Память блаженного Прокопия, Христа ради юродивого, Вятского

Память блаженного Прокопия, Христа ради юродивого, Вятского

В ше­сти вер­стах от Хлы­но­ва, в де­ревне Ко­ря­кин­ской, жил кре­стья­нин Мак­сим Плуш­ков. Он и же­на его Ири­на бы­ли лю­ди бла­го­че­сти­вые и бо­го­бо­яз­нен­ные, по­чти­тель­ные к ду­хов­но­му са­ну, ми­ло­сти­вые к бед­ным. Не имея де­тей, Мак­сим и Ири­на усерд­но про­си­ли их у Гос­по­да, и Он услы­шал их мо­лит­вы: в 1578 го­ду у них ро­дил­ся сын, ко­то­ро­му во Свя­том Кре­ще­нии на­рек­ли имя Про­ко­пий. С ран­не­го воз­рас­та Про­ко­пий от­ли­чал­ся бла­го­че­сти­ем и усерд­но по­мо­гал сво­им ро­ди­те­лям в их сель­ских ра­бо­тах. Ко­гда от­ро­ку бы­ло 12 лет от ро­ду, отец по­слал его один раз в по­ле на ра­бо­ту. Вдруг под­ня­лась страш­ная бу­ря. От гро­ма и страш­ной мол­нии Про­ко­пий упал с ло­ша­ди на зем­лю и ле­жал как мерт­вый. Уви­де­ли его бес­чув­ствен­но­го со­се­ди и из­ве­сти­ли ро­ди­те­лей. Мак­сим и Ири­на силь­но скор­бе­ли о сво­ем един­ствен­ном сыне. Ко­гда с пла­чем при­нес­ли они его к се­бе в дом, сю­да со­бра­лись род­ные и со­се­ди. Ро­ди­те­ли Про­ко­пия ста­ли мо­лить­ся Гос­по­ду, при­зы­вая на по­мощь Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу и свя­то­го Ни­ко­лая угод­ни­ка. В то вре­мя Про­ко­пий как бы про­бу­дил­ся от сна, опом­нил­ся. Он вер­нул­ся к жиз­ни, но с то­го вре­ме­ни на­хо­дил­ся в ис­ступ­ле­нии, раз­ди­рал на се­бе одеж­ду и бро­сал ее на зем­лю, хо­дил на­гим. То­гда ро­ди­те­ли при­вез­ли боль­но­го от­ро­ка в Вят­скую оби­тель Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ма­те­ри. В то вре­мя ар­хи­манд­ри­том мо­на­сты­ря был его ос­но­ва­тель прп. Три­фон (па­мять 8/21 ок­тяб­ря). Ро­ди­те­ли усерд­но мо­ли­лись Гос­по­ду и Пре­чи­стой Его Ма­те­ри за сво­е­го сы­на, при­зы­ва­ли на по­мощь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая и прп. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. При­пав к но­гам пре­по­доб­но­го Три­фо­на, они про­си­ли его по­мо­лить­ся об ис­це­ле­нии и вра­зум­ле­нии Про­ко­пия. От­слу­жив мо­ле­бен, прп. Три­фон окро­пил боль­но­го свя­той во­дой, и он стал здо­ро­вым. С ра­до­стью воз­вра­ти­лись его ро­ди­те­ли в свой дом, про­слав­ляя Гос­по­да и Его угод­ни­ка пре­по­доб­но­го Три­фо­на.

По­сле ис­це­ле­ния Про­ко­пий жил, как и до бо­лез­ни, со сво­и­ми ро­ди­те­ля­ми и во всем по­ви­но­вал­ся им.

Через неко­то­рое вре­мя, по­лу­чив от сво­их ро­ди­те­лей бла­го­сло­ве­ние, Про­ко­пий от­пра­вил­ся в го­род Сло­бод­ский. Здесь он по­се­лил­ся у свя­щен­ни­ка Ила­ри­о­на, ко­то­рый слу­жил при церк­ви свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ека­те­ри­ны, и жил у него три го­да, слу­жа ему и по­слуш­но ис­пол­няя все его по­ве­ле­ния. Ко­гда бла­жен­но­му Про­ко­пию ис­пол­ни­лось 20 лет, ро­ди­те­ли ста­ли ду­мать о бра­ке сво­е­го сы­на, но он не чув­ство­вал ни­ка­кой склон­но­сти к се­мей­ной жиз­ни. Тай­но от ро­ди­те­лей свя­той уда­лил­ся в Хлы­нов и вос­при­нял на се­бя по­двиг юрод­ства Хри­ста ра­ди: он раз­ди­рал на се­бе одеж­ды и бро­сал их на зем­лю, хо­дил наг и бос. В сво­их по­дви­гах он под­ра­жал свя­тым Бо­жи­им: Ан­дрею юро­ди­во­му († ок. 936; па­мять 2/15 ок­тяб­ря), Про­ко­пию Устюж­ско­му († ко­нец XIV или на­ча­ло XV в.; па­мять 8/21 июля) и Ва­си­лию Бла­жен­но­му Мос­ков­ско­му († 1552; па­мять 2/15 ав­гу­ста). От все­го серд­ца воз­лю­бив Гос­по­да, он от­верг все зем­ное стя­жа­ние и вся­кую сла­ву зем­ную. Каж­дый день об­хо­дил он го­род­ские церк­ви, тай­но мо­лил­ся пред ни­ми, хо­дил по ули­цам и го­род­ско­му тор­гу. Бла­жен­ный на­ло­жил на се­бя под­виг мол­ча­ния, и по­чти ни­кто не слы­шал от него сло­ва. Мно­гие, счи­тая его безум­ным, сме­я­лись над ним, дру­гие нера­зум­ные лю­ди и улич­ные де­ти ча­сто на­но­си­ли ему по­бои. Ни сло­ва не от­ве­чал свя­той на из­де­ва­тель­ства и на­смеш­ки нера­зум­ных, с бла­го­да­ре­ни­ем тер­пел по­бои, как буд­то они да­ва­лись не его, а чу­жо­му те­лу. Ни­ко­му из обид­чи­ков сво­их он не мстил и мо­лил­ся Гос­по­ду Бо­гу о про­ще­нии им это­го гре­ха. Тер­пе­ли­во пе­ре­но­сил свя­той По­ро­ко­пий и зим­ний хо­лод, и лет­ний зной, от­да­вал плоть свою на съе­де­ние ко­ма­рам и мош­кам. Так под­ви­зал­ся он днем, а но­чью со сле­за­ми по­ка­я­ния непре­стан­но мо­лил­ся. Тер­пел го­лод и жаж­ду. Ни­кто не знал о мо­лит­вен­ных по­дви­гах, ве­ли­ком сми­ре­нии и незло­бии бла­жен­но­го Про­ко­пия. Свя­той не имел по­сто­ян­но­го при­ста­ни­ща и но­че­вал там, где за­ста­ва­ла его ночь: на цер­ков­ной па­пер­ти, на ули­це, в гря­зи или на ку­че на­во­за. У него не бы­ло ни ро­го­жи, ни из­го­ло­вья, ни одеж­ды для по­кро­ва. Одром его бы­ла зем­ля, а по­кро­вом – небо, как вы­ра­жа­ет­ся жиз­не­опи­са­тель бла­жен­но­го.

За та­кие по­дви­ги Гос­подь спо­до­бил Сво­е­го угод­ни­ка да­ра про­зор­ли­во­сти. Свя­той Про­ко­пий на­чал хо­дить по бо­ля­щим го­ро­да Хлы­но­ва. Ес­ли он ви­дел, что боль­ной дол­жен вы­здо­ро­веть, то сво­и­ми ру­ка­ми при­под­ни­мал с од­ра, ра­до­вал­ся и ве­се­лил­ся о нем. Ес­ли же про­ви­дел он, что боль­ной вы­здо­ро­веть не мо­жет, то на­чи­нал пла­кать над ним, це­ло­вать его, скла­ды­вал свои ру­ки на гру­ди и зна­ка­ми ука­зы­вал го­то­вить­ся к по­гре­бе­нию. Не один раз бла­жен­ный Про­ко­пий пред­ска­зы­вал об угро­жав­шем го­ро­ду по­жа­ре. За­дол­го до это­го он под­ни­мал­ся на ко­ло­коль­ни, зво­нил в ко­ло­ко­ла, как бы в на­бат. Ко­гда он хо­тел опо­ве­стить, что в го­род при­дут ука­зы с тре­бо­ва­ни­ем де­неж­ных сбо­ров, то за мно­го вре­ме­ни хо­дил по тор­гу, рас­ста­нав­ли­вал в ряд мо­ло­дые де­рев­ца и, про­хо­дя, уда­рял их де­ре­вом же, изо­бра­жая этим лю­дей на пра­ве­же (взыс­ка­ние дол­га с неис­прав­ных пла­тель­щи­ков по­сред­ством уда­ров пал­ка­ми по го­ле­ням, ко­то­рое про­из­во­ди­лось на пло­ща­ди).

Вят­ский во­е­во­да князь Алек­сандр Ро­стов­ский и же­на его На­та­лия бы­ли по­чи­та­те­ля­ми бла­жен­но­го. Ви­дя, что пред­ска­за­ния его ис­пол­ня­ют­ся, князь ча­сто при­зы­вал по­движ­ни­ка к се­бе в дом; кня­ги­ня сво­и­ми ру­ка­ми об­мы­ва­ла те­ло свя­то­го и оде­ва­ла его в но­вые со­роч­ки, бра­ла его с со­бою в цер­ковь. Бла­жен­ный, по­ви­ну­ясь им, неко­то­рое вре­мя но­сил со­роч­ки кня­ги­ни, но вско­ре опять их раз­ди­рал, бро­сал на зем­лю и по­пи­рал но­га­ми. И сно­ва хо­дил на­гой, как и рань­ше. Ви­дя, что те­ло его об­мы­то от гря­зи, бла­жен­ный Про­ко­пий ло­жил­ся на зем­лю, хо­дил по чер­ным ба­ням, по по­вар­ням и кор­чем­ни­цам го­ро­да до тех пор, по­ка те­ло его ста­но­ви­лось чер­ным, как бы­ло преж­де. Бо­го­бо­яз­нен­ные лю­ди так­же неред­ко снаб­жа­ли его одеж­дой, на­де­ва­ли обувь, но он то раз­да­вал их ни­щим, то раз­ди­рал и бро­сал.

Ча­ще все­го он при­хо­дил к церк­ви Воз­не­се­ния Хри­сто­ва и мо­лил­ся здесь. Свя­щен­ник той церк­ви Иоанн Ко­лач­ни­ков был ду­хов­ни­ком Про­ко­пия. Свя­той ча­сто при­хо­дил к сво­е­му ду­хов­но­му от­цу на ис­по­ведь. То­гда бла­жен­ный раз­ре­шал се­бя от мол­ча­ния и бе­се­до­вал с ду­хов­ни­ком, как все лю­ди, а не как юро­ди­вый. Каж­дый вос­крес­ный день он при­об­щал­ся Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин. И с клят­вой за­по­ве­дал бла­жен­ный сво­е­му ду­хов­но­му от­цу ни­ко­му не ска­зы­вать о том, что он го­во­рит с ним, как и все дру­гие лю­ди, чтобы ни­кто не знал о его доб­ро­воль­ном по­дви­ге Хри­ста ра­ди до тех пор, по­ка Гос­подь не пе­ре­се­лит его из сей жиз­ни.

Про­ви­дя бу­ду­щее, свя­той Про­ко­пий пред­ска­зы­вал его без слов, но на­гляд­ным об­ра­зом. В то вре­мя в вят­ской тем­ни­це за­клю­чен был опаль­ный мос­ков­ский бо­ярин Ми­ха­ил Та­ти­щев. Бла­жен­ный Про­ко­пий при­хо­дил к нему и при­но­сил то хле­ба, то во­ды. Бо­ярин с ра­до­стью при­ни­мал при­но­си­мое и бла­го­да­рил Гос­по­да за по­се­ще­ния свя­то­го. При этих по­се­ще­ни­ях бла­жен­ный та­щил уз­ни­ка через ок­но или бил по зам­ку тюрь­мы, сту­чал в ее две­ри. Всем этим он да­вал знать о ско­ром осво­бож­де­нии опаль­но­го бо­яри­на. И про­ро­че­ство вско­ре сбы­лось. При­шел из Моск­вы цар­ский указ: Та­ти­щев был про­щен и сно­ва воз­вра­щен в Моск­ву.

Раз при­шел бла­жен­ный в при­каз­ную из­бу. Во­е­во­да князь Гри­го­рий Жем­чуж­ни­ков си­дел то­гда на сво­ем ме­сте. Свя­той Про­ко­пий снял с его го­ло­вы шап­ку и одел на се­бя. То­гда во­е­во­да усту­пил ему и свое ме­сто. Бла­жен­ный сел на мес­те его как су­дья. По­том взял кня­зя за ру­ку, вы­вел из при­каз­ной из­бы и при­вел к тюрь­ме, за­тво­рил его в ней и ушел. Через несколь­ко дней по по­ве­ле­нию ца­ря во­е­во­да был по­са­жен в тюрь­му на неде­лю за ка­кой-то про­сту­пок.

При­шел од­на­жды свя­той Про­ко­пий к сво­е­му ду­хов­но­му от­цу свя­щен­ни­ку Иоан­ну. В это вре­мя у свя­щен­ни­ка обе­да­ли, и кро­ме до­маш­них был здесь сын его Иоанн, то­же свя­щен­ник. По­са­ди­ли за стол и свя­то­го Про­ко­пия. По окон­ча­нии обе­да бла­жен­ный взял нож и на­чал им ма­хать над го­ло­вой сы­на и под­но­сить к его гру­ди. Все бы­ли в ужа­се, бо­я­лись, что он за­ко­лет свя­щен­ни­ка, но, бро­сив нож на зем­лю, свя­той об­нял мо­ло­до­го свя­щен­ни­ка и на­чал горь­ко пла­кать над ним, как над умер­шим. За­тем ушел. Через год сбы­лось про­ро­че­ство по­движ­ни­ка: род­ствен­ни­ки за­ко­ло­ли но­жом до смер­ти то­го свя­щен­ни­ка.

Од­на­жды бла­жен­ный Про­ко­пий при­шел в го­род Сло­бод­ской. Свя­щен­ник церк­ви во имя Иоан­на Пред­те­чи Иоанн Юмин вме­сте со сво­им ма­лень­ким сы­ном зво­нил к ве­черне. Бла­жен­ный по­до­шел к маль­чи­ку и взял его на ру­ки, но тот с ис­пу­га за­пла­кал. От­пу­стив его, Про­ко­пий лег на зем­лю, вы­тя­нул но­ги, а ру­ки сло­жил на гру­ди. И вско­ре по­сле то­го маль­чик по­мер. Же­на это­го свя­щен­ни­ка Ани­сия силь­но стра­да­ла от зуб­ной бо­ли. Свя­щен­ник, встре­тив бла­жен­но­го в сво­ей церк­ви, про­сил его: «По­мо­лись, раб Бо­жий, Гос­по­ду, чтобы Он по­дал ис­це­ле­ние мо­ей жене, страж­ду­щей от зуб­ной бо­ли». Бла­жен­ный вы­рвал свой зуб, по­дал ему и яс­но ска­зал: «Возь­ми». И бо­лезнь у же­ны свя­щен­ни­ка пре­кра­ти­лась, ко­гда она взя­ла тот зуб в свой рот.

В той же Пред­те­чен­ской церк­ви бы­ло та­кое про­ис­ше­ствие. Один юно­ша, по име­ни Кор­ни­лий Кор­са­ков, пел за ли­тур­ги­ей. Свя­той Про­ко­пий, по­дой­дя к кли­ро­су, встал ря­дом с ним, по­том взял Кор­ни­лия за ру­ку, по­вел его к цар­ским две­рям и толк­нул в ал­тарь. Через шесть лет Кор­ни­лий при­нял на се­бя сан свя­щен­ни­ка, а по­сле, ко­гда ов­до­вел, был игу­ме­ном Ки­при­а­ном.

Так под­ви­зал­ся бла­жен­ный 30 лет. Гос­по­ду бы­ло бла­го­угод­но от­крыть бла­жен­но­му о пред­сто­я­щей кон­чине. По­движ­ник на­хо­дил­ся то­гда в Хлы­но­ве; он сто­ял в од­ной церк­ви за утре­ней, по­том пе­ре­шел в жен­ский мо­на­стырь и был здесь до кон­ца бо­го­слу­же­ния. Из мо­на­сты­ря он вы­шел на Пят­ниц­кий мост и мо­лил­ся. Пе­рей­дя его, он сел и отер свое те­ло сне­гом. По­том при­шел под го­род­скую баш­ню, на­зы­ва­е­мую Выш­кой, об­ра­тил­ся ли­цом на во­сток, сно­ва усерд­но мо­лил­ся Бо­гу и с ми­ром пре­дал Гос­по­ду свою ду­шу. Ру­ки бла­жен­но­го бы­ли мо­лит­вен­но про­стер­ты. Узнав о кон­чине свя­то­го Про­ко­пия, отец его ду­хов­ный Иоанн из­ве­стил го­род­ско­го во­е­во­ду Ни­ки­ту Бо­ря­тин­ско­го и ду­хо­вен­ство го­ро­да.

Один бла­го­че­сти­вый че­ло­век, по­дья­чий Си­ме­он Пав­лов, по­про­сил у во­е­во­ды и ду­хов­ных вла­стей поз­во­ле­ния при­го­то­вить те­ло пра­вед­ни­ка к по­гре­бе­нию, и те­ло по­чив­ше­го с че­стью бы­ло пе­ре­не­се­но в его дом. Здесь со всем усер­ди­ем об­лек­ли его в по­гре­баль­ные ри­зы. Со­бра­лось все ду­хо­вен­ство го­ро­да, жи­те­ли с же­на­ми и с детьми, и все мо­ли­лись по­чив­ше­му пра­вед­ни­ку: «О, преб­ла­женне Про­ко­пие! По­мо­лись за нас при­леж­но Бо­гу».

Свя­тое и тру­до­люб­ное те­ло бла­жен­но­го по­греб­ли в мо­на­сты­ре пре­по­доб­но­го Три­фо­на с се­вер­ной сто­ро­ны Успен­ско­го хра­ма. Бла­жен­ная кон­чи­на свя­то­го Про­ко­пия по­сле­до­ва­ла 21 де­каб­ря 1627 го­да. Все­го жи­тия его бы­ло 50 лет, из ко­то­рых 30 лет он про­вел в по­дви­ге юрод­ства Хри­ста ра­ди.

В 1666 го­ду од­на де­ви­ца из Сло­бод­ско­го уез­да Мар­фа Ти­мо­фе­е­ва бы­ла одер­жи­ма нечи­стым ду­хом. По­сле усерд­ной мо­лит­вы в Вят­ском Успен­ском мо­нас­ты­ре ей бы­ло ви­де­ние: два све­то­нос­ных му­жа пред­ста­ли пе­ред ней, на­зы­вая друг дру­га Три­фо­ном и Про­ко­пи­ем, они обе­ща­ли ей ско­рое ис­це­ле­ние, и она ско­ро из­ба­ви­лась от сво­е­го неду­га. Так про­сла­вил Гос­подь угод­ни­ков Сво­их.

Тропарь блаженному Прокопию, Вятскому чудотворцу, глас 4

И́же на земли́ Христа́ ра́ди во́лею в бу́йство преложи́ся,/ и ми́ра сего́ красо́ты отню́д возненави́де,/ и плотска́я игра́ния увяди́в посто́м и жа́ждою/ и на земли́ лега́нием,/ от зимы́ студе́нию и мра́зом,/ и от зно́я со́лнечнаго и дождя́/ и про́чия тяготы́ никогда́ же уклони́ся под кров,/ и на те́ле свое́м не име́я одея́ния,/ Бо́жиею по́мощию покрыва́ем,/ и ду́шу очи́стил еси́ доброде́тельми свои́ми, я́ко зла́то в горни́ле,/ Проко́пие прему́дре,/ с ве́рою творя́щим па́мять твою́ че́стно/ и усе́рдно притека́ющим к моще́м твои́м,/ прославля́юще твое́ свято́е успе́ние,/ Христу́ Бо́гу моли́ся, благою́роде,/ да изба́вит ны Госпо́дь от ва́рварскаго наше́ствия и междоусо́бныя бра́ни/ и мир ми́рови да́рует// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Ин тропарь блаженному Прокопию, Вятскому чудотворцу, глас 4

Ве́лию любо́вь ко Го́споду в себе́ име́я,/ все претру́дное житие́ твое́/ во гра́де Хлы́нове, юро́дствуя, прове́л еси́, блаже́нне Проко́пие,/ зной и мраз, глад и жа́жду благоду́шно терпя́,/ бие́ние и поноше́ние от люди́й безбо́жных/ ра́достно принима́л еси́, подви́жниче добропобе́дный,/ любо́вию же и добро́м ве́лиим за зло воздава́я,/ мно́зем предрека́л еси́ их ожида́ющее/ и от неду́гов исцеля́л еси́, беззло́бне,/ тем же, наслажда́яся ны́не в со́нме святы́х,// моли́ Го́спода поми́ловати град и лю́ди, тя почита́ющия.

Ин тропарь блаженному Прокопию, Вятскому чудотворцу, глас 4

А́нгельски живя́ на земли́ богоуго́дно,/ мно́гия ско́рби и труды́ терпели́во неся́,/ доброде́тельми и дарова́ниями от Бо́га украси́вся,/ предвеща́я гряду́щая и исцеля́я боле́зни,/ безмо́лвно, непреста́нно моля́ся,/ юро́дствуя, скрыв дарова́ния своя́,/ ны́не наслажда́лся в селе́ниих святы́х,/ святы́й блаже́нне Проко́пие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак блаженному Прокопию, Вятскому чудотворцу, глас 2

Возбра́нному и ди́вному в пра́ведницех му́жу,/ во́лею во юро́дство претвори́вшуся,/ ми́ра сего́ красо́ты возненави́дел еси́,/ плотска́я мудрова́ния увяди́л еси́ посто́м и жа́ждею,/ студе́нию мра́за, сне́га, и зно́я, и дождя́,/ и от про́чия возду́шныя тяготы́ никогда́ же уклони́ся/ и очи́стил еси́ себе́, я́ко зла́то в горни́ле, Проко́пие блаже́нне,// всей Вя́тской земли́ похвала́ и утвержде́ние.

Ин кондак блаженному Прокопию, Вятскому чудотворцу, глас 8

Мно́гою любо́вию к Бо́гу пламене́я,/ любви́ и смире́нию люде́й безмо́лвно учи́л еси́,/ дея́нием бу́дущая явля́я,/ неду́ги и боле́зни цели́л еси́./ На путь спасе́ния нас наста́ви,/ от язв грехо́вных исцели́,/ Проко́пие блаже́нне,// о всех нас Христа́ Бо́га моли́.

Молитва блаженному Прокопию, Вятскому чудотворцу

О, подви́жниче многотру́дный и кро́ткий, моли́твенниче усе́рдный и любвеоби́льный целе́бниче, святы́й блаже́нный Проко́пие! Гра́да Хлы́нова украше́ние, Вя́тския земли́ Небе́сный моли́твенниче! Ки́я похвалы́ принесе́м тебе́, свя́тче Бо́жий? Ка́ко воспое́м тя? То́кмо, моля́щеся тебе́, воспомина́ем ди́вныя по́двиги твоя́. Ты из де́тства Богоуго́дно пожи́л еси́, послуша́ние роди́телем и трудолю́бие явля́я. В во́зраст прише́д и услы́шав словеса́ Спаси́теля: «А́ще кто хо́щет по Мне ити́, да отве́ржется себе́ и во́змет крест свой и по Мне гряде́т» и: «Кто лю́бит ина́го па́че Мене́, не досто́ин есть Мене́», — ты, блаже́нне, послу́шен быв Христо́ву сло́ву, де́лом и жи́знию отвещава́я на за́поведи Его́, и ра́ди любви́ к Нему́ всего́ отре́клся, возлюби́л еси́ чистоту́ и целому́дрие, молча́нием уста́ загради́в, да непреста́нно умо́м с Бо́гом бесе́ду твори́ши и мо́лишися Ему́, и по сло́ву апо́стола Па́вла: «Мы бу́и Христа́ ра́ди, вы же му́дри о Христе́», — по́двиг осо́бый и многотру́дный восприня́л еси́, на ся явля́я себе́, я́ко безу́мна и юро́дива пред людьми́, ра́зум же соверше́н име́я, почита́я всех лу́чшими себе́ и в сем по́двизе до сме́рти пребы́л еси́. Ты, ра́нее всех к Боже́ственным слу́жбам приходя́, после́дним исходи́л еси́ из хра́ма; обходя́ хра́мы гра́да, на па́пертех моли́лся еси́ днем и но́щию. Гла́дом и жа́ждою томя́ся, зной и мраз зи́мний терпя́, ма́ло прикрыва́я наготу́ свою́, босы́ми нога́ми по сне́гу ходи́л еси́, посмея́ние и бие́ние от люде́й неразу́мных терпя́, за оби́дчики моля́ся, с кля́твою преща́я духовнику́ своему́, да не откры́ет бесе́ду и по́двиг лю́дем. За таковы́я по́двиги Госпо́дь Бог просла́ви тя да́ром исцеле́ния боле́зней и неду́гов и предве́дения гряду́щаго: мно́гим бо предрека́л еси́ о́бразами гото́витися покая́нием к сме́рти, други́я же ра́достно воздвига́л еси́ от одра́ боле́зни, темни́чное заключе́ние или́ от него́ избавле́ние и о́бщия бе́дствия предвеща́я, призыва́л еси́ к покая́нию. Пред кончи́ною твое́ю, ю́же откры́ тебе́ Бог, те́ло твое́ сне́гом отира́я, омы́л еси́ и, мно́го моли́вся, почи́ от трудо́в пра́ведных, душе́ю же в Небе́сныя оби́тели от Бо́га прия́тый, отту́ду явля́лся еси́ с преподо́бным Три́фоном, да́руя исцеле́ния. Мо́лим тя, святы́й Проко́пие, я́ко име́я дерзнове́ние у Го́спода, испроси́ нам жизнь ми́рную, от собла́знов и ко́зней диа́вольских изба́ви, храм сей, град наш и всю страну́ на́шу сохрани́ в ми́ре, от враго́в защити́, земле́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, вод освяще́ние, изоби́лие плодо́в и вся потре́бная для жи́зни сей да́руй лю́дем чту́щим тя и моля́щимся тебе́; нам и всем правосла́вным христиа́ном испроси́ у Спаси́теля Христа́ Бо́га в христиа́нских доброде́телех пребыва́ти, ве́ру и любо́вь к Бо́гу всегда́ име́ти, с наде́ждою стреми́тися к жи́зни ве́чней; смире́ния и терпе́ния, кро́тости и воздержа́ния испо́лнитися; моли́тве неразсе́янней и непреста́нней научи́тися, христиа́нския кончи́ны жи́зни на́шея, безболе́зненны, ми́рны, с покая́нием и приобще́нием Христо́вых Та́ин сподо́битися, та́кожде и до́браго отве́та на Стра́шнем суди́лище Христо́вем, да твои́ми моли́твами огражда́еми и сопу́тствуеми, дости́гнем вожделе́нныя жи́зни ве́чныя в Ца́рствии Бо́жием, да та́мо вку́пе с тобо́ю и все́ми святы́ми сла́вим Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.


STSL.Ru


Источник:azbyka.ru
3 Января 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...