Опись икон Успенского собора Троице-Сергиевой лавры до XVIII в. и наиболее типичных XVIII и XIX веков


Успенский собор и Соборная площадь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
1950-е годы.



Иконы Успенского собора (освящен в 1685 году)

Пятиярусный иконостас Успенского собора, по-видимому, конца ХYII столетии, в стиле русского барокко. В Описях 1735 (л. 243а) и 1759 (л. 66) годов он назван «новопостроенным». Царские двери и иконы иконостаса, надо думать, той же эпохи, за исключением шести местных икон: Св. Троицы с деяниями, Успения Пресвятой Богородицы, Софии Премудрости Божией, Господа Вседержителя, Благовещения Пресвятой Богородицы и Похвалы Пресвятой Богородицы, которые значатся в Описи еще 1642 года, и потому их можно считать оставшимися от первого иконостаса, современного постройке собора.

Судя но Описи 1642 года, царские двери того времени были «обложены», приводим слова Описи «образами литыми волочены сусалнимъ золотомъ на слюде съ разными краски нарезное дело»: в иконостасе икон было больше; так, в пятом и Деисусном рядах, было не по пятнадцати, а по двадцати одной иконе; в праздничном - двадцать, вместо четырнадцати, и только в пророческом ярусе число икон Описи совпадает с теперешним: быть может иконы этого яруса сохранились древние с позднейшими записями. Из приведенных данных Описи 1642 года можно сделать вывод, что иконы первоначального иконостаса были меньше теперешних. Праздничный ярус в 1642 году был не над местным, как в настоящее время, а над Деисусным рядом. О древних иконах первого иконостаса, кроме сведений Описи 1642 года, имеется указание в кратком Летописце Лавры (издан в 1865 году), а именно, что иконы Деисусного, праздничного и пророческого рядов были обложены серебром и позолочены в 1625 году.


Иконостас Успенского собора с реставрированными иконами. Фото конца 40-x гг. XX века

Большинство теперешних икон иконостаса первоначально было написано на празелени, а позже, вероятно в ХVIII столетии, было покрыто узорчатом лепкой и вызолочено; под лепкой и позолотой до сих пор сохранилась зеленая краска; все иконы, за исключением двух верхних ярусов, написаны на досках с выемками. В 1786 году в сношениях Учрежденного собора Лавры с митрополитом Платоном говорится о „поправке некоторых местных образов". С этой целью были присланы из Москвы иконописцы диаконы: из Спасского собора — Иван Андреев и от церкви Бориса и Глеба на Поварской — Григорий Львов; последние возобновили икону Софии Премудрости Божией. Затем Учрежденный собор возбудил вопрос об исправлении сорока больших и средних икон иконостаса и сорока икон на столпах собора, для чего ходатайствовал перед Митрополитом Платоном о присылке еще трех иконописцев (дело 14); однако сведений о результате этого ходатайства мы в делах не находим.

Становится очевидным, что большая часть иконостасных икон ко второй половине ХVIIIвека пришла в ветхость, а следовательно иконостас, сделанный по размеру икон, с некоторой уверенностью может быть отнесен не к половине ХVIII столетия, как почему-то утверждают проф. Горский и проф. Голубинский, а к более ранней эпохе, иначе говоря, к эпохе его стиля, к концу XVII века.

В 1867 году из иконостасных икон были „исправлены" Н. Сафоновым икона Софии Премудрости Божией, Похвалы Пресвятой Богородицы и некоторые иконы на столпах (дело 152). В 1881 году, одновременно с реставрацией и позолотой иконостаса, иконописцем Михаилом Рагожиным были возобновлены иконы трех ярусов: праотеческого, пророческого и апостольского (дело 111, 1879 года). Наконец, в 1910 году было постановлено реставрировать двадцать семь икон собора, в том числе была возобновлена икона Успения Пресвятой Богородицы, надо думать, М. Софоновым (дело 205, 1907 года). Исследование икон верхнего праотеческого яруса особенно наглядно обнаружило небрежность записей, покрывших иконы не только новыми красками, но и исказивших первоначальный рисунок; в этом отношении иконы местного ряда пострадали меньше.

Под записью на иконах праотеческого яруса можно видеть письмо XVII века с характерной пробелкой золотом, мягко, незаметно переходящей в основные краски.

В ПЕРВОМ ЯРУСЕ:

1. ЦАРСКИЕ ДВЕРИ, деревянные, завершаются полуциркульной аркой; в них иконы Благовещения и Четырех Евангелистов; размер 316X191; конец XVII века; оклад гладкий, серебряный; на нем серебреные накладки, прорезные, чеканные XVIII столетия; венцы чеканные, серебряные, XVII века; сохранность хорошая.

По правую и левую сторону царских дверей небольшие овальные иконы Спасителя и Божией Матери; конец XVII века. Над царскими дверями икона Тайной вечери; Спаситель и Апостолы изображены вокруг стола; конец XVII века (?).

Налево от царских врат:

2. Икона СВ. ТРОИЦЫ С ДЕЯНИЕМ; размер. 213X160; XVII век (?); записана; оклад новый, серебряный, значится в Описи 1642 года богато украшенной.

3. Икона УСПЕНИЯ ПРЕОБЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, размер 213X15, век (?), записана; оклад новый, серебряный; значится в Описи 1642 года богато украшенной.

4. Икона СОФИИ ПРЕМУДРОСТИ БОЖИЕЙ; размер 213X160; первая половина XVII века; записана; оклад серебряный, новый; икона значится в Описи 1642 года без оклада и как написанная: „на красках ново“.

5. Икона АРХАНГЕЛА УРИИЛА (над дверью), размер 80Х124; конец XVII века; пройдена; венец чеканный, серебряный, XVII века.

6. Икона СПАСИТЕЛЯ; размер 213X107; конец XVII века; пройдена; три венца чеканные, серебряные, XVII века.

7. Икона ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ, размер 213X107, пройдена, венец чеканный, серебряный XVII века.

8. Икона АРХАНГЕЛА ГАВРИИЛА; размер 84X107; пройдена; конец XVII века; венец чеканный, серебряный XVII века.

9. Икона ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ГОСПОДНЕЙ: размер 213X155; XVII век; на южной стене.

Направо от царских врат:

10. Икона ГОСПОДА ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ или ПРЕДСТА ЦАРИЦА: размер 213X164; первая половина XVII века; написана: оклад новый, серебряный; значится в Описи 1642 года, как писанная „на празелине ново".

11. Икона БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ Б0ГОРОДИЦЫ; размер 21ЗХ164; век(?); записана; оклад новый, серебряный; значится в Описи 1642 года украшенной басмой.

12. Икона ПОХВАЛЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ; размер 213X164; первая половина XVII века; оклад новый, серебряный; в Описи 1642 года о ней сказано: „на прозелине писан ново".

13. Икона АРХАНГЕЛА МИХАИЛА (над дверью); размер 90X124; конец XVII века; пройдена; венец чеканный, серебряный, XVII века.

14. Икона СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ; размер 213X89; конец XVII века; пройдена; венец чеканный. серебряный XVII века.

15. Икона АРХАНГЕЛА РАФАИЛА (над дверью), размер 133X71; конец XVII века; пройдена; венец чеканный, серебряный, XVII века.

16. Икона ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА НА ПРЕСТОЛЕ; размер 213X133; конец XVII века; венец чеканный, серебряный, XVII века.

17. Икона ПРЕПОДОБНОГО НИКОНА: размер 213X107; конец XVII века; пройдена; ненцы чеканные, серебряные XVII века. На северной стене.

ВО ВТОРОМ ЯРУСЕ ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ИКОН ПРАЗДНИКОВ:

Преображения Господня, Сошествия Спасителя во ад, Воскрешения Лазаря, Жен Мироносиц, Вознесения Господня, Сошествии Святого Духа, Успения Пресвятой Богородицы, Входа Господня в Иерусалим, Богоявления, Сретения Господня, Рождества Христова, Благовещения Пр. Богородицы, Рождества Пр. Богородицы и Св. Троицы; вce - конца XVII века; пройдены.

В ТРЕТЬЕМ ЯРУСЕ ПЯТНАДЦАТЬ ИКОН: Спасителя, венец и цата резные, Иоанна Предтечи, венец и цата резные, Пресвятой Богородицы, венец и цата резные, Архангела Гавриила, Апостола Павла, Апостола Андрея, Св. Иоанна Златоустого, Св. Николая Чудотворца, Св. Алексея, Митрополита Московского, Архангела Михаила, Апостола Петра, Апостола Иоанна Богослова, Апостола Иакова, Св. Василия Великого и Св. Григория Богослова; все - конца XVII века; пройдены.

В ЧЕТВЕРТОМ ЯРУСЕ ПЯТНАДЦАТЬ ИКОН: Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, Пророков; Соломона, Елисея, Аарона, Исаии, Ионы, Иезекииля, Аввакума, Давида, Иесея, Даниила, Илии, Захарии, Иеремии и Михея; все - конца XVII века (?); записаны.

В ПЯТОМ ЯРУСЕ ПЯТНАДЦАТЬ ИКОН:

Св. Троицы новозаветной, праотцев: Авраама, Исаака, Иакова, Иова, Вениамина, Симеона, Иосифа, Адама, Авеля, Сифа, Еноха, Мелхиседека, Ноя и Иссахара - все конца XVII века; записаны. Над пятым ярусом — Распятие Господне с Предстоящими, а под ним - четыре иконы Страданий Спасителя в клеймах и три херувима.

В алтаре отметим запрестольную икону СМОЛЕНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ; размер 75,5Χ58; икона записана или написана заново; на ней два венца, корона и рамка чеканные, поле резное; оклад XVII века; в венцах и короне камни древней шлифовки и две жемчужины; на другой стороне этой иконы — икона АРХАНГЕЛА МИХАИЛА, тоже записана или написана заново; венец, цата и рамка чеканные, поле резное; оклад XVII века; в венце три крупных вивисы древней шлифовки и две бирюзы; оклад на рукоятки и цата с камнями на иконе Архангела Михаила — вклад старца Гавриила Сонина в 1650 году.

На горнем месте — ДЕИСУС с двумя ангелами; размер 222Х168; конец XVll века (?); под новым золотом, и свету, сохранилась первоначальная зеленая краска.

На задних столпах собора иконы: СВЯТИТЕЛЕЙ МОСКОВСКИХ С ДРУГИМИ СВЯТИТЕЛЯМИ, размер 213X208; КОРНЯ ИЕСЕЕВА, размер213X204 и ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ, выс. 213 сант., все три — конца XVII или начала XVIII века; они без выемок; первоначально были написаны на празелине, а впоследствии густо позолочены.

Стенопись Успенского Собора

Успенский собор впервые (?) внутри был расписан в 1684 году Ярославскими „кормовыми" и Троицкими „домовыми" иконописцами. Приводим текст двух надписей, бывших на стене собора до реставрации 1866 года и изданных в Древ. Рос. Вифл. ч. XVI. стр. 311.

Надпись, бывшая на стене, по обеим сторонам западных дверей:

„Въ лѣто седьмые тысищи 192 (1684), по повелѣнію благочестивѣйшихъ и Великихъ Государей Царей и Великихъ Князей Іоанна Алексѣевича, Петра Алексѣевича, всея Великія и Малыя и Цѣлыя Россіи Самодержцевъ, и по благословенію въ духовномъ чинѣ отца ихъ и богомольца Великаго Господина святѣйшаго Іоакима Патріарха Московскаго и всея Росіи, украшена сія святая церковь Успенія Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Маріи стеннымъ писаніемъ, при архимандритѣ Викентіи при келарѣ старцѣ Прохорѣ, и при казначеѣ старцѣ Сергіи, и при всей во Христѣ братіи святые обители сея. Начаша писати церковь сію Маія въ 20 день, а совершена сего настоящаго лѣта Августа в зо день".

Надпись, бывшая на западной стене по левую сторону около гробниц:

«Трудившіеся во святом храмѣ семъ Ярославскіе кормовые иконописцы: Дмитрей Григорьевъ, Василій Григорьевъ, Федоръ Игнатьевъ, Семенъ Игнатьевъ, Федоръ Савинъ, Тимофей Федотовъ, Иванъ Анофріевъ, Иванъ Семеновъ, Иванъ Андреяновъ, Афанасий Петровъ, Дмитрій Ивановъ, Иванъ Андреяновъ, Стефанъ Андреяновъ, Иванъ Васильевъ, Иванъ Сергеевъ, Иванъ Семеновъ, Кондратій Игнатьевъ, Федоръ Константиновъ, Осипъ Козьминъ, Никита Федотовъ, Лука Ивановъ, Петръ Кононовъ, Федоръ Ивановъ, Сергѣй Константиновъ; а Троицкихъ домовыхъ иконописцевъ: Данила Глѣбовъ, Иванъ Карповъ, съ товарищи, 10 человѣкъ, а всѣхъ мастеровыхъ было 35 человѣкъ».

Собор был расписан на оставленные для этого средства архиепископом Рязанским Моисеем (f 1651 году), как было сказано в надписи близ западных врат (надпись издана в Древней Вифл. ч. 16, стр. 312). Стенопись возобновлялась в 1777 году (Голубинский), затем снова подверглась реставрации в 1866 году: работали И. Сифонов и его племянник И. Белоусов по „древним рисункам", как упоминается в официальной переписке. В 1910 году были исправлены трещины в арках под средним барабаном и в западной стене собора, причем, уничтоженная роспись на местах починок была заново выполнена М. Н. Сифоновым, по снятии калек с древних рисунков; им, по-видимому, тогда вновь были написаны: четыре Евангелиста, Нерукотворный Спас, несомый ангелами, Архангел Михаил и Архангел Гавриил, Ангел „Благое молчание" и апостолы: Павел, Иаков Заведеев, Петр, Варфоломей и Иаков Алфеев (дело 205, 1907 года). Несмотря на все поновления, стенопись Успенского собора представляет прекрасный образец росписи конца XVII столетия, отличного, строго иконописного рисунка, красивого сочетания красок и интересной композиции. Ниже даем описание содержания стенописи.

На своде алтаря изображено Распятие Господне с предстоящими; на арке над иконостасом два ангела, на арке над левой стеною - Апостолы Тимофей и Ахила, на тиравою — Руфъ и Родион. На стене с восточной стороны, пониже Распятия - Новозаветная Троица. Над окнами вверху на своде — символическое изображение Иисуса Христа во образе Архиерея и Небесных сил. В нише среднего окна: сверху Иисус Христос, по сторонам святители: Петр, Алексий, Иона и Филипп Московские и Гурий и Варсанофий Казанские. На боковых окнах: сверху серафим, а по сторонам святые: справа — Афанасий Александрийский, Моисей Новгородский, Тимофей Символьский, Кирилл Александрийский, Никита Новгородский и Климент Агкирский: слева - Симеон Иерусалимский, Амвросий Медиоланский, Григорий Акрагантийский, Амфилохий Иконийский, Стефан Сурский и Савва Сербский. На стенах: с правой стороны — Алипий Столпник, Царь Константин, лик апостолов, лик пророков и лик святителей. Под сими изображениями шесть святителей: Климент Папа Римский, Афанасий Цареградский и Сильвестр, Ипполит, Леонтий, Григорий — папы Римские. В пролете — Воскресение Христово и преподобный Никон; с левой: изображение агнца Божия на дискосе с предстоящими и небесными силами; изображение архиерея, несущего дискос на главе с предстоящими, святители: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Николай Чудотворец и преп. Сергий. Во всех оконных пролетах сверху изображены херувимы; на левой стороне у верхних — в рост: епископ Власий, епископ Антипа: у нижних — поясные преподоб. Савва Сторожевский, Авраамий Чухломской и два ангела, Григорий и Иосиф Селунские, епископ Антипа. На правой стене вверху в пролетах: Тихон Амафунтский, Иоанн Милостивый, Иаков Иерусалимский и Феодор Александрийский. На алтарной стене изображение Святой Троицы Ветхозаветной, а по сторонам преподание Тела и Крови Спасителем ученикам на Тайной Вечери; сверху - херувим в облаках, снизу в клеймах две надписи: „Вѣрую Господи и исповѣдую", и „Вечери Твоея тайныя", На первых ярусах хор изображены Преподобные Столпники Лука и Алимпий.

Над жертвенником изображения: Господа Саваофа в облаках, Агнца Божия на дискосе, Божией Матери и Иоанна Предтечи; под ними - по сторонам преподобные Иоанн Лествичник и Мемнон; ниже: преподобный Игнатий Вологодский. В простенке окна епископы Симеон и Антонин Цареградские, над ними - херувим. На своде главы большое изображение Иоанна Предтечи, кругом его вязью написан тропарь. В барабане между окнами восемь изображений пророческих: Захарии, Даниила, Малахии, Захарии, Аарона, Иеремии, Ездры и Аввакума. Под барабаном четыре херувима, апостолы: Еремия, Акила, Евтихий и Сила и Тихвинская Божия Матерь. В восточной стене два окна с решетками, между коими выдвигается внутрь жертвенника узкий выступ, почему образуются две арки. Над арками изображено Положение Спасителя во гроб, а ниже в трех клеймах - Св. Троица Ветхозаветная. В левой нише арки— Божия Матерь, седящая на престоле, в простенках окон: Моисей Угрин и преп. Дий. На выступе препп. Венедикт, Никон Печерский. На северной стене два окна; над верхним - изображение Страданий Господних, с правой стороны — Воздвижения Креста Господня, ниже в клейме неизвестный святой, под ним — преподобные Александр и Агапит Печерские, ниже — Олимпий и Стефан Печерские. В простенках окон преподобные Андроник, Сергий Обнорский, Кассиан Римлянин и Вассиан. К этой же стене сделан приклад из трех стенок, между коими проложен ход на верх собора. На сей стене изображены: преподобные Давид разбойник и Никита: ниже в клеймах: Дионисий Глушицкий и Ферапонт Белоозерский: под ними Далмат и Фавст, ниже четыре композиции из жизни Святителя Николая Чудотворца. На стене, которая отделяет жертвенник от придела св. Николая Чудотворца, изображения: с одной стороны— архидиакона Лаврентия, диакона Анфима, Филиппа, Евпла, Агафопода и Стефана; с другой стороны — две композиции из жизни святителя Николая: постановление во епископа и приведение его для научения грамоте. На предалтарной стене у жертвенника изображения: Апостолов Кодрата и Пармена; ниже, на первом ряду хор, Тихона Лихов., пр. Нифонта, Ефрема и Авраамия Смоленских; еще ниже — Ангела, Видения Моисеем Неопалимой Купины и на столбе трех отроков в огненной пещи. Стена, которая отделяет жертвенник от алтаря, имеет пролет, на арке изображение апостолов: Архипа, Тимофея и Фортуната, а на стене в клеймах: преп. Саппон, Ефрем Перекопский, Иларион Далматский, Виссарион; ниже — Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин; под ними: Игнатий и Александр Вологодские.

На своде главы над диаконником большое изображение Господа Саваофа, вокруг его поясок из херувимов. В барабане между окнами восемь праотеческих изображений: Левия, Ассира, Мельхиседека, Симеона, Лота, Ноя, Сима и Иафета. Под ними три херувима, ангел, апостол Филимон, Сосипатр, Андроник, Феддей. На восточной стороне два окна, между коими выдвигаются внутрь диаконика небольшой выступ, почему образовались две арки. Над арками изображения снятие Спасителя со Креста, ниже в клеймах Деисус. На своде правой арки изображен Спаситель, седящий на престоле, в простенках окон — святители: Кирилл и Софроний Иерусалимские. На своде левой арки изображение похвалы Божия Матери, в простенках окон - святители: Феодот Киринейский и Порфирий Газский. На южной стене диаконника два окна, одно над другим. Над ними изображен Иисус Христос на суде перед Пилатом, в простенках окон преподобные: Василий, Косьма, Стефан Махрищский, и Пафнутий Боровский. По сторонам икон изображения: Покрова Пр. Богородицы, преп. Давида Селунского; ниже в клеймах: преп. Иосифа, Феофана Исповедника, Иоанна Саваита; под ними: Василий и Ефрем, епископы Херсонские, Лазарь Галасийский; ниже — Феодор и Пимен Печерские и три композиции из жизни св. мученицы Ирины. На выступе с обеих сторон изображены: Лев, епископ Катанский, пр. Прохор Печерский, Поликарп еп. Смирнский и Марк Печерский. На левой стене в трех клеймах сверху: пр. Дионисий Глушицкий, Поликарп Брянский, Архип; ниже: Муч. Феодор Стратилат, Дионисий Ареопагит; под ними: Никола Святоша, Варлаам Печерский и три композиции из жизни муч. Феодора. На левой стене пролет с изображением на арке апостолов: Руфа, Иродиона и Гаия.

На стене, которая разделяет между собой приделы Феодора Стратилата и муч. Ирины, изображения: с одной стороны — преподобных Еремии и Матфея Печерских и три композиции из жизни св. великомуч. Феодора Стратилата: с другой стороны преп. Василия Печерского, муч. Ирины и четыре композиции из ее жизни. На своде арки пред алтарной стены в диаконнике изображены: преподобные Симеон Дивногорский и Даниил Столпник; ниже в клеймах — муч. Параскева, Ирина, Назарий, Протасий и Гервасий, а внизу — истязание муч. Феодора и композиция из жизни муч. Ирины.

Западная стена собора. Во всю стену изображение Страшного Суда Божия. В среднем окне: ангел, апостолы: Аристовул, Родион, Крисп и Ермий. В правом окне: херувим, преподобные: Ксенофонт, Авксентий, Потапий и Иларион. В левом окне: херувим, преподобные: Стефан, Григорий, Нил и Палладий.

Северная стена. Под левой аркой изображено Сошествие Св. Духа; в окне: ангел, муч. Евлампий, Сергий, Созонт и Вакх; в нижнем окне: херувим, преподобные: Арсений, Матрона, Никон Новгородский, Михаил Клопский, Исидор Пелусиот, Давид Селунский и Антоний Сийский. В северо-западном куполе изображен Отрок Иисус Благословляющий, вокруг — поясок из херувимов. На барабане купола между окнами восемь изображений пророческих - в рост: Иосии, Амоса, Софония, Илии, Иеремии, Иоиля, Гедеона и Наума; ниже по углам свода: четыре херувима и апостолы: Амилий, Агат, Симон и Стахий. Над средним окном — Введение во храм Пр. Богородицы; в верхнем окне: ангел, преподобные: Никон Студийский, Иоанн Пещерник, Зосима Палестинский, Герасим Заиорданский, Макарий Калязинский и Исаакий Далматский. Над левым верхним окном — Рождество Пр. Богородицы; в верхнем окне: Апостолы: Зина, Наркис, Петр, Аполлос и ангел; в нижнем: херувим, преп. Александр, Афанасий Афонский, Михаил Малеин и Евфросин Псковский. На стене изображений четыре ряда. В первом верхнем: исцеление слепого, оправдание прелюбодейцы, исцеление кровоточивой, исцеление слепорожденного, исцеление расслабленного, укрощение бури, исцеление тещи Петровой и притча о званых на вечерю. Во 2-ом ряду: притча о богатом и Лазаре, исцеление Гадаринского бесноватого, воскрешение дочери Иаира, исцеление дочери жены Хананейской, исцеление сухорукого, архиерейская молитва Иисуса Христа, лепта вдовицы, помазание ног Иисуса Христа блудницею. В третьем ряду: взятие апостолов в темницу, четыре композиции из праздника Успения Божией Матери, две композиции явления Божией Матери апостолам по успении, молитва Божией Матери пред успением. В четвертом ряду семь изображений Семи Вселенских Соборов. Над северными дверьми изображение Страданий Господних; на двух арках Апостолы: Клеопа, Варнава, Тит и Кифа. На своде — Благовещение Пр. Богородицы и Воскресение Христово.

Южная стена. Под левой аркой Сретение Господне; в окне: ангел и Апостолы: Лукий, Тихик, Сосфен. В нижнем окне: херувим, преподобные: Сергий, Антоний, Никои и Акакий. Над дверьми Спаситель — Недреманное Око. В юго-западном куполе Знамение Пр. Богородицы, вокруг поясок из херувимов. В барабане купола между окнами восемь праотеческих изображений: Давида, Соломона, Моисея, Илии, Иесея, Ионы, Михея и Иезекииля. Ниже по углам свода: Св. Троица, Апостолы: Кварт, Онисим, Иасон, Силуан и три херувима. Над средним окном: Крещение Господне; в окне: херувим и преподобные Макарий, Харитон, Димитрий и Кирилл. В нижнем окне: ангел и преподобные: Стефан, Максим, Павел, Маркелл, Варлаам и Феодор. Над правым верхним окном - Воскрешение Лазаря: в окне: ангел, муч. Нестор, Св. Иоанн, муч. Вонифатий, Меркурий; в нижнем окне: херувим, Ефрем Сирин, Авраамий Затворник, Макарий Египетский, Виссарион, Корнилий и Антоний Римлянин. На стене изображения в четыре ряда. В первом ряду: брак в Кане Галилейской, призвание Апостолов Петра и Андрея, призвание братьев Заведеевых, исцеление бесноватого, шествие Спасителя с учениками в Десятиградие, нагорная проповедь, исцеление прокаженного, исцеление отрока сотника. Во втором ряду: изгнание торжников, притча о десяти девах, насыщение пяти тысяч человек, исцеление расслабленного, воскрешение сына вдовы Наинской, хождение Иисуса Христа по водам, Закхей на смоковнице, беседа с самарянкою. Затем два ряда изображений из последних дней земной жизни Божией Матери и Успения. На сводах между куполом — Рождество Христово и Преображение Господне. На двух арках Апостолы: Памфилий, Карп, Олимп, Эраст.

По низу стен в два ряда написаны орнаменты и Символ Веры.


Стенопись на столпах

На первом с правой стороны. На восточной стороне: муч. Арефа, царь Константин, преп. Александр Свирский и Александр Невский. На северной стороне: муч. Димитрий, Михаил Черниговский, Алексий человек Божий и Иоанн Кущник. На западной стороне: муч. Феодор Тирон, князь Владимир, князь Феодор. Давид и Константин Ярославские.

На южной стороне: муч. Александр, князь Всеволод, Константин, Михаил и Феодор Муромские.

На втором с правой стороны. На восточной стороне: муч. Акиндин, князь Борис, преп. Зосима и Савватий. На северной стороне: муч. Никита, князь Роман, Стефан Исповедник и Ефрем Новоторжский. На западной стороне: муч. Мина, князь Георгий, Варлаам, Иоасаф Индийские. На южной стороне: муч. Терентий, князь Довмонт Псковский, Евфимий Великий, Петр Муромский.

На первом столпе с левой стороны. На восточной стороне: муч. Евстафий, князь Игнатий Угличский, Арсений Великий и преп. Мартирий. На северной стороне: муч. Никифор, князь Константин Угличский, Антоний и Феодосий Печерские. На западной стороне: муч. Андрей, царевич Димитрий, князья: Василий и Константин Ярославские. На южной стороне: муч. Георгий, Феодор Черниговский, преп. Онуфрий и Петр Афонские.

На втором столпе с левой стороны. На восточной стороне: муч. Иерон, князь Глеб, преп. Сисой и Пахомий Великий. На северной стороне: муч. Виктор, пp. Никола Кочанов, преп. Марк Фраческий и Павел Фивейский. На западной стороне: муч. Феодор Тирон, Иаков Перский, преподобные Максим Грек и Михей Радонежские. На южной стороне: муч. Феодор Пергийский, кн. Вячеслав, пр. Петр Царевич и Авраамий Ростовский. В среднем большом куполе Господь Вседержитель с надписью вокруг; „Слава въ Вышнихъ Богу", а ниже поясок из ангелов и орнамента. В барабане между окнами восемь изображений праотеческих: Адама, Авраама, Исаака, Иакова, Еноха, Сифа и Авеля; под ними четыре евангелиста. На арке между столпами Апостолы: Иаков, Павел, Симон, Фома, Тимон, Агапий, Петр, Андрей, Матфей, Филипп, Аристарх и Пуд. На своде между арками Успение Божией Матери и Вознесение Господне. Между средними столпами Апостолы: Варлаам, Иаков, Лука и Иуда.

Источник: Олсуфьев Ю.А. Опись икон Троице-Сергиевой лавры до XVIII века и наиболее типичных XVIII и XIX веков. Сергиев, Московская губ.: Комис. по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, 1920.



15 Июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...