Пагуба от пьянства

Пагуба от пьянства
Поучительные истории из книги «Преподобномученик архимандрит Кронид (Любимов). Беседы, проповеди, рассказы»

И сколько погибло и погибает хороших и добрых людей от соприкосновения с людьми, зараженными пьянством и другими погибельными пороками, чему свидетельствует и множество примеров. Приведу один из них.

Село Петровское было одним из лучших по торговле во всей округе. В нем бывало несколько ярмарок, на которых преимущественно торговали хлебом и кожевенными товарами. Жители села Петровского были люди зажиточные, некоторые из них занимались торговлей. Одним из крупных торговцев был Василий Петрович Козин. Он производил гуртовую торговлю как хлебом, так и кожевенным товаром. Он был вдов, с ним жил его сын Петр, которого он очень любил, но держал его очень строго. Василий Петрович был человек очень набожный, он постоянно в воскресные и праздничные дни бывал с сыном у служб церковных. Козин много жертвовал в свой местный храм, а также не забывал своей благотворительностью и бедных. Его все любили за его душевную доброту, хотя он имел немного вспыльчивый характер. Сын его Петр был немного ветреный, любил иногда кутнуть с приятелями, но Василий Петрович сдерживал его худые наклонности своей родительской строгостью, и Петр очень боялся своего отца. Он часто по поручению отца ездил в разные села на ярмарки, где и иногда дозволял себе устраивать кутежи со своими приятелями. Но когда Василий Петрович узнавал об этих проделках своего сына, то употреблял родительскую строгость, от которой бывало Петру жутко. Жена Петра всегда находила защиту у свекра, когда Петр под хмельком дозволял себе разные придирки к ней или наносил ей оскорбления.

Свирепствующая холерная эпидемия появилась и в селе Петровском. Жертвой этой эпидемии сделался Василий Петрович. Пред смертью он подозвал к себе сына Петра с женой и дал им следующее завещание: «Любезные дети! Я чувствую, что жить мне осталось очень немного, но я нисколько не скорблю об этом, так как я пожил достаточно и в жизни видел и радостные дни, но немало испытал горя и пролил горьких слез. Всегда, во всю жизнь, я усердно молил милосердного Бога, чтобы он даровал мне, многогрешному, мирную, христианскую кончину, и душевно радуюсь, что Он, всемилосердный, услышал мою всегдашнюю молитву, так как я умираю христианином, будучи напутствован таинствами Святой Церкви, а это должно быть всего дороже для всякого истинного христианина. Теперь я не боюсь смерти, но боюсь грехов моих, которые и самую смерть делают для меня страшной, так как смерть грешников люта, а я умираю небезгрешным, далеко не безгрешным. Прошу и умоляю вас, милые дети, помолитесь усердно обо мне, да не низведен буду я по грехам моим на место мучения. Простите меня, если я иногда строго относился к вам, а особенно к тебе, Петр, но мною руководило родительское чувство и сердечное желание видеть в тебе доброго и честного сына. Не забывай моих родительских наставлений, они принесут тебе немалую пользу в твоей жизни, а если забудешь их, увидишь много горя в своей жизни.

Прошу тебя, Петр, не пристращайся к вину, так как вино погубило многих людей, избегай худого товарищества — оно бывает вредно. Я много в жизни своей видел, как добрые и честные люди погибали из-за худых товарищей. Не обижай напрасно свою жену, а живите в мире и согласии, чтобы было не грешно пред Богом и не стыдно пред добрыми людьми. Прошу тебя, милый сын, похорони меня по-христиански, сделай щедрое пожертвование в храм Божий, не забудь и нищую братию щедрой милостыней, которая приносит великую пользу человеку, — она умилостивляет Бога, а холодность и бессердечность к бедным и несчастным навлекают гнев Божий на человека. Никогда не забывай этого, мой милый сын! Прошу тебя, всем моим должникам объяви, что я им прощаю их долги, не взыскивай их, пусть они не забудут меня в своих молитвах, которые особенно в настоящее время дороги для меня и драгоценны».

При этих словах умирающего отца на лице Петра выразилось неудовольствие, но он ничего не высказал отцу, затаив свое неудовольствие в сердце. Высказав все это и оградив своих детей крестным знамением, Василий Петрович впал в беспамятство, а вскоре тихо-тихо скончался...

Во время отпевания Василия Петровича Козина местный храм был полон молящихся. Многие из-за тесноты не могли проникнуть в самый храм, а потому стояли на церковной паперти. На глазах многих видны были слезы, а нищие оглашали храм рыданиями, как будто они хоронили своего родного отца.

Прошло пять лет после смерти Василия Петровича, но как много изменилось к худшему в его доме и в торговых делах. Петр скоро забыл завещание своего умершего отца. По смерти отца он вскоре предался пьянству, несмотря на увещания и слезы своей доброй и скромной жены, завел дружбу с некоторыми темными личностями. Многие компаньоны покойного Василия Петровича по торговле, вследствие частого пьянства и неисполнения Петром известных условий по торговым делам, оставили с ним всякие торговые отношения. Петр, разъезжая по разным сельским ярмаркам, продолжал пьянствовать, устраивая со своими приятелями разные дебоширства, за которые уже не раз привлекался к судебному разбирательству. Наконец он был признан несостоятельным должником, а дом и все имущество были проданы с аукционного торга. Не зная, как поправить свои дела, Петр, забыв предсмертное завещание своего отца, начал требовать судом долги с должников своего отца, вследствие чего многие семьи окончательно разорились. Жена Петра от горя и душевных страданий вскоре после смерти Василия Петровича умерла от чахотки. Это семейное горе окончательно нравственно убило Петра, и он начал пьянствовать беспросыпно. За последнее время Петр свел знакомство с цыганами и другими темными личностями. Многие начали поговаривать, что Петр будто бы начал заниматься конокрадством, но так как явных улик против него не было, то он и оставался только в сильном подозрении. Вскоре Петр Козин был найден за селом своим убитым после ночи, проведенной в попойке в местном кабаке с цыганами.

Часто односельчане с грустью вспоминали несчастного Петра Козина, говоря: «Кто из нас мог думать, что Петр Козин дойдет до такой ужасной погибели?» Вот что делает вино, оно довело Петра до пьянства, воровства и ужасной погибели! Да, правда, что пьянство не доводит человека до добра!

Други мои, братия и сестры, видя такую пагубу от пьянства, молю и прошу вас, стремитесь жизнь свою проводить в трезвости, в вере, благочестии и чистоте.


Источник: «Преподобномученик архимандрит Кронид (Любимов). Беседы, проповеди, рассказы», Троице-Сергиева Лавра, 2001, Стр. 170-172 


19 Мая 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...