Память преподобного Никодима Кожеезерского

 Память преподобного Никодима Кожеезерского

Пре­по­доб­ный Ни­ко­дим Ко­же­е­зер­ский (Хо­зьюг­ский), в ми­ру Ни­ки­та, ро­дил­ся в се­ле Ива­нов­ка Ро­стов­ско­го уез­да в кре­стьян­ской се­мье. Еще в мо­ло­до­сти, ра­бо­тая с от­цом в по­ле, он услы­шал сло­ва: «Ни­ко­дим! Ни­ко­дим!», пред­ве­щав­шие ему бу­ду­щее ино­че­ство.

По­сле смер­ти ро­ди­те­лей он вы­учил­ся куз­неч­но­му ма­стер­ству в Яро­слав­ле и при­шел в Моск­ву. Ни­ки­та вел са­мую скром­ную жизнь, до­воль­ство­вал­ся ма­лым, от­да­вая из­бы­ток сво­е­го за­ра­бот­ка ни­щим. В сво­бод­ное вре­мя он усерд­но по­се­щал хра­мы и ино­че­ские оби­те­ли.

При­я­тель, с ко­то­рым ра­бо­тал Ни­ки­та, имел злую же­ну. Она за­ду­ма­ла отра­вить му­жа и на­сы­па­ла в пи­щу яд. Муж ее умер, а Ни­ки­та, обе­дав­ший с ним, по­лу­чил тя­же­лое за­боле­ва­ние же­луд­ка и дол­го стра­дал от этой бо­лез­ни. Од­на­жды ему явил­ся бла­жен­ный Ва­си­лий и дал вы­пить из со­су­да. С тех пор бо­лезнь оста­ви­ла Ни­ки­ту.

Как-то, про­хо­дя Ку­лиш­ки, Ни­ки­та оста­но­вил­ся у хи­жи­ны юро­ди­во­го Илии, ко­то­рый, уви­дев его, за­кри­чал: «Хо­зьюг­ский пу­стын­ник при­шел!» Эти сло­ва силь­но по­ра­зи­ли Ни­ки­ту, и он при­нял их как при­зва­ние к мо­на­ше­ской жиз­ни: про­дав иму­ще­ство, он при­шел к ар­хи­манд­ри­ту Чу­до­ва мо­на­сты­ря Па­ф­ну­тию и по­про­сил при­нять его в чис­ло бра­тии.

В мо­на­сты­ре он при­нял по­стриг с име­нем Ни­ко­дим. Один­на­дцать лет пре­по­доб­ный был при­ме­ром для бра­тии мо­на­сты­ря в сми­ре­нии, по­слу­ша­нии, нес­тя­жа­нии и бра­то­лю­бии. В 1602 го­ду ар­хи­манд­рит Па­ф­ну­тий был по­став­лен мит­ро­по­ли­том Сар­ским и взял с со­бой пре­по­доб­но­го Ни­ко­ди­ма. Но угод­ник Бо­жий ис­кал жиз­ни уеди­нен­ной и по­движ­ни­че­ской. Через год пре­по­доб­ный Ни­ко­дим по бла­го­сло­ве­нию ар­хи­пас­ты­ря от­пра­вил­ся на се­вер и по­сту­пил сна­ча­ла в об­ще­жи­тель­ную Ко­же­е­зер­скую оби­тель, в ко­то­рой про­жил пол­то­ра го­да.

Же­ла­ние без­мол­вия при­ве­ло его на реч­ку Хо­зью­гу в 5 вер­стах от Ко­же­е­зер­ско­го мо­на­сты­ря. Там он по­ста­вил се­бе в лес­ной ча­ще неболь­шую кел­лию и про­жил в ней уеди­нен­но 35 лет, под­ра­жая пре­по­доб­но­му Пав­лу Фивей­ско­му. В пол­ной ти­шине, вда­ли от ми­ра со­вер­шал свя­той стро­гое мо­лит­вен­ное пра­ви­ло о ми­ре. Он де­лил­ся с бра­ти­ей оби­те­ли ры­бой, ко­то­рую лю­бил ло­вить на удоч­ку. Ди­кие оле­ни без­бо­яз­нен­но хо­ди­ли и кор­ми­лись око­ло пу­стын­ни­ка. Ночь пре­по­доб­ный Ни­ко­дим про­во­дил в мо­лит­ве и толь­ко из­ред­ка поз­во­лял се­бе дре­мать си­дя. Пла­мен­ная мо­лит­ва и упо­ва­ние на по­мощь Бо­жию не раз спа­са­ли пре­по­доб­но­го от бед. Так, од­на­жды за­го­ре­лась его кел­лия, но он не оста­вил ее. Взяв ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, свя­той стал мо­лить­ся Бо­гу; неожи­дан­но по­шел дождь, и огонь угас. В дру­гой раз свя­той Ни­ко­дим из­ба­вил­ся мо­лит­вой от на­вод­не­ния. Ко­гда по­стро­ен­ная пре­по­доб­ным кел­лия при­шла в та­кую вет­хость, что гро­зи­ла рух­нуть, ино­ки Ко­же­е­зер­ской оби­те­ли по­ста­ви­ли стар­цу но­вую кел­лию. Ря­дом с ней пре­по­доб­ный Ни­ко­дим сво­и­ми ру­ка­ми вы­ко­пал мо­ги­лу и ча­сто спус­кал­ся в нее для мо­лит­вы. Од­на­жды он мо­лил­ся в мо­ги­ле всю Свя­тую Че­ты­ре­де­сят­ни­цу. Су­ро­вы­ми по­дви­га­ми он до­стиг вы­со­ких ду­хов­ных да­ро­ва­ний, стя­жал дар слез и непре­рыв­ной мо­лит­вы. Бог на­гра­дил его бла­го­дат­ной про­зор­ли­во­стью и си­лой ис­це­ле­ния бо­лез­ней.

Од­на­жды свя­то­му Ни­ко­ди­му яви­лись два све­то­нос­ных му­жа: свя­ти­тель Алек­сий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, и пре­по­доб­ный Ди­о­ни­сий, ар­хи­манд­рит Свя­то-Тро­иц­ко­го Сер­ги­е­ва мо­на­сты­ря. Они воз­ве­сти­ли пре­по­доб­но­му о вре­ме­ни его от­ше­ствия ко Гос­по­ду, ко­то­рое и со­вер­ши­лось через 40 дней, 3 июля 1640 го­да. Мо­щи пре­по­доб­но­го Ни­ко­ди­ма по­ко­и­лись под спу­дом в Бо­го­яв­лен­ском хра­ме Ко­же­е­зер­ской оби­те­ли. Жи­тие свя­то­го на­пи­сал его уче­ник иеро­мо­нах Иа­ков. У гро­ба пре­по­доб­но­го Ни­ко­ди­ма и в пу­стыне, на ме­сте кел­лии свя­то­го, где позд­нее был во­дру­жен крест, боль­ные по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния. Ино­че­ская ман­тия и по­сох свя­то­го так­же по­лу­чи­ли це­леб­ную си­лу. Пре­по­доб­ный Ни­ко­дим мно­гим яв­лял­ся в сон­ных ви­де­ни­ях, осо­бен­но за­блу­див­шим­ся пут­ни­кам и мо­ре­пла­ва­те­лям, на­прав­ляя их на вер­ный путь и спа­сая от смер­ти.

Тропарь преподобного Никодима Кожеезерского, глас 8

От царствующаго града пресельник явися/ и яже в нем великия обители/ и, промышлением Божественнаго разума окормляемь,/ к морским странам устремися,/ вселися же в пустыню, уклоняяся мирския молвы,/ и силою Святаго Духа вооружился еси,/ крестным оружием враги своя прогоняя,/ постом и непрестанною молитвою жизнь свою совершая,/ сревнуя великим отцем Антонию, и Онуфрию, и Павлу Фивейскому,/ с нимиже Господеви молися, отче Никодиме,/ спастися душам нашим.

Ин тропарь преподобного Никодима Кожеезерского, глас 4

Яко безплотен, отче, пожил еси на земли,/ смирением и в яме пребыванием с молитвами превозносящегося врага смирил еси,/ яко крин, воистинну процвел еси,/ избранный кинамон, и высокий кипарис,/ и плодовитая маслина, и финике сладкий,/ и кедр благоуханный, и валсам чистый,/ терние злострастия искоренил еси/ и жилище Всесвятаго Духа был еси,/ темже поминай память твою днесь празднующих, Никодиме чудотворче,/ да вси радостными гласы воспеваем Христа Бога нашего,/ Иже тебе даровавшаго исцелений благодать.

Кондак преподобного Никодима Кожеезерского, глас 2

Пустыню, яко царский чертог,/ усердно возлюбил еси,/ в нейже жестокое показа житие много летным пребыванием,/ очистив свою душу и ум от страстей,/ и сего ради Святаго Духа предивно приятелище бысть, Никодиме преподобне,/ Егоже действием и чудесы обогатился еси,/ темже и мы почитаем подвиги твоя, всеблаженне,/ но, яко имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице,/ молися непрестанно о всех нас.

Ин кондак преподобного Никодима Кожеезерского, глас 8

Укрепляемь силою Креста и благодатию,/ преобидев тленная и долу влекущая мудрования, отче,/ бесов посрамил еси,/ к Вышнему течение получил еси,/ устремился еси в Хозьюгу пустыню,/ Пресвятей Троице жилище был еси,/ Ейже предстоя, моли о нас, почитающих тя,/ да возопиим ти:/ радуйся, преблаженне Никодиме, отче наш.

Молитва первая преподобному Никодиму Кожеезерскому

О преподобне треблаженне досточудне всечестне и благоугодне отче Никодиме, ты возжелел еси усердно шествовати вслед Владыки Христа, вся мирская мудрования отринув, монашества путь предъизбрал еси, телесная чувства во внутренних пустынях сих затворив, при водах вселился еси, во слезах и трудех пребывая, многолетнее время в подвизе, и терпении, и озлоблении мнозе ангельски житие препроводил еси, сего ради Свет невечерний зрети сподобился еси, Пресвятей Троице со всеми святыми предстоиши, непрестанно насыщаяся зрением Божества Трисветлаго. Поминай чтущих пресветлую память твою и труды твоя и терпение любочестне чтущих, яко вседневно в пустыни сей за Христа подъял еси. О всепре­подобне отче наш, не промолчи, Господу моляся о обители, при нейже подвизался еси и честным и трудолюбным твоим мощем положится благоволил еси, и не остави, посещая нас, чад своих, но вразуми, окорми и к пути спасения настави, к подвигу укрепи, уныние и леность отжени, Божиим страхом сердец наших услужение разжзи, окамененное нечувствие и страстное души разслабление уврачуй, ярость и двизание телесное успи, умную слепоту и омрачение просвети и к безропотней стези покаяния направи, все житие наше одобри и к преуспеянию добродетелей утверди, юныя целомудрию накажи, старыя безраскаянно совершити подвиг вооружи, во скорбех сущия утеши и исцели, напаствуемыя заступи и демонское искуше­ние отврати и всем полезная даруй, яко да возможем, твоим предстательством и молитвами сохраняеми подвига течение непреткновенно совершити, славяще Святую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, в Трех Ипостасех поклоняемаго Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая преподобному Никодиму Кожеезерскому

О преподобне отче наш Никодиме, услыши мя, грешнаго раба твоего (имя рек), молящагося тебе, и святому твоему образу покланяющагося, к чудотворному твоему гробу притекающаго, и в молитве из глубины сердца своего призывающаго в помощь и защищение себе святое твое имя, милостив буди и милосерд, скор молебник и ходатай о мне, грешном рабе своем, ко Вседержителю Господу, в Триех Ипостасех поклоняемому Богу, к Немуже дерзновение имея, моли за мя грешнаго и за весь мир православно-христианскаго рода, еже возникати горе ко взысканию Небеснаго Отечества и свободитися в жизни сей от всяких одержащих скорбей и злоскорбных бед и напастей, от злолютаго оклеветания и наития злых человек и злопомышлений и от враг видимых и невидимых, да, сотворше волю Божию, приимем славы неувядаемый венец, зде же твою память чтуще, радостно прославим Прославльшаго тя Царя Небеснаго, Отца, и Сына, и Святаго Духа, Бога Трисвятаго. Аминь.

Молитва третия преподобному Никодиму Кожеезерскому, от инока скорбящаго, в келлии творимая

Иже благодатию Святыя Троицы, преподобне и всеблаженне отче наш Никодиме, святаго ради жития твоего пустыннаго в дивных девственных подвизех и плоти умерщвлениих, в себе вшед, непотребный аз и ложный твой ученик, и раб ленивый, и господин греха, и сосуд всяческия нечистоты (имя рек), со слезами и стенанием сердца тебе от скверных устен моих и от языка мерзка исповедание приношу и творю к Богу через тебе покаяние, понеже не имам сердца чиста, сего ради студ лица моего покрывает мя, не имам поста и целомудрия, осквернив ум и душу нелепыми помышлении, плоть осмрадих страстными похотьми, понеже во тщеславии, а не смиренномудрии, елико бо благих творих, вся творив в неразумии, ибо человекоугодия ради, а не боголюбия, не пользы ради ближняго и спасения души своея вся деях, суетный, а не истинный монах, и в безумии все время жития моего изнурив, страстем своим, а не тебе работая, мирстей суете, а не Богу боголепно служив, увы, сердце во ожесточение приведет моими злыми обычаи, и до ныне в нечувствии обретаюся, окамененный, и во обещании к Богу и к тебе лживец являюся. Но помози мне благодатию, данною тебе от Царя Трисоставнаго, се бо к солнцу достигох. О преподобный божественный мой покровителю! Не презри мя до конца погибнути, но милостивно подай ми руку помощи, уже бо ти приближается, и посечение неплодныя моея души готово есть, и ныне молю тя, блаженне отче Никодиме, мил ся дею пред твоим невидимым присутствием, повергаюся у святаго гроба твоего, умоли за мя, достойнаго казни, и умилостиви Владыку Христа за раба недостойнаго, милости просящаго, яко да не посечет мя без времене смертною секирою, яко неплодное древо, не имуще плода добрых деяний, и споспеши ми прочее время живота моего во истинном покаянии скончати, и во время исхода грешную мою душу креста святаго оружием и Приснодевы Богородицы Марии именем защити, и сподоби мя в конец оный страшный безсмертных благ получити и горькия и несказанныя тогдашния нужды, и скорби, и болезни избави­тися милостию и непобедимыми щедротами Тро­ицы Пресвятыя, Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Молитва четвертая преподобному Никодиму Кожеезерскому

О преподобне и богоносне отче наш Ннкодиме! Велие имея к Богу дерзновение, молися выну о всех нас, зане буря многих бед и скорбей обдержит ны: недузи телеснии, болезни душевные, приражения вражия обуревают ны. Ходит бо враг наш, иский кого поглотити, и ежечасно от того уловляемся; о спасении же своем нерадяще, несмы достойни воззрети на высоту небесную. Но ты буди нам помощник скорый и избавитель: яко сам искушен быв от врага, победив же сего доблественне, вразуми ны, да разумеем того ковы и приражения. Подаждь убо нам память смертную, слезы покаяния и надежду спасения, да не в отчаяние впадем, ниже дерзостным на милосердие Божие упованием, во гресех же пребыванием в конец себе погубим, но да будет нам память грехов наших во источник теплых слез и сокрушения сердечнаго, милосердие же Божие и благодать Его, молитвами твоими, во спасение наше, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


STSL.Ru


Источник:azbyka.ru
16 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...