Память преподобного Евфимия Суздальского, собеседника преподобного Сергия Радонежского


Преподобный Евфимий Суздальский

Точная дата рождения преподобного Евфимия неизвестна. Принято считать, что он родился в 1316 году. Место рождения — Нижний Новгород. Под влиянием благочестивых родителей у преподобного Евфимия уже с раннего детства проявились любовь к Богу, стремление к духовным подвигам, к религиозному самоуглублению. В храме Божием созревает у него решение всецело посвятить себя служению Господу. Однажды Евфимий, руководствуемый Божественной силою, направился в Печерскую обитель, основанную иноком Дионисием, впоследствии святителем Суздальским, на высоком берегу Волги близ Нижнего Новгорода. «Причти меня, отче, к святому твоему избранному стаду», — взмолился он, обратившись к Дионисию. Став иноком, Евфимий усердно предался духовным трудам, посту и молитве. Изнуряя плоть, он желал возвысить, очистить и укрепить свою душу. Пост доставлял ему такую радость, что Евфимий просил у игумена разрешения принимать пищу только один раз в два или три дня, но не получил на это благословения. На тело свое он возложил железные вериги. Преподобный Евфимий нес службу в пекарне, носил воду, рубил дрова. Но и в черных работах он проявлял старательность и внимание, стараясь сделать их для себя назидательными. Стоя у пылающей кухонной печи, которая обдавала его жаром, преподобный говорил самому себе: «Терпи, Евфимий, огонь сей, да сим огнем возможешь избежать тамошнего». Братия любили его за кротость и смирение. 

В числе двенадцати учеников, которых послал Дионисий в разные города для основания общежительных монастырей, оказался и преподобный Евфимий. Ему было велено идти в Суздаль. Место для монастыря епископ, суздальский князь Борис Константинович и преподобный Евфимий выбрали на берегу реки Каменки, неподалеку от города. Ранее на этом святом месте находился каменный храм, построенный еще в домонгольскую эпоху. В 1352 году было закончено строительство монастырского храма в честь Преображения Господня. Испросив благословение у епископа, Евфимий взял топор и собственноручно обтесал три камня у северной двери алтаря вблизи святого жертвенника и устроил себе гроб, где впоследствии было положено его честное тело. 


Преподобный Сильвестр Обнорский и преподобный Евфимий Суздальский.
Фрагмент росписи Михеевского храма

Архимандритом нового монастыря стал преподобный Евфимий. Однажды Господь послал знамение, которое свидетельствовало о небесном покровительстве монастырю и его настоятелю. Во время архиерейского богослужения в день праздника Преображения Господня среди священнослужителей князь увидел неизвестного мужа, лицо которого сияло несказанным светом, а ризы ослепительно блистали. По окончании службы князь наедине спросил настоятеля, что означает виденное им. Сначала преподобный Евфимий не хотел говорить об этом. Но князь был неотступен. Тогда преподобный сказал: «Если Господь Бог открыл тебе, могу ли утаить я? Тот, кого ты видел, — ангел Господень, с которым я, недостойный, служу, по милости Божией, не только сегодня, но и всегда. Но ты никому не рассказывай о видении, пока я жив». 

В монастыре подвизалось множество иноков, и обитель процветала. Тем не менее заботы архимандрита Евфимия не ограничивались внешним благосостоянием обители. Много внимания уделял он внутренней, духовной жизни монастырской братии. Как неусыпный страж, наблюдал Евфимий за поведением иноков и их преуспеянием в благочестии. Мир и любовь царили между насельниками. В монастыре был введен общежительный устав — все было общим, а если кто-то пытался тайно удержать что-либо как личное имущество, на того налагалась строгая епитимия. Обитель была училищем благочестия для жителей Суздаля и окрестных земель. 

Несмотря на большое расстояние до Троицкой обители на горе Маковец, преподобный Евфимий, согласно его жизнеописанию, не раз приходил к преподобному Сергию для духовной беседы. После таких бесед оба подвижника с любовью давали друг другу благословение. Неслучайно преподобный Евфимий назван в Житии «спостником» и «собеседником» преподобного Сергия Радонежского. 

Преподобный Евфимий был суровым аскетом. Как и преподобный Сергий, он носил самую худую иноческую одежду, в которой зимой страдал от холода, а летом от зноя. Сердце Евфимия горело состраданием к ближним. Двери обители были открыты для всех нуждающихся. Странник находил у него приют, нищий — подаяние, голодный — пропитание, нагой — одежду, печальный — утешение, обиженный — покров, больной — лечение, сирота — защиту. На дела милосердия преподобный Евфимий не жалел средств. Его щедрость некоторым казалась расточительностью, и он был вынужден благотворить тайно, чтобы не вызвать ропота братии и тем не ввести ее в искушение. Он выкупал должников, которые не могли расплатиться с заимодавцами, и сам часто прощал долги. Неустанный учитель милосердия и правды, он обличал злонравие, вступался за неправедно осужденных. 

В годину борьбы с врагами православной веры и Отечества, когда русские рати шли к Куликову полю, с молитвами преподобного Сергия Радонежского возносились к престолу Всевышнего и горячие мольбы преподобного Евфимия о спасении родной земли. Но он стоял в стороне от удельных распрей и междоусобиц. Сказывалось и влияние преподобного Сергия Радонежского, который приветствовал собирание русских земель вокруг Москвы и прозревал благодетельные последствия от ее возвышения для усиления Русского государства. 

Пятьдесят два года управлял преподобный Евфимий Суздальским Спасо-Евфимиевым Преображенским монастырем. Бог послал ему тихую кончину. Скончался он 1 апреля 1404 года, 88 лет от роду. Когда преподобный предал свою душу Господу, келия его наполнилась благоуханием. Тело его было светлее, чем у живого; казалось, что преподобный не умер, но спит. 


Преподобный Евфимий Суздальский.
Икона XIX века


Господь прославил Своего угодника даром чудотворений. В конце XV века монастырем управлял постриженник Иосифо-Волоколамской обители архимандрит Евфимий, по прозвищу Подрез, отличавшийся недобрым нравом. Он нарушал монастырский устав, не радел о подчиненной братии, бил и хулил насельников, превозносил одного себя. Наконец Евфимий решился на гнусное преступление: он украл монастырские деньги, одежды и книги и ночью тайно бежал. Но Господь наказал святотатца. Недалеко отошел вор от монастыря, когда на него напал тяжкий сон и расслабление до такой степени, что он не мог двинуться. В ту же ночь преподобный Евфимий явился нескольким братиям и сказал, где находится беглый архимандрит. Братия удивились, пошли к нему в келию, но там его не обнаружили. Тогда они направились к указанному в сновидении месту и нашли архимандрита вместе с украденным имуществом. Страх и ужас напали на виновного, он трепетал от позора, болезни и ожидаемого наказания. Во всем повинился он братии и попросил у них прощения. Его привели в монастырь, к гробнице святого. Недавний грозный начальник смиренно, во всеуслышание, начал каяться в своих грехах, прося у преподобного Евфимия прощения. Это происходило перед литургией, когда в церковь сошлись уже братия и миряне. И как только диакон начал читать Евангелие, архимандрит полностью исцелился. Позже он вернулся в обитель преподобного Иосифа Волоцкого. 

В 1501 году, при архимандрите Константине, в монастыре произошел пожар. Это несчастье угнетающе подействовало на его настоятеля, который подумал, что преподобный покарал монастырь за какое-либо нарушение завещанного им устава. Однако один инок успокоил Константина рассказом, что видел во сне преподобного, поведавшего о полной невиновности архимандрита. Услышав это, отец Константин повеселел сердцем и принялся восстанавливать келии на деньги жертвователей. 

4 июля 1507 года, через сто с небольшим лет после кончины преподобного Евфимия, совершилось обретение его нетленных мощей. Архимандрит Кирилл задумал перестроить старый каменный храм в честь Преображения Господня. Когда копали ров для фундамента нового храма, нашли гроб, обложенный тремя камнями и покрытый досками, о чем сообщили настоятелю. Воздав хвалу Богу и открыв гроб, обнаружили, что тело преподобного нисколько не изменилось, лицо святого было светлым, а одежды выглядели так, будто их только вчера надели. В 1511 году при обновленной церкви был устроен придел в память святого Евфимия, где поместили раку с его мощами. Обретение мощей преподобного положило начало церковному прославлению Евфимия. 

От раки преподобного происходили многочисленные чудеса. Однажды к ней привели боярина Афанасия, который был одержим бесом. Больной говорил много неподобного. Архимандрит с братией молились за бесноватого, и он исцелился. Благодарный Афанасий постригся в иночество с именем Авраамий. 

Исцелился у гробницы преподобного Евфимия и другой одержимый. Ему представлялось множество бесов, бросавшихся на него с копьями. Никакая сила не могла сдержать его, он вырывался и выбегал из храма. И вот однажды, когда его подвели к раке святого, над ней внезапно засиял свет, и больному явился святитель Николай Чудотворец, образ которого был помещен у раки вместе с иконой преподобного Евфимия. Свет, озаривший раку, рассеял нападавших бесов, и одержимому послышался голос: «Человече, оставляются тебе грехи». Тот же голос повелел ему прийти в церковь во время литургии. Исполнив это, страждущий припал к раке с горячей молитвой и полностью исцелился. Пробыв несколько дней в монастыре, он возблагодарил Бога, сделал пожертвование на нужды обители и возвратился домой в добром здравии. 

В монастыре был келарь по имени Киприан. Он впал в гордыню и, потеряв всякое стеснение, стал оскорблять братию. Пищу насельникам обители выделял самую скудную, а все свое внимание обратил на гостей, тогда как, по завету преподобного Евфимия, они должны были питаться наравне и одновременно с братией, за исключением особых случаев. В монастыре поднялось возмущение. И вот однажды преподобный явился келарю в грозном видении. Евфимий был с жезлом в одной руке и зажженной свечой в другой. Келарь, объятый страхом, обещал исправиться. Но наутро, когда пришел в себя, решил, что все это было наваждением, и продолжил бесчинствовать. Тогда преподобный покарал Киприана болезнью, от которой расслабли все члены его тела. Раскаявшись, келарь взмолился, чтобы его отнесли к раке преподобного. Около нее Киприан горячо молился, пока не пол}шил исцеления по молитвам преподобного Евфимия. 

Старец Патрикий рассказал, что произошло с ним, когда он пребывал в обители еще мирянином. Он был старшим над всей дружиной монастырских рыболовов в приписанном к обители Гороховецком монастыре святого Василия Кесарийского на Клязьме. Рыбная ловля давала монастырю большой доход, и Петр (мирское имя Патрикия) со своей дружиной был очень нужным человеком. Случилось ему простудиться и получить лихорадку. Петр оказался не в состоянии дальше служить братии монастыря, что очень его огорчало. Однажды в видении ему явился преподобный Евфимий, осенил его крестом и сказал: «Не сетуй, чадо Петре, не скорби, но будь здоров и держи ряд службы своей». Проснувшись, Петр почувствовал себя здоровым. 

Житель одного селения жестоко заболел: на него напала лихорадка. Домашние ждали его кончины. Но страждущий послал своего брата за медовым квасом, приготовлявшимся в монастыре преподобного Евфимия. Прибыв в монастырь, брат заказал молебен о здравии болящего, взял целебный квас и отправился домой. В пути его попутал бес: квас он выпил сам, а к больному решил позвать кудесников. И тотчас впал в исступление. Тогда ему явился муж в белых ризах, в митре и с седой бородой, и начал упрекать его в содеянном. Он гневно сказал: «Как смел ты пренебречь даром Божиим? Возвратись в монастырь, приложись к раке и поспеши к брату своему». Брат вернулся в обитель, покаялся, снова обрел рассудок и привез больному медовый квас. Помолившись преподобному, больной выпил целебный напиток. И привиделось ему, что стоит он в обители, у раки святого Евфимия. Муж в белых ризах и митре положил ему руку на голову и сказал: «Не сетуй, не скорби, человече, что потрудился ты в немощи своей, и от сего часа будь здрав по вере твоей». Очнувшись, больной почувствовал себя исцеленным. 

Чудеса преподобного Евфимия послужили основанием для местного почитания его. Не позднее 30—40-х годов XV века имя преподобного Евфимия появилось в названии основанного им монастыря. Обретение нетленных мощей преподобного в 1507 году было началом его церковного прославления. В середине XVI века инок Спасо-Евфимиева монастыря Григорий составил Житие подвижника и службу ему. На Московском соборе 1549 года прославление угодника Божия было закреплено высшей церковной властью. 

Когда в 1612 году Нижегородское земское ополчение двигалось к Москве спасать столицу и родину от поляков и самозванцев, предводитель ополчения князь Димитрий Михайлович Пожарский, благоговевший к памяти святого Евфимия, возымел намерение помолиться у гроба преподобного. Во время переходов от Ярославля к Ростову Димитрий Михайлович, поручив временно войско князю Хованскому и Косме Минину, направился в Суздаль просить благословения и помощи у Бога и Его святого угодника на начатое им великое дело спасения Отечества. Укрепленный молитвой и заступлением преподобного Евфимия, князь Пожарский вернулся к ополчению и продолжал поход, спасший Россию. Отсюда понятно, почему в службе преподобному Евфимию Суздальский подвижник назван «вторым Сергием». Когда в 1642 году князь Димитрий Пожарский скончался, он был погребен в Спасо-Евфимиевом монастыре, в родовой усыпальнице, около алтаря Преображенского собора. 22 февраля 1657 года в собор была помещена рака с мощами преподобного Евфимия. 

Предположительно на рубеже XVII—XVIII веков сложилась традиция ежегодных крестных ходов с иконой преподобного Евфимия из Евфимиевского монастыря в кафедральный Богородице-Рождественский собор в суздальском кремле. С XIX века вместе с другим чтимым образом — Корсунской иконой Божией Матери — образ преподобного Евфимия износился как в дома суздальских городских жителей, так и в близлежащие селения. В начале XX века икона приносилась в уездные города и промышленные центры Владимирской губернии. 

В феврале 1919 года гробница преподобного Евфимия была вскрыта, а в мае 1922 года изъята из монастыря. Мощи святого стали экспонатом антирелигиозного отдела музея, а с середины 1940-х годов хранились в музейных фондах. 9 июня 1988 года мощи Евфимия были переданы Владимирским музеем-заповедником в единственный действовавший в то время храм города Суздаля — церковь во имя равноапостольных Константина и Елены. 

Память преподобного Евфимия Суздальского совершается 1/14 апреля и 4/17 июля.  

Тропарь преподобному Евфимию, архимандриту Суздальскому, чудотворцу, глас 3

Яко светозарная звезда,/ пришел еси от востока на запад,/ оставив отечество твое, Нижний Новград,/ и, дошед богоспасаемаго града Суждаля,/ в нем обитель сотворил еси,/ и собрал еси монахов множества,/ и, прием дар чудес от Бога, отче Евфимие,/ был еси о Христе собеседник/ и спостник преподобному Сергию./ С нимже у Христа Бога испроси нам здравие, и спасение,/ и душам нашим велию милость.

Кондак преподобному Евфимию, архимандриту Суздальскому, чудотворцу, глас 2

Волнений множество невлажно преходя,/ безплотныя враги струями слез твоих погрузил еси,/ Богомудре Евфимие преподобне,/ тем и чудес дар приял еси,/ моли непрестанно о всех нас.

Молитва преподобному Евфимию

Преподобне и преблаженне отче наш Евфимие, вонми нам, к тебе смиренно припадающим и твоего заступления тепле просящим. Веси немощи наша, веси грехи наша, но и усердие наше не утаися от тебе. Умоли Милостиваго Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа, даровати нам оставление многих согрешений наших и утвердити нас на пути делания заповедей Его. Огради нас твоими молитвами от всех искушений и бед, отврати належащия нам скорби и напасти, даруй нам в здравии, мире, тишине и благоугождении Богу провождати дни жития нашего; испроси нам время на покаяние и ответ благоприятен на страшнем Судищи Христове, да с тобою и со всеми избранными славим вечно Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.   


Источник: Троицкий патерик. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015. С. 194-202.




14 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...