Память преподобных Марка (XV) и Ионы (1480) Псково-Печерских

Память  преподобных Марка (XV) и Ионы (1480) Псково-Печерских
Мо­на­ше­ство и пу­стын­но­жи­тель­ство воз­ник­ло на Ру­си вме­сте с при­ня­ти­ем хри­сти­ан­ства.
Из Су­п­расль­ской ле­то­пи­си из­вест­но, что еще при кня­зе Вла­ди­ми­ре в Ки­е­ве, око­ло Де­ся­тин­ной церк­ви, был мо­на­стырь. Серд­цу рус­ско­го мо­на­ше­ства, Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ре, по­ло­жи­ли на­ча­ло пу­стын­но­жи­тель пре­сви­тер Ила­ри­он и пре­по­доб­ный Ан­то­ний.
Са­мо пу­стын­но­жи­тель­ство на Ру­си на­ча­ло раз­ви­вать­ся в кон­це XII и на­ча­ле XIII сто­ле­тий, т.е. по­сле ос­но­ва­ния Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры, коя яв­ля­лась вы­со­чай­шим об­ра­зом ино­че­ско­го жи­тия.
По­доб­но Ки­е­во-Пе­чер­ско­му, ста­ли об­ра­зо­вы­вать­ся и псков­ские мо­на­сты­ри: Еле­аза­ров­ский, Кры­пец­кий, Ни­кан­дров.
Ме­сто, где на­хо­дят­ся псков­ские пе­ще­ры, из­дав­на бы­ло окру­же­но та­ин­ствен­ным орео­лом. В древ­но­сти по­ток Ка­ме­нец был глу­бок, “аки ров”, и в нем во­ди­лись боб­ры, а кру­гом сто­ял дре­му­чий лес.
Зве­ро­ло­вы-из­бо­ряне, по про­зва­нию се­ли­ши, бы­ли пер­вы­ми людь­ми, ко­то­рые, охо­тясь в Пе­чер­ских ле­сах, ча­сто слы­ша­ли цер­ков­ное пе­ние, ис­хо­див­шее из го­ры, но ни­ко­го не ви­де­ли.
Ле­то­пи­сец пе­ре­да­ет сло­ва са­мо­го зве­ро­ло­ва: “Раз слу­чай­но при­шли мы на по­ток к это­му ме­сту, на край го­ры, где те­перь сто­ит Бо­го­ро­дич­ная цер­ковь. (Это бы­ло в тот час дня, ко­гда обык­но­вен­но со­вер­ша­ет­ся цер­ков­ное Бо­го­слу­же­ние). При­шли мы и слы­шим пе­ние как бы цер­ков­ных пес­но­пе­ний, по­ют строй­но, бла­го­чин­но, а по­ю­щих не вид­но. Воз­дух кру­гом то­го свя­то­го ме­ста был на­пол­нен бла­го­уха­ни­ем, как бы от мно­же­ства фимиа­ма”.
Не ви­дя по­ю­щих и не зная ис­тин­ной при­чи­ны это­го яв­ле­ния, зве­ро­ло­вы при­ня­ли это за яв­ле­ние Ан­ге­лов, за необъ­яс­ни­мое дей­ствие бла­го­да­ти Бо­жи­ей, освя­щав­шей то ме­сто, к ко­то­ро­му Пре­чи­стая Бо­го­ро­ди­ца ока­за­ла впо­след­ствии свое осо­бое бла­го­во­ле­ние.
Из­бо­ряне при­об­ре­ли эту зем­лю у пско­ви­тян. Зе­мель­ный уча­сток те­пе­реш­не­го мо­на­сты­ря по раз­де­лу до­стал­ся “зем­цу” Ива­ну Де­мен­тье­ву, ко­то­рый и по­се­лил­ся у реч­ки, по­ло­жив на­ча­ло де­ревне Пач­ков­ке.
Он же и от­крыл “Бо­гом здан­ную пе­ще­ру”, ко­гда ру­бил лес на Свя­той го­ре. Де­ре­во, сто­яв­шее на кру­том об­ры­ве го­ры, па­дая, увлек­ло за со­бою еще од­но боль­шое де­ре­во и несколь­ко ма­лых. Зем­ля об­сы­па­лась, и от­кры­лось устье пе­ще­ры с над­пи­сью: “Бо­гом здан­ная пе­ще­ра”.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Кор­ни­лий, муж пра­вед­ный и ле­то­пи­сец прав­ди­вый, до­бав­ля­ет: “О сем яв­ле­нии ска­заша нам инок Тер­ну­фие (Па­тер­ну­фий) Сне­то­гор­ско­го мо­на­сты­ря, иже па­сы­нок Ива­ну Под­горь­ско­му (Де­мен­тье­ву) бысть, иная же и про­чая от то­го слы­ша­хом”.
От­кры­тие этой пе­ще­ры от­но­сит­ся к 1392 г. Но сколь­ко вре­ме­ни под­ви­за­лись в ней ушед­шие от ми­ра се­го, ве­до­мо Еди­но­му Бо­гу, как ве­до­мы Ему име­на их. И толь­ко имя од­но­го из них, имен­но пре­по­доб­но­го Мар­ка, со­хра­ни­ло пре­да­ние.
Из ле­то­пи­си яв­ству­ет, что пре­по­доб­ный Марк яв­ля­ет­ся чет­вер­тым ве­ли­ким пу­стын­но­жи­те­лем, по­доб­но трем древним, и “те­зо­име­нит им ве­рою и тер­пе­ни­ем”. (В на­ча­ле Со­ло­вец­кой ру­ко­пи­си 1632 г. идет речь об апо­сто­ле Мар­ке; он “ино­че­ское жи­тие от­хож­де­ни­ем во уеди­не­ние на мо­лит­ву и одеж­дою и вся­ким тер­пе­ни­ем изо­бра­зи”. Да­лее упо­ми­на­ет­ся Марк пе­щер­ный Ки­ев­ский. Марк же Пско­во-Пе­чер­ский счи­та­ет­ся по еще тре­тьем пе­щер­ном Мар­ке чет­вер­тым Мар­ком).
По­дроб­ных све­де­ний о жиз­ни прп. Мар­ка нет: “О сем бо из­вест­но не мо­го­хом об­ре­сти, ка­ков бя­ше ста­рец и ко­е­го ро­да че­ло­век, или ка­ко в сие ме­сто при­и­де и ко­ли­ко вре­мя ле­жит и ка­ко скон­чал­ся”. Мог он быть мест­ным жи­те­лем, зна­ю­щим тай­ны пе­ще­ры, а мо­жет быть, по Про­мыс­лу Бо­жию, от­крыл ее, при­дя в это свя­тое ме­сто из иных кон­цов зем­ли Рус­ской.
Вы­сок был мо­на­ше­ский по­двиг. Пер­вые псков­ские мо­на­сты­ри под­вер­га­лись страш­ным ра­зо­ре­ни­ям со сто­ро­ны ли­вон­ских ры­ца­рей. Ино­ков уби­ва­ли и за­би­ра­ли в плен. Ко­му уда­ва­лось, бе­жа­ли в Ка­ме­нец­кие пе­ще­ры. Так пре­по­доб­ный Марк и спа­сав­ши­е­ся в ле­сах и пе­ще­рах в до­лине Ка­мен­ца по­ло­жи­ли на­ча­ло свя­той оби­те­ли Пе­чер­ской. И эта оби­тель на­хо­ди­лась дол­гое вре­мя как бы со­кры­той.
В пре­да­ни­ях о пре­по­доб­ном Мар­ке го­во­рит­ся, что здеш­ние охот­ни­ки по­рой ви­де­ли его мо­ля­щим­ся на склоне хол­ма (над ме­стом бу­ду­ще­го Успен­ско­го хра­ма) у трех кам­ней, два из ко­то­рых и по­ныне ле­жат под се­нью огром­ных мо­на­стыр­ских ду­бов в верх­нем мо­на­стыр­ском са­ду, а тре­тий, как пред­по­ла­га­ют, ушел в зем­лю.
Свя­той Марк, про­во­дя жизнь в от­шель­ни­че­стве и со­зер­ца­нии, по­беж­да­ет плоть, умерщ­вля­ет ее во имя Бо­го­об­ще­ния, со­зна­вая, что со­зер­ца­ние Бо­га есть соб­ствен­ная де­я­тель­ность ду­ха, жизнь небес­ная. Со смер­тию все пре­кра­тит­ся, а со­зер­ца­ние Гос­по­да Сил бу­дет на це­лую веч­ность ис­точ­ни­ком бла­жен­ства. Ду­ша его пра­вед­ная воз­нес­лась на небо, оста­вив те­ло свое брен­ное, вы­сох­шее от тру­дов и пу­стын­ной жиз­ни и неустан­ной мо­лит­вы. Оно бы­ло по­гре­бе­но в ду­бо­вой ко­ло­де в ви­де лод­ки, вы­долб­лен­ной, со­глас­но пре­да­нию, им са­мим: ко­ло­да слу­жи­ла угод­ни­ку Бо­жию гро­бом и по­сте­лью.
Пер­вый устро­и­тель мо­на­сты­ря, пре­по­доб­ный Иона, знал о нем и знал, где по­ко­ят­ся его свя­тые мо­щи: “Гроб же его и мо­щи... где ле­жа­ху...”
По­сле пре­по­доб­но­го Ио­ны кто-то дру­гой из устро­и­те­лей мо­на­сты­ря за­пи­сал имя Мар­ка в Си­но­дик, в ко­то­ром он зна­чил­ся: “пер­вый Пе­чер­ский инок Марк”.
Тре­тий из игу­ме­нов, по име­ни До­ро­фей, в 1523 г. “вос­хо­те­ша гроб­ни­цу боль­шую со­де­ла­ти”, т.к. об­на­ру­жил “гроб оно­го стар­ца Мар­ка весь ис­тлев­ший и рас­пад­ший, ко­сти же его с со­ста­ва­ми и с ри­за­ми, и с ку­ко­лем, и гла­вою неис­тлев­шия”...
Пре­по­доб­но­му­че­ник Кор­ни­лий в свое вре­мя усо­мнил­ся в вер­но­сти за­пи­си в Си­но­дик. Ни­ка­ких пись­мен­ных сви­де­тельств о по­дви­гах пре­по­доб­но­го Мар­ка не бы­ло, по­это­му, не зная точ­но, при­ка­зал из­гла­дить имя его из Си­но­ди­ка “...мня се­бе, яко непра­вед­но на­пи­са­но бысть”. Вне­зап­но пре­по­доб­ный Кор­ни­лий был по­ра­жен бо­лез­нью – сле­по­той и “бысть в недо­уме­нии и скор­би ве­ли­цей”. Он из­ве­стил­ся ду­хом о при­чине бо­лез­ни и ве­лел нести се­бя ко гро­бу стар­ца (у него так­же от­ня­лись ру­ки и но­ги).
Здесь, ис­про­сив се­бе про­ще­ние, вы­шел здо­ро­вым из хра­ма “ни­ким не во­дим”. По­сле это­го пре­по­доб­но­му­че­ник Кор­ни­лий “по­ве­ле Мар­ку в Си­но­ди­ке бы­ти”.
В 1642 го­ду, по гра­мо­те Псков­ско­го епи­ско­па Ген­на­дия, устро­е­ны бы­ли но­вые гроб­ни­цы с по­кры­ва­ла­ми, и в них с пе­ни­ем псал­мов бы­ли по­ло­же­ны мо­щи пер­вых по­движ­ни­ков Пе­чер­ских: пре­по­доб­но­го Мар­ка, пре­по­доб­но­го Ио­ны и пре­по­доб­ной ма­те­ри Вас­сы, – и по­став­ле­ны при вхо­де в пе­ще­ру.
В 1773 го­ду мо­щи пре­по­доб­но­го Мар­ка бы­ли пе­ре­об­ла­че­ны вто­рич­но в дру­гие одеж­ды и в на­сто­я­щее вре­мя они на­хо­дят­ся в гро­бу-фу­тля­ре во 2-ом от­де­ле­нии усы­паль­ни­цы при вхо­де с ле­вой сто­ро­ны.
Па­мять пре­по­доб­но­го Мар­ка празд­но­ва­лась ра­нее толь­ко 29 мар­та (11 ап­ре­ля); с 1987 го­да она от­ме­ча­ет­ся в день об­ще­цер­ков­но­го празд­но­ва­ния Со­бо­ра Псков­ских свя­тых, в Неде­лю 3-ю по Пя­ти­де­сят­ни­це; в по­след­нее вре­мя па­мять пре­по­доб­но­го Мар­ка со­вер­ша­ет­ся так­же и в день Со­бо­ра Пско­во-Пе­чер­ских свя­тых, в Неде­лю 4-ю по Пя­ти­де­сят­ни­це.

Пер­вым пу­стын­но­жи­те­лем Пе­чер­ским по­чи­та­ет­ся пре­по­доб­ный Марк, пер­вым же ос­но­ва­те­лем мо­на­сты­ря был пре­по­доб­ный Иона.
В древ­ней по­ве­сти ле­то­пи­сец по­сле име­ни прп. Мар­ка сра­зу ста­вит имя прп. Ио­ны: «Свя­щен­ник некий, име­нем Иоанн, от Мос­ков­ской стра­ны, по про­зва­нию Шест­ник (что зна­чит ше­ству­ю­щий от од­но­го ме­ста на дру­гое), сей Иоанн бе свя­щен­ствуя во гра­де Юрье­ве Ли­вон­ском со Ис­и­до­ром Пре­сви­те­ром во Хра­ме св. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца и Ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия, его же Ве­ли­кий князь Яро­слав Вла­ди­ми­ро­вич (Муд­рый) о име­ни сво­е­го устроя».
Свя­щен­ник Иоанн Шест­ник был по­слан из Моск­вы на слу­же­ние в Юрьев (Дерпт) как мис­си­о­нер. Он при­е­хал с се­мьей: же­ной и дву­мя сы­но­вья­ми (1467).
В Юрье­ве он сра­зу столк­нул­ся с нена­ви­стью и го­не­ни­я­ми на пра­во­слав­ных. Вме­сте с пре­сви­те­ром Ис­и­до­ром за­щи­щал свою паст­ву от ка­то­ли­ков. Но очень ско­ро слу­ги па­пы ста­ли при­нуж­дать его и его ду­хов­ных де­тей к Унии. Бы­ло мно­го оскорб­ле­ний. В 1470 г., про­жив два го­да и шесть ме­ся­цев, о. Иоанн вы­нуж­ден был уда­лить­ся из Дерп­та с се­мьею под за­щи­ту Пско­ва. Имен­но то­гда, по пре­да­нию, на­дел он под ря­су коль­ча­тый пан­цирь. (До при­ня­тия свя­щен­ни­че­ско­го са­на о. Иоанн был во­и­ном, участ­во­вал в сра­же­ни­ях и имел пол­ное во­ен­ное сна­ря­же­ние). В Пско­ве, где «про­был ма­ло вре­ме­ни», он слу­жил свя­щен­ни­ком в Со­бо­ре Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы.
Вско­ре при­шла весть из Дерп­та о му­че­ни­че­ской кон­чине пре­сви­те­ра Ис­и­до­ра в чис­ле про­чих 72 лиц его паст­вы. (Он вел спор с ла­ти­ня­на­ми о ве­ре и был бро­шен ими в тем­ни­цу с 72 дру­ги­ми хри­сти­а­на­ми. Они не по­ко­ри­лись и в тем­ни­це и бы­ли все ввер­же­ны под лед в ре­ку 8 ян­ва­ря 1472 г. Вес­ной то­го же го­да св. мо­щи их бы­ли най­де­ны ввер­ху ре­ки. Они ле­жа­ли на бе­ре­гу ли­цом к во­сто­ку, с о. Ис­и­до­ром, в пол­ном свя­щен­ни­че­ском об­ла­че­нии, по­се­ре­дине).
О. Иоанн очень скор­бел о том, что по­ки­нул пре­сви­те­ра Ис­и­до­ра, и ре­шил об­речь се­бя «на стра­да­ния пу­стын­ной жиз­ни». Ко­гда Иоанн, как го­во­рит пре­да­ние, «на тор­гу в вос­крес­ный день услы­шал о стар­це и пе­ще­ре при по­то­ке Ка­мен­це», то сра­зу ре­шил по­ехать ту­да.
«При­шед на сие ме­сто, на­ча­ша ко­па­ти вме­сте с ма­туш­кой Ма­ри­ей в го­ре цер­ковь за Бо­гом здан­ною пе­ще­рою к за­па­ду». Ра­но-ра­но, еще до вос­хо­да солн­ца под­ни­мал­ся о. Иоанн, со­вер­шал ко­ле­но­пре­кло­нен­ную мо­лит­ву, про­ся у Гос­по­да бла­го­сло­ве­ния на ве­ли­кий свой по­двиг. «Да бу­дет во­ля Твоя на зем­ле, как на небе», – по­вто­рял он.
От су­ро­вой жиз­ни и тя­же­лых тру­дов за­боле­ва­ет же­на о. Иоан­на Ма­рия. Она при­ни­ма­ет мо­на­ше­ский по­стриг, «и на­ре­че­но бысть имя ей Вас­са, в том об­ра­зе и пре­ста­ви­ся». По­сле то­го как пре­ста­ви­лась ко Гос­по­ду спо­движ­ни­ца, и сам Иоанн по­стри­га­ет­ся, «и на­ре­чет­ся бысть Иона». И про­дол­жа­ет ис­ка­пы­вать в го­ре неболь­шую цер­ковь.
На­сту­пи­ло ле­то 1473 го­да... «Во вре­мя же бла­го­че­сти­во­го кня­зя Ива­на Ва­си­лье­ви­ча иеро­мо­нах Иона за­кон­чил свой труд, – ис­ко­па ма­лую цер­ковь в го­ре и по­ста­ви кел­лии на стол­бах, пря­мо церк­ви Пе­чер­ныя». Оза­рен­ный ра­до­стью, он спе­шит во Псков к свя­щен­ни­кам Тро­иц­кой церк­ви (те­перь со­бор), дру­зьям, про­ся освя­тить храм, но они от­ка­за­ли: «Цер­ковь в го­ре эта необыч­ная и необык­но­вен­ная по сво­е­му устрой­ству»... И за­пла­кал Иона, и по­шел даль­ше во св. град Нов­го­род. «При­па­де к но­гам пр­хи­епи­ско­па Фе­о­фи­ла», про­сил у него: «дабы по­ве­ле освя­тить храм в го­ре».
Ар­хи­епи­скоп дал свое бла­го­сло­ве­ние. И те же свя­щен­ни­ки псков­ские в день Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, 15-го ав­гу­ста 1473 го­да, освя­ти­ли храм.
Еще в 1471 го­ду в этом свя­том ме­сте бы­ла яв­ле­на ико­на Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри. Во вре­мя освя­ще­ния церк­ви эта ико­на яви­ла чу­до: про­зре­ла сле­пая жен­щи­на. Это ис­це­ле­ние во­оду­ше­ви­ло о. Иону, во­оду­ше­ви­ло оно и зем­ца Ива­на Де­мен­тье­ва, ко­то­рый «да­де сво­е­го име­ния удел зем­ли ко хра­му Пре­чи­стыя Бо­го­ро­ди­цы и на мо­на­стыр­ское ограж­де­ние по ру­чей Ка­ме­нец, с во­сточ­ныя и юж­ныя сто­ро­ны на це­лое по­при­ще». То­гда ма­ло-по­ма­лу на­ча­ли сю­да сте­кать­ся на жи­тель­ство ино­ки. И эта оби­тель, скры­ва­ю­ща­я­ся преж­де в глу­бине зем­ли, с то­го вре­ме­ни ста­ла про­цве­тать.
А ле­то­пи­сец по­вест­ву­ет: «И по сем свя­щен­но­и­нок Иона, по­жив несколь­ко вре­ме­ни в мо­лит­вах и тру­дах, пре­ста­вил­ся Бо­гу и по­гре­бен бысть в той же пе­ще­ре». Бла­жен­ный Иона по­чил око­ло 1480 го­да. Ко­гда его пе­ре­об­ла­ча­ли, то на те­ле его на­шли коль­ча­тый же­лез­ный пан­цирь, «и те­ло под ним бы­ло, как из­ва­я­но». Ко­гда о. Иона был во­и­ном, то он но­сил этот пан­цирь, а ко­гда стал ино­ком, он стал ему как вери­ги. Этот пан­цирь по­ве­си­ли над гро­бом о. Ио­ны. В од­но из на­па­де­ний вра­гов он был по­хи­щен. Гроб же пре­по­доб­но­го Ио­ны был по­став­лен в «Бо­гом здан­ной пе­ще­ре».
В мар­те 1642 г. мо­щи св. прп. Ио­ны бы­ли пе­ре­ло­же­ны в но­вый гроб, ко­то­рый по­ме­сти­ли на ста­рое ме­сто.
По­дви­ги, неустан­ные тру­ды и рев­ность к Бо­гу, устро­е­ние мо­на­сты­ря и ис­ко­па­ние Успен­ско­го хра­ма яви­лись ос­но­ва­ни­ем то­го, что св. Цер­ковь Пра­во­слав­ная при­чис­ли­ла его к ли­ку свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их.

Тропарь Марку, Ионе и Корнилию Псково-Печерским, глас 8

Яко светильницы, явистеся всесветлии/ в вертепе Царицы Богоматери,/ преподобнии отцы наши Марко, Ионо и Корнилие,/ вы бо, крест Христов на рамо вземше,/ усердно тому последовасте/ и, чистотою Богови приближившеся,/ отонудуже силами чудес обогатистеся,/ тем и мы любезно прибегаем к вам и умильно глаголем:/ о преподобнии, молите Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак Марку, Ионе и Корнилию Псково-Печерским, глас 2

Христовою любовию уязвившеся, преподобнии,/ и Того крест на рамо вземше,/ понесли есте Божественне, вооружившеся на невидимыя враги/ и непрестанный молитвы, яко копие, в руках имуще крепко,/ победили есте бесовския ополчения,/ тем зовем вам:/ радуйтеся, преподобнии отцы наши Марко, Ионо и Корнилие,/ верных удобрение.


STSL.Ru


Источник:azbyka.ru
11 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...