150-летие преставления святителя Филарета, митрополита Московского



 
Святитель Филарет Московский. 
Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры


Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) родился 26 декабря 1782 года в городе Коломне Московской губернии в семье диакона Михаила Федоровича Дроздова. До девяти лет воспитанием ребенка занимались его благочестивые родители. С 1791 года он учился в Коломенской Духовной семинарии, а после ее закрытия в 1799 году перешел в Троицкую лаврскую семинарию, находившуюся под особым покровительством митрополита Платона (Левшина). Будущий митрополит испытал сильное влияние его личности. 


Святитель Филарет Московский. Художник Н.Д. Шпревич. 1861 г.   

21 ноября 1803 года, после окончания лаврской семинарии и сданного лично митрополиту Платону экзамена, Василий Дроздов стал в этой семинарии учителем греческого и еврейского языков. 30 августа 1806 года он был перемещен в высший класс — пиитический — и назначен проповедником при Лавре, а 14 января 1808 года был утвержден учителем высшего красноречия и риторики. Митрополит Платон так отзывался о своем любимом ученике: «Я пишу по-человечески, а он пишет по-ангельски».

Митрополит Платон убеждал молодого учителя принять монашество, но Василий не сразу согласился на это. Только в июле 1808 года он подал прошение о пострижении. 16 ноября того же года в Трапезной церкви Троице-Сергиевой Лавры наместником архимандритом Симеоном (Крыловым-Платоновым) он был пострижен в монашество с именем Филарет в честь праведного Филарета Милостивого, а 21 ноября митрополитом Платоном рукоположен во иеродиакона. На всю жизнь святитель Филарет сохранил благоговейное чувство к Троице-Сергиевой Лавре и ее основателю. Преподавательская и проповедническая деятельность не приглушила в нем молитвенной настроенности, которую он приобрел еще в детстве и пронес через отроческие и юношеские годы. 

Новопостриженный монах всю жизнь собирался провести в Лавре Живоначальной Троицы. Его заветным желанием было стать гробовым монахом у раки преподобного Сергия. Но Бог судил иначе. В связи с преобразованием Духовных школ Комиссия Духовных училищ затребовала в столицу самых способных преподавателей из разных учебных заведений страны. Из Троицкой семинарии вызвали иеродиакона Филарета.

В Петербурге открывалась новая, реформированная академия. Старую преобразовали в семинарию. Ее инспектором и бакалавром философского класса назначили иеродиакона Филарета. На Пасху 1809 года митрополит Амвросий рукоположил его в иеромонаха. В феврале 1810 года иеромонаха Филарета перевели в преобразованную Петербургскую Духовную академию бакалавром богословских наук с одновременным преподаванием церковной истории. 8 июля 1811 года он был возведен в сан архимандрита. 11 марта 1812 года Святейший Синод назначил его ректором Петербургской академии в звании профессора богословия. Вскоре после этого, 27 марта 1812 года, он был определен настоятелем новгородского Юрьева монастыря.

В качестве ректора академии архимандрит Филарет занялся совершенствованием учебного процесса, но действовал осторожно и осмотрительно, постепенно изменяя сложившиеся порядки. Главные усилия его были направлены на то, чтобы привнести в образование как можно больше церковности. Когда на Россию обрушились бедствия наполеоновского нашествия, архимандрит Филарет жертвовал часть своего жалованья на военные нужды. После изгнания завоевателя он составил «Рассуждение о нравственных причинах неимоверных успехов наших в настоящей войне». По его мнению, Россия победила в смертельной брани с врагом потому, что правда была на ее стороне, и потому, что имела всесильную помощь от Господа. Другая причина победы русского оружия заключалась в союзе любви между народом и правительством. По поручению Синода архимандрит Филарет составил благодарственное молебствие об «избавлении Церкви и державы Российской от нашествия галлов». В марте 1816 года архимандрит Филарет был назначен настоятелем московского Новоспасского монастыря с оставлением при академии.

Самоотверженным служением Богу и Церкви на административном и учебном поприще архимандрит Филарет был подготовлен к архиерейству. 5 августа 1817 года по постановлению Святейшего Синода в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Филарета во епископа Ревельского, викария Петербургской епархии. 15 марта 1819 года он был переведен на Тверскую кафедру с возведением в сан архиепископа и назначением членом Святейшего Синода. 26 сентября 1820 года вышло определение Синода о переводе его из Твери на Ярославскую кафедру, которую святитель занимал около года. 3 июня 1821 года состоялось назначение его на вдовствующую Московскую кафедру. 

 
Святитель Филарет Московский, 
митрополит Московский и Коломенский

Святитель не искал возвышения и даже страшился его, но во всем полагался на волю Божию. По прибытии в епархию архиепископ Филарет отправился в Троице-Сергиеву Лавру, где усердно молился, испрашивая у преподобного Сергия благословение на предстоящее служение. Святитель признался однажды архиепископу Евгению (Казанцеву): «Когда я в первый раз вошел в комнаты митрополита в Лавре преподобного Сергия, у меня покатились слезы, горькие, сладкие. За двенадцать лет пред сим я входил сюда с трепетом, как один из малых подчиненных митрополиту Платону. Мог ли я вообразить, что сам буду на его месте?» 

В июле 1822 года его вызвали в Петербург для участия в заседаниях Святейшего Синода. В столице ему предстояло совершить один из главных своих подвигов — составить Православный катехизис, по которому вот уже почти 200 лет одно поколение за другим постигает основы вероучения Церкви. 

В 1824 году недоброжелатели хлопотали об удалении владыки Филарета из Москвы. Когда по городу распространился слух о предстоящем перемещении его в Тифлис, он не смутился. «Монах, как солдат, он должен стоять на часах там, где его поставят; идти туда, куда пошлют», — говорил он. Слух, однако, оказался ложным. 22 августа 1826 года, после венчания на царство Николая I, совершенного в Успенском соборе Кремля тремя иерархами — Петербургским, Киевским и Московским, — архиепископ Филарет был возведен в сан митрополита. Авторитет митрополита Филарета возрастал из года в год. За наставлениями к нему приезжали архиереи со всей России. Посещая Москву, каждый иерарх считал своим долгом навестить владыку Филарета, которого все чаще называли «всероссийским», а позже и «вселенским архипастырем». Великий архипастырь, митрополит Филарет был одним из столпов Российского государства. К его мнению прислушивались императоры и великие князья, министры, сенаторы, губернаторы и генералы. Ни одно из важных политических событий не оставляло его равнодушным. Имя митрополита Филарета тесно связано с освобождением крестьян от крепостной зависимости. Исполненный христианской любви, он глубоко сочувствовал мысли об упразднении крепостного права. Именно на него пал выбор, когда в связи с реформой понадобилось составить обращение царя к народу. Написанный святителем Филаретом манифест был обнародован 19 февраля 1861 года и послужил к умиротворению крестьян, взволнованных большими переменами в их жизни. 

 
Святитель Филарет (Дроздов)

При всем своем законопослушании и готовности повиноваться самодержцу святитель отказывался исполнять царские повеления, если они противоречили его христианской совести. В 1829 году Николай I приказал воздвигнуть в Москве в память об Отечественной войне Триумфальные ворота с изображениями языческих богов. Митрополит Филарет совершил молебен на основание памятника. В 1834 году строительство ворот было окончено. Государь пожелал, чтобы московский архипастырь освятил их, но святитель отказал самодержцу, заявив, что «служителю Бога истинного невозможно освящать и окроплять святой водой изваяния, представляющие языческие лжебожества». Когда императору передали слова митрополита, Николай I ответил: «Понимаю, но передайте ему, что я не Петр Великий, а он не Митрофаний угодник, и распорядитесь, чтобы без всякой особой церемонии военное духовенство исполнило этот обряд». Народ, однако, увидел в поступке архипастыря повторение исповеднического подвига святителя Митрофана Воронежского, который не захотел даже приблизиться к дворцу Петра I, окруженному статуями языческих богов. Святитель Филарет, в глубине души переживавший из-за размолвки с императором, был утешен явлением ему в тонком сне преподобного Сергия, сказавшего: «Не смущайся, все пройдет».

Почти полвека митрополит Филарет управлял Московской епархией. Благоговейный служитель алтаря, владыка считал важнейшей архиерейской обязанностью совершение литургии. Даже в пору немощной старости он служил всякое воскресенье, если только болезнь не приковывала его к одру. Служение его, несмотря на тихий голос митрополита, было исполнено молитвенной углубленности и возвышенной красоты. После богослужения он долго благословлял прихожан, осеняя каждого неспешным крестным знамением. Большую радость доставляло святителю освящение храмов. За полувековое служение в Московской епархии он освятил не один десяток церквей.

Почти за каждым богослужением святитель произносил проповедь. Изданные впервые в 1844 году «Слова и речи» митрополита Филарета явились серьезным вкладом в сокровищницу отечественного богословия. В проповедях святитель не стремился к нарочитой простоте, не жертвовал ради общедоступности оттенками глубокой и сложной мысли, основанной на святоотеческом предании. Произносил он их тихим, слабым голосом, почти никогда не импровизировал, не говорил наизусть, а читал по бумаге. Наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний однажды спросил святителя: «Отчего не беседуете Вы с народом в храме без приготовления? И в обыкновенном Вашем разговоре каждое Ваше слово хоть в книгу пиши». — «Смелости недостает», — со смирением ответил великий проповедник, которому дан был от Бога редкий дар слова. Проповеди его производили неотразимое впечатление даже на тех, кто не вполне понимал их. Известный духовный писатель А. Н. Муравьев рассказывает, как воспринимал народ слово святителя после литургии в новоосвященном храме преподобного Михея в Троице-Сергиевой Лавре: «Митрополит взошел на амвон для проповеди, вся церковь исполнилась плача... Сквозь слезы и рыдания едва можно было расслышать слова владыки... и тихий голос его казался отголоском тех времен, о коих он вещал. „Прости мне, великая Лавра Сергия, — говорил он, — если мысль моя с особенным желанием устремляется в древнюю пустыню Сергиеву. Чту и в красующихся ныне храмах твоих дела святых, обиталища святыни, свидетелей праотеческого и современного благочестия... Но при всем том желал бы я узреть пустыню, которая обрела и стяжала сокровище, наследованное потом Лаврою... Откройте мне ковчег, покажите сокровище, оно непохитимо и неистощимо... Или я мечтаю, подлинно мечтаю, потому что созерцать недостоин!.. Но, мне кажется, лучше хотя мечтать таким образом, нежели любомудрствовать противным сему образом”. Так говорил красноречивый вития, мы его только слышали, но не видели перед собою, ибо у всех были закрыты лица от слез, и, когда он, исчислив все воспоминания, внезапно возвысил голос и воскликнул; „Братья, ведь это все здесь”, — невольная дрожь пробежала по всему телу, и страшно было открыть глаза, потому что точно казалось, что все сказанное перед нами, и Сергий тут со всем своим ликом, живой, посреди нас, мертвых или еще не бывших».

Инок строгой жизни, митрополит Филарет с отеческой любовью окормлял монашество. По давней традиции Филарет как Московский архипастырь был священноархимандритом Троице-Сергиевой Лавры. Не оставлял он своим вниманием и хлопоты о внешнем благоустройстве Лавры: о ремонте обветшавших строений, о возведении новых братских корпусов, гостиниц. Любимым детищем святителя был Гесрсиманский скит, устроенный в 1844 году по почину наместника Лавры архимандрита Антония. Для освящения скитского храма митрополит Филарет облачился в ризу преподобного Сергия. Святитель так полюбил Гефсиманию, что она казалась ему раем земным, лучшей обителью на свете. Но, памятуя о том, насколько живые камни человеческих душ пред Богом дороже мертвых камней, святитель не переоценивал значимости внешнего монастырского устроения. Наместнику Лавры он писал: «Монастыри плачут о том, что живущие в них много строят стен каменных, а мало пекутся о сооружении дома душевного, от них же первый есмь аз».

Высокие иноческие подвиги современников, проявления святости вызывали у митрополита Филарета глубокий интерес и благоговение. Он был почитателем преподобного Серафима, об удивительном житии которого много слышал от архимандрита Антония. Высоко ценил он духовную мудрость Саровского старца. «Прекрасен совет отца Серафима, — писал он, — не бранить за порок, а только показывать его срам и последствия. Молитвы старца да помогут нам научиться исполнению».


Гефсиманский скит. Литография сер. XIX в. 

О митрополите Филарете говорили, что он «был епископом с утра до вечера и от вечера до утра». Но непрерывное, не прекращающееся и в ночные часы попечение о пастве не вытесняло из его сознания мысли о смерти, о вечности, о спасении души. От юности своей был он истовым монахом. Архипастырь, твердой рукой управлявший епархией, в то же время наделен был истинно христианским, иноческим смирением. Тщеславие, славолюбие, надменность, самопревозношение были совершенно чужды ему. Людские похвалы, которые доходили до слуха святителя, он считал вредными для души и укорял тех, кто обращался к нему с хвалебными словами, даже искренне сказанными. «Сделайте милость, — писал он Е. В. Новосильцевой, — не говорите мне о моем смирении, которого я не достиг, и не прилагайте мне имен, которые понести я недостоин».

5 августа 1867 года исполнилось пятьдесят лет архиерейского служения митрополита Филарета. Юбилей святителя стал заметным событием церковной и общественной жизни. В связи с торжествами по всей России совершались праздничные богослужения. Имя митрополита возносилось за литургией и на православном Востоке, а сам святитель в этот день молился в крестовой церкви лаврских покоев. Образ святителя произвел глубокое впечатление на всех участвовавших в юбилейных торжествах. «Маленький, хрупкий, — писал Федор Иванович Тютчев, — сведенный к простейшему выражению своего физического существа, но с глазами, полными жизни и ума, он непобедимой высшей силой господствовал надо всем, что происходило вокруг него... Он оставался совершенством простоты и естественности; казалось, что он принимает все эти почести только затем, чтобы передать их кому-то другому, чьим случайным представителем он теперь является. Это было прекрасно! Воистину то был праздник духа».

17 сентября 1867 года по окончании ранней литургии в лаврской крестовой церкви митрополит Филарет сказал своему духовнику архимандриту Антонию; «Я ныне видел сон, и мне сказано: береги девятнадцатое число». — «Владыко святый! Разве можно верить сновидениям и искать в них какое-то значение?» — усомнился отец Антоний. Но святитель с твердой уверенностью проговорил: «Не сон я видел — мне явился родитель мой и сказал мне те слова. Я думаю с этого времени каждое девятнадцатое число причащаться святых Таин».

19 ноября 1867 года, в воскресенье, митрополит Филарет совершил литургию на Троицком подворье, затем принимал посетителей. Последним от него вышел губернатор Москвы генерал-майор Баранов. Проводив гостя, архипастырь перешел в кабинет заниматься делами. Келейнику иеродиакону Парфению, который некоторое время спустя пригласил его обедать, он сказал: «Погоди немного. Я позвоню». Но звонка не последовало. Когда обеспокоенный келейник снова позвал святителя и ничего не услышал в ответ, он вошел в кабинет. Митрополита там не оказалось. Из кабинета иеродиакон Парфений поспешил в боковую комнату и увидел архипастыря, стоящего на коленях около умывальника. Святитель был бездыханен. По заключению врачей, смерть наступила от апоплексического удара. 


Митрополит Московский Филарет на смертном одре. Картина 1967 года 
из Митрополичьих покоев Троице-Сергиевой Лавры

Москва узнала о блаженной кончине своего архипастыря по двенадцати ударам колокола на Иване Великом. Православный народ нескончаемой вереницей потянулся к Троицкому подворью, чтобы воздать ему последнее целование. Отпевание совершилось 25 ноября в трапезной церкви Чудова монастыря. Мощи святителя Филарета нашли свое упокоение в Троице-Сергиевой Лавре, в церкви Сошествия Святого Духа. 

Великий молитвенник и постник, святитель Филарет стяжал благодатные дары Святого Духа. Протоиерей Е. Осмысленский из Орла рассказывал: «Был я в Москве. Пришел к ее архипастырю получить от него благословение... Беседа, разумеется, была очень для меня занимательна. На минуту разговор прервался. Владыка задумался. Гляжу на него и думаю: что за ученость! какая любознательность! какой всеобъемлющий ум!.. Он взглянул на меня, погрозил мне пальцем и молвил: „Не завидуй”». 


Святитель Филарет Московский   

В одном дворянском семействе брат и сестра расходились во мнении о митрополите Филарете. Сестра почитала его за прозорливца, а брат высказывался о нем скептически. Однажды брат вознамерился испытать его прозорливость. Он переоделся в бедное платье и отправился на Троицкое подворье. Митрополиту он сказал, что у него сгорела усадьба, и попросил о помощи. Святитель вынес ему деньги со словами: «Вот вам на погоревшее имение». Вернувшись домой, брат похвалился сестре, что обманул владыку, чем сильно огорчил ее. А на другой день из его деревни пришло известие о пожаре. Усадьба загорелась в тот самый час, когда ее владелец был на приеме у митрополита. Пораженный всем этим, погорелец отправился на Троицкое подворье просить прощения у святителя.

Дочь одного московского диакона была при смерти. Несчастный отец, отправляясь в церковь, где должен был сослужить митрополиту Филарету, простился с ней, не надеясь уже застать ее в живых. Перед литургией диакон попросил святителя помолиться об умирающей дочери. Святитель сказал: «Мы вместе с тобой помолимся» — и вынул за нее часть просфоры. «Не унывай. Господь милосерд», — промолвил он, благословляя диакона по совершении литургии. Дома диакон, к великому изумлению и несказанной радости, застал дочь вне опасности. Вскоре она совершенно выздоровела. 


Святитель Филарет Московский   

У московского купца, застудившего руку, начался, как тогда говорили, антонов огонь (гангрена). Врачи решили отнять больную руку. Накануне операции к жене купца пришла знакомая — из старообрядцев. Узнав о тяжелом состоянии больного, она с насмешкой спросила: «Почему же вы не обратитесь к вашему митрополиту? Ведь вы почитаете его за святого». Злую издевку купеческая жена приняла за вразумление. Она тотчас же отправилась к святителю просить его помолиться о тяжко страждущем муже. Митрополит Филарет, выслушав просьбу, вызвал к себе приходского священника, велел ему причастить больного и сорок дней поминать его о здравии за литургией. Вечером того же дня больной увидел во сне благословляющего его митрополита. Проснувшись, он рассказал о сновидении жене и попросил пригласить священника со святыми Дарами. На другой день, после того как купец причастился, к нему приехали доктора и с немалым удивлением обнаружили, что рука больною, недавно еще совсем черная, побелела. Нужда в операции отпала.

Один крестьянин по дороге в Москву остановился отдохнуть, а поскольку был уже вечер и шел сильный снег, его оставляли ночевать. Но он все же отправился в путь. Отойдя на три версты от селения, из-за метели он сбился с дороги и упал в изнеможении. Тут он увидел приближающуюся к нему тень. Полагая, что это какой-то зверь, он начал молить Бога о прощении грехов и призывать на помощь всех святых. Когда тень подошла совсем близко, он увидел перед собой старца небольшого роста, в черной рясе и шапочке, который спросил его, кто он и откуда. Крестьянин объяснил ему все подробно, и тогда старец взял его за руку, говоря: «Что ты так упал духом? Встань, я доведу тебя до селения». Крестьянин, чувствуя, что его силы как бы обновились, встал, и они вдвоем легко дошли до селения. На прощание старец сказал: «Господь с тобою, теперь ты вне опасности». Тогда крестьянин со слезами благодарности, упав на колени, спросил, за кого он должен молиться. «За Филарета Московского», — сказал старец и стал невидим. Крестьянин ходил по разным монастырям, стараясь отыскать своего избавителя. Ему встречались монахи, носящие имя Филарет, но он не узнавал в них своего спасителя. Пробыв в Москве несколько дней, он уже было собрался в обратный путь. И тут, проходя Никольскими воротами, он встретился с купцом, который, видя его опечаленным и полагая, что он нуждается в пособии, намеревался подать ему милостыню. Крестьянин не принял ее и на вопрос незнакомца о его скорби рассказал о случившемся. Тогда купец предположил: «Вероятно, тебя спас наш митрополит». И указал ему дорогу на Троицкое подворье, куда крестьянин пришел в то самое время, когда владыка, возвратившийся из синодальной конторы, выходил из кареты. Крестьянин тотчас узнал его и, упав на колени, воскликнул: «Вот мой избавитель!» Владыка велел ему замолчать и следовать за ним в комнаты, где гость рассказал ему все подробно. Выслушав его, святитель сказал: «Не приписывай этого мне, но молись преподобному Сергию — это он тебя сохранил», — и дал ему образок Преподобного. 


Святитель Филарет Московский   

Явления благодати Божией, исцеляющей и спасающей верных христиан, которые прибегают к святителю Филарету с молитвой о помощи и заступничестве перед престолом Всевышнего, продолжаются и поныне. Поэтому церковный народ чтит святителя не только как великого архипастыря, но и как молитвенника и чудотворца, предстательствующего перед Богом за православных соотечественников, за Русскую землю и за весь человеческий род. 

Решением Архиерейского собора Русской Православной Церкви в 1994 году митрополит Московский Филарет причислен к лику святых. 


Часть мощей святителя Филарета, митрополита Московского,
в Серапионовой палате Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры
    

В 2004 году его честные мощи были перенесены из Троице-Сергиевой обители в московский Храм Христа Спасителя.

Память святителя Филарета, митрополита Московского, совершается 19 ноября / 2 декабря.



 Свт Филарет Московский с житием.
Иконописная школа, Сергиев Посад. 2006 г.

Тропарь святителю Филарету, глас 4

Духа Святаго благодать стяжав,/ богомудре святителю Филарете,/ истину и правду разумом просвещенным/ людем проповедал еси,/ мир и милость сердцем умиленным/ страждущим явил еси,/ яко учитель веры и страж неусыпный/ паству российскую жезлом правости сохранил еси./ Сего ради дерзновение ко Христу Богу имея,/ моли даровати Церкви утверждение// и душам нашим спасение.

Кондак святителю Филарету, глас 2

Яко истинный подражатель преподобнаго Сергия,/ добродетель измлада возлюбил еси, богоблаженне Филарете,/ яко пастырь праведный и исповедник непорочный,/ по святем преставлении/ от безбожных поругание и поношения приял еси,/ Бог же знаменьми и чудесы тя прослави// и заступника Церкве нашея яви.

Молитва святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому

О, преславне и богомудре святителю Христов Филарете, Российския Церкве светильниче, земли нашея похвало и граду Москве украшение! Ты житием и служением твоим трием вселенским святителем был еси подобник: Василию Великому – яко бытие сущих изъяснил еси, Церкве Божия и Таин Христовых строитель добрый явился еси, иноческих уставов быв ревностный исполнитель и покровитель; Григорию Богослову – яко неботаинственных созерцаний о Святей Троице и о Бозе Слове сподобился еси и сих искусный провозвестник явился еси; Иоанну Златоустому – яко неустанный проповедник и учитель покаяния народа Божия был еси. И ныне, вкупе с ними предстоя во славе Престолу Божию и ходатайствуя о нас, моли Церкви Российстей на камени исповедания Православныя веры утвержденней быти, стране нашей мир и единение даровати, пастырем слово Божественныя Истины право правити, град Москву и паству твою от всяких напастей сохранити. Призри с Небесе, святителю, на ны, чада твоя, и даруй нам теплым твоим ходатайством ко Господу в заповедех Его преспевати, веру тверду, любовь нелицемерну и благочестие до последняго часа смертнаго сохранити, да непостыдно предстанем Спасителю нашему Господу Иисусу Христу, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает слава, честь и поклонение ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.



Источник: Троицкий патерик. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015. Стр. 341-352. 





Источник: STSL.Ru
2 Декабря 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...