День памяти благоверных князей Василия и Константина Ярославских

День памяти благоверных князей Василия и Константина Ярославских

Свя­тые бла­го­вер­ные кня­зья Ва­си­лий и Кон­стан­тин бы­ли един­ствен­ны­ми сы­но­вья­ми пер­во­го кня­зя Яро­слав­ско­го Все­во­ло­да Кон­стан­ти­но­ви­ча от бра­ка его с Ма­ри­ною, до­че­рью Оле­га, кня­зя Кур­ско­го. Все­во­лод Кон­стан­ти­но­вич был род­ным бра­том кня­зя Ва­силь­ка Ро­стов­ско­го († 1238; па­мять 4/17 фев­ра­ля).

В 1238 го­ду мон­го­ло-та­тар­ские ор­ды ха­на Ба­тыя опу­сто­ши­ли об­ласть ве­ли­ко­го кня­же­ния. Ве­ли­кий князь Ге­ор­гий с сы­но­вья­ми и немно­го­чис­лен­ным вой­ском вы­нуж­ден был от­сту­пить в яро­слав­ский удел сво­е­го вос­пи­тан­ни­ка Все­во­ло­да. Здесь на ре­ке Си­ти их на­стиг­ли от­ря­ды непри­я­те­лей. Про­изо­шла кро­ва­вая се­ча, в ко­то­рой по­гиб­ли ве­ли­кий князь Ге­ор­гий и князь Все­во­лод Яро­слав­ский, отец Ва­си­лия и Кон­стан­ти­на. Ва­силь­ко Ро­стов­ский был пле­нен и му­че­ни­че­ски по­гиб за ве­ру и оте­че­ство. К 1238 го­ду от­но­сит­ся пер­вое упо­ми­на­ние в ле­то­пи­сях о стар­шем сыне по­гиб­ше­го яро­слав­ско­го кня­зя Ва­си­лия (ро­дил­ся не позд­нее 1229 го­да) как об од­ном из кня­зей, спас­шем­ся от ме­ча Ба­ты­ева. Воз­му­жа­ние оси­ро­тев­ших юных кня­зей при­шлось на слож­ное, тя­же­лое вре­мя. На­сле­до­ва­ние кня­же­ния при­нял на се­бя стар­ший брат Ва­си­лий. Ему пред­сто­я­ло укреп­лять осла­бев­ший дух сво­их под­дан­ных, все­лять в них на­деж­ду, по­мо­гать вдо­вам и си­ро­там во­и­нов, по­гиб­ших на ре­ке Си­ти.

Ле­то­пи­си сви­де­тель­ству­ют, что князь Ва­си­лий Все­во­ло­до­вич в стра­хе Бо­жи­ем пра­вил кня­же­ством, не всту­пая в меж­до­усоб­ные спо­ры с со­се­дя­ми. Им бы­ли вос­ста­нов­ле­ны и об­нов­ле­ны раз­ру­шен­ные в яро­слав­ских пре­де­лах мон­го­ло-та­та­ра­ми мно­гие хра­мы.

В 1239 го­ду князь Ва­си­лий Все­во­ло­до­вич впер­вые от­пра­вил­ся вме­сте с дру­ги­ми кня­зья­ми в Ор­ду «про свою от­чи­ну», то есть для то­го, чтобы по­лу­чить от ха­на утвер­жде­ние на Яро­слав­ское кня­же­ние; он был от­пу­щен, по сви­де­тель­ству ле­то­пис­ца, ха­ном Ба­ты­ем «с че­стью». Поз­же Ва­си­лий Все­во­ло­до­вич еще несколь­ко раз ез­дил в Ор­ду: в 1244 го­ду с Вла­ди­ми­ром Кон­стан­ти­но­ви­чем, кня­зем Уг­лич­ским; в 1245 го­ду вме­сте со сво­им дя­дей, ве­ли­ким кня­зем Яро­сла­вом Все­во­ло­до­ви­чем. По воз­вра­ще­нии из по­след­ней по­езд­ки к ха­ну он же­нил­ся на княжне Ксе­нии. У них бы­ло двое де­тей – дочь Ма­рия и сын Ва­си­лий, умер­ший ма­ло­лет­ним.

Зи­мой 1249 го­ду князь Ва­си­лий Яро­слав­ский от­пра­вил­ся во Вла­ди­мир на Клязь­ме для встре­чи с род­ствен­ным ему свя­тым бла­го­вер­ным ве­ли­ким кня­зем Алек­сан­дром Нев­ским († 1263 г.). Там он тя­же­ло за­бо­лел и 8 фев­ра­ля пре­ставил­ся ко Гос­по­ду. Гроб с те­лом кня­зя Ва­си­лия Все­во­ло­до­ви­ча от Вла­ди­ми­ра до Ярос­лав­ля про­во­жа­ли его дво­ю­род­ные бра­тья: Ро­стов­ский и Бе­ло­зер­ский кня­зья Бо­рис и Глеб Ва­силь­ко­ви­чи вме­сте со сво­ей ма­те­рью, а так­же сам ве­ли­кий князь Алек­сандр Нев­ский – столь ве­ли­ко бы­ло их ува­же­ние к мо­ло­до­му, но зре­ло­му ду­хом, безвре­мен­но по­чив­ше­му кня­зю. По­гре­бе­ние со­вер­шил епи­скоп Ро­стов­ский Ки­рилл в яро­слав­ском со­бор­ном хра­ме в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, на се­вер­ной сто­роне ко­то­ро­го был по­ло­жен гроб с те­лом кня­зя Ва­си­лия Яро­слав­ско­го.

По кон­чине стар­ше­го бра­та в 1249 го­ду Кон­стан­тин Все­во­ло­до­вич при­нял прав­ле­ние кня­же­ством. Он укре­пил гра­ни­цы сво­е­го вла­де­ния, стра­дав­шие от пос­то­ян­ных на­бе­гов ор­дын­цев. 3 июля 1257 го­да к Яро­слав­лю под­сту­пи­ло мон­го­ло-та­тар­ское пол­чи­ще. Князь Кон­стан­тин бес­страш­но вы­сту­пил про­тив пре­вос­хо­див­ших сил непри­я­те­ля с ма­ло­чис­лен­ной дру­жи­ной. Пе­рей­дя на дру­гую сто­ро­ну ре­ки Ко­то­рос­ли, он вы­шел на го­ру, где и про­изо­шла кро­ва­вая бит­ва с та­та­ра­ми. Несмот­ря на ге­ро­и­че­ское со­про­тив­ле­ние, рус­ские бы­ли раз­би­ты чис­лен­но пре­вос­хо­див­шим про­тив­ни­ком. Князь Кон­стан­тин ге­рой­ски пал вме­сте со сво­и­ми во­и­на­ми. Ярос­лавль был же­сто­ко ра­зо­рен. Го­ра, где по­гиб яро­слав­ский князь с дру­жи­ной, с тех пор ста­ла на­зы­вать­ся Ту­го­вой, как ме­сто ту­ги (ту­га – скорбь, тос­ка, го­ре). Те­ло бла­го­вер­но­го стра­даль­ца бы­ло по­гре­бе­но с че­стью в со­бор­ном Успен­ском хра­ме, у ме­ста упо­ко­е­ния его стар­ше­го бра­та Ва­си­лия.

В 1501 го­ду в Яро­слав­ле про­изо­шел по­жар, во вре­мя ко­то­ро­го сго­рел кремль и де­ре­вян­ный со­бор. Ко­гда на­ча­ли ко­пать рвы для за­клад­ки ос­но­ва­ния но­во­го хра­ма, то об­ре­ли два гро­ба с нетлен­ны­ми те­ла­ми. По над­пи­сям на ка­мен­ных пли­тах бы­ло опре­де­ле­но, что это бла­го­вер­ные кня­зья Ва­си­лий и Кон­стан­тин Ярос­лав­ские. По прось­бе на­ро­да епи­скоп Яро­слав­ский в при­сут­ствии мно­го­чис­лен­но­го ду­хо­вен­ства пе­ре­нес нетлен­ные мо­щи из крем­ля в де­ре­вян­ный храм во имя свя­тых стра­сто­тер­пцев Бо­ри­са и Гле­ба. Из­ве­стие об этом со­бы­тии до­шло до ве­ли­ко­го кня­зя Мос­ков­ско­го Иоан­на III, ко­то­рый по­слал из Моск­вы ис­кус­ных ка­мен­щи­ков для по­строй­ки со­бор­но­го хра­ма. Впо­след­ствии он сам при­был в Яро­славль на по­кло­не­ние свя­тым мо­щам сво­их пред­ков.

По­сле окон­ча­ния стро­и­тель­ства ка­фед­раль­но­го Успен­ско­го со­бо­ра свя­тые мо­щи кня­зей Ва­си­лия и Кон­стан­ти­на бы­ли вновь тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны и пос­тав­ле­ны от­кры­то в пре­де­ле, освя­щен­ном в их честь, меж­ду стол­пов, с пра­вой сто­ро­ны, под древни­ми ро­до­вы­ми кня­же­ски­ми ико­на­ми. В 1744 го­ду во вре­мя боль­шо­го по­жа­ра в со­бо­ре свя­тые мо­щи об­го­ре­ли, по­сле че­го остан­ки их бы­ли зак­лю­че­ны в ков­че­ги и вновь по­ло­же­ны в Успен­ском хра­ме, но уже в осо­бо уст­ро­ен­ную гроб­ни­цу. В кня­же­ние Ва­си­лия Ива­но­ви­ча (1526–1533) мо­на­хом Па­хо­ми­ем бы­ло на­пи­са­но жи­тие Яро­слав­ских чу­до­твор­цев. Па­мять свя­тых бла­го­вер­ных кня­зей Ва­си­лия и Кон­стан­ти­на Яро­слав­ских со­вер­ша­ет­ся два­жды в год: 3/16 июля – в день бит­вы на го­ре Ту­го­вой, 8/21 июня – ко­гда бы­ли об­ре­те­ны их свя­тые мо­щи. В тот же день празд­ну­ет­ся па­мять Яро­слав­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, по пре­да­нию, при­не­сен­ной в Яро­славль бла­го­вер­ны­ми кня­зья­ми-бра­тья­ми и с тех пор на­хо­див­шей­ся в Успен­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре.

Тропарь в честь обретения мощей блгв. князей Василия и Константина Ярославских, глас 2

Ваше отечество хвалится обагрением кровей ваших,/ Церковь же Божия радуется,/ приемши телеса ваша,/ людие, песненный лик составльше,/ духовною цевницею вопиют:/ ликуй, Василие, радуйся, Константине,/ Ярославлю славо и всей России радосте.

Кондак на обретение мощей благоверных князей Василия и Константина Ярославских, глас 4

Днесь Церковь разширяет недра своя/ и приемлет многоцелебныя мощи ваши,/ добропобеднии страдальцы,/ Василие славне и Константине Богомудре,/ и, яко шипок благовонный, напояется пречудными ароматы,/ богатными чудодеянии от неистощимых сокровищ,/ от преславных мощей ваших,/ и радостно чад своих созывает вопити, людие:/ радуйся, двоице пречудная, отечеству своему стено необоримая.


STSL.Ru


Источник:azbyka.ru
16 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...