Протоиерей Павел Адельгейм
Сегодня я хочу побеседовать с вами о чудесном преображении человеческой души светом Воскресения Христова. Оно начинается изменением ветхого сознания в новое, а завершается вселением Бога в человеческое сердце.
Эра, в которой мы живем, потому и называется «новой», что началась с Рождения Господа Иисуса Христа. Он заново оценил все человеческие понятия. Мы воспринимаем страдания Христовы как торжество духа над плотью, святости над грехом, любви над ненавистью. В Воскресении видим победу над смертью и адом. Иудеи и греки видели в страдании беспомощность и унижение. В смерти – грань отчаяния и безнадежности, они поклонялись богатству, силе, славе, власти. «Их бог – чрево», – говорит апостол Павел (Фил. 3, 19), – «Они мыслят о земном». Чтобы преодолеть «соблазн креста», ветхому сознанию нужен подвиг веры и верности. И подвиг веры увенчивает чудо Воскресения. Христос Воскрес – и душа дивно преображается. Радость эту дарует не воскресение, а Сам Воскресший. Богослужение Пасхи все проникнуто этим чувством. Один из учителей Церкви назвал его райским богослужением. В другое время года богослужение наполнено покаянными молитвословиями, а в эти дни оно исполнено ликования.
Но почему в эти светлые дни пасхальная радость пронизывает у одних все существо, а у других только скользит по поверхности души? В чем корень пасхальной радости?
Бог приближает к себе сердце человека и человек ощущает близость Бога. И чем больше душа раскрывается навстречу Богу, тем ярче пасхальная радость. А если сердце от Бога затворено, если в нем живут нечистые страсти, то человек вовсе не испытывает пасхальной радости. Что же делать, чтобы пасхальная радость коснулась нашего сердца?
Как ветхозаветному сознанию нужен был подвиг веры, чтобы обновиться, нашему сердцу нужен подвиг очищения от страстей.
«Очистим чувствия и узрим в неприступном свете Воскресения Христа блистающее». Аминь.
Источник: О Пасхе. Сборник рассказов и проповедей. – СТСЛ, 2003. – С. 117-119.
10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».
Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.
278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2021 Свято-Троицкая Сергиева Лавра