Троицкие листки, № 539. Отеческие заветы святителя Алексия, митрополита Московского

Троицкие листки, № 539. Отеческие заветы святителя Алексия, митрополита Московского

Хочу вам, братие, напомнить то, что служит ко спасению души. Я должен, дети, учить вас и пасти врученную мне Богом паству, как пишет апостол Павел к Тимофею: проповедуй слово, настой благовремение и безвременне, обличи, запрети, умоли (2 Тим. 4, 2). Поэтому, дети, да будет каждый из вас скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев: гнев бо мужа правды Божия не соделовает (Иак. 1, 20). И во-первых, дети, предлагаю вам притчу неложных уст Спасовых, как говорит Он в Своем Евангелии: вот, вышел сеятель сеять семя свое, и одно упало при дороге, другое на камне, иное — в тернии, а иное — на добрую землю. Семя есть слово Божие истинное, а зем­ля — сердца человеческие. Пусть, дети, земля сердца вашего не будет тернистой, от лености и небрежения не приносящей плода духовного, или каменистой, по недостатку страха Божия, или ле­жащей при дороге, по пристрастию к земной жизни, попираемой ногами врага нашего диавола, от которого да избавит нас Гос­подь! Но да будет земля сердца вашего доброй землей, восприим­чивой к слову Божию — к Евангелию, приносящей плод духов­ный — кто в тридцать крат, кто в шестьдесят, кто во сто!

И еще притчу предлагает нам Господь в Евангелии: Человек некий бе домовит, иже насади виноград, и оплотом огради его, и ископа в нем точило, и созда столп, и вдаде и делателем (Мф. 21, 33), чтобы в свое время доставили плоды своему господину. Этот че­ловек есть Христос Бог наш: ведь Он был и Бог, и Человек, жил с людьми ради нашего спасения, по всему нам подобный, кроме гре­ха, как пишет светлый учитель наш апостол Павел (Евр. 4, 15). И кто не исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим, пришедшим во плоти Богом и Человеком, тот — не Божий человек, а антихри­стов (1 Ин. 4, 3). А насадил Он виноградник — это создал людей на земле. И оплотом огради его — Своим законом Божественным. И созда столп — церкви Божии. И ископа точило — пролил честную Кровь Свою ради нашего спасения. И вдаде и делателем — свя­тым апостолам и святым отцам: патриархам, митрополитам и епис­копам и всему чину священному, чтобы они, научив людей Зако­ну Божию, могли сказать во Второе пришествие Христа Бога на­шего: Господи! се, мы и дети, ихже дал еси нам (Евр. 2, 13).

Вот и я, грешный, сподобился сана святительского, не по дос­тоинству моему, а по Божиим щедротам и по великой Его милости, которую Он изливает на нас обильно, — сподобился я быть для вас, детей моих, пастырем и учителем, чтобы пасти и учить поручен­ное мне стадо словесных овец. Поэтому, дети, напоминаю вам Спасово слово, которое изрек Он Своим ученикам и апостолам: Сия заповедаю вам, да любите друг друга. О сем разумеют ecu, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 15, 17; 13, 35). Так и вы, дети, имейте мир и любовь между собой. Об этом и апостол Павел взывает; Ибо весь закон во единем словеси исполняется, во еже: возлюбиши ближняго твоего якоже себе (Гал. 5, 14). Имейте, дети мои, страх Божий в сердцах своих; им человек может приобрести всякую добродетель, ибо сказано: Начало премудрости страх Гос­подень (Притч. 1, 7). И Григорий Богослов пишет: "Где страх Божий, там и чистота телесная, и соблюдение заповедей Божиих, а где соблюдение заповедей, там и возведение души в горний Иеру­салим". Имейте же, дети, в уме своем смерть и воскресение мерт­вых, суд и воздаяние, каждому по делам, как сказал Спаситель: и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда (Ин. 5, 29). Вы, князи, бояре и вельможи, судите суд милостивый: суд бо без милости не сотворшему милости, и хва­лится милость на суде (Иак. 2, 13). Взяток не берите, и на лица не смотрите, ибо суд — Божие дело. Судите людей по правде, вдовиц, сирот и чужедальных людей не обижайте, да не возопиют на вас ко Господу. А вы, люди мирские, Бога бойтесь, князя чтите, священ­ный чин выше себя почитайте, со всякой покорностью, без всякого прекословия, ибо они пекутся день и ночь о душах ваших и дадут Богу ответ за паству свою. Ужели кто захочет по небрежению ли­шиться вечной жизни, не внимая словам Спасителя, которые Он говорит во Святом Евангелии: Приидите ко Мне ecu труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы! (Мф. 11, 28). Зовет нас Христос в Царство Свое Небесное и велит сбрасывать с себя тяжелое бремя греховное чистосердечным покаянием. Итак, прибегайте к иерею, отцу своему духовному, с покаянием и слезами. Удаляйте от себя все злые дела и не возвращайтесь к ним: в том и состоит истинное покаяние, чтобы возненавидеть прежние грехи. Увидев такое усер­дие ваше, иерей может разрешить вас, и примирить с Богом, и соделать причастниками Тела и Крови Христовых. Святители и иереи — это посредники между Богом и людьми. Будьте, дети, ми­лостивы, как учит нас великий апостол Иаков, брат Божий: суд... без милости не сотворшему милости (Иак. 2, 13). Сколько сил у вас достанет, исполняйте, чада, Закон Божий, не на словах, а на деле, как сказал Спаситель: Что же Мя зовете; Господи, Господи, и не творите, яже глаголю? (Як. 6; 46). Отъидите от Мене... николиже знах вас! (Мф. 7, 23). И вы, чада мои, воспринимайте в души ваши и пишите на сердцах ваших Евангельские речи, апостольские пропо­веди и святоотеческие наставления. А к церковному пению спеши­те, дети, опережая друг друга, как Иоанн Богослов опередил Петра на пути ко гробу Христову. Вы, князья, бояре, купцы, и всякий пра­вославный христианин! Бросьте все свои дела, спешите неленостно на молитву церковную, не говорите: "Помолимся у себя дома". Не может быть успешна эта домашняя молитва без церковной. Как храмина не может нагреться без огня, одним дымом, так и эта мо­литва — без церковной. Церковь называется земным небом: в ней закапается Агнец, Сын и Слово Божие, во очищение грехов людей верующих во всем мире и трепещущих словес Божиих; в ней пропо­ведуется Евангелие, благовествующее о Царствии Божием, чита­ются Деяния и Послания апостолов, учение святых семи Соборов Вселенских; в ней престол славы Божией невидимо осеняется Херу­вимами, в ней руками иерейскими подъемлется и преподается верным Тело и Кровь Божественная на спасение и очищение душ и телес. Вот какое страшное и преславное чудо Божие — церковное Богослужение, а вы хотите удовольствоваться своей домашней молит­вой? Рассудите это и устрашитесь в сердцах своих, и присоедините вашу домашнюю молитву к церковной. А когда, дети, придете в церковь, то имейте со всеми мир, со всеми любовь, как сказал Спа­ситель: Аще убо принесеши дар твой ко олтарю... шед прежде смирися с братом твоим (Мф. 5:23-24). А входя в церковь вострепещи душой и телом, потому что не в простой дом входишь ты. Если, дети мои, будете так поступать, то и церковная за вас молитва дой­дет до Бога. Со страхом Божиим и с благоговением входите в цер­ковь, и с радостью из нее выходите, получив прощение грехов. А когда стоите в церкви, то размышляйте о своих прегрешениях; ос­тавляйте на это время позади себя, вне церкви, все дела свои, как пишут святые отцы. Святители Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Великий, Двоеслов, изложили Божественную службу по откровению от Духа Святого: станем же со страхом! Возлюбим друг друга сердечной любовью, а не устами только и языком! Вся­кое ныне житейское отложим попечение! Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат! Не могите, дети, прогневлять Бога своими разговорами в церкви. Отныне да прекратится у вас такое безстрашие — разговоры в церкви и непристойное стояние; да будет серд­це ваше доброй землей, приемлющей слово нашего поучения! Я должен, дети мои, приняв от Бога талант, не скрывать его в земле, а раздать вам, добрым торжникам. Творите же куплю духовную с прибылью, чтобы и я, с великим апостолом Павлом, дерзнул ска­зать в день судный о вас: вы— похвала моя, вы и радость, вы и венец мой пред Богом! (1 Фес. 2, 19). Чтобы и меня, грешного, спо­добил Бог сказать во Второе пришествие Христово, о вас, моих детях: "Господи! се, аз и дети, яжеми дал есть Бог (Евр. 2, 13). Бога ради, дети мои, старайтесь угождать Богу добрыми делами и спа­сать души свои, утолять гнев Божий и приближаться к Богу. За­ботьтесь, дети, чтобы в душах ваших было знамение Христово, как пишет Григорий Богослов: "Овцу с меткой неудобно украсть". А знамение для овец словесного стада Божия — это причащение Тела и Крови Христовой. Поэтому, дети мои, овцы словесного моего стада, не пропускайте ни одного поста без этого знамения, но при­чащайтесь Тела и Крови Христовой. Вот, дети мои, кратко напи­сал я вам на пользу душ ваших, а вы своим благоразумием распро­страните в сердцах ваших плод духовный. Если так будете жить, то, по слову Писания, приложатся вам лета живота. Аминь.


Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. - М., ОАО «Молодая гвардия». С. 577-580.



25 Февраля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...