Святитель Иннокентий Московский. Указание пути в Царствие Небесное

Святитель Иннокентий (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов) родился 26 августа 1797 года в Иркутской области в семье пономаря сельской церкви. Окончил Иркутскую духовную семинарию. В 1817 году рукоположен в сан диакона, а четыре года спустя – в сан иерея. Первым местом его служения была церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Иркутске.

В 1823 году отец Иоанн был переведен на остров Уналашка – самый крупный из группы Алеутских островов. Здесь он написал огласительные поучения «Указание пути в Царствие Небесное» – одно из самых известных его творений. В 1834 году отец Иоанн получил назначение на остров Ситху у юго-западного берега Аляски.

В ноябре 1840 года, после кончины супруги, будущий святитель принял монашеский постриг с именем Иннокентий в честь первого Иркутского епископа и сразу же был возведен в сан архимандрита, а вскоре состоялось его посвящение в епископа Камчатского, Курильского и Амурского. С тех пор владыка Иннокентий почти тридцать лет занимался духовным окормлением верующих огромной епархии, в которую со временем вошла и Якутская область.

28 января 1868 года архиепископ Камчатский Иннокентий высочайшим соизволением назначен на Московскую кафедру, которая осталась вдовствующей после кончины митрополита Филарета (Дроздова).


Святитель Иннокентий Московский.
Икона из Ризницы Троице-Сергиевой Лавры

25 мая 1868 года огласивший Москву колокольный звон возвестил о прибытии в древнюю столицу нового архипастыря. 30 мая 1868 года святитель выехал поездом в Сергиев Посад. Лаврская братия вышла крестным ходом из Троицкого собора для встречи нового священноархимандрита. После молебна, приложившись к мощам преподобного Сергия, владыка обратился к молящимся с кратким приветствием, исполненным смирения. Взирая на раку Преподобного, владыка попросил у него прощения за то, что дерзнул произнести слово в таком святом месте, и низко поклонился.

Из Троицкого собора, по пути в настоятельские покои, владыка направился в Никоновскую церковь и Серапионову палату, к месту явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию, где поклонился гробам угодников Божиих.

1 июня, рано утром, по окончании литургии в домовой церкви, митрополит Иннокентий в сослужении лаврских священников совершил панихиду на могиле своего предшественника владыки Филарета (Дроздова). 30 июня в церкви Святого Духа он совершил освящение придела во имя праведного Филарета Милостивого, где был похоронен святитель Филарет.

Любимым местом посещений владыки Иннокентия была Троице-Сергиева Лавра. Он заботился о монахах обители, устраивал бесплатные столовые и гостиницы для неимущих богомольцев, добивался (хотя и безуспешно) освобождения принадлежащих Лавре торговых заведений от налогов. Усилиями митрополита Иннокентия был устроен храм Покрова Пресвятой Богородицы при Московской духовной академии.

Владыка Иннокентий благословил издание «Троицких листков» для народа, которые начали выходить в 1879 году и сыграли большую роль в духовно-нравственном просвещении жителей России. Лаврская типография издала более 700 таких листков общим тиражом свыше миллиона экземпляров.

В марте 1879 года святитель серьезно занемог. В Великую Субботу, 31 марта, в 2 часа 45 минут утра святитель тихо почил о Господе.

6 октября 1977 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви митрополит Иннокентий (Вениаминов) — одним из первых при советской власти — был причислен к лику святых. Мощи святителя покоятся в Троице-Сергиевой Лавре.

Указание пути в Царствие Небесное

Братия, хотите ли вы жить с Богом там, в Царствии Небесном – будьте христианами православными. Хотите ли вы себе благополучия и счастья – ищите его в Боге. И желаете ли, чтобы сердце ваше было вполне удовлетворено – обратите его к Богу, от Которого вы отдалились своими грехами.

Но знайте, что никто сам собою, без Иисуса Христа, не может возвратиться и приблизиться к Богу, потому что грехи наши, как высокая стена, не допускают нас к Нему, и если бы Иисус Христос по милосердию Своему к нам не сошел на землю и если бы Он не принял на Себя человеческой плоти и смертию Своею не разрушил стены, не допускающей нас к Богу, то все люди погибли бы невозвратно и ни один человек не мог бы приблизиться к Богу и не мог бы жить с Ним. Потому что всякий человек есть грешник во грехе родится из чрева матери своей, и в самом младенце, хотя он ничего житейского и не знает и не делает, грех уже есть, как семя.

И потому Иисус Христос есть наш искупитель, Спаситель, Избавитель и Благодетель. И теперь всякий человек, кто только захочет, может возвратиться к Богу и войти в Царствие Небесное.

Но знайте, что путь в Царствие Небесное есть только один, и путь этот есть тот самый, которым прошел Иисус Христос, живя на земле. Другого пути нет, и никогда не было, и не будет; ибо Иисус Христос сказал: Я есмь путь, и если кто хочет за Мною идти, отвергнись себя, возьми крест свой и иди за Мною.

И потому для всякого христианина, и даже для всякого человека, весьма необходимо знать, какой этот путь, как найти его и как идти по нему. И вот здесь я хочу побеседовать с вами об этом пути; и хотя я знаю сам, что не могу показать вам его так, как следует, но, сколько сил моих есть, постараюсь в надежде на Иисуса Христа, Который и самую грязь может употребить на исцеление и врачество.

Итак, кому попадется сия моя книжка и кто захочет прочесть ее, тот найдет в ней не более как слабое и скудное сказание о пути в Царствие Небесное. Но если кто прочтет это с молитвой ко Иисусу Христу, то Он, яко Всемогущий, и сими моими словами может просветить и согреть сердце читающего.

Сказание мое я разделяю на четыре части:

1) О том, какие те блага, который Иисус Христос даровал нам Своею смертью.

2) Как Иисус Христос жил на земле и что Он пострадал за нас.

3) Какой этот путь, которым мы должны идти в Царствие Небесное.

4) Как нам помогает Иисус Христос идти по сему пути, и как можно получить эту помощь.

Господи Иисусе Христе, к Тебе взываю: услыши меня, недостойного раба Твоего! Просвети мой ум, даруй мне, дабы я истинно и внятно мог изложить о Твоем пути в Царство славы, который Ты по милосердию Своему даровал нам! Слушающим же и читающим сие мое сказание даруй, да исполнятся любовию Твоею, просветятся познанием Твоим и утвердятся силою Твоею, и согрей сердца наши Духом Твоим, и мы радостно и усердно пойдем по пути, который Ты показал нам.

Источник: Свт. Иннокентий (Вениаминов), митр. Моск. Творения. Кн. 1. М., Синод. тип., 1886.


13 Апреля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Пожар в Гостином дворе
Пожар в Гостином дворе

27 июня (ст. ст.) (9 июля нов. ст.) 1838& года в верхнем конце Переславской улицы, севернее Троице-Сергиевой лавры, начался пожар. Огонь уничтожил почти всю северо-восточную и восточную часть города вплоть до Рождественской церкви рядом с Красногорской площадью.

Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость
Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость

В годы правления Ивана Грозного придавалось большое значение превращению Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость, имевшую важное значение на северных подступах к Москве.

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года