Память преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского (сретение образа)

3/16 июня – день сретения в Вологде образа преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского, святого собеседника преподобного Сергия Радонежского


Преподобный Димитрий Прилуцкий

На страницах одной из рукописей библиотеки Спасо-Прилуцкого монастыря можно найти запись, сделанную в 1584 году рукой книгохранителя Арсения Высокого: «Июня в "Г" [3] день стихиры и канон на сретение образа чудотворца Димитрия» (1). Это упоминание церковной службы является для нас историческим свидетельством о празднике сретения иконы преподобного Димитрия, игумена Прилуцкого, Вологодского чудотворца. Образ преподобного Димитрия Великий князь Иоанн IV Васильевич прислал в Спасо-Прилуцкий монастырь в 1503 году в память о молитвенной помощи преподобного русским войскам и о его явлении Великому князю во время похода на Казань. Торжества продолжались три дня. В память об этом событии установили праздник, который совершается 3 июня (16 июня) и является в церковном календаре Вологды особенно значимым. На месте встречи святой иконы была возведена церковь. Из Вологды в Спасо-Прилуцкий монастырь в этот день устраивался крестный ход. Правящий архиерей служил в обители Литургию и молебен преподобному Димитрию. Затем крестный ход возвращался в город.

История не оставила нам описания принесенной в обитель чудотворной иконы, но Божий Промысл сохранил, подобно другим святыням, икону преподобного Димитрия Прилуцкого с житием, написанную в начале 1503 года. Уже пять столетий эта святая икона пребывает вместе с вологжанами, даруя всем, приходящим к ней с верою, помощь и утешение. Вместе с тем эта икона и самая древняя из сохранившихся икон вологодского чудотворца, ее появление в монастыре связалось с праздником Сретения. После закрытия Спасо-Прилуцкого монастыря в 1924 году она была вывезена в Вологодский музей, где и находится до настоящего времени. В 1996 году, следуя древнему обычаю, для новооткрытой обители по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была выполнена новая икона, особо почитаемая в монастыре, – список с древней святыни. 

Святитель Филарет Московский говорил: «Иногда икона, паче другой, может получить благословение и качество чудотворения, если ее написал и молитвенно употребил человек, исполненный благочестия и благодати» (2). Икону преподобного Димитрия написал московский иконописец Дионисий. Среди житийных икон – святых Алексия и Петра, митрополитов Московских, преподобных Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского, великих основателей русского монашества и Церкви эпохи образования единой Руси с центром государства и митрополии в Москве, – написанных знаменитым иконописцем и его мастерской в конце XV – начале XVI века, образ преподобного Димитрия был одним из последних и наиболее совершенным (3). Приступая к его написанию, иконописец, несомненно, читал житие святого (4). Словесное повествование было облечено в живописные образы, представившие святого игумена и его «деяния и чудеса» в шестнадцати клеймах.

Из жития известно, что преподобный Димитрий был одарен от Бога необычайной телесной красотой и всячески старался скрывать ее. Он предпринял подвиг пощения и воздержания для того, чтобы увяла эта красота, дабы не служить соблазном для других. Однако от поста лицо его еще более просветлялось так, как цвели лица трех отроков в плену вавилонском, строго соблюдавших заповедь о посте (Дан. 1, 11–15) «Ныне Димитрий пречудный сияет на земле как солнце, освещая множество иноков обильными чудесами и знамениями», – воспевали чудотворца в похвальном слове ему.

Глядя на икону преподобного Димитрия, люди видят свет, которым сияют лик и золотой фон, зримо свидетельствуя, что «обожение, достигнутое святым, есть начаток преображения всего мира» (5).

Икона «всеми своими формами, линиями и красками» отражает внутреннее состояние человека, «лик которого паче солнца сияет благодатным светом». И потому все страждущие, болящие и немощные люди, которым являлась милость Божия по молитвам преподобного Димитрия и в XVI, и в XX веке, видели святого в образе осиянного светом «святолепного старца».

На иконе клейма с «деяниями» расположены вокруг моленного образа святого в порядке их прочтения, по строкам слева направо. «Читая» их, мы шествуем вслед за святым по его стопам, научаясь примером жизни преподобного смиренному, кроткому христианскому житию.

Святыня веками сохранялась в монастыре, уцелев при разорении монастыря в Смутное время и во время пожара, случившегося внезапно в закрытом соборе. Из пылающего храма ее вынес кто-то из монастырских людей, а в летописце коротко записали: «1811. Сентяб. 17. Бысть в храме Всемилостивого Спаса сильной пожар отъ чего иконостасъ, св. образа и вся утварь церковная сгорела. Одна икона чудот. Димитрия спасена» (6).

О том, что икону преподобного Димитрия Прилуцкого почитали в Вологде, говорят выполненные с нее списки-копии. Один из них – образ чудотворца Димитрия в окружении клейм с «деяниями» – был написан для церкви Прп. Димитрия Прилуцкого, построенной на месте Сретения образа (7). Иконы Святого с житием имелись во многих вологодских храмах, располагавшихся в древней части города по пути перенесения образа в Спасо-Прилуцкий монастырь.

Согласно сказанию новая икона преподобного Димитрия украшена была «серебром и золотом», ибо таким образом воздавалась честь Богу, прославившему Святого. Сейчас мы не знаем, каким был первоначальное убранство, так как в Смутное время, по сообщению игумена Кирилла, монастырь был разграблен: «Воры пришед в монастырь братью и служек и крестьянец посекли и в церкви Божие милосердие образы ободрали» (8). После 1613 года на иконе заново сделали серебряный оклад, венец и гривну. Фигуру святого покрывала риза из серебра с позолотой и венец, зрительно выделяя главное – моленный образ преподобного Димитрия. Примечательно, что в течение XVII века его неоднократно заменяли, а во второй половине столетия на венце поместили изображение Нерукотворного образа Всемилостивого Спаса; убранство иконы, возобновленное в 1884 году, запечатлено на фотографии начала XX столетия.

Издавна благочестивым обычаем было принесение к образу святого молитвенных даров: крестов, небольших икон, панагий, монеток. Они являлись знаком благоговейного почитания преподобного Димитрия, были свидетельством чудесных исцелений, помощи в нужде или скорбном обстоянии. Такие дары-«привесы» сохранялись на окладе иконы до XVIII века. «В привесе два креста: один серебряной сканое дело тощь (то есть полый внутри. - Сост.), А другой резан по черной косте, на обоих сторонах обложен серебром сканое дело, в возглавии жемчужина. Да панагея каменна, на ней написан образ Нерукотворенный под Хрусталем, обложена серебром сканое дело, незолочена. Да вновь прибыло в привесе крест серебряной скрозной, в местах вырезано "О Тебе радуется"» (9). Одно из описаний иконы упоминает «шесть копеек золоченых», которые привесили к венцу Чудотворца. В житии есть живой рассказ о вдове Антонине, которая была слепа на один глаз, немощна рукой и вдобавок бедна. Она жила близ Вологды и часто призывала в молитвах преподобного Димитрия, так как слух о его чудесах разошелся по всему краю. Однажды она видела во сне «благолепного старца», повелевающего ей для исцеления прийти в монастырь на праздник Всемилостивого Спаса и приложиться ко гробу «старца Димитрия». Отвечая на ее слова о бедности и невозможности принести что-либо в дар Господу, Святой велел собрать ягоды, продать их на одну серебряную монетку и принести ее как дар. Несмотря на свои немощи, вдова проявила послушание и всё это исполнила. Чудесным образом нашелся покупатель, давший ей за ягоды громадную по тем временам сумму. Придя в обитель, Антонина с верой молилась преподобному Димитрию, положила к его цельбоносному гробу серебряную монетку и вскоре выздоровела (10).

Убранство иконы дополняла пелена из ткани, находившаяся под образом. Подобно всем пеленам в иконостасе соборного храма на ней изображен крест. У трех икон кресты были более нарядными: Всемилостивого Спаса, Пресвятой Богородицы и Димитрия Чудотворца. Крест на пелене у образа Спасителя был из серебряных золоченых дробниц, на пелене Пресвятой Богородицы – жемчужный. У образа преподобного Димитрия пелена – «отлас цветной, в средине дороги черчатые, крест низан жемчугом, у пелены семнадцать кистей шелковых розных шелков». «Киот того образа деревянной, резной золоченой... Перед образом свеча болшая поставная, восковая, налеп железной», – так завершил в 1693 году описание убранства иконы казначей монастыря (11).

Празднование сретения образа преподобного Димитрия Прилуцкого принадлежит к редким церковным торжествам. Церковная служба сретению образа совершалась как праздник великому святому (12): с малой вечерней, Всенощным бдением; на утрени читались два канона преподобному Димитрию. Божественную литургию служил правящий архиерей с настоятелем обители и «всем освященным Собором». После нее совершали молебен «начальнику» обители – преподобному Димитрию Прилуцкому.

Сохранился замечательный документ, свидетельствующий о значении этого праздника в монастырской жизни. Архимандрит Иосиф с братией в 1667 году пишут челобитную вологодскому архиепископу Симону, в которой просят благословения совершать празднование сретения в отсутствие Владыки, как обычно, – собором городского духовенства и с крестным ходом. «Государю Преосвященному Симону, архиепископу Вологодскому и Белозерскому, бьют челом богомольцы твои Спасова Прилуцкого монастыря Архимандрит Иосиф, келарь старец Иларион Лазарев с братьею милости у тебя Государя Архиерея Божия просим. Празнуем мы началника обители нашея сретения чудотворного образа преподобнаго отца нашего Димитрия Чудотворца июня в "Г"-ем (3-ем) числе. И того Государь числа на празник к Дому Святому твоя святителская милость бывает из соборныя и апостолския Церкви твое Святителское хождение со святыми иконами к нам в монастырь ради моления православных христиан ко господу Богу и к преподобному Димитрию Чудотворцу и ради хождения святых икон бывает христиан к нам в обитель множество. И без твоего Святителского хождения святыя иконы из соборныя и апостолския церкви со всем освященным собором к нам в монастырь отпустить милостивый Преосвященный Симон архиепископъ вологодский и белоозерский пожалуи нас богомолцовъ своих ради Всемилостивого Спаса и Его угодника Божия началника обители нашея Димитрия Чудотворца и ради православных христиан моления июня в "Г" [3] день. Прикажи Государь из соборныя и апостолския Церкви попрежнему Святыя иконы отпустить со всемъ освященным собором празникъ в честь Господу Богу и Ево угоднику Димитрию Чудотворцу о молении и отпущении греховъ всех православных християн. Государь, смилуйся, пожалуй» (13). Читая простые и выразительные слова послания, мы видим не только любовь, живое и глубокое почитание братией преподобного отца Димитрия, но как бы отождествление иконы с самим святым.

В монастыре праздник 3 июня называли «великим торжеством обители». Настоятель соседнего с монастырем храма святителя Николая Чудотворца протоиерей Константин Маслов вспоминал: «Торжественное празднование чудотворному образу преподобнаго отца нашего с обычным – Всеградским крестным ходом, и парадным – Архиерейским Богослужением. По сем Богослужении на трапезе хлебосольнейшаго нашего отца Архимандрита Анатолия было все по-прежнему: то же усердное угощение, то же довольство на трапезе, те же гости, во множестве собравшиеся, мы имеем честь тут же, что были и в прежние годы» (14). В этот день, очевидно, совершались хиротонии и возведения в церковный сан, ибо сам отец Константин 3 июня 1893 года «в сонме многих священнослужителей при Архиерейском Богослужении в обители» удостоился возведения Преосвященным Израилем в сан протоиерея (14).

Сохранились сведения о том, что празднование сретения иконы преподобного Димитрия Прилуцкого совершалось в течение нескольких дней. А.Н. Муравьев, посетивший Димитриеву обитель в 1855 году, записал в своем дневнике: «Большое движение было в слободе Прилуцкой, народ толпился около монастыря и в ограде, потому что это был второй день летняго праздника сей обители, – память перенесения иконы Преподобного, которую прислал Великий Князь Иоанн, по случаю бывшаго ему видения в походе Казанском. Накануне служил епископ Вологодский в Прилуках, и городские жители во множестве стекаются в обитель...» (15). Преосвященные владыки пребывали в монастыре и в последующие дни праздника, посещая ближайшие к обители приходские храмы. В 1874 году, 4 июня, «на другой день нашего благознаменитого праздника», епископ Вологодский и Устюжский Феодосий удостоил своим посещением Свято-Никольский Валушинский храм.

3 июня в Спасо-Прилуцком монастыре происходили значительные события. В 1814 году посещал Вологду и был в монастыре император Александр I Благословенный; 3 июня 1817 года Преосвященный Онисифор, епископ Вологодский и Устюжский, освятил в монастыре обновленную после пожара соборную церковь «во имя всемилостивейшаго Спаса» (16); в 1871 году на Сретение иконы Димитрия чудотворца торжественно праздновали 500-летие Спасо-Прилуцкой обители.

По свидетельству современников, на праздник 3 июня «сходился весь город». Жительница села Прилуки Анна Долгова вспоминала, что празднование Сретения чудотворного образа длилось три дня. К «Димитриеву дню» загодя готовились горожане и сельские жители, прибираясь в своих домах и начищая самовары. В день церковных торжеств и после него в Прилуки, к монастырской пристани подходили многочисленные лодки с прибывшими на прогулку горожанами, шла бойкая ярмарочная торговля. «Упомянутый праздник 3 июня в честь принесения иконы до сих пор остается в Вологде одним из самых крупных», – писали в местной печати даже в конце 1920-х годов (17).

Благоговейное почитание преподобного Димитрия – теплого молитвенника не только о монахах его обители, но и о всех жителях – веками сохранялось в торгово-промышленной Вологде. Чудесная помощь Святого вновь явилась горожанам в Смутное время, когда Вологда стала местом сбора ратников для освобождения Москвы от поляко-литовцев. В это время некто Василий Вербышев, очевидец еще одного перенесения иконы преподобного Димитрия Прилуцкого (из монастыря в Вологду), оставил описание этого события. Чувством глубокой веры наполнены слова его письма, отправленного 15 января 1609 года в Соль-Вычегодскую, «...и вам бы не унывати и положити бъ упование на Всемилостивого Бога и на непобедимаго воеводу на Пречистую Богородицу, заступницу нашу и молебницу, и на всех Святых, и на преподобнаго Дмитрея Вологодскаго Чудотворца. А здесь, на Вологде, преподобный Дмитрей, милости свою явили, обещался съ нами на врагов Государевыхъ стояти: явился духовному старцу у гробницы, велел образ свой от гробницы принести на Вологду, и тот образъ архиепископъ (Иоасаф II. - Сост.) и воевода (Н. М. Пушкин. - Сост.) со всем Вологодским народом, и съ инородными стретивъ съ великою честью, и со слезами, и съ молебнымъ пениемъ, поставили на Вологде на площаде, у Всемилостиваго Спаса въ церкви, Генваря въ 4 день, и ныне тот образъ стоитъ на уверение и на поклонение всем православным крестьяномъ; а писал, сказывают, тот образъ преподобнаго Дмитрея преподобный Дионисий Глушицкий, и во имя преподобнаго Дмитрея хотят миромъ храмъ соорудити на Вологде, на площаде; и мы уповаемъ и надежду держим на Всемилостиваго Спаса, и на Пречистую Богородицу, на преподобнаго Дмитрея, и на всех Святыхъ, и хотим дерзати на Государевых и всего православнаго крестьянства врагов стояти крепко» (18).

Вологда тогда избежала нападения поляко-литовцев и осталась невредимой по молитвам чудотворца Димитрия. На городской площади построили деревянную церковь в его честь. Со строительством в 1777 году Свято-Никольского собора на новой Сенной площади Вологды в нем устроили придельный храм в честь Димитрия чудотворца, в котором находились и житийная икона Преподобного, и «местный» моленный образ Святого.

Во времена Смуты в государственных и церковных делах, мятежного волнения и уныния людей явление святого и принесение его иконы стали чудесными и светлыми событиями в городе. В XVII столетии преподобного Димитрия Прилуцкого почитали не только в городе. С этого времени начинается строительство деревянных и каменных церквей, устроение престольных храмов в Вологде, в монастырских вотчинах и селах ближайших к Вологде уездов. В местах первого пребывания преподобного Димитрия в Вологодском крае – на речках Великая и Черный Шингарь – в XVIII и XIX столетиях обновляются находившиеся там приходские храмы.

Во второй половине XVII века празднование сретения быстро распространилось, в церковной службе появился второй канон святому. Чудотворную икону преподобного Димитрия особенно усердно украшали, в это время написано огромное количество других его икон К XVII веку относятся иконы с изображением сретения образа чудотворца Димитрия.

Сретение иконы в 1503 году и сопровождавшие его церковные шествия описаны и в житии святого, и в сказании. В Вологде икону торжественно, с несением крестов, встречал епископ Никон. Вместе с духовенством всех городских церквей он отслужил первый молебен святому перед принесенным образом. На месте встречи иконы кроме множества жителей находились наместники-воеводы и другие начальники города. Преосвященный Никон благословил перенесение святой иконы в монастырь Всемилостивого Спаса крестным ходом с иконами и крестами и сам возглавил торжественное шествие. Встречая образ, из обители, также крестным ходом, шествовали игумен Сергий с братией.

В соборном храме вновь совершали молебен и благоговейно прикладывались к принесенной иконе, после чего многолюдное шествие возвратилось в Вологду.

Подобно московскому празднованию Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы праздник 3 июня в Вологде проходил весьма торжественно, с совершением по благословению местных архиереев крестного хода из города в монастырь и богослужением в обители. Большой крестный ход являлся главной особенностью праздника Сретения и выражал его духовный смысл – моление к Всемилостивому Спасу и преподобному Димитрию. С 1503 года он совершался ежегодно, с перерывом в начале XVIII века, когда в петровское время прекратилось чествование чтимых чудотворных икон. Вероятно, первое крестное хождение при перенесении иконы проходило по древнему центру Вологды, находившемуся в районе Ленивой площадки, по дороге вдоль высокого берега реки Вологды, Троицкой улице и останавливалось у деревни Лазаревская (ныне Слобода), близ которой в то время была переправа к монастырю. После перенесения архиерейского двора к новому кафедральному собору крестные ходы в монастырь стали выходить от Софийского собора. В 1797 году этот обычай был закреплен благословением Преосвященного Арсения, который упорядочил все крестные хождения в Вологде (19).

На соборную площадь 3 июня стекались многочисленные богомольцы не только из города, но и из многих окрестных селений. Начинался крестный ход в 9 часов утра от собора при колокольном звоне у всех городских храмов по соборному мосту через реку Вологду, продолжался по набережной до Архангельской улицы и проходил по этой улице до городской заставы Дальнейший путь до монастыря шел по большой Архангелогородской дороге (ныне улица Чернышевского). Весь путь от собора до Спасо-Прилуцкого монастыря имел протяженность более пяти километров. Около полукилометра занимало шествие духовенства и богомольцев После Божественной литургии, совершаемой в соборе Всемилостивого Спаса, служили молебен преподобному Димитрию. Тем же путем от монастыря крестный ход возвращался в Вологду (20).

Когда совершались торжества в честь 500-летия основания Спасо-Прилуцкой обители, 3 июня к обычному крестному ходу было присоединено особое крестное хождение вокруг монастыря. После Божественной литургии в этот день служили благодарственный молебен Господу Богу При крестном ходе, совершаемом с пением стихир и канонов Спасителю, Пресвятой Богородице, преподобным Димитрию и Игнатию Прилуцким, на каждой стороне монастырской стены читались Апостол и Евангелие (благодарственное, просительное, Богородичное и преподобническое) и молящиеся были четырехкратно осеняемы крестом (21).

По определению святителя Филарета Московского, крестный ход с иконами имеет духовный смысл «хождения под водительством святых, иконы которых в нем шествуют, здесь святыня земная знаменует и призывает святыню Небесную». Жители города и окрестностей проходили его в сопровождении чтимых и чудотворных икон Вологды. В древности по благословению Преосвященных владык для участия в нем «отпускались» иконы из кафедрального Софийского собора. Позднее к этим иконам присоединили новые святыни: образ Всемилостивого Спаса и чудотворную икону Пресвятой Богородицы и преподобного Димитрия Прилуцкого. Известно, что это были чудотворные иконы Вологды – Всемилостивого Спаса из Спасовсеградского собора и Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» из Софийского собора. Иногда к этим иконам присоединяли почитаемую также чудотворной икону Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» из тюремного замка, по преданию, принадлежавшую благоверному князю Иоанну Андреевичу Угличскому, в монашестве преподобному Игнатию Прилупкому (22). На крестный ход непременно носили икону преподобного Димитрия – список с чудотворного образа преподобного Димитрия Прилуцкого, – находившуюся в храме, поставленном на месте сретения.

Праздничный крестный ход собирал горожан разных сословий. Известно, что усердными почитателями святого были торговые люди, имевшие большую веру в его молитвенную помощь, помня житийный рассказ о том, как преподобный Димитрий благословлял своего брата на торговые дела, приносившие прибыль. Знаменитый купец Гавриил Фетиев был среди посадских людей, просивших в 1682 году архиепископа Симона разрешить крестный ход на праздник Сретения в Спасо-Прилуцкий монастырь: «...бьют челом сироты Государевы вологжане посацкие люди земской старости Оська Полянин и все градцкие люди милости у тебя государя великаго Святителя все градцкие люди просимъ. Празнуем у Всемилостиваго Спаса Стретения чудотворныя иконы препобовнаго отца нашего Димитрея Прилуцкаго чюдотворца июня "Г" (3) числа и на празникъ к тому Святому дому в монастырь ко Всемилостивому Спасу и къ преподобному отцу Димитрею моления ради и свое Святителское благословение ход и со кресты и со святыя образы из давных лет будь милостивый Государь преосвященный Симонъ <...> пожалуй нас сирот Государевых всех градских людей ради всемилостиваго Спаса и преподобнаго отца Димитрея Прилуцкаго чюдотворца вели, Государь, всему освященному собору попрежнему ныне святыя иконы со кресты отпустить для моления...» (23). Как известно, жители города считали «непременным и священным для себя долгом каждогодно» сопровождать крестный ход в Спасо-Прилуцкий монастырь и обратно, несмотря ни на какую погоду, в твердой надежде стяжать себе этим подвигом на весь последующий год благословение и заступление от преподобного Димитрия.

«Что такое церковный праздник, если не благочестивое созерцание, в котором дух отдыхает от труда плоти и собирает силы для работных дней жизни?» В нынешнее время эти слова московского святителя о духовной силе церковного торжества обрели для монастырской братии особенное значение и жизненный смысл. После долгих лет забвения в 1991 году в Спасо-Прилуцкой обители возобновилась духовная и трудовая жизнь. По Промыслу Божию первый молебен преподобному Димитрию был совершен 3 июня. Вновь братия и вологжане молились на месте упокоения Прилуцкого чудотворца, воспевая тропарь преподобному Димитрию Прилуцкому, Вологодскому чудотворцу, ради сретения его образа в Вологде:

глас 4

Возсия днесь, яко солнце,/ пречестный образ священнолепнаго твоего подобия,/ паче солнца лучами чудес твоих всех озаряя, / тьму бесовскую без вести творя, / егоже радостно сретаху, / духовныя лики составльше, / непрестанно вопием ти:/ Димитрие, отче наш,/ моли Спаса всех/ сохранити град твой и страну нашу,/ стаду твоему спасение подавая/ и велию милость.

Кондак преподобному Димитрию Прилуцкому, Вологодскому чудотворцу, ради сретения его образа в Вологде, глас 8

Христа единаго в жизни сей во след идти возжелал еси/ и, Того любовию земная отринув, преминув Небесными,/ с лики Ангел водворяяся, неотступно предстоиши Богови,/ тем и ныне пресвятому твоему образу сретения праздник радостно сотворяюще,/ от недуг исцеление приемлем, благодарно вопиюще:/ радуйся, преподобне отче Димитрие, постников удобрение.

Преподобне отче наш Димитрие, моли Бога о нас!


Св. Димитрий Прилуцкий. Житийная икона.
Дионисий. Москва. Начало XVI века.
Вологодский областной музей-заповедник

Примечания

1. Указец книгохранителя Спасо-Прилуцкого монастыря Арсения Высокого 1584 г. / Проф. И. Шляпкин // ПДПИ. – СПб., 1914. – ь 184. – С. 14. Здесь и далее цитируется подлинный текст источника. Стиль, орфография и пунктуация оригинала сохраняются. - Ред.

2. Филарета, митрополита Московского и Коломенского творения. – М., 1994.

3. См.: Гусева Э.К. Дионисий // Художественное наследие Дионисия: иконы, книжные миниатюры, шитье, мелкая пластика, первопечатные книги конца XV – середины XVI в.: Каталог выставки. – М., 2002. – С. 18.

4. Иконописец пользовался так называемой Минейной редакцией жития. – См.: Украинская Т.Н. Житие Димитрия Прилуцкого – памятник вологодской агиографии // Древлехранилище Пушкинского Дома: Материалы и исследования. – Л., 1990.

5. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. – Париж, 1989.

6. ОПИ ВГМЗ. Записки Спасо-Прилуцкого монастыря. ВОКМ инв. 9830, л. 1.

7. См.: Суворов Н.И. Церковь святых равноапостольных царей Константина и Елены в Вологде // Вологодские епархиальные ведомости. – 1887. – ь 8. Прибавления. – С. 140.

8. ААЭ. Т. III. – СПб., 1836. – С. 17–18.

9. ОПИ ВГЛЛЗ. Ф. 3, оп. 1, д. 1, л. 7–7/об.; д. 5, л. 8.

10. См.: Житие преподобного отца нашего Димитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца. – Вологда, 1996. – С. 54–57.

11. ОПИ ВГМЗ. Ф. 3, оп. 1, д. 5, л. 8/об.

12. См.: Прот. Никольский К. Пособие к изучению Устава Богослужения Православной Церкви. – Изд. 7-е – СПб., 1907. (Репринт: М., 1995). – С. 513.

13. Архив СПб ИИ РАН. К. 117, д. 612, л. 1.

14. См.: ГАВО. Ф. 1063, оп. 57, д. 32, л. 80.

15. Муравьев А.Н. Русская Фиваида на Севере. – СПб., 1885. – С. 434.

16. См.: ГАВО. Ф. 512, оп. 1, д. 910, л. 12; ОПИ ВГМЗ. Записки Спасо-Прилуцкого монастыря. ВОКМ инв. 9830, л. 1.

17. См.: Богусевич В.А. Живопись конца XV столетия в привологодском районе // Северные памятники древнерусской станковой живописи. – Вологда, 1929. – С. 17.

18. ААЭ. Т. II. – СПб., 1836. – С. 196.

19. См.: Крестные ходы в Вологде 1797–1804 // Вологодские епархиальные ведомости. – 1871. – ь 8. Прибавления. – С. 443.

20. См.: Суворов Н.И. Крестный ход 3-го июня из Вологды в Спасо-Прилуцкий монастырь и чудотворный образ прп. Димитрия Прилуцкого // Вологодские епархиальные ведомости. – 1865. – ь 12. Прибавления. – С. 433–434.

21. См.: Юбилейный праздник 3-го июня сего года в Спасо-Прилуцком монастыре // Вологодские епархиальные ведомости. – 1871. – ь 12. Прибавления. – С. 491–493.

22. См.: Лебедев В.К. О святынях Вологодской епархии // Отдельный оттиск из Вологодских епархиальных ведомостей. – С. 18.

23. Архив СПб ИИ РАН. К. 117, д. 621, л. 1–1/об.


16 Июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...