Образ преподобного Сергия в церковном искусстве Казанского края XVI-XIX веков

Участие Троице-Сергиева монастыря в присоединении Казани к Московскому государству в середине XVI века известно как «царское богомолие». Подмосковный монастырь как один из крупнейших землевладельцев  прилагал большие усилия для скорейшего духовного «освоения» новых восточных земель государства.

Троицкие святыни были принесены в русскую крепость Свияжск (Ивангород Свияжский) летом 1551 года. Одна из первых привезенных на казанскую землю икон, ставшая чудотворной, - храмовый образ преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевом монастыре Свияжска, список с иконы из Троице-Сергиевой лавры (ныне в церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище в Казани). 

Образ преподобного Сергия Радонежского из Свияжского Троице-Сергиева монастыря, 
церковь Ярославских чудотворцев на Арском кладбище в Казани

Летом 1552 года, перед взятием Казани, царь Иван Васильевич останавливался на несколько дней в Свияжске. В четверг 18 августа он посетил собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы и после литургии приложился к храмовой иконе и «к чюдотворному образу Сергия чюдотворца». Казанские походы способствовали созданию многих икон преподобного Сергия Радонежского, в том числе особого свойства, таких, упоминание о которых расширяет наше представление об иконных изводах и формах почитания святого в основанном им монастыре. Известно, что перед взятием Казани 2 октября 1552 года царь в своей палатке молился «чюдотворцову образу стоящу, еже з живаго светилника Сергиа начертана» - т.е. перед иконой, которая была создана (или скорее всего повторяла) прижизненный образ преподобного. К сожалению, судьба ее неизвестна, возможно, она вернулась вместе с царем в столицу, не оказав непосредственного влияния на почитание преподобного в Казани.
До наших дней дошла лишь чудотворная свияжская икона преподобного Сергия, а также письменные и изобразительные данные о том, как выглядел ее старинный убор. Память об участии Троице-Сергиева монастыря в деле покорения и освоения Казанского края отразилась хотя бы отчасти в чудесах преподобного, явленных местным племенам еще до строительства крепости в Свияжске (согласно сведениям «Казанской истории»). Из писцовых описаний Казани и Свияжска 1560-х годов известны и другие изводы, связанные с образом преподобного, например, «Пречистая Сергиево видение», пядничные иконы преподобного Сергия, иконы с изображением преподобного Сергия и Николая Чудотворца «на одной иконе». Иконы с изображением преподобного Сергия находились и в деревянных храмах во имя преподобного Сергия Радонежского и Святой Троицы, поставленных Троице-Сергиевым монастырем на территории казанской крепости; позднее судя по описи Троице- Сергиева монастыря 1641 года, видимо, при перестройке церквей в камне изменился и состав храмовых икон в т. ч. с образом преподобного Сергия. Однако среди его икон судя по прикладу продолжала находиться как чтимая святыня икона преподобного, написанная по всей видимости еще в середине XVI века и украшенная с особым благоговением после взятия Казани.
Среди памятников чрезвычайно важности следует отметить два небольших фресковых «ансамбля»: композицию Святой Троицы с преподобными Сергием и Никоном по сторонам на внешней стене теплой каменной церкви во имя преподобного Сергия в Свияжском Троицком монастыре (сохранилась внутри пристроенной каменной двухэтажной паперти с лестницей XVIII века), видимо, созданную при перестройке храма в камне в 1604 году; и похожую по иконографическому составу роспись в каменной церкви Сергия в казанском Кремле, видимо, созданную уже позднее.

Церковь Преподобного Сергия Радонежского Свияжского Троицкого монастыря

Для казанской земли в более позднее время особое значение сохраняла чудотворная икона преподобного Сергия из Сергиевской церкви Троице-Сергиева монастыря в Свияжске. С конца XVIII века на его территории расположился женский монастырь во имя пророка Иоанна Предтечи. Монахини создавали в иконописной мастерской повторения чудотворной иконы, чрезвычайно близко к стилю и образу середины XVI века. Известна одна такая икона-копия, хотя не исключено, что их могло быть создано немало, поскольку монастырь имел иконописную мастерскую. Сама же чудотворная икона продолжала оставаться святыней и сокровищем в женском монастыре, как прежде была в мужском и стала одной из поклонных икон в новом каменном соборе во имя иконы Божией Матери Всех скорбящих Радости (освящен в 1906 году). При восстановлении собора уже в начале XXI века ее место заняла современная икона-копия, воспроизводящая икону из собрания Троице-Сергиева монастыря.

М.А. Маханько
Преподобный Сергий Радонежский и образ Святой Троицы в древнерусском искусстве: Тезисы докладов научной конференции; Музей имени Андрея Рублева, 11-12 декабря 2013 г. / Ред. и сост. Н.И. Комашко. - М.: МАКС Пресс, 2013. С. 65-68


22 Января 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...