Образ преподобного Сергия Радонежского резчиков Сергиева Посада второй половины XIX - начала XX века

Кустарный промысел миниатюрной резьбы в Сергиевом Посаде возник в первой трети XIX века, но как самостоятельный вид ремесленного творчества, отмеченного самобытными чертами, сложился около середины того же столетия. Изделия резчиков, включавшие иконы, трехстворчатые складни и кресты, были предназначены преимущественно для паломников Троице-Сергиевой лавры, поэтому центральное место в их иконографии принадлежало образу преподобного Сергия Радонежского.


Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому. Избранные святые.
Конец XIX века. Сергиев Посад. Мастер И.С. Хрустачев. Дерево; резьба. 36,2х10,8х3,9 см.

Можно выделить следующие сюжеты:
•    Явление Богоматери преподобному Сергию.
•    Преподобный Сергий на фоне Троицкого монастыря.
•    Поясные и ростовые изображение преподобного Сергия.
•    Преподобный Сергий коленопреклоненный, в молении возле аналоя.
•    Преподобный Сергий Радонежский с избранными святыми.
•    Преподобный Сергий перед гробами родителей.
•    Благословение преподобным Сергием князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
Наибольшее распространение получил сюжет «Явление Богоматери преподобному Сергию». Он издавна тиражировался для паломников в произведениях живописи и резьбы, так как являл собой зримое покровительство Богоматери. Мастера следовали традиционной иконографии, сложившейся в Троице- Сергиевой лавре в XVIII веке. Богородица изображалась в центре с поднятой правой рукой в сопровождении апостолов Петра и Иоанна, преподобный Сергий был представлен справа, коленопреклоненным, вместе с преподобным Михеем, закрывшим лицо полой мантии. Фоном служил интерьер кельи с аналоем, на котором лежала раскрытая книга, и двумя келейными иконами на полке. Если в середине XIX столетия действие разворачивалось на фоне каменной древнерусской палаты, в соответствии с живописными иконами, то в конце XIX - начале XX века чаще в деревянной келье, как на большинстве литографий. Иконография Явления, дополненная фигурой преподобного Никона, встречается лишь в отдельных произведениях середины XIX века.
Второе место по популярности занимали персональные образы преподобного Сергия: поясные, в рост, со свернутым или развернутым свитком и благословляющим жестом правой руки, которые ориентировались на почитавшиеся живописные образы и сделанные на их основе литографии. В большинстве произведений святой основатель Троицкой обители был представлен на фоне монастыря, показанного с наиболее выигрышной юго-западной стороны.
Реже встречается образ «Преподобный Сергий Радонежский в молении». Он известен по овальным полуторовершковым иконкам второй половины XIX - начала XX века. Подвижник изображен коленопреклоненным перед аналоем, на котором лежат раскрытая книга и крест. Его поза полностью соответствует сюжету «Явление Богоматери», за исключением положения левой руки, изображенной в жесте принятия благодати, открытой ладонью к зрителю. Очевидно, сцена должна была иллюстрировать момент, предшествующий появлению Богородицы, когда преподобный Сергий, закончив чтение Акафиста Богоматери, внутренним взором почувствовал ее приближение. Источником для резьбы служили хромолитографии, издававшиеся с середины XIX века.
Сравнительно короткое время резчики изображали преподобного Сергия в составе избранных Радонежских святых. Такие иконы упоминаются среди изделий, предназначенных для поставок в монастырь, уже в 1830 и 1856 годах. Один из вариантов назывался «Семь угодников Лавры». Он исполнялся приблизительно до шестидесятых годов XIX века и известен только по документам. Помимо Сергия Радонежского в нем были представлены преподобные Никон и Михей Радонежские, Максим Грек, святители Иоасаф (Скрипицын), митрополит московский, троицкий архимандрит Дионисий (Зобниновский) и Серапион, Новгородский архиепископ. Мощи этих святых, считавшихся чудотворцами, покоились в лавре. Образцами для резьбы служили одноименные печатные листы, издававшиеся в Троицком монастыре. Образ семи лаврских угодников печатался иногда и в житийных иконах преподобного Сергия.
Наряду с избранными Радонежскими святыми существовал иконографический извод преподобного Сергия в паре с Никоном Радонежским. Оба были представлены в рост, со свитками в руках на маленьких образках овальной формы, которые изготовлялись, вероятно, до середины восьмидесятых годов XIX века. Поясные образы преподобных Сергия и Никона Радонежских известны на обороте горизонтальной ветви партии напрестольных крестов, которые мы датируем 1840-1850-ми годами. Во второй половине XIX - начале XX века ростовую фигуру святого Никона традиционно помещали на створках трехстворчатых складней в паре с Сергием Радонежским.
Резные иконы с сюжетом «Преподобный Сергий перед гробами родителей» упоминаются в документах уже в 1830 году. Самую раннюю из сохранившихся икон можно датировать не позднее середины XIX века. Иконография этой миниатюрной овальной иконки практически не отличается от произведений, исполненных в последней четверти XIX - начале XX столетия. Преподобный Сергий представлен в рост, в священническом облачении, с кадилом в руке, служащим символическую литию. Перед ним - гробы с условным изображением фигур в схимническом облачении, нижняя часть которых закрыта покрывалами. Судя по плоскостной резьбе, изображались не тела усопших Кирилла и Марии, а их живописные иконы, лежавшие на подлинных гробницах, и их покровы. Интерьер храма обозначал массивный столб, расположенный в центре композиции. В распространенной редакции добавлялись подсвечник с горящей свечой и образ Спаса Нерукотворного, контурно намеченный рельефом или карандашом.
Аналогичная иконография известна в печатных листах. Со слов О.И. Зарицкой они выпускались с 1757 года, но широко начали тиражироваться во второй половине XIX веке. По нашему мнению, распространению этой иконографии способствовали молебны преподобному Сергию и панихиды по его родителям, которые служились в Покровском Хотьковском монастыре во время эпидемии холеры в 1840-х годах. В это время ростовую чудотворную икону Сергия Радонежского, написанную на гробовой доске, ставили напротив мощей праведных Кирилла и Марии, так что, по словам современника, как будто сам преподобный служил панихиду.
В конце XIX - начале XX века в резьбе мастеров Сергиева Посада появилась сложная многофигурная композиция «Благословение преподобным Сергием Радонежским князя Дмитрия Донского на битву против Мамая». Она известна по нескольким большеформатным иконам, сделанным на заказ. Самая ранняя была создана в 1896 году И.С. Хрустачевым по поручению сергиевопосадского Общества Хоругвеносцев для поднесения Николаю II по случаю коронации. Подарок имел глубокий смысл: новый император уподоблялся древнерусскому князю Дмитрию Донскому, получившему благословение от самого Сергия Радонежского на защиту Отечества от внутренних и внешних врагов.
В верхней части иконы располагались клейма с поясными изображениями царицы Александры и святителя Николая, тезоименитых императорской чете. В среднике слева было изображено войско, которое возглавляли коленопреклоненные князь Дмитрий и его воевода. Их встречал преподобный Сергий с монахами, с крестом в руке. Две группы объединяли могучие фигуры воинов-иноков Пересвета и Осляби, изображенные в центре. Вверху, в облачном сегменте был представлен образ Ветхозаветной Троицы. Композиция была составлена мастером на основе двух вариантов литографий одноименной сцены. Из листа, напечатанного в 1884 году в типографии И.Д. Сытина, мастер заимствовал схему расположения действующих лиц, а из хромолитографии, выпущенной тем же печатным заведением к 500-летию преставления преподобного Сергия Радонежского в 1892 году, - пейзажный фон, дословно воспроизведенный в резьбе.
Сюжет приобрел популярность во второй половине XIX - начале XX столетий в связи с военными действиями, которые вела Россия. Он воспринимался, в первую очередь, как «символическое и историческое покровительство Сергия Радонежского русским воинам» и писался преимущественно для действующей армии. Одно из ранних печатных изображений «Благословения...» было издано А. Рудневым в литографии Щурова в 1834-1844 годах. С 1860-х годов оно печаталось в Троице-Сергиевой лавре большими тиражами.
В краткой редакции «Благословение преподобным Сергием Радонежским Дмитрия Донского» встречается на черенках сувенирных ложек, исполненных резчиками Сергиева Посада в технике просечной резьбы еще в 1880-е годы. Только в этих изделиях можно увидеть отдельные редкие сцены, например, «Изведение воды», «Священнодействие с Ангелом».
В заключение отметим, что резчики Сергиева Посада использовали практически все сюжеты, посвященные преподобному Сергию Радонежскому, которые известны в живописи, за исключением житийных сцен, некоторые из которых попали на черенки сувенирных ложек. Главенствующей, как и в живописи, была сцена «Явление Богоматери», второе место по популярности занимало изображение преподобного Сергия на фоне Троице-Сергиевой лавры. Если одни композиции, как и вышеупомянутые, воспроизводились на протяжении всего существования промысла, то другие - короткое время. Так, образ святого в составе избранных Радонежских святых исполнялся только до середины XIX столетия, а «Благословение преподобным Сергием Радонежским Дмитрия Донского» начиная с последних десятилетий того же века.

Е.В. Давыдова

Источник: Преподобный Сергий Радонежский и образ Святой Троицы в древнерусском искусстве: Тезисы докладов научной конференции; Музей имени Андрея Рублева, 11-12 декабря 2013 г. / Ред. и сост. Н.И. Комашко. - М.: МАКС Пресс, 2013. С. 20-26


16 января 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.