Отдание праздника Богоявления

Отдание праздника Богоявления

Как видим мы теперь, в богослужении содержится такое обилие мыслей, что все их крайне трудно не только изложить, но иногда даже и подметать. В заключение, однако, нам хотелось бы хоть кратко указать на них.

  1. 1. Некоторые думают, что крещением Господним установлено и наше крещение. Это верно. Но в богослужении очень мало указаний на это; однако есть.
  2. 2. Христос явился именно для спасения грешников: грешником и мытарем за множество милости Твоея явился еси, Спасе наги (тропарь вечерни Крещенского сочельника). Это известно и сказано. Но вот далее стих, повторяющийся как припев: да и где бо имел бы свет Твой воссияти, токмо на седящие во тьме? Слава Тебе! Как это умилительно!
  3. 3. Что разумеется под «огнем» (Мф. 3:11), которым имеет крестить Господь? Причем сказано: «и огнем», после слова «Духом». По Евангелию от Матфея (3, 12), согласно пониманию самого Крестителя, нужно разуметь огонь наказания, мучение во аде: и соберет (Господь) пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. Но в богослужении под «огнем» понимается благодать Духа: остави, о Иоанне, креститися Господа, огнем и Духом очищающаго всю тварь, на сие бо прииде – освятити земныя (то есть людей) и водное естество (5 янв. светилен).

Христос приходит крещеные источити спасеныя огнем Духа (4 янв. седален по 2-й кафизме). Огнем Божества невещественныя… Иорданскою облагается водою (6 янв. 1-я песнь канона утрени). Но в другом месте поется: Огнем крестит конечныя Христос противныя, а не Бога мудрствующих Его. Духом же обновляет водою благодати разумливыя (разумевающих, познавших) Божества Его (там же песнь 6-я). Значит, понимание в богослужении – двоякое; но мысли их не противоречат.

  1. 4. Как обычно, на другой день праздника, совершается «собор» того, кто служил событию: после Рождества – собор Божией Матери, ибо Она послужила Рождению Сына; после Благовещения – архангелу Гавриилу, благовестившему Ей; ныне – Предтече, который крестил Господа. «Собор», то есть собрание священников или из одного храма («соборне»), или они сходятся из других храмов города, а в монастырях – несколько иеромонахов, вместо одного служащего. Потому и главный храм города лишь один называется «собор»: в нем несколько служащих.

Но мне хочется отметить сейчас слово Господа, повторяемое и в богослужении, что он – больший всех пророков (Мф. 11:11). И это понятно: он крестил Господа; он видел сошедшего Святого Духа; слышал глас Отца. Болыний «из рожденных женами». Но как с этим примирить дальнейшие слова Господа: но меньший в Царстве Небесном больше его. Святой Иоанн Златоуст толкует эти слова в том смысле, что под «меньшим» здесь разумеется Сам Христос, больший «в Царстве Небесном». Такое толкование можно принять по существу. Да и ученики Крестителя, по привязанности своей к нему, считали, что он «больше» всех.

Но у святого Исидора Пелусиота дается иное толкование (а он был чтителем и последователем Златоуста): да, ученики – правы; Иоанн среди рожденных плотски, по естеству (женами), – больше всех. Но всякий рожденный по благодати (Ин. 3:3-6), самый меньший, последний, – «больше его». Этим Господь указывает на ту истину, что благодатное рождение, для чего и пришел на землю Господь, выше всякого естественного, как и Иоанн ниже не только Христа, но и всякого благодатно удостоившегося Царства Небесного, Царства Божия. А это и нужно было доказать сомневавшимся ученикам Иоанновым: Христос тем паче выше Иоанна!

Хотя трудно доказать историческими справками, но нужно думать, что празднование главных событий из Христовой жизни – рождения, крещения, воскресения и вознесения и проч. – современно самому христианству. Конечно, и крещение людей началось, по заповеди Христовой, с момента Пятидесятницы. Апостол Петр в своей речи к народу, – на вопрос слушателей: что же нам делать? – отвечал: покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа (Деян. 2:37-38).

И совершенно невероятно, чтобы христиане не чтили крещение Самого Господа.

В Постановлениях апостольских (около начала христианства) сказано: «Да будет у вас (христиан) в великом уважении день Явления, в который Господь явил нам Божество Свое; да будет он в шестой день десятого месяца» (Кн. V, гл. 13). «Богоявления праздник да празднуют, понеже в той день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Ему Отцу в крещении, и Утешителю Святому Духу в виде голубине, показавшу предстоящим Свидетельствованного» (Кн. VIII, гл. 33). Во II веке, на празднование Крещения Господня и на то, что пред этим совершалось ночное бдение, указывает ученый святой Климент Александрийский († 217), бывший прежде язычником, а потом принявший христианство («Строматы». Кн. I, XXI, с. 407). От III века остались «Слова» ученого папы Римского Ипполита († 235) и святителя Григория Неокесарийского, Чудотворца († 270).

В IV веке говорили проповеди святые отцы Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Августин и т. д. – Вот краткие исторические данные о праздновании Крещения Господня.

Хоть кратко, но проведу здесь параллель между этими двумя крещениями.

а) Пред крещением Господь услышал пугливое возражение Иоанна Предтечи: я требую от Тебя, как высшею, крещения; и Ты ли грядеши ко мне? А Господь ответил ему прикровенно: Оставь, то есть не возражай, так надлежит нам исполнить всякую правду, то есть то, что должно. И Иоанн, не смея более возражать, тотчас приступил к крещению (Мф. 3:14, 16).

В самом деле, если бы простой смертный мирянин осмелился благословить священника или архиерея, хотя бы ему и предложено было это, – не стал ли бы он возражать с испугом?! – Вероятно. А ведь Иоанн доселе крестил, как больший. Но теперь пред ним стоит Сам Господь Бог!

б) Но почему же Христос не сказал ему ясно, в чем же причина такого необычною поручения?

Господь эту тайну оставляет без объяснения. И так должно! Все Божественные тайны необъяснимы.

Они потом могут быть открываемы лишь Духом Святым. А до тех пор нужно иметь послушание и верить. Так и поступил смиренный Предтеча.

И нам, священнослужителям, приступая к крещению кого-либо, нужно тоже просто верить. Господь так сказал Иоанну. Так повелел, без объяснения, и апостолам пред вознесением: Шедше, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына, и Святаго Духа (Мф. 28:19). Так заповедует нам две тысячи лет Церковь. Да и как объяснить – непостижимое уму?!

Но пред крещением совершается еще отречение от диавола. Господь, входя в воду, со властию сокрушил его. Так и мы отрекаемся от державы, от власти его. И священник читает молитвы отречения. Слушая их, я не раз думал: нам, священнослужителям, эти молитвы нужно читать просто с верою; ведь не в нас сила, а в Боге: на Него и должны уповать. Потому нужно молитвы читать со спокойствием и твердою верою, но в душе – смиренно! Действует само призываемое имя Божие! Это нам нужно хорошо усвоить! Когда же крещающий говорит крестному: «Дунь и плюнь на него», то есть на диавола, то мы не должны стыдиться этого, а смиренно, но и дерзновенно сделать это; иначе не мы попираем его, а он – нас, через ложный стыд.

в) После этого «разверзлись небеса»; так и теперь для нас открывается вход из державы диавольской в Царство Божие.

г) Но для этого входа необходим Дух Божий: на место подданства диаволу – Божий Дух, Божие настроение. Христос получил Святого Духа как знамение иного духа. Так и человек непременно должен креститься.

д) После этого над Христом раздался глас Отца, что Он есть Сын Его возлюбленный. Так и мы, крестившись во имя Святой Троицы, делаемся теперь «сынами» Божиими по благодати.

е) Христос, вышедши из воды, пошел в мир и встретился с держателем его, диаволом, но с помощью Духа Святого победил его. Так и нам, после крещения, чрез миропомазание сообщаются благодатные силы для благочестивой жизни и для борьбы со злом – во всю нашу жизнь.

Обычно под Рождество, под Крещение, под Пасху я служу в домовой архиерейской церкви… Только здесь я могу читать полностью всё: стихиры, и каноны, и все паримии. В соборе все это пропадает и сокращается…

И плачется сладко… И о творении мира… И о дивных чудесах Божиих… Даже одно имя «Бог» настолько трогает, что с большим трудом сдерживаешься от рыданий…

Непостижимость – скажут иные… Но меня эта непостижимость и влечет… Ее хочется… И ум ничего не может возразить: это воистину все было! Как радостно! И слезы радости и восторга текут сладко…

А ведь я – недостойный… Что же у святых? А что в Царстве Божием?

Прошел светлый праздник Рождества Христова; наступил другой светлый праздник: Просвещение – Крещение Христово, бывшее 30 лет спустя по Рождестве Христовом. С этого времени надлежало Иисусу Христу вступить в открытое, славное Свое служение спасению человеческого рода.

Для чего, спросите вы, крестился от Иоанна безгрешный, святейший Господь? – Для того, братия мои, чтобы освятить для нас воды крещением Своим и чтобы установить и узаконить для нас таинство святого крещения, чрез которое все мы очищаемся от скверны греха и возрождаемся в новую, духовную, благодатную жизнь, освящаемся и делаемся чадами Божиими (Ин. 1:12), народом святым, царственным священством (1 Пет. 2:9), наследниками Божиими и сонаследниками Христовыми (Рим. 8:17). Видите, сколько и каких великих даров делаемся мы участниками чрез крещение! Помните это и дорожите, крепко дорожите тем, что вы – народ крещеный, народ Божий и Христов, и ведите себя достойно высокой) звания христианского, живя в добродетели и удаляясь всякого греха.

Пробегая мыслию время до рождества Спасителя, мы встречаем здесь людей, водящихся в жизни и вере собственным омраченным умом и растленным сердцем, своими страстями, погруженных в нечестие и разврат. Они в то время, по слову пророка, приложились скотам несмысленным и уподобились им, между ними не было творящего благостыню, не было даже ни одного. Вера вединого истинного Бога – Существо всесвятейшее – не имела места в людях этих времен. Слава нетленного Бога изменена была в подобие образа тленна человека и птиц и четвероног и гад (Рим. 1:23). Люди не знали своего Творца и подобающую Ему честь воздавали различным тварям, которые сами должны служить своему Создателю. Вместо того чтоб поклоняться и служить со страхом и трепетом Владыке и Судии мира, человек поклонился твари.

Диавол, этот исконный враг человеческого спасения, истощил всю свою хитрость адскую, все злобные усилия для того, чтобы из темной области своей проложить путь всем порокам в бедный род человеческий, возлюбивший паче тму, неже свет (Ин. 3:19). И это нечестие, этот разврат делали их сынами погибели, добычею ада. Избавителя не было; он еще не явился. Но вот настает предопределенный конец времен. Растление людей дошло до последней крайности. Сам человек чувствует совершенное бессилие и изнеможение в борьбе со страхом и сильно желает и ожидает вышней помощи, – и милосердный Бог посылает единородного Сына Своего на землю подать всесильную помощь совершенно изнемогшему и нуждающемуся человечеству, разогнать густой мрак, покрывавший человечество, и осветить седящих во тме и сени смертней светом Своего богоразумия. Вот Он разрешити осуждение грядет Адама первозданнаго (ирмос 5-й песни 1-го канона праздника), коего преступление низвергло в эту тьму всех его потомков, и Сам, как Бог, не нуждаясь в очищении, падшего человека очищает в Иордане, в котором, убив вражду, разделявшую человека с Богом бездною непроходимою, дарует людям мир… превосходяй всяк ум (Флп. 4:7). Они просвещаются святым крещением и начинают уже вкушать тот духовный райский покой, который Спаситель обещает всем трудящимся и обремененным в этом мире. Люди перестают водиться собственными страстями в своей жизни и, как заблудшие овцы, получившие опять доброго Пастыря, следуют Его гласу и по Нем идут. Вместо прежнего подобия скотам несмысленным является в них теперь во всей чистоте и силе утраченное подобие Божие; вместо искаженною образа Божия является образ, восстановленный во всем величии, так что люди соделываются народом избранным, царским священием, языком святым, людьми обновленья (1 Пет. 2:9). Мир, лежащий во зле, с пришествием на землю Источника всякого добра начинает постепенно выходить из глубины зла. Тма проходит и свет истинный уже светит (1 Ин. 2:8); люди в радости спешат просветиться Им и ищут насладиться Его спасительными плодами. Дела диавола разрушены; времена его темного владычества над миром миновали; небо примирилось с землею; для людей приблизилось Царствие Божие; вместо чад гнева они наречены сынами Божиими.

Истинное покаяние прогоняет греховную тьму, грех и виновника греха диавола, живущего и царствующего в сердцах грешников, и водворяет в сердце верующего и покаявшегося Царство Небесное, Царство правды, мира и радости в Духе Святом, Царство Христово – Царство Небесное, Царство благодати, которое есть Церковь Его, это благодатное на земле Царство, в котором подаются нам все Божественные силы к животу и благочестию.

Что такое Царствие Божие? – Это то же, что Царство Христово, или Сам Христос, пришедший во плоти; Царство правды и святости, мира и радости в Духе Святом, прощение грехов, сыноположение, или усыновление, нас, грешных, – чрез веру и крещение и прочие таинства – Богу; дерзновение пред Богом; удаление от всех земных пристрастий и взирание горе, к Богу; горячая любовь к Богу и ближним; сила и власть над страстями и над демонами, строящими непрестанно козни над людьми и ищущими ввергнуть во всякие грехи и погубить их; Царство Божие есть непрестанное восхождение от добродетели, от земли на небо, от тления к нетлению, от смерти к бессмертию, от временной и исчезающей жизни к жизни, конца не имеющей. Так как мы и в начале были созданы бессмертными по душе, со способностию к бессмертию и по телу, и уклонились в смерть, пагубу, в тление по своей вине.

Царство Небесное, или благодать Христа Спасителя, во время земной жизни нашей повсюду тайно и явно следует за нами и готово вселиться в нас, в наше сердце, если найдет в нас самих расположением готовность к нему.

Благодать везде, во всякое время ищет спасения грешника, ибо дорогою ценою куплено спасение наше (cp.: 1 Кор. 6:20). Она с тобою и дома, в уединении тайно озаряет твой ум, твое сердце, по временам располагая его к покаянию или к благодарности за бесчисленные благодеяния Божии, она беседует с тобою и в пути; стучится к тебе и в общественных собраниях; и при твоих трудах умственных и физических, и везде готова открыть тебе свои святые матерние объятия, только бы ты опомнился, очувствовался, уверовал, смягчился, просветился. И многих, многих спасает тайно и явно благодать Божия, извлекая из бездны грехов различными, одному Богу известными способами. Так близко к нам всегда Царствие Божие, и так удобно нам везде спасение, если только мы желаем жить по вере и дорожить своим спасением. Господь наш Иисус Христос чрез Свое воплощение, чрез Свое житие на земле, чрез Свое учение, чудеса, страдания, смерть, воскресение и вознесение на небо, излиял на землю, или, лучше, на ЦЕРКОВЬ, всю бездну Своей благодати, излиял целое море благодати: приходи всякий и черпай воду спасения, сколько хочешь. Почерпите воду с веселием от источник спасения, вопиет пророк (Ис. 12:3). У верующего в Меня, говорит Господь, потекут из чрева реки воды живой (Ин. 7:38).

Пользуйся благодатию покаяния, приступай с умилением и с дерзновением к Тайнам Христовым, поучайся в храме и дома догматам и таинствам веры; слушай и читай Писания; пой, славословь, благодари Господа, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных (Еф. 5:19), – и вот ты в Царствии Божием, и в тебе Царствие Божие.

Так близко Царствие Божие, Царствие Небесное на земле: оно с нами живет, в двери наши стучится, к желающим и кающимся входит и приносит свои чистые, нетленные, животворные блага правды, мира и блаженства духовною.

Но если к нам так близко Царство Небесное и так готово всегда нас объять, в нас вселиться, – то мы безответны будем пред Богом, если удалимся сами от Царствия Божия.

Братия! покайтеся: приближи бо ся Царствие Небесное.

Аминь.


Митрополит Вениамин (Федченков). Размышления о двунадесятых праздниках. Том II. От Богоявления до Вознесения



27 Января 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...