Память преподобного Саввы Сторожевского (Звенигородского), ученика преподобного Сергия Радонежского


Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский 
Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры.
 

Преподобный Савва был одним из первых и любимых учеников всея России чудотворца Сергия. От юности возлюбив чистое и целомудренное житие, преподобный Савва пришел в Троицкий монастырь и принял иноческий постриг от руки Игумена земли Русской. Преподобный Савва пребывал в совершенном послушании своему наставнику, в строгом воздержании и непрестанном бдении, ревностно упражнялся в церковном пении и чтении. Раньше всех он приходил в храм на службу и позже всех выходил из него. Со страхом Божиим стоял на молитве и испытывал такое умиление, что не мог удержаться от плача на богослужении. Преподобный Савва любил безмолвие и избегал бесед с другими. Поэтому он казался простецом, ничего не знавшим, а на деле превосходил мудростью своей многих. Видя, каких высот он достиг в монашеском делании, преподобный Сергий поставил его духовником монастыря. 

Приняв на себя игуменство в Троицкой обители, в 1392—1398 годах преподобный Савва благоуспешно управлял вверенной ему братией, вспомоществуемый молитвами своего духовного наставника чудотворца Сергия. Древнее предание говорит, что в то время, когда обителью управлял преподобный Савва, к северу от монастыря по его молитвам произошло чудесное изведение водного источника. 

По прошествии шести лет преподобный Савва, ища безмолвия, отказался от управления Троицкой обителью. Братия монастыря снова возвели на игуменство преподобного Никона. Преподобный Савва остался насельником Троицкой обители. 


Преподобный Сергий Радонежский и преподобный Савва Сторожевский.
Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры. 

Вскоре после этого в Троицкий монастырь прибыл благоверный князь Георгий Димитриевич, которого с обителью преподобного Сергия Радонежского связывали тесные духовные узы. Преподобный Сергий был его крестным отцом, а преподобный Савва — отцом духовным. Христолюбивый князь стал просить его, чтобы он устроил монастырь в его вотчине, близ Звенигорода, и игуменствовал в нем. Видя доброе произволение князя, преподобный Савва согласился исполнить его просьбу. Князь заранее облюбовал место для будущего монастыря на горе Сторожи, в полутора верстах от Звенигорода. 

Преподобный Савва принес туда икону Божией Матери, со слезами пал пред Ее образом и вознес теплую молитву Пресвятой Богородице, прося Ее заступления и благословения месту тому. При помощи князя он скоро построил малую деревянную церковь Рождества Богородицы и недалеко от нее малую келию для себя. Слух о его святой жизни привлек к нему многих, искавших подвижнического жития. Преподобный всех принимал с любовью и был образцом смирения. Когда вокруг него собралась братия, он учредил общежительный монастырь. 


Страница из Лицевого жития Преподобного Сергия
Преподобный снова вопросил их, говоря: «Можете ли вы терпеть тяготы этого места, голод, жажду и различные лишения?»
 Они же сказали: «Да, честной отче, хотим и можем, с Божией помощью, только об одном просим твое преподобие: не отлучай нас от твоего лица и не изгоняй из итого желанного места»


В управлении новой обителью преподобный Савва стремился следовать заветам и наставлениям своего великого учителя преподобного Сергия Радонежского. Сохранилось предание о том, как он на своих натруженных плечах носил в монастырь воду на крутую гору и все потребное для себя старался делать сам, чтобы научить братию не лениться и не губить дней своих в праздности. 

В 1395 году князь Георгий по повелению брата своего, великого князя московского Василия Димитриевича, должен был выступить против Болгарского улуса Золотой Орды. Благочестивый князь просил благословения на брань у своего духовного отца. Святой помолился, взял крест, осенил им князя и сказал: «Иди, благоверный княже, и Господь будет с тобою, помогая тебе». Как и предвидел старец, Георгий Димитриевич с великой славой возвратился в свою вотчину. После благодарственного молебна князь сказал подвижнику: «Великого молитвенника обрел я в тебе и крепкого помощника в бранях, ибо ясно вижу, что лишь твоими молитвами я победил врагов своих». Преподобный со смирением говорил о своей духовной немощи, уверял, что Сам Бог, видя любовь князя к нищим и убогим, даровал ему победу. «Ничем нельзя так приблизиться к Богу, как милосердием к нищим. И если до конца пребудешь милостив к ним, то много доброго приобретешь в сей жизни и будешь наследником вечных благ». Позднее благодарный князь сделал щедрые пожертвования обители преподобного Саввы. 

Заметным плодом трудов преподобного Саввы и благотворительности Георгия Димитриевича стал благолепный, величественный, обширный каменный храм в честь Рождества Богородицы, возведенный на месте прежнего деревянного храма. На строительство новой монастырской церкви благочестивый князь пожертвовал много золота, сел и имений. Благоговея перед святой, подвижнической жизнью своего духовного отца, князь делал и другие богатые приношения в обитель. 


Житийная икона преподобного Саввы Сторожевского

Со всех сторон стекались к преподобному Савве в Сторожевскую обитель иноки, ища руководства в духовной жизни и монашеских подвигах. Миряне приходили к нему, прося наставлений и руководства. Опасаясь земной славы, преподобный Савва ушел для подвигов за версту от монастыря и там, в глубоком овраге, под сенью густого леса, ископал себе тесную пещеру, где в совершенном уединении и безмолвии, в покаянии со слезами молился Господу. Молитву и богомыслие преподобный чередовал с рукоделием и, невзирая на свои преклонные лета, не переставал трудиться для обители. Своими руками он выкопал колодец под горою, сам черпал из него воду и носил на плечах своих, дабы научить братию смирению и трудолюбию. 

Изо дня в день совершенствуясь в духовной жизни, преподобный Савва достиг глубокой старости. Почувствовав приближение кончины, старец призвал братию, поучал их от божественных Писаний, убеждал хранить чистоту душевную и телесную, иметь братолюбие, украшаться смирением и подвизаться в посте и молитве и назначил игуменом обители своего ученика по имени Савва. После этого, преподав всем мир и целование, преподобный отошел ко Господу. Кончина святого подвижника наступила 3 декабря 1407 года. Тело преподобного Саввы было погребено в построенной им церкви Рождества Пресвятой Богородицы. 

Спустя много лет по преставлении преподобного Саввы игумен Звенигородской обители Дионисий, окончив свое молитвенное правило, прилег отдохнуть. В тонком сне он увидел благообразного, украшенного сединами старца-инока, который сказал: «Дионисий! Встань скорее и напиши лик мой на иконе». — «Кто ты, господине? — вопросил в недоумении Дионисий. — И как твое имя?» — «Я Савва — начальник обители сей», — отвечал благолепный старец. 


Преподобный Савва Сторожевский.
Икона XVII в. Москва

Тогда игумен пробудился от сна и, пораженный видением, призвал одного из учеников преподобного Саввы, старца Аввакума, в молодости видевшего преподобного. Аввакум описал наружность покойного игумена, и Дионисий понял, что ему явился сам преподобный Савва. Будучи искусным иконописцем, он написал икону преподобного. 

Однажды монахи Сторожевского монастыря возроптали на игумена Дионисия и принесли на него ложные жалобы великому князю Иоанну III Васильевичу. Тот поверил доносу и повелел игумену немедленно явиться к себе. Игумен впал в глубокую скорбь. И вот во сне он увидел преподобного Савву, который, ободряя его, сказал: «Что скорбишь, брат мой? Иди к князю и говори смело, ничего не боясь. Господь будет тебе помощником». 

Игумен всю ночь со слезами молился. Тем временем некоторые из недовольных монахов видели во сне благолепного старца, сказавшего им: «На то ли вы оставили мир, чтобы с ропотом совершать подвиг иночества? Вы ропщете, а игумен бодрствует и молится. Что же одолеет: ваш ропот или его молитва? Знайте, что в сердцах ропщущих не почиет смирение, и Бог не оправдает их». 

Братия, проснувшись, пересказали свой сон прочим. Когда же они явились к великому князю, то ничего не могли сказать против игумена, которого оклеветали. Отец Дионисий с честью вернулся в свой монастырь. 


Вид Саввино-Сторожевского монастыря. С.Милославский. 1843 г. Резец

Как-то в обитель преподобного Саввы был приведен бесноватый по имени Иуда. Во время молебна преподобному он закричал: «Тяжко мне, я сгораю». И тотчас же к нему вернулось здоровье. Когда его спросили, почему он так сильно закричал, исцеленный ответил: «Я видел благолепного старца. Он стоял на гробе преподобного Саввы, держал крест и осенял меня им. От этого креста явилось великое пламя и опалило всего меня. Вот отчего я закричал. Этим пламенем от меня был отогнан нечистый дух». 

Один инок, у которого болели глаза, со слезами молился у гробницы преподобного Саввы. Помолившись, он отер глаза покрывалом с гробницы. Другой инок сказал ему с усмешкой: «Вместо исцеления ты только засоришь себе глаза песком». Тут же больной исцелился, а насмехавшийся над ним ослеп. Лишь после слезной молитвы и покаяния насмешник получил исцеление. 

Однажды тяжело заболел игумен Мисаил. Пономарь шел звонить к утрене и встретил благолепного старца, который спросил его: «Здоров ли игумен?» — «Он болен», — ответил пономарь. «Скажи ему, — произнес старец, — пусть призовет на помощь Пресвятую Богородицу и начальника обители Савву, и будет здоров. А мне отвори двери». Пономарь не знал, кто перед ним, и отказался открыть двери. Но они сами отворились, и старец вошел в храм. Пономарь испугался и стал укорять сторожа, что он оставил двери открытыми. Но тот уверял, что запер двери. Когда же оба подошли к дверям, оказалось, что они действительно заперты. После утрени пономарь рассказал о происшедшем игумену и братии. Игумен велел отнести себя к гробу преподобного Саввы. Обратившись к преподобному с молитвой, он выздоровел. 

В одну из ночей в Саввино-Сторожевский монастырь залезли воры, намеревавшиеся ограбить церковь Пресвятой Богородицы. Но когда воры приблизились к окну над гробом преподобного Саввы, перед ними появилась огромная гора, на которую невозможно было подняться. На злоумышленников напал страх, и они ушли с пустыми руками. Все это впоследствии рассказали сами воры, пришедшие в обитель с покаянием. 

Чествование преподобного Саввы как угодника Божия началось вскоре после его преставления. В грамоте 1539 года он называется чудотворцем, вскоре было составлено описание чудес, свидетельствующих о молитвенной помощи преподобного. На соборе 1547 года преподобный Савва был причислен к лику святых. Нетленные мощи угодника Божия были открыты в 1652 году, спустя почти два с половиной столетия после его кончины, по повелению государя Алексея Михайловича. Явление угодника Божия царю, согласно монастырскому преданию, стало поводом к обретению мощей преподобного Саввы. Алексей Михайлович во время одной из своих поездок в монастырь ходил на охоту в окрестные леса. Царская свита рассеялась для поиска логовища медведя. Царь остался один. Из чащи внезапно выбежал медведь и бросился на него. Алексей Михайлович подумал, что его ожидает верная смерть, но внезапно около царя появился старец, и зверь убежал. Старца спросили, как его зовут. Он ответил, что имя его Савва и что он — инок Сторожевской обители. В это время к царю подошли люди из его свиты, а старец направился в монастырь. Вернувшись в обитель, Алексей Михайлович спросил настоятеля о монахе Савве, думая, что это — какой-нибудь еще неизвестный ему подвижник. Архимандрит ответил, что в монастыре нет ни одного монаха с таким именем. Тогда царь, взглянув еще раз на образ Саввы, понял, что ему явился сам преподобный. Царь велел отслужить молебен и освидетельствовать гробницу Саввы для приготовления святых мощей к торжественному обретению. 

Открытие мощей преподобного Саввы Сторожевского совершилось 19 января 1652 года в присутствии государя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны Милославской, Патриарха Иоасафа, митрополита Новгородского Никона (будущего Патриарха) и бесчисленного множества верующих не только из Звенигорода и его окрестностей, но и из отдаленных городов и со всей земли Русской. Мощи преподобного Саввы обретены были нетленными после 245-летнего пребывания в земле. 



После открытия святых нетленных мощей преподобного Саввы при его гробе совершилось множество новых чудес. Об одном из них известно от принца Евгения Богарне, пасынка Наполеона, вице-короля Италийского. В 1812 году из Москвы к Звенигороду он подошел с 20-тысячным отрядом. Принц занял комнаты в Саввино-Сторожевской обители, а солдаты рассеялись по ее территории и предались грабежу, не щадя даже храмов и святых икон. Однажды вечером Евгений, не раздеваясь, лег и уснул. Во сне он увидел, что в комнату вошел старец в черной длинной иноческой одежде. Он подошел к принцу настолько близко, что Евгений имел возможность при лунном свете рассмотреть черты лица и грозный взгляд старца. Явившийся сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь, особенно уносить что-либо из церкви. Если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя, и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым». Устрашенный видением, принц отдал утром приказ, чтобы его отряд возвратился в Москву. Войдя в соборную церковь, принц увидел при гробе преподобного Саввы образ того, кто явился ему во сне. Евгений с благоговением поклонился мощам преподобного и сделал запись о случившемся в своей книжке. Принц велел запереть соборный храм, запечатал его своей печатью и приставил к дверям храма стражу из тридцати человек. Евгений Богарне, как и предсказал преподобный Савва, остался цел и невредим, тогда как многие другие военачальники Наполеона погибли. 

После октябрьского переворота 1917 года мощи преподобного Саввы были вскрыты и подверглись осквернению. В 1919 году их увезли из монастыря на Лубянку. Долгое время считалось, что мощи преподобного навсегда утрачены. И лишь в начале 1990-х годов стало известно, что честная глава преподобного Саввы более пятидесяти лет тайно сохранялась супругами Успенскими. 

22—25 августа 1998 года Саввино-Сторожевский монастырь торжественно праздновал свое 600-летие. В честь этого события по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II честные мощи преподобного Саввы были возвращены в основанный им монастырь. 

Чудеса по молитвам преподобного Саввы продолжаются и в наше время. 

Память преподобного Саввы Сторожевского совершается 19 января/2 февраля, 23 августа/5 сентября и 3/16 декабря.


Источник: 
Троицкий патерик. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015. Стр. 112-119



16 Декабря 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...