Огонь Паскаля

Огонь Паскаля

Из XVII века входит в нашу совре­менность взволнованный голос Блеза Паскаля, одного из самых глубоких мыслителей человечества.

23 ноября 1654 года этот математик, совершивший ряд научных эмпиричес­ких открытий, пережил встречу с небес­ным миром, потрясшую его внутреннее существо: Паскаль постиг, что Бог есть

«Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не философов и мудре­цов»! И что Бог есть Огонь, очищающий человека, сжигаю­щий зло. И Живой Бог ищет человеческую душу для усынов­ления, для ее воскресения, спасения в вечности.

Ум наш человеческий способен даже отвлеченно, «мате­матически» доказать, что вера в Бога и в бессмертие души есть нечто гораздо более разумное, жизненное и достовер­ное, чем неверие в эти истины. Математик Паскаль доказы­вает это своим знаменитым рассуждением о пари, которое держат верующий с неверующим: есть Бог или нет Бога? Неверующий, по мысли Паскаля, всегда теряет. А верую­щий в одном случае ничего не теряет, а в другом все выиг­рывает. Предположим, говорит Паскаль, что существует в мире лишь холодное, отвлеченное решение этого спора — «за» или «против» существования Бога и бессмертной в Нем жизни. Если Бог есть, то ценность человеческого решения за Бога, ценность этой человеческой «ставки» на Вечную Жизнь является бесконечно драгоценной и безгранично спасительной. Если, предположим, человек «ошибся» в своей ставке на Вечную Жизнь, то эта его ошибка мало что будет для него означать; она не составит никакой потери по сравнению с величайшей потерей не верующего в Бога че­ловека, ошибочно сделавшего ставку не на жизнь, а на смерть своей души. Такая ошибка неверующего будет для него офомна, ужасна и неисправима.

Blaise_Pascal._Lithograph_after_G._Edelinck_after_F._Quesnel_Wellcome_V0004512 (2).jpg

Блез Паскаль

Такова сущность знаменитой мысли Паскаля о пари ве­рующего с неверующим.

Но человек есть не только умственное существо; он есть и живое сердце. Сам Паскаль не сомневался в величайшей реальности Божьего бытия. Имея подлинный опыт позна­ния этого Бытия, Паскаль считал, что настоящее доказа­тельство существования Божьего исходит не из отвлеченно­го, теоретического рассудка, а от сердца, из глубины духа, из целостной интуиции человеческого существа. Ум, сердце и воля, соединяясь воедино в постижении Духа Божия, це­лостно познают истину Божьего бытия в чистоте, любви и истине. Познают в меру своего очищения. И именно это со­стояние синтетического познания в человеке называется в Священном Писании верой.

Вера в Бога есть одновременно постижение человека в высшем его раскрытии. «Сердце ощущает Бога, не разум», — говорит Паскаль. «Вот в чем вера: Бог, открывшийся сердцу, а не разуму... Вера — это отдание своей жизни Любви боже­ственной, умалившейся, чтобы заполнить нашу малость; ве­ра есть познание Любви, заполняющей пропасть между на­ми и Богом... Безгранично расстояние между физическим телом с его биологическими процессами и областью мысли. Но еще более бесконечно расстояние между человеческой мыслью и Высшей Любовью, Богом-Духом. Это расстояние переходит границы природы. Самый малый ум человека — выше всей земли и всех звезд, так как он познает все это и себя. Тело же ничего не сознает. Но все тела и все умы, вме­сте взятые, имеют меньшую ценность, чем малейшее явле­ние любви. Любовь высшая принадлежит к порядку гораздо более высокому, чем мысль. И как из физических, матери­альных тел нельзя получить ни малейшей мысли, так и из всех умов нельзя извлечь ни малейшего движения (ни ма­лейшей искры) любви».

Эта мысль Паскаля иллюстрирует разделение апостолом Павлом природы человека на «телесную», «душевную» и «духовную».

Истинная вера в Бога есть всежизненная замена челове­ком своего эгоистического «я» истинным центром бытия — Богом. На этом пути и воздвигается Крест, так как наше эго­истическое «я» не хочет уступить Божественной Жизни и умереть в Божьей воле. Эгоистическое наше «я» мы призва­ны заменить жизнью Божественной, Христовой... Оттого эгоцентрическая воля человека всегда чувствует трудность веры в Бога.

В знаменитом своем переживании, мистическом опыте, о котором свидетельствует клочок бумаги, который Паскаль носил всегда при себе, он говорит: «Уверенность, уверен­ность... радость, мир» (Certitude, certitude... Joie, Paix). «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бо­га, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3).

Последними словами этого знаменитого клочка бумаги, зашитого в одежду Паскаля, были: «Отказ от себя — полный и умиренный». Отказывающийся от «себя», от своего эгоиз­ма человек находит свою настоящую, очищенную личность.

Так уже в этом мире начинается воскресение человека из мертвых, новая жизнь — во Христе...

Умер Паскаль сравнительно молодым, тридцати девяти лет, оставив человечеству опыт удивительной жизненной ус­тремленности к чистоте, удивительной напряженности в жажде высшей жизни и той реальности любви к Богу и лю­дям, которая составляет сущность настоящей религиозной веры.

Христос Иисус, Спаситель, Богочеловек стоит в центре жизни и мысли Паскаля. «Мне кажется, — пишет он, — что Иисус Христос дает прикоснуться после Своего воскресения только к Своим язвам... Мы должны соединить себя только с Его страданием. Христос — божественный ответ на челове­ческое, смертное состояние в мире. Можно верить в Бога, не зная этого своего несчастного смертного состояния, и мож­но также видеть это свое несчастное состояние — без Бога... Но нельзя человеку познать Иисуса Христа, не познав тем самым и Бога, и свое несчастное — без Бога — состояние. В Иисусе Христе заключается для человечества полный и единственный ответ на все. Без Него — одно только отчая­ние, горе и смерть. А через Христа Иисуса все — и само стра­дание, и сама смерть — становится путем, входом в высшую жизнь...»

Историю человечества Паскаль созерцает как «агонию Иисуса Христа на Кресте». Агония завершится Воскресени­ем. «Нельзя спать в это время! — говорит Паскаль. — Это время — молитвы».


Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное. Сочинение в двух томах. 1 том. Издательство братства во имя святого князя Александра Невского


STSL.Ru


21 Февраля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...