«Он явился многим…»

«Он явился многим…»

После Своего Воскресения из мертвых Христос «явился Кифе, потом – Двенадцати; затем свыше чем пятистам братьям одновременно, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые почили; затем явился Иакову, потом всем апостолам; а после всех явился и мне, словно недоноску», – писал апостол Павел в Посл. 1 Кор. 15, 5-8. Упомянутые здесь получили от Господа преимущественный опыт – действительное, физическое явление Воскресшего Христа. Когда они увидели Воскресшего Христа, они узнали в Нем того же Иисуса из Назарета, за которым они (за исключением Павла) следовали до Его Распятия, и все поверили. Таким образом, они смогли подтвердить свидетельство женщин, обнаруживших пустую гробницу, и восприняли апостольскую миссию идти и проповедовать Воскресение Христа из мертвых.

Относительно Павлова списка тех, кому явился Воскресший Христос, отсутствие женщин представляется поразительным фактом. Все четыре Евангелия особо упоминают Марию Магдалину, наряду с присутствовавшими с нею женами, как первую, кто обнаружил пустую гробницу и встретил Воскресшего Христа. Это, несмотря на то, что ее имя и имена других жен не включены в начальную керигму [1], наиболее полный список свидетелей явлений Христа после Воскресения, который мы имеем.

Наиболее вероятная причина их отсутствия в керигме – это то, что она была написана в форме официального документа, официального изложения центральных событий жизни Христа, и таким образом требовала официальных свидетелей. В то время, когда она писалась, такими свидетелями должны были быть мужчины, а не женщины. Составление керигмы соответствовало юридическим требованиям того времени, которые исключали женщин из списка юридически приемлемых свидетелей [2]. В этом случае мы можем предположить, что эти имена были опущены не потому, что Воскресший Христос им не являлся, и не потому, что апостол Павел не знал о посещении ими гробницы в первый день Пасхи, но потому, что ранняя Церковь выбрала среди свидетельств лишь те, к которым не было бы претензий с юридической точки зрения. Хотя женщины не упоминаются в керигме, на их свидетельства ни в коем случае не бросается какая-либо тень сомнения, не умаляется достоверность и правдивость сообщений Евангелий, которые предоставляют женщинам выдающуюся роль в событиях первого воскресного дня Пасхи.

В сообщении ап. Павла упоминаются два важных имени – Петра (Кифы) и Иакова – и затем Павел добавляет свое собственное. Петр, как представитель учеников, был первым, исповедавшим то, что Иисус является Мессией, или Христом (Мк. 8, 27-30), и Петр же был первым среди них, кто стал официальным свидетелем Воскресения. Основополагающее утверждение «Он явился Кифе» (1 Кор. 15, 5) подтверждается Евангелием от Луки, в котором в части, называемой «Евангелием Воскресения» записаны события «первого дня недели» (Лк. 24, 1). Два ученика, после того, как они видели Христа по дороге в Эммаус, вернулись в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать и тех, что с ними, которые говорили, что «Господь действительно восстал и явился (ὤφθη) Симону» (Лк. 24, 34). Роль руководителя, которую играл апостол Петр в ранней христианской общине в Иерусалиме, не имела бы разумного объяснения, если бы ему не явился Иисус. Петр отрицался Христа, но явление ему, согласно некоторым отцам, ознаменовало окончание его отчаянного положения. Христос явился Петру, чтобы утешить его. Как древние, так и современные толкователи указывают, что власть Петра в ранней Церкви не была результатом его собственной силы и прямодушия, но коренилась в его встрече с Воскресшим Христом.

Иаков, который следует за Петром как глава Церкви в Иерусалиме (Деян. 12, 17; 15, 13 и слл.; 21, 18 и слл.; Гал. 1, 18 и слл.; 2, 9 и 12), подобным же образом получил это положение не силой своей личности, но потому что Христос явился также и ему. Этот Иаков даже не был из числа двенадцати. Он известен нам как «брат Господень», а во время общественного служения Иисуса Его «братья» (или двоюродные братья) даже не верили в Него (Ин. 7:5). Вне свидетельств керигмы в 1 Кор. 15, 7 у нас нет подтверждений явлений Христа Иакову. Однако Евангелие Евреев, одно из апокрифических Евангелий второго столетия, которое при своем создании не подверглось гностическому влиянию, содержит достаточно детальное сообщение об обстоятельствах, в которых Христос явился Иакову после Своего Воскресения: «И когда Господь дал слуге священника одежды, Он пришел к Иакову и явился ему. Ибо Иаков поклялся, что не будет вкушать хлеба от того часа, когда он испил чашу Господню, до того, как не увидит Его восставшим из почивших. И вскоре после этого Господь сказал: принесите стол и хлеб! И к этому немедленно добавилось: Он взял хлеб, благословил его, преломил и дал его Иакову Иусту и сказал ему: Брат мой, ешь хлеб твой, ибо Сын Человеческий восстал из почивших» [3].

Третьим человеком, который упоминается в изложении керигмы, является сам Павел. Христос явился ему «последнему», и так как случай Павла отличается от других, мы рассмотрим природу, характеристики и значение этого явления в следующей главе.

После явления Петру Христос открылся одиннадцати, как об этом неоднократно свидетельствуют Евангелия (Лк. 24, 36-53; Ин. 20, 19-23; Мф. 28, 16-20). Затем Он явился «свыше чем пятистам братиям» (1 Кор. 15, 6), о чем мы не имеем никаких других ссылок. Некоторые толкователи думали, что это явление представлено в Деян. 2, в рассказе о Пятидесятнице, но это предположение является чисто умозрительным. Единственный общий элемент между явлением после Воскресения пятистам и Пятидесятницей – это большое количество людей, вовлеченных в оба эти случая. Более того, никакие сообщения о явлениях после Воскресения не предполагают, что свидетели имели харизматический опыт, напоминающий опыт, сопровождавший схождение Святого Духа на Пятидесятницу. Отсюда мы должны предположить, что 1 Кор. 15, 6 и Деян. 2 являются не двумя разными сообщениями об одном и том же событии, а относятся к двум разным событиям периода после Воскресения.

Уникальна роль Петра и других, которым явился Христос и которые стали официальными апостольскими свидетелями Воскресения. Никто не может отнять у них это преимущественное положение. Им была вверена апостольская миссия, и все, принявшие и уверовавшие по их свидетельству, разделяли с ними ту же веру.


Источник: Кесич. В. Первый день нового творения. Воскресение и христианская вера. – К.: «Пролог», 2006. С. 93-97.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Слово κήρυγμα означает возвещение, извещение, объявление, а также приказ, распоряжение. Все это в древних обществах объявлялось правителями через глашатая (κῆρυξ). В новозаветной литературе оно традиционно переводится как «проповедь». Однако его первоначальный смысл затемнился ассоциациями с «проповедью» как наставлением, поучением, поэтому при таком использовании представляется более уместным буквальное употребление этого термина.

[2] В иудаизме женщина не была уполномочена свидетельствовать «так как из Быт. 18, 15 делалось заключение, что она лжец». Ее показания были приняты лишь в нескольких исключительных случаях, и именно в тех случаях, когда приемлемыми были и свидетельства рабов из язычников. Свое исследование по этому вопросу представляет Иоахим Иеремиас, который заключает, что «иудаизм во времена Иисуса также был о женщинах низкого мнения, обычного на Востоке, где она, главным образом, ценится за свою плодовитость, удерживается насколько возможно в закрытости от внешнего мира, подчинена власти своего отца или мужа, и где она ниже мужчин с религиозной точки зрения». См. его Jerusalem in the time of Jesus: An Investigation into Economic and Social Conditions during the New Testament Period (Philadelphia: Fortress Press, 1969) 374-6. В противоположность такому фону мы можем оценить существенно отличное отношение к женщинам, которое демонстрирует Иисус.

[3] См. Edgar Hennecke, New Testament Apocrypha, 2 vols. (Philadelphia: Westminster Press, 1963) 1:165. Согласно этому апокрифическому Евангелию, охранявшие гробницу видели Воскресение, а Воскресший Христос дал слуге священника льняные одежды. Но ни в одном из канонических Евангелий не засвидетельствован сам момент Воскресения. Поэтому сказанное здесь является не дальнейшим расширением других сообщений, а свободным творчеством, основанным на основополагающем утверждении в 1 Кор. 15, 7. Евангелие Евреев также противоречит преданию, содержащемуся в Новом Завете, и по другим важным вопросам. Оно пришло из среды христиан из иудеев, отражает их характер и содержит основательный апологетический элемент. Стоит отметить, что гностическое Евангелие Фомы также превозносит Иакова, и именно помещением канонических отрывков в различные контексты. См. Robert М. Grant, The Secret Sayings of Jesus: The Gnostic Gospel of Thomas (Garden City, N.Y.: Doubleday, 1960) 19-37, 128. Ясное сообщение о положении Иакова в раннем христианстве дается в F.F. Bruce, Peter, Stephen, James, and John: Studies in Early Non-Pauline Christianity (Grand Rapids, Mich.: Eerdmans, 1979) 86-119.


1 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...