Память преподобного Павла Комельского (Обнорского), ученика преподобного Сергия Радонежского



Прп. Павел Обнорский. Икона. Русь. XVII в.
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Преподобный Павел родился в первой половине XIV века в Москве в состоятельной и благочестивой семье. Его богобоязненные родители строго держались обычаев Православной. Церкви. С детства он отличался кротостью и смирением. Мальчика не привлекали игры, развлечения, вкусная еда. Он с детства полюбил церковные службы, пост и молитву. Будущий подвижник щедро подавал милостыню нищим, а когда у него не было денег, делился с бедными и своей одеждой. Родители преподобного Павла радовались, что сын растет добрым и милосердным человеком. 

Когда ему исполнился 21 год, отец и мать захотели его женить и начали подыскивать сыну невесту. Но юноша избрал другой путь. Не желая вступать в брак, он тайно покинул родительский дом и ушел в монастырь. В Рождественской обители на Прилуке он принял монашеский постриг. Новопостриженный инок предался усиленному подвигу бдения, поста и молитвы. Питался он только хлебом, водой и солью. Первым приходил в храм и был слугой каждого. Свободное от молитвы время посвящал исполнению монастырских послушаний. Местность, в которой был расположен Рождественский монастырь, находилась во владении обители преподобного Сергия. В поисках опытного наставника преподобный Павел вскоре перешел в Троицкую обитель на горе Маковец, где пребывал под духовным руководством Игумена земли Русской. Мудрый наставник монахов провел его по всем монастырским послушаниям — от поварни до трапезной. Видя стремление молодого инока к безмолвию, преподобный Сергий благословил его поселиться в уединенной келии вдали от обители. Там он провел пятнадцать лет. К отшельнику начали приходить братия за поучениями, но это приводило любителя безмолвия в смущение, и он попросил преподобного Сергия благословить его на пустынножительство. В знак благословения Преподобный вручил ему медный крест. 

Переходя с одного места на другое, Павел остановился в глухом Комельском лесу, что на юге Вологодского края, и поселился в дупле огромной старой липы на берегу речки Грязовицы. В этом жилище преподобный обитал целых три года. Жизнь он вел самую суровую, питался травой и кореньями. Только птицы слышали его молебное пение. Никогда раньше здесь не ступала нога человеческая. 

По внушению свыше преподобный Павел оставил дупло и перешел на берег речки Нурмы, впадающей в Обнору. Увидев это место, он сказал: «Здесь покой мой, здесь вселюся». Преподобный Павел построи лсебе хижину, почти такую же тесную, как и дупло, в котором он жил. Питался он только по субботам и воскресеньям исключительно хлебом и водой. Велики были труды и подвиги пустынника, тяжки и многочисленны нападения и скорби, понесенные им от бесов и от людей, но велики и полученные им духовные утешения. Однажды в пасхальную ночь преподобный Павел услышал звон колоколов и увидел свет. Впоследствии он поставил на этом месте церковь Святой Троицы. 

В четырех верстах оттуда жил другой подвижник, преподобный Сергий Нуромский, постриженник Святой Горы Афон, долгое время пребывавший в Троицкой обители под духовным руководством Игумена земли Русской. Услышав о подвигах преподобного Павла, он пришел к нему и увидел такую картину. Стая птиц вилась около подвижника, пташки сидели на голове и на плечах старца, и он кормил их с рук. Рядом в ожидании пищи стоял медведь, тут же бегали зайцы, лисы и другие звери, не боявшиеся друг друга. Такой была жизнь в раю до грехопадения первых людей. 

Преподобный Павел избрал преподобного Сергия Нуромского, облеченного священническим саном еще на Афоне, своим духовным руководителем. Преподобный Сергий Нуромский предсказал, что на том месте, где преподобный Павел Обнорский слышал колокольный звон и видел дивный свет, будет основана обитель во имя Пресвятой Троицы. Когда вокруг преподобного Павла собрались иноки, жаждавшие спасения, он отправился в Москву, чтобы попросить у митрополита Фотия благословения на построение церкви во имя Живоначальной Троицы. Поначалу митрополит отказал ему в благословении. Однако в следующую же ночь во сне услышал голос: «Зачем ты оскорбил человека Божия? Поспеши найти старца и выполнить желание его». Преподобного Павла нашли в одном из московских монастырей и привели к митрополиту. На сей раз святитель принял его с любовью, испросил у него прощения, благословил строить храм и дал щедрое подаяние на будущую обитель. Митрополит Фотий предлагал ему принять священный сан, но преподобный Павел ответил, что недостоин этого. Тогда святитель посвятил в иерея Алексия, ученика преподобного Павла. 

По возвращении преподобного был воздвигнут храм во имя Живоначальной Троицы, а при нем возник монастырь. В посланной новой обители поучительной грамоте митрополит писал, адресуясь к преподобному Павлу: «Когда был ты у меня, помнишь, сын мой, сам ты много говорил, каковым надобно быть духовному настоятелю. Ему должно быть образцом для всех: в День великого суда он будет давать ответ за души, вверенные ему. О том же пишу и я: будь внимателен к тому, кого и откуда принимаешь к себе. Приходят они в безветренное пристанище, в святую обитель, принимают на себя ангельский образ, обещают переносить до последнего издыхания всякую нужду: такое исповедание записывается ангелами, хранится в руке Творца нашего Владыки Христа, Коему даем мы обещания, и предъявлено будет пред лицем нашим в День великого суда». 

В той же грамоте содержалось и наставление братии: «Пишу любви вашей, собравшиеся там о Христе! Помните, что, подчинив временное вечному, приняв на себя великое иго, вы решились работать Небесному Царю. Мы дали обещание не ангелу и не царю или князю времени, а обещались Царю царствующих. С сим исповеданием нашим Господь явится в День суда и воздаст каждому, чего кто стоит. Молю вас крепко внимать сему исповеданию и ограждать себя словом Христовым: никто же, руки возложа на рало и зря вспять, управлен есть в Царствии Небеснем. Молю вас, потщитесь совершать подвиг свой по званию своему. Будьте непоколебимыми воинами Христовыми, мужественно и смело боритесь с крепкими борцами. Супостат наш диавол не хочет спасения нашего, раскидывает сети и козни против нас, ловит в свою волю и не терпит того, чтобы возвышались мы над тлением...» 

В 1414 году в храме прошло первое богослужение. Преподобный Павел учредил общежительный монастырь, который руководствовался уставами святых Пахомия Великого и Феодосия Киновиарха. Управление обителью он поручил своему ученику Алексию, а сам продолжал жить отшельником. В монастырь Павел приходил только по субботам и воскресным дням. В эти дни преподобный разделял трапезу с братией, но вкушал только хлеб с водой и овощами.



Павло-Обнорский монастырь на фото начала XX в.

Основатель Павло-Обнорской обители наказывал ее насельникам ничего, кроме икон и книг, в келиях не держать, пищу принимать только в трапезной, во время работы соблюдать безмолвие, в храм не опаздывать и на службе стоять тихо. Большое значение преподобный Павел придавал благотворительности. «Нищих не забывайте, — увещевал он, — помните, что мы сами нищие и душою и жизнью». Нарушителей правил монашеской жизни преподобный заповедал изгонять из монастыря. 

Сорок лет преподобный Павел прожил в пустыни Обнорской. Скончался он 10 января 1429 года в глубокой старости. Благословив братию и перекрестившись, он возлег на одре и с молитвою на устах предал душу свою Господу. Незадолго до кончины, в день Богоявления, перед Божественной литургией, преподобный глубоко вздохнул и прослезился. Братия приступили к нему с расспросами. Преподобный молчал, а потом, уступая просьбам, промолвил: «В этот день и час нечестивые татары взяли город Кострому, предали его огню и мечу, а многих жителей увели в плен, и все это за наши грехи, за то, что ходим в волях сердец наших». Слова преподобного подтвердились: 6 января город действительно был разорен татарами. 

Перед кончиной основатель монастыря обратился к братии с таким наставлением: «Имейте искреннюю любовь между собою, храните правила общежития». Тело его с великими почестями было погребено у монастырского храма Живоначальной Троицы. Скоро Бог прославил великого подвижника. Ученики его, привыкшие смотреть на него как на ангела Божия, стали обращаться к нему как к святому и просить его о молитвенной помощи. По преставлении преподобного Павла от святых мощей его начали изливаться многие чудеса. Слепые, глухие, немые и одержимые другими болезнями получали исцеление по молитвам угодника Божия.

Обращение к преподобному Павлу не раз спасало молящихся от скорбей и напастей. Вот один из таких случаев. «Мы шли по Северному морю в ладье, — рассказал местный житель по имени Симон. — Всех нас было пятнадцать человек. Попутный ветер неожиданно перешел в бурю, паруса сорвало, руль сломало. Смерть казалась неизбежной. Но среди нас было двое, живших раньше в монастыре преподобного. „Молитесь Павлу Обнорскому, — убеждали они нас, — через него бывают многие чудеса”. Мы пали ниц в ладье и горячо молились. Неожиданно над нами раздался голос: „Встаньте”. Поднимаемся и видим, что ладья пристала куда нужно, а от нее уходит старец с большой и густой седой бородой. Один из нас, лежа на дне лодки, видел этого старца у кормы, как он жезлом своим заменял нам потерянный руль. Мы прославили Бога и угодника Его преподобного Павла и с радостью пошли в дома свои». 

В 1546 году при строительстве нового монастырского храма был обнаружен гроб с мощами преподобного. Игумен Протасий захотел осмотреть их, но подвижник явился ему во сне и гневно сказал: «Зачем ты хочешь осмотреть мои мощи? За это огонь сожжет вас. Вели скорее заделать гроб!» Настоятель немедленно исполнил волю угодника Божия. 

Преподобный Павел и после кончины не переставал заботиться о соблюдении устава основанной им обители. Как рассказывает древний повествователь, двое из братии Павло-Обнорского монастыря, ушедших в другие обители, забыли обеты общежития. Принятые вновь в монастырь преподобного Павла, они вздумали было в келии приготовить себе пищу. Один начал варить, а другой пошел в трапезную, чтобы тайно взять там хлеба. Вдруг оставшийся слышит голос: «Окаянные, что преступаете заповедь Божию и разоряете закон монастырский?» Полагая, что ему послышалось, брат продолжал свое дело. Голос повторил: «Безумный, перестань!» И в этот миг готовивший пищу в келии упал без чувств, пена выступила на губах его. Когда вернулся ушедший за хлебом, он пришел в ужас и начал молить: «Преподобие отче Павле, прости нас, мы нарушили твою заповедь и монастырский устав». Он выбросил приготовленную пищу и дал обет никогда не готовить ее в келии. Молился он и о пораженном брате, который, очнувшись, взмолился: «Прости меня, грешного, преподобие отче Павле, и избави от лютой болезни сей». Помолившись, он встал и также дал обет строго держать устав общежития. 

Местное почитание преподобного Павла Обнорского совершалось с давних пор. В 1547 году он был прославлен в лике святых Московским собором. «Возсиял еси во стране Вологодстей, яко солнце пресветлое, преподобие отче наш Павле, уясняя сердца верных добродетельми твоими и яко луча огнесиянная теплотою молитв твоих всех скорбных и больных оживляеши», — поется в акафисте преподобному Павлу Обнорскому, одному из самых ревностных подвижников Древней Руси. 

Память преподобного Павла Обнорского совершается 10/23 января и 7/20 октября.

Тропарь преподобному Павлу Комельскому (Обнорскому), глас 1

Божественною любовию от юности распалаемь, Павле преподобне, / вся, яже в мире красная, возненавидев, / Христа единаго возлюбил еси / и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси, / со зверьми жити весь Христу. / Отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев, / даром чудес и по преставлении обогати тя. / Темже вопием ти: / моли непрестанно о всех нас, / честную память твою присно в песнех почитающих.

Кондак преподобному Павлу Комельскому (Обнорскому), глас 8

Все твое умное желание к Богу вперив,/ и Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився,/ и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению. / Сего ради и Христос тя прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, Павле преподобне, пустынный жителю.


Источник: Троицкий патерик. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015. С. 128-134.



23 Января 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...