­ра­тор­ских жит­ниц. Утвер­див за­тем Македо­ния Пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским, Кон­стан­ций воз­вра­тил­ся в Ан­тио­хию. Свя­той Па­вел опять уда­лил­ся на за­пад и, явив­шись к Па­пе Юлию, рассказал ему, рав­но как и им­пе­ра­то­ру Рим­ско­му Кон­стан­ту (337-350) обо всем слу­чив­шем­ся. Кон­стант, брат Кон­стан­ция, и Па­па на­пи­са­ли по­сла­ние к Констанцию, убеж­дал его при­нять Пав­ла как пра­во ве­ру­ю­ще­го и вру­чи­ли это по­сла­ние са­мо­му Пав­лу, ко­то­рой вто­рич­но от­пра­вил­ся из Ри­ма в Кон­стан­ти­но­поль, где пра­во­слав­ные опять встре­ти­ли и при­ня­ли его с ве­ли­кою ра­до­стью; по­сла­ние же Кон­стан­та и Па­пы Юлия он от­пра­вил через од­но­го знат­но­го вель­мо­жу в Антио­хию к им­пе­ра­то­ру Кон­стан­цию. Но Кон­стан­ций по­нял эти по­сла­ния как по­ри­ца­ние се­бе и не при­нял Пав­ла. На­про­тив, им­пе­ра­тор еще бо­лее раз­гне­вал­ся на него за вто­рич­ное воз­вра­ще­ние, без со­гла­сия им­пе­ра­то­ра, на епи­скоп­ство и вско­ре по­слал в Кон­стан­ти­но­поль на­чаль­ни­ку об­ла­сти Филип­пу при­ка­за­ние опять низ­ло­жить и из­гнать Пав­ла и воз­ве­сти Ма­ке­до­ния. Филипп, бо­ясь на­род­но­го мя­те­жа и то­го, что его по­стигнет участь Гер­мо­ге­на, за­ду­мал тай­но низ­ве­сти Пав­ла с епи­скоп­ско­го пре­сто­ла. С этою це­лью он, не объ­яв­ляя ни­ко­му об им­пе­ра­тор­ском при­ка­зе, при­был од­на­жды в на­хо­див­ший­ся на мор­ском бе­ре­гу осо­бый двор, – где со­би­ра­лись по­да­ти, – на­зы­вав­ший­ся «Зевк­сипп». Здесь Филипп ска­зал, что он явил­ся для по­лу­че­ния по­да­тей, а меж­ду тем по­слал Пав­лу по­чёт­ное приглашение явить­ся для тай­но­го со­ве­ща­ния буд­то бы об од­ном об­ще­ствен­ном де­ле. Па­вел по сво­ей до­вер­чи­во­сти от­пра­вил­ся без вся­ких ко­ле­ба­ний. Филипп, опа­са­ясь мно­го­чис­лен­ной тол­пы на­ро­да, явив­шей­ся вме­сте со свя­тым, на ви­ду у всех не сде­лал с ним ни­че­го, но, взяв его за ру­ку и бе­се­дуя с ним, про­вёл его во внут­рен­ний двор. Там он при­ка­зал от­во­рить зад­ние во­ро­та, об­ра­щен­ные к мо­рю и, вы­вед­ши в них свя­то­го, объ­явил ему во­лю им­пе­ра­то­ра, по­са­дил его на за­ра­нее при­го­тов­лен­ный ко­рабль и, та­ким об­ра­зом, свя­той со все­ми ме­ра­ми предо­сто­рож­но­сти от­прав­лен был в из­гна­ние. Жить ему бы­ло ука­за­но на его ро­дине, в городе Со­лу­ни, с поз­во­ле­ни­ем бы­вать и во всех окрест­ных го­ро­дах, но с за­пре­ще­ни­ем по­се­щать во­сточ­ные про­вин­ции.

По­сле из­гна­ния свя­то­го Пав­ла на­чаль­ник об­ла­сти тор­же­ствен­но от­пра­вил­ся вме­сте с Ма­ке­до­ни­ем на ко­лес­ни­це в со­про­вож­де­нии мно­го­чис­лен­но­го вой­ска в храм. Узнав об этом, жи­те­ли Кон­стан­ти­но­по­ля при­шли в ве­ли­кое вол­не­ние, и как пра­во­слав­ные, так и ари­ане по­спеш­но бро­си­лись к хра­му, ста­ра­ясь обо­гнать друг дру­га и за­нять ско­рее там ме­сто. Филипп, при­быв к хра­му, вслед­ствие необы­чай­но­го сте­че­ния на­ро­да не мог вой­ти внутрь. То­гда он свел Ма­ке­до­ния с колес­ни­цы, а во­и­ны си­лою от­го­ня­ли на­род, но от тес­но­ты пе­ред­ние ря­ды тол­пы не име­ли воз­мож­но­сти по­дать­ся на­зад; во­и­ны же при­шли в ярость и ста­ли действо­вать ору­жи­ем, про­ла­гая к церк­ви путь на­чаль­ни­ку об­ла­сти и Ма­ке­до­нию, при чем по­гиб­ло 3.150 че­ло­век – ча­стью от ору­жия во­и­нов, ча­стью от чрезмерной тес­но­ты, и всё это из-за Ма­ке­до­ния, ко­то­рой и вос­сел на Пат­ри­ар­шем пре­сто­ле со­глас­но же­ла­нию ца­ря и бла­го­да­ря во­ен­ной си­ле, но во­пре­ки Церков­ным уста­вам. В па­мять на­сту­пив­ше­го яко­бы ми­ра цер­ков­но­го им­пе­ра­тор Кон­стан­ций по­стро­ил цер­ковь во имя Свя­той Со­фии (Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей, второй Ипо­ста­си Св. Тро­и­цы, Сы­на Бо­жия) и об­нёс ее од­ною об­щею огра­дою с со­здан­ною Кон­стан­ти­ном Ве­ли­ким цер­ко­вью Ири­ны, – (не му­че­ни­цы, а ми­ра Хри­сто­ва).

Про­жив­ши в Со­лу­ни неко­то­рое вре­мя, свя­той Па­вел от­пра­вил­ся от­ту­да в Ко­ринф, а от­ту­да в Рим. Там он опять на­шел свя­то­го Афа­на­сия, рас­ска­зал ему о всех сво­их зло­клю­че­ни­ях, и оба они вме­сте до­ло­жи­ли о сво­ей судь­бе им­пе­ра­то­ру Кон­стан­ту. Им­пе­ра­тор силь­но раз­гне­вал­ся на бра­та и на­пи­сал ему, чтобы он при­слал с во­сто­ка трех епи­ско­пов, ко­то­рые долж­ны бы­ли дать от­чет от­но­си­тель­но низ­вер­же­ния Афа­на­сия и Пав­ла и вме­сте с тем при­вез­ти пись­мен­ное из­ло­же­ние испове­да­ния ве­ры. По­лу­чив это по­сла­ние, Кон­стан­ций, еще на­хо­див­ший­ся в Ан­тио­хии, ис­пу­гал­ся брат­ни­на гне­ва и от­пра­вил к нему че­ты­рех епи­ско­пов: Наркис­са Ки­ли­кий­ско­го, Фе­о­до­ра Фра­кий­ско­го, Ма­ри­са Хал­ки­дон­ско­го и Мар­ка Сир­ско­го. Епи­ско­пы эти, явив­шись в Рим, к им­пе­ра­то­ру, не от­ва­жи­лись вступить в со­бе­се­до­ва­ние и со­стя­за­ние с Афа­на­си­ем и Пав­лом, скры­ли свою дей­стви­тель­ную ере­ти­че­скую ве­ру, ка­кую они из­ло­жи­ли в Ан­тио­хии, и, со­ста­вив дру­гое из­ло­же­ние, вру­чи­ли его им­пе­ра­то­ру. Из­ло­же­ние это бы­ло та­ко­во:

«Ве­ру­ем в Бо­га От­ца Все­дер­жи­те­ля, Твор­ца и Со­зда­те­ля все­го, от Ко­то­ро­го всё по­лу­чи­ло бы­тие на небе­сах и на зем­ле, и во Еди­но­род­но­го Его Сы­на Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, преж­де всех ве­ков от От­ца рож­ден­но­го, Бо­га от Бо­га, Све­та от Све­та, чрез Ко­то­ро­го всё про­изо­шло на небе и на зем­ле ви­ди­мое и неви­ди­мое, ис­тин­ное Сло­во и Пре­муд­рость, и Си­лу, и Жизнь, и Свет ис­тин­ный, в по­след­ние дни ра­ди нас во­че­ло­ве­чив­ше­го­ся и ро­див­ше­го­ся от Свя­той Де­вы, рас­пя­то­го и умер­ше­го, и по­гре­бен­но­го, и вос­крес­ше­го из мерт­вых в тре­тий день, и вос­шед­ше­го на небе­са, и се­дя­ще­го одес­ную От­ца и гря­ду­ще­го при кон­це ве­ка су­дить жи­вых и мерт­вых и воз­дать каж­до­му по де­лам, и Цар­ство Его не пре­кра­тит­ся и пре­бы­ва­ет в бес­ко­неч­ные ве­ки. Ве­ру­ем во Свя­та­го Ду­ха, Ко­то­рой есть Уте­ши­тель и Ко­то­ро­го обе­щал апо­сто­лам Гос­подь и по­слал им по воз­не­се­нии Сво­ем на небе­са, Ко­то­рым освя­ща­ют­ся ис­тин­но и бла­го­че­сти­во ве­ру­ю­щие в Него ду­ши. Го­во­ря­щих же, что Сын – ино­го су­ще­ства, а не от Бо­га От­ца и что бы­ло вре­мя, ко­гда Его не бы­ло, – та­ких не при­ни­ма­ет свя­тая со­бор­ная апостоль­ская Цер­ковь».

Вру­чив­ши это из­ло­же­ние ве­ры им­пе­ра­то­ру и мно­гим дру­гим ли­цам, епи­ско­пы от­бы­ли из Ри­ма. По про­ше­ствии трех лет во­сточ­ные епи­ско­пы опять со­бра­лись на Со­бор, со­ста­ви­ли иное из­ло­же­ние ве­ры и от­пра­ви­ли его к епи­ско­пам Ита­лии. Но по­след­ние по при­чине мно­го­сло­вия и рас­тя­ну­то­сти но­во­го из­ло­же­ния не приня­ли его, вполне удо­вле­тво­ря­ясь тем ис­по­ве­да­ни­ем ве­ры, ко­то­рое из­ло­жи­ли свя­тые От­цы Ни­кей­ско­го Со­бо­ра. От­сю­да меж­ду Во­сточ­ны­ми и За­пад­ны­ми Церк­ва­ми воз­ник­ли несо­гла­сия и зна­чи­тель­ные недо­ра­зу­ме­ния, вслед­ствие че­го оба им­пе­ра­то­ра со­зва­ли епи­ско­пов на Со­бор в Сар­ди­ку для рас­смот­ре­ния испове­да­ния ве­ры и окон­ча­тель­но­го ре­ше­ния де­ла Афа­на­сия и Пав­ла. На Со­бор съе­ха­лось в Сар­ди­ку бо­лее трёх­сот за­пад­ных епи­ско­пов и толь­ко семь­де­сят шесть – во­сточ­ных. За­ра­жен­ные ари­ан­ством и в то же вре­мя бо­яв­ши­е­ся всту­пить в со­стя­за­ние с та­ки­ми по­бор­ни­ка­ми Пра­во­сла­вия, как Афа­на­сий и Па­вел, и пото­му же­лав­шие уда­лить их с Со­бо­ра, во­сточ­ные епи­ско­пы от­ка­за­лись всту­пить в со­бор­ное со­бе­се­до­ва­ние с за­пад­ны­ми, по­ка они не из­го­нят Афа­на­сия и Пав­ла из сво­ей сре­ды. То­гда епи­скоп Сре­дец­кий Про­то­ген, пре­по­доб­ный Куд­ро­вий и дру­гие ска­за­ли во­сточ­ным:

– Мы и со­бра­лись сю­да имен­но для рас­суж­де­ния – не толь­ко о еди­но­су­щии Сы­на От­цу, но и о де­ле Афа­на­сия и Пав­ла.

Услы­шав это, во­сточ­ные епи­ско­пы от­де­ли­лись от за­пад­ных, оста­ви­ли Сар­ди­ку, и на воз­врат­ном пу­ти, до­стиг­нув го­ро­да Филип­по­по­ля в Ма­ке­до­нии, со­ста­ви­ли там свой от­дель­ной нече­сти­вый Со­бор, на ко­то­ром по­ста­но­ви­ли, чтобы Сын не был ис­по­ве­ду­ем Еди­но­сущ­ным От­цу, и от­кры­то пре­да­ли уче­ние об еди­но­су­щии ана­фе­ме. Это ере­ти­че­ское по­ста­нов­ле­ние они осо­бы­ми по­сла­ни­я­ми объ­яви­ли по сво­им епар­хи­ям.

Ко­гда весть об этом до­шла до от­цов Сар­ди­кий­ско­го Со­бо­ра, то они преж­де все­го осу­ди­ли впав­ших в ересь чрез непра­вое уче­ние о Сыне Бо­жи­ем, а за­тем извергли из са­на об­ви­ни­те­лей Афа­на­сия и Пав­ла; за­тем они при­зна­ли пол­ную пра­виль­ность Сим­во­ла ве­ры, со­став­лен­но­го в Ни­кее, и пре­да­ли ана­фе­ме во­об­ще всех не ис­по­ве­ду­ю­щих, что Сын Еди­но­су­щен От­цу. Им­пе­ра­тор Кон­стант с сво­ей сто­ро­ны на­пи­сал бра­ту Кон­стан­цию, убеж­дая его воз­вра­тить Афа­на­сию и Павлу их епи­скоп­ские пре­сто­лы, и немед­лен­но же от­пра­вил Пав­ла в Ца­рь­град, дав­ши ему в спут­ни­ки двух епи­ско­пов и от­пра­вив с ним к Кон­стан­цию пись­мо, в ко­то­ром меж­ду про­чим пи­сал:

– Афа­на­сий еще на­хо­дит­ся у ме­ня, а Пав­ла я по­сы­лаю к те­бе, для то­го чтобы дер­жа­ва твоя по­ве­ле­ла ему вновь при­нять пре­стол; о том же про­шу и для Афа­на­сия, ибо я узнал, что оба они из­гна­ны бы­ли за свое бла­го­че­стие и бы­ли окле­ве­та­ны.

Кон­стант к это­му при­ба­вил и нечто бо­лее рез­кое, а имен­но, что, в слу­чае несо­гла­сия бра­та он, Кон­стант, сам лич­но пой­дет про­тив него с во­ен­ною си­лою и, хо­тя бы про­тив же­ла­ния Кон­стан­та, воз­вра­тит Афа­на­сию и Пав­лу их Церк­ви.

При­быв к им­пе­ра­то­ру Кон­стан­цию, свя­той Па­вел вру­чил ему пись­мо Кон­стан­та. Ис­пу­ган­ный угро­зою бра­та, Кон­стан­ций из­гнал Ма­ке­до­ния и воз­вёл Пав­ла на Пат­ри­ар­ший пре­стол; точ­но так же он вы­звал к се­бе пись­мом Афа­на­сия и от­пра­вил его в Алек­сан­дрию на Пат­ри­ар­ше­ство. Ве­ли­ка бы­ла ра­дость пра­во­слав­ных за их пас­ты­рей и до­воль­но дол­гое вре­мя они жи­ли в глу­бо­ком ми­ре, уте­ша­ясь уче­ни­ем ве­ли­ких бо­го­дух­но­вен­ных Все­лен­ских учи­те­лей. Афа­на­сий в Алек­сан­дрии и Па­вел в Ца­рь­гра­де бы­ли све­тиль­ни­ка­ми бла­го­че­стия для все­го ми­ра, да­ле­ко раз­го­няв­ши­ми тьму ари­ан­ства. Но вот во­е­на­чаль­ник Кон­стан­ция Маг­нен­ций и его со­умыш­лен­ни­ки уби­ли им­пе­ра­то­ра в то вре­мя, ко­гда он на­хо­дил­ся на охо­те. Как толь­ко не ста­ло за­щит­ни­ка Пра­во­сла­вия бла­го­че­сти­во­го ца­ря Рим­ско­го Константа, ари­ане тот­час под­ня­ли го­ло­ву и воз­двиг­ли го­не­ние на пра­во­слав­ных. Преж­де все­го, они вос­ста­ли про­тив Все­лен­ских по­бор­ни­ков Пра­во­сла­вия: Афана­сий сам уда­лил­ся с пре­сто­ла, спа­са­ясь от ари­ан, ис­кав­ших его смер­ти, а бла­жен­ный Па­вел был со­слан в за­то­че­ние в г. Ку­ку­зы в Ар­ме­нии и там за­клю­чен в от­дель­ной хи­жине. Здесь, ко­гда он од­на­жды слу­жил Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, ари­ане на­па­ли на него и уда­ви­ли его омо­фо­ром.

Та­ким об­ра­зом, Ма­ке­до­ний опять сде­лал­ся Пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским и мно­го еще зла при­чи­нил Церк­ви Бо­жи­ей, пре­сле­дуя и ис­треб­ляя пра­во­слав­ных. Имея се­бе силь­ную опо­ру в ли­це епар­ха Филип­па, он низ­верг мно­гих пра­во­слав­ных епи­ско­пов и за­ме­нил их ари­а­на­ми и, под­вер­гая раз­лич­ным му­че­ни­ям, погубил мно­же­ство лиц, не же­лав­ших иметь с ним цер­ков­ное об­ще­ние, при­чем не ща­дил и жен­щин. По его при­ка­за­нию од­ним – от­ры­ва­ли от гру­дей сос­цы, другим, раз­жав­ши рот же­ле­зом, на­силь­но вли­ва­ли ари­ан­ское При­ча­стие, тре­тьим от­ре­за­ли но­сы и уши, иных клей­ми­ли ог­нём, – сло­вом, кровь пра­во­слав­ных лилась бес­по­щад­но. В это имен­но вре­мя ари­ане усек­ли ме­чем двух кли­ри­ков, Мар­ки­а­на и Мар­ти­рия, быв­ших но­та­ри­я­ми бла­жен­но­го Пав­ла и по­бор­ни­ка­ми Право­сла­вия. Му­чи­тель­ства Ма­ке­до­ния про­стер­лись да­же на Па­фла­го­нию. Узнав­ши, что там на­хо­дит­ся мно­же­ство пра­во­слав­ных, он по­слал ту­да три вооруженных от­ря­да сол­дат для то­го, чтобы они ме­чем при­ну­ди­ли пра­во­слав­ных к еди­не­нию с ари­а­на­ми. Жи­те­ли го­ро­да Ман­ти­ны, услы­хав о при­бли­же­нии вой­ска, за­хва­ти­ли с со­бою кто - то­пор, кто – ко­су, а кто – и про­сто ко­лья, со­бра­лись вме­сте и вы­шли про­тив при­бли­жа­ю­щих­ся; про­изо­шла меж­до­усоб­ная схват­ка, в ко­то­рой па­ло мно­же­ство лю­дей с обе­их сто­рон. В этом кро­во­про­ли­тии ви­но­вен был опять-та­ки не кто иной, как Ма­ке­до­ний.

На­ко­нец, Ма­ке­до­ний без вся­ко­го при­ка­за­ния со сто­ро­ны им­пе­ра­то­ра от­ва­жил­ся вы­рыть из зем­ли и пе­ре­не­сти в дру­гое ме­сто мо­щи свя­то­го Кон­стан­ти­на Великого. То­гда вся Цер­ковь, мож­но ска­зать, об­ли­лась кро­вью вслед­ствие про­ис­шед­ших от­сю­да меж­до­усо­биц меж­ду пра­во­слав­ны­ми и ари­а­на­ми. Им­пе­ра­тор силь­но был недо­во­лен за это на Ма­ке­до­ния и епар­ха Филип­па, и оба они по на­сто­я­нию Кон­стан­ция бы­ли ли­ше­ны: пер­вый - Пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла, а вто­рой – епар­ше­ства. Несмот­ря на это, ере­си Ария и Ма­ке­до­ния про­дол­жа­ли су­ще­ство­вать и раз­ди­ра­ли Цер­ковь еще со­рок лет до цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Фе­о­до­сия Великого (379-395), ко­то­рый со­звал в 381 г. на­ко­нец в Кон­стан­ти­но­по­ле Второй Вселенский Со­бор, окон­ча­тель­но осу­див­ший эти ере­си (арианство и ересь Македония о Духе Святом). Вслед за сим бла­го­че­сти­вый им­пе­ра­тор с ве­ли­ки­ми по­че­стя­ми пе­ре­нес из Ку­ку­за в Кон­стан­ти­но­поль мо­щи свя­то­го ис­по­вед­ни­ка Хри­сто­ва Пав­ла (в 381 г.; в 1236 г. мо­щи свя­то­го Пав­ла пе­ре­не­се­ны в Ве­не­цию, где пре­бы­ва­ют и до­ныне), воз­да­вая сла­ву От­цу и Сы­ну и Свя­то­му Ду­ху.


Cвт. Павел, патриарх Константинопольский. Сербия. Дечаны. XIV в.


Тропарь святителю Павлу, глас 3:

Боже́ственныя ве́ры испове́данием/ друга́го Па́вла тя Це́рковь, ревни́теля во свяще́нницех, показа́,/ свозопие́т ти и А́вель ко Го́споду,/ и Заха́риина кровь пра́ведная./ О́тче преподо́бне,/ Христа́ Бо́га моли́// дарова́тися нам ве́лией ми́лости.

Кондак святителю Павлу, глас 2:

Облиста́вый на земли́, я́ко звезда́ небосве́тлая,/ Кафоли́ческую просвеща́еши Це́рковь ны́не,/ о ней́же и страда́льчествовал еси́,/ ду́шу твою́, Па́вле, предложи́в,/ и, я́коже Заха́риина и А́велева,// я́сно вопие́т твоя́ кровь ко Го́споду.


STSL.Ru


Источник:azbyka.ru
19 ноября 2016

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.