Память преподобного Георгия Иверского, Святогорца

Память преподобного Георгия Иверского, Святогорца

Пре­по­доб­ный Ге­ор­гий Ивер­ский, Афон­ский, ро­дил­ся в Три­а­ле­ти (об­ласть Юж­ной Гру­зии) в 1009 го­ду (по неко­то­рым дан­ным, в 1014 го­ду) в се­мье знат­ных вла­де­те­лей Ма­рии и Иа­ко­ва. Его отец по по­ру­че­нию гру­зин­ско­го ца­ря Ге­ор­гия I (1014–1027) ез­дил к пер­сид­ско­му ша­ху в ка­че­стве посла.

Ко­гда маль­чи­ку ис­пол­ни­лось 7 лет, ро­ди­те­ли при­ве­ли его в жен­ский Тад­зрий­ский мо­на­стырь, где вос­пи­ты­ва­лась его стар­шая сест­ра Тэк­лэ (Фек­ла). Здесь свя­той Ге­ор­гий про­вел три го­да и два­жды за это вре­мя был чу­дес­но спа­сен Про­мыс­лом Бо­жи­им от ги­бе­ли (в ре­ке Кция и в пла­ме­ни по­жа­ра, раз­ра­зив­ше­го­ся в оби­те­ли).

В 1019 го­ду по прось­бе сво­их дя­дей (бра­тьев от­ца), Ге­ор­гия-пи­са­ря и Сав­вы, под­ви­зав­ших­ся в Хахуль­ском муж­ском мо­на­сты­ре, от­рок Ге­ор­гий по­лу­чил бла­го­сло­ве­ние на­сто­я­те­ля Хахуль­ско­го мо­на­сты­ря Ма­ка­рия на вос­пи­та­ние у стро­го­го по­движ­ни­ка Ила­ри­о­на Туа­ле­ли, ко­то­рый сла­вил­ся об­ра­зо­ван­но­стью и вы­со­той ду­хов­ной жиз­ни.

В 1022 го­ду свя­той Ге­ор­гий был от­прав­лен в Кон­стан­ти­но­поль, где в про­дол­же­ние две­на­дца­ти лет тща­тель­но изу­чал на­у­ки и по­лу­чил раз­но­сто­рон­нее об­ра­зо­ва­ние.

По­сле воз­вра­ще­ния в Гру­зию в 1034 го­ду он при­нял ино­че­ский по­стриг в Хахуль­ском мо­на­сты­ре от бла­жен­но­го стар­ца Ила­ри­о­на Туа­ле­ли. Спу­стя неко­то­рое вре­мя инок Ге­ор­гий, от­дав свои одеж­ды ни­ще­му и одев­шись в его вет­хое ру­би­ще, от­пра­вил­ся на по­кло­не­ние свя­тым ме­стам Па­ле­сти­ны.

По­сле непро­дол­жи­тель­но­го пре­бы­ва­ния в оби­те­лях на Чер­ной го­ре (близ Ан­тио­хии) инок Ге­ор­гий от­пра­вил­ся на Див­ную го­ру, в мо­на­стырь свя­то­го Си­мео­на Див­но­гор­ца († 459). Там он об­рел ду­хов­но­го на­став­ни­ка – стар­ца Ге­ор­гия Мол­чаль­ни­ка († 1068), то­же гру­зи­на, жив­ше­го в рас­се­лине ска­лы. Три го­да про­вел он в мо­на­сты­ре свя­то­го Ро­ма­на (с 1036 по 1039 гг.). В 30-лет­нем воз­расте пре­по­доб­ный Ге­ор­гий при­нял ве­ли­кую схи­му от стар­ца Ге­ор­гия Мол­чаль­ни­ка. За­тем, на­пут­ству­е­мый им, он от­пра­вил­ся на Афон, в Ивер­ский мо­на­стырь. По до­ро­ге свя­той по­се­тил Иеру­са­лим и по­кло­нил­ся Гро­бу Гос­под­ню.

Пре­по­доб­ный Ге­ор­гий при­был на Афон в 1040 го­ду и про­дол­жил ра­бо­ту над пе­ре­во­дом бо­го­слу­жеб­ных книг и тво­ре­ний свя­тых от­цов Церк­ви, на­ча­тую пре­по­доб­ным Ев­фи­ми­ем Ивер­ским (па­мять 13 мая).

И по­ныне Гру­зин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь при­зна­ет ка­но­ни­че­ской и до­пу­сти­мой для цер­ков­но­го упо­треб­ле­ния толь­ко ту ре­дак­цию Свя­щен­но­го Пи­са­ния, ко­то­рая при­над­ле­жит пе­ру пре­по­доб­но­го Ге­ор­гия Ивер­ско­го, до­стой­но за­вер­шив­ше­го тру­ды пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия.

В Жи­тии пре­по­доб­но­го Ге­ор­гия при­во­дит­ся непол­ный спи­сок его пе­ре­во­дов с гре­че­ско­го: Боль­шой Си­нак­сарь, Де­я­ния и По­сла­ния свя­тых апо­сто­лов, две­на­дцать Бо­го­слу­жеб­ных Ми­ней, Ок­то­их, Три­одь (пост­ная и цвет­ная), Треб­ник, Псал­тирь, Пол­ный Ча­со­слов, «Ше­стод­нев» свя­то­го Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, По­сла­ния свя­то­го Иг­на­тия Бо­го­нос­ца, Со­бор­ные по­сла­ния свя­то­го Ки­рил­ла Алек­сан­дрий­ско­го, Кни­га свя­то­го Гри­го­рия Нис­ско­го, Кни­га свя­то­го Фе­о­до­ра Сту­ди­та, Кни­га де­я­ний VI Все­лен­ско­го Со­бо­ра «и мно­го дру­гих по­лез­ных и свя­тых книг».

Из пе­ре­во­дов свя­то­го Ге­ор­гия Ивер­ско­го с ла­тин­ско­го на гре­че­ский до нас до­шло из­вест­ное со­чи­не­ние епи­ско­па До­ро­фея «О 70 уче­ни­ках Гос­по­да». Ши­ро­ко из­вест­но так­же ори­ги­наль­ное про­из­ве­де­ние пре­по­доб­но­го Ге­ор­гия Ивер­ско­го «Жи­тие Иоан­на и Ев­фи­мия», да­ю­щее об­сто­я­тель­ные све­де­ния об ос­но­ва­нии и внут­рен­ней жиз­ни Афон­ско­го Ивер­ско­го мо­на­сты­ря при пер­вых его кти­то­рах и на­сто­я­те­лях – пре­по­доб­ных Иоанне и Ев­фи­мии (па­мять 12 июля и 13 мая).

По­сле го­да по­слуш­ни­че­ства пре­по­доб­ный Ге­ор­гий в 1042 го­ду был ру­ко­по­ло­жен в сан иерея и на­зна­чен стар­шим иеро­мо­на­хом при со­бор­ном хра­ме. Он ис­пол­нял так­же обя­зан­но­сти ре­ген­та. Сво­бод­ное от бо­го­слу­же­ний вре­мя свя­той по­свя­щал пе­ре­вод­че­ской де­я­тель­но­сти и по­э­ти­че­ско­му твор­че­ству. Афон­ские пес­но­пе­ния пре­по­доб­но­го Ге­ор­гия Ивер­ско­го, в част­но­сти, зна­ме­ни­тый «Ве­чер­ний звон» (пе­ре­вод на рус­ский язык И. И. Коз­ло­ва), бы­ли впо­след­ствии пе­ре­ве­де­ны на мно­гие ев­ро­пей­ские язы­ки.

По­сле кон­чи­ны игу­ме­на Ивер­ско­го мо­на­сты­ря Сте­фа­на Хар­ту­ля­ри пре­по­доб­ный Ге­ор­гий был в 1044 го­ду из­бран но­вым на­сто­я­те­лем (три­жды жре­бий ука­зал на него). По­пе­че­ни­ем но­во­го игу­ме­на был пе­ре­стро­ен и укреп­лен со­бор­ный храм оби­те­ли в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и под­твер­жде­ны пра­ва гру­зин на Ивер­ский мо­на­стырь. С этой це­лью пре­по­доб­ный Ге­ор­гий по­се­тил Кон­стан­ти­но­поль, где был при­нят им­пе­ра­то­ром Кон­стан­ти­ном IX Мо­но­ма­хом (1042–1055) и по­лу­чил от него жа­ло­ван­ную гра­мо­ту.

Вер­нув­шись в Ивер­скую оби­тель, пре­по­доб­ный оста­вил по­сле се­бя на­сто­я­те­лем Ге­ор­гия Ол­ти­се­ли и от­пра­вил­ся на Чер­ную го­ру, близ Ан­тио­хии. Ве­ро­ят­но, он вы­нуж­ден был это сде­лать, чтобы оправ­дать пе­ред Пат­ри­ар­хом Ан­тио­хий­ским Фе­о­до­си­ем III (1057–1076) бра­тию Ивер­ско­го мо­на­сты­ря, за­по­до­зрен­ную гре­ка­ми в непра­во­сла­вии. Пре­по­доб­но­му Ге­ор­гию уда­лось спра­вить­ся не толь­ко с этой за­да­чей, но и убе­дить Ан­тио­хий­ско­го Пер­во­свя­ти­те­ля в ка­но­ни­че­ской за­кон­но­сти ав­то­ке­фа­лии Гру­зин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, со­хра­ня­ю­щей апо­столь­скую пре­ем­ствен­ность от свя­то­го апо­сто­ла Ан­дрея Пер­во­зван­но­го. Из Ан­тио­хии по при­гла­ше­нию гру­зин­ско­го ца­ря Баг­ра­та IV (1027–1072) пре­по­доб­ный Ге­ор­гий от­пра­вил­ся в Гру­зию. В Гру­зии он про­вел пять лет: учил на­род сло­вом и де­лом, по­мо­гал бла­го­устро­е­нию цер­ков­ной жиз­ни и внед­рял свои пе­ре­вод­че­ские тру­ды. Бла­го­да­ря их вы­со­ким на­уч­ным и ли­те­ра­тур­ным до­сто­ин­ствам они бы­ли при­зна­ны Гру­зин­ской Цер­ко­вью об­раз­цо­вы­ми.

За­бо­тясь о ду­хов­ном про­све­ще­нии стра­ны, пре­по­доб­ный Ге­ор­гий ото­брал 80 гру­зин­ских юно­шей и от­пра­вил­ся с ни­ми на Афон, чтобы от­дать их в ос­но­ван­ное им же учи­ли­ще. По до­ро­ге он по­се­тил Кон­стан­ти­но­поль. Несмот­ря на уго­во­ры уче­ни­ков от­ло­жить по­се­ще­ние им­пе­ра­то­ра, по­сколь­ку пре­по­доб­ный Ге­ор­гий за­не­мог, он, бу­дучи из­ве­щен свы­ше о сво­ей пред­сто­я­щей кон­чине, по­то­ро­пил­ся пред­ста­вить им­пе­ра­то­ру Кон­стан­ти­ну Х Лу­ке (1059–1067) сво­их уче­ни­ков и по­лу­чил гра­мо­ту на их обу­че­ние в афон­ском учи­ли­ще.

На сле­ду­ю­щий день, 29 июня 1065 го­да, свя­той Ге­ор­гий мир­но ото­шел ко Гос­по­ду. Те­ло пре­по­доб­но­го бы­ло с че­стью пе­ре­ве­зе­но на Афон, про­слав­лен­ное на пу­ти оче­вид­ны­ми зна­ме­ни­я­ми ми­ло­сти Бо­жи­ей. Оно год про­ле­жа­ло в гро­бе без по­гре­бе­ния в хра­ме Всех Свя­тых. Ко­гда гроб был от­крыт, те­ло свя­то­го ока­за­лось со­вер­шен­но нетлен­ным: ни один во­лос не упал с его го­ло­вы и бо­ро­ды. Гроб свя­то­го Ге­ор­гия был уста­нов­лен близ ра­ки свя­то­го Ев­фи­мия 24 мая 1066 го­да, в день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Си­мео­на Див­но­гор­ца. С со­гла­сия ка­то­ли­ко­са-пат­ри­ар­ха всей Гру­зии Иоан­на IV (1110–1142) еже­год­но в этот день со­вер­ша­лась па­мять свя­то­го Ге­ор­гия, при­уро­чен­ная впо­след­ствии к дню его бла­жен­ной кон­чи­ны и со­вер­ша­е­мая ныне 27 июня.


STSL.Ru


Источник:azbyka.ru
10 Июля 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Ключи от Лавры
Ключи от Лавры
17 апреля 1946 г., в Великую Среду Страстной седмицы, состоялась официальная передача ключей Успенского собора от дирекции Загорского музея-заповедника Троице-Сергиевой Лавре – в лице ее наместника архимандрита Гурия (Егорова). В следующие два дня собор был подготовлен к проведению праздничных богослужений...
Траурный маршрут
Траурный маршрут
17 апреля 1879 года в Троице-Сергиеву лавру из Москвы было доставлено тело почившего митрополита Московского и священноархимандрита Лавры Иннокентия...
Установка креста на Успенский собор Лавры
Установка креста на Успенский собор Лавры

16 апреля 1946 года установлен отремонтированный крест на Успенский собор Лавры, сорванный бураном еще в 1923 году.

Командир Тихоокеанской эскадры адмирал Н.И. Скрыдлов посетил Троице-Сергиеву Лавру
Командир Тихоокеанской эскадры адмирал Н.И. Скрыдлов посетил Троице-Сергиеву Лавру

15 апреля 1904 года по пути на Дальний Восток в связи с началом войны с Японией Троице-Сергиеву Лавру посетил назначенный командиром Тихоокеанской эскадры адмирал Н.И. Скрыдлов (1844-1918), назначенный после гибели адмирала С.О. Макарова командующим флотом в Тихом океане (с 1 апреля 1904 года).

Встреча со святыней
Встреча со святыней

13 апреля 1914 года, 105 лет назад, на станцию Сергиево прибыла икона преподобного Саввы Звенигородского. Встреченная крестным ходом из Вознесенской церкви, икона была торжественно препровождена в Троице-Сергиеву Лавру.