Обращается ко всем кронштадтский праведник. К житию святого праведного Иоанна Кронштадтского

К.Е. Скурат,
заслуженный профессор МДА,
доктор церковной истории


Славлю всеблагий Промысл Божий
во всем, в малом и великом
(213) [1].

Жить и служить, так жить и служить
по совести и по священству
(484).


Отец Иоанн, обращаясь к своему постоянному адресату настоятельнице Иоанна-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря игумении Таисии (Солоповой, † 1915), пишет: «Матерински доброе и умное письмо твое я получил и с совершенным удовлетворением прочел. Прочел и всегда читаю твои письма с духовным интересом, наперед зная, что в них нет ни одного пустого слова» (239). – Почти то же можно сказать и о письмах самого Батюшки: отечески добрые, умные, всегда читаются с духовным интересом и пользой. – Благодаря другого адресата за его письмо, отец Иоанн опять-таки дает ему такую характеристику, которую полностью можно применить к его же письмам: «Из глубины души благодарю Вас за Ваше письмо, дышащее Апостольскою любовию и мудростию. С душевным удовольствием я прочитал его: ибо оно проистекло из души христиански здравой, верующей, уповающей, любящей, опытной, твердой, обогатившейся внутренним богатством... Ваша доброта трогает, побеждает меня. Ваше смирение... пленяет меня. Ваше письмо – для меня училище добродетели» (30, 31). – Правильность такого приложения слов святого Кронштадтского Пастыря к его же собственным творениям показывает – и показывает убедительнейшим образом – его размышление, записанное им в Дневнике 1861 года (правда, не о письмах, а о беседах, но оно применимо ко всем его наставлениям). Как бы приказывая сам себе, Батюшка пишет: «Составляя беседы, не имей цели – издать их в свет, а имей ту цель, чтобы поучать ими твою паству. Имей всегда ее пред очами. Не будь отвлечен от действительности. Пиши с натуры. Писать для издания означает гордость» (15).

2392f4col.jpg

Св. прав. Иоанн Кронштадтский
Колоризированное ч/б фото из серии
«Портреты из прошлого». Реконструкция
цвета – 
худ. О. Ширнина ©Klimbim. 2016 г.

Письма святого праведного Иоанна многогранны по своему содержанию, касаются разных тем, как сугубо духовных, так и житейских – злободневных, представляющих существенный интерес в данное время. В них он и утешает, и сетует, и советует – мирянам, пастырям, избравшим монашество, и пастырски участвует в судьбах людей, в делах государственных своей Отчизны и братьев славян... В них нет отвлеченности, оторванности от жизни, или просто желания явить себя непогрешимым учителем, стяжать земную славу. Цель одна – помочь спастись... Да, Праведник живет в Праведности!

Писали святому праведному Иоанну многие и много. И всем на все добрый Пастырь спешил ответить. Однако иногда неумеренных с «предлинными» речами останавливал и просил: «Прочитал предлинное письмо – твое... Пиши меньше, потому что у меня писем много, много» (23).

В письмах святого праведного Иоанна Кронштадтского можно встретить краткие (нередко – весьма краткие) сообщения о происходившем или случавшемся на его жизненном пути. И, тем не менее, эти сообщения не только содержанием, но и характером их описания представляют для читателя не малый интерес, ибо глубоко духовны; они являют пастыря-отца, всегда готового пожертвовать всем, отдать последние силы во славу Божию, во благо ближних.

Немалая беда нашего времени – это слабое знание духовной науки, а подчас и полное незнание, или – что не лучше, – подмена ее неким подобием. На помощь нам приходит святой праведный Иоанн, Пресвитер и Чудотворец Кронштадтский, служение которого для России и всего Православия вот как оценил в своем послании к нему его современник – Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Мелетий († 1906), один из достойнейших святителей Востока: «Мы глубоко радуемся тому, что единоверная нам Россия имеет такого великого пастыря, как Ваше Высокопреподобие; своей жизнью и деятельностью Вы повторяете собой знаменитых пастырей первохристианской Церкви. Недаром весь православный мир... достойно чтит Ваши высокие духовные качества и благоговеет перед Высокопарящим духом. Сердечно поздравляем Вас, дорогой отец Иоанн, с великой благодатью Божией, вселившейся в Вас; сердечно поздравляем Россию с таким редким, истинно самоотверженным пастырем; поздравляем и себя с тем, что в нашей Православной Церкви имеются столь достойные ходатаи пред Богом за православный мир» (129-130).

Наставления святого Иоанна и соответственный им образ духовного жития – доброго, неутомимого молитвенника – служат той пламенной свечой, которая и ночью и днем ярко освещает путь к Вратам Вечности, и верным ключом их открывающим.

Не повторяя уже изложенное, мне хочется опять-таки сказать словами – глубоко духовными – самого святого Батюшки, обращенными не только к своим современникам, но и ко всем нам:

«Дай Бог преуспевать... Вам... благодатию Христовою. Да торжествует Церковь Христова над всеми темными силами, усиливающимися омрачить немерцающую вовеки славу ее. Да будут славны деятели Ее, ревнующие о славе Ее! Да хранит и подкрепляет Господь, Глава Святой Церкви, силы... всех подвижников за целость и процветание Ее» (360).

«Дай Бог... чтобы не забывали единого на потребу (Лк. 10, 42). А это – Царство Божие и правда Его. Если это есть, остальное все приложится (Мф. 6, 33): и здоровье и довольство во всем: Взыскающие бо Господа не лишатся всякого блага» (Пс. 33, 11) (46-47)... «Вопите, взывайте ко Господу: Господи, Сам действуй во мне, Сам говори, Сам просвещай ум мой, Сам воспламеняй сердце мое во вся дни и буди неотступен от меня» (297).

И еще: обращенное отцом Иоанном к себе (в мае 1908 г. за семь месяцев до кончины), а сегодня и к нам: «Ведь мне 79-й год (а грешному автору – 85-й! – К.С.); пора и переселяться к отцам; только дай Бог распорядиться всем прежде конца» (328)...

Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

«Велик Господь и хвален зело (Пс. 47, 2)
в Своей Божественной литургии» (542)

Важнейшим в деле служения священника святой праведный Иоанн считал совершение Божественной литургии – стояние у Престола Божия. Принесши на Рождество Христово в Сурском подворье святую Евхаристическую Жертву и сказавши «восторженное в Духе Святом» слово, Батюшка, спустя два дня, в своем письме игумении выразил всю значимость происшедшего в Божием храме: «Велик Господь и хвален зело (Пс. 47, 2) в Своей Божественной литургии, оживляющей всех, особенно причастников Животворящих Его Таин. Как Он, Утешитель, всех утешает, оживляет, возвышает до небес небесным на земле служением. Кажется, все горело духовно и трепетало во время литургии и проповеди слова Божия на Рождественскую тему. Я сам был воодушевлен и говорил как пророк или апостол. Как хорошо в... храме!» (542).

Божественную литургию Батюшка совершал очень часто – почти ежедневно – повсюду, куда бы ни приезжал, непрерывно обновляясь Благодатью. Литургию, – свидетельствует он сам, – «совершаю почти ежедневно в обителях и приходских церквах – и городских и сельских» (96). «Я служу то у себя в соборе, то в других разных местах, куда приглашают» (515). «В пути служу часто литургию. Время идет недаром» (42). «Как вперед, так и обратно, часто служу литургии» (44) – «в разных городах и селах и таким образом постоянно обновляюсь благодатию» (45-46).

Батюшка отмечает, что за совершаемыми им Богослужениями присутствует множество молящихся, многие причащаются Святых Таин, некоторые получают исцеления от недугов. Добрый пастырь старается произнести поучительное слово. – «Служил на... подворье при бесчисленном множестве народа; давка была громадная. Говорил назидательное поучение на слова: «Чаша Твоя упоявающи мя, яко державна (Пс. 22, 5)» (26). «Народу была полная церковь; давка во время причастия – невообразимая» (407). «Служил... литургию при большом стечении народа» (423). «Усердие народа ко мне, Божиею милостию, громадное; храмы переполняются» (43). «Служу почти каждый день обедни. Народ везде встречает и провожает в огромном количестве; храмы полны народом; исцеление бесноватой» (40). – Газета «Котлин» в 1902 г. сообщала: «Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев... в городском Петропавловском соборе (в г. Вытергу. – К.С.) совершил литургию при громадном стечении народа, наполнившего не только храм, но и обширную перед ним площадь... Раннюю обедню о. Иоанн служил в кафедральном соборе (г. Архангельска. – К.С.); народу была такая масса, что полиции с большим трудом удалось оградить его, при выходе из храма, от стихийного натиска толпы» (40-41). – «В храме было полно, – паки и паки свидетельствует Батюшка. – Давка была страшная, необходимо было раньше времени уйти в алтарь от народа» (48). «Народу было множество по обычаю. Сказал слово. Сестер всех причастил, народу причастил ста два» (34).

Заполненный график служения, чрезмерные труды, да и не всегда приятные события утомляли Доброго Пастыря, но он за все благодарил Господа. – Служил, «говорил одушевленное слово на читанное Евангелие (беседа Господа с Никодимом) и причастил многих... был очень измученным от чрезмерных трудов; но, – подымает свои очи к Небу Батюшка, – благодарю Господа, укрепляющего меня всегда свыше благодатию» (29). – Случались на пастырском пути и опасные для жизни «сюрпризы». «После назидательной беседы в одном благочестивом семействе, где было много собравшихся, – когда сел я в карету, – повествует Батюшка, – в виду давки народа, лошади... испугавшись народа... бешено понесли меня через несколько улиц; я был в большом страхе, моля Бога укротить рассвирепевших животных; никто не мог их задержать, когда, наконец, в одном месте карету затормозили и одна из лошадей упала; тут я вышел из кареты с маленьким повреждением кисти правой руки... Благодарю Господа за спасение от великой опасности, угрожавшей жизни. Видно, она еще нужна для многих, да и для меня самого, как еще не совершившего, не окончившего поприща земного и не исполнившего завета Христова» (17-19). – И еще: «Опишу вам, как мы плыли из Суры до Холмогор... по скольку часов мы стояли на мелях... и с какими неимоверными усилиями снялись с мели: от 5-ти до 6-ти часов пытались сняться с песков; хорошо еще, что не на камнях стояли... Потом пароход наскочил на большой камень – так что пароход на бок подался, а к ночи на дне парохода оказалось много воды, которую пришлось отливать ведрами, и – забивать проломы пробками с паклей. Вот сколько бед мы натерпелись! Да и потом до самого города садились не раз на мель. Какая вероломная река Пинега!.. Теперь, слава Богу, мы на большой воде. Дай Бог безопасный и благонадежный путь вперед» (436-437). – И Батюшка двигается: «Я еду в Гдовский уезд в село Пенино на освящение двух престолов, оттуда проеду в Ревель на поднятие крестов на храм и 23 августа поутру буду обратно в Питер и на... Леушинском подворье буду служить литургию...» (520).

«Основал, освятил, открыл...» (445)

На Руси с древних пор существовал святой обычай (сейчас он возрождается) строить как можно больше храмов, обителей, часовень... К этому благочестивому делу побуждало наших праотцев не только желание иметь вблизи Дом Божий, но и желание, чтобы в нем постоянно возносились за них молитвы, как за строителей. Ведь Святая Церковь очень часто повторяет прошение к Богу: «О строителях, благотворителях и благоукрасителях» святого храма сего или святой обители сей. Сознавать то, что за тебя будет возноситься молитва до тех пор, пока будет стоять храм и в нем будет приноситься Бескровная Жертва – Святая Евхаристия, когда ты будешь вместе с родными лежать на кладбище, когда тебя уже и забудут новые жители Земли, но в храме, построенном при твоем участии, будет непрерывно повторяться: «...о строителях... Господу помолимся» – великая, ничем не заменимая, отрада!

Добрый Пастырь с большой любовью к Богу и жертвенностью к ближнему с усердием продолжал святую традицию благочестивых предков: основывал, открывал, освящал монастыри, храмы – все то, что помогало соединить человека с Небом.

Кронштадтский Служитель Божий с радостью извещает епископа Архангельского и Холмогорского о совершенном, как пишет, «мною... освящении первого храма во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в новоучрежденной мною Общине сего имени в родном селе моем Суре, Пинежского уезда Архангельской епархии, и в то же время открытия сей Общины» (439-440). Отметив то, что он «приятно поражен ее быстрым преуспеянием как по отношению построек, так и тем более по благоустройству внутреннему: прекрасным стройным пением сравнительно небольшого хора, осмысленным и правильным чтением в Церкви, знанием певчими Церковного Устава, нахождением среди малочисленного состава сестер – опытных и достаточно обученных для каждого нужного в Обители дела», и тем, что «внутренний характер общежития носит отпечаток трудолюбия и послушания и других принадлежностей монастырской жизни», Батюшка ходатайствует перед епископом «о переименовании сей Общины в Общежительный Иоанно-Богословский женский монастырь» (442-443).

1 января 1901 г. состоялось торжество переименования Сурской общины в Сурский женский монастырь. В письме своей супруге – матушке Елизавете Константиновне († 1909) – Батюшка делится вестью, что его ходатайство увенчивается успехом: «Вот, я возвращаюсь с родины (Суры. – К.С.); основал, освятил, открыл женский монастырь с храмом, в котором будут день и ночь молиться за нас, доколе обитель будет существовать. Слава Богу!.. Бог да добрые люди помогли мне это святое дело совершить. Слава Богу! Это вечный капитал» (445).

«Указом... назначен катехизатором» (53)

В сентябре 1872 г. Указом Санкт-Петербургской Духовной Консистории Батюшка был назначен на предстоявший – 1873 год катехизатором в Кронштадтском соборе. Отец Иоанн охотно принял Указ, тем более, что он в течение нескольких лет уже проводил катехизические беседы, но в своем ответе викарию Санкт-Петербургской митрополии епископу Ладожскому Тихону (Покровскому) предложил внести коррективы. «В Указе, – отвечал он, – сказано, чтобы катехизатор в своих беседах объяснял предметы катехизического учения: Символ Веры, молитву Господню и десять заповедей, но так как об этих предметах постоянно и прежде говорились беседы... а один и тот же предмет учения может наскучить прихожанам, то я принимаю смелость покорнейше просить соизволения и благословения Его Высокопреосвященства и вашего Преосвященства – изменить несколько материю катехизации и, вместо Символа Веры, молитвы Господней и 10 заповедей, дозволить мне объяснение Богослужения нашей Церкви... В этом объяснении народ наш очень нуждается. При этом катехизатор надеется объяснить в своем месте, кратко, и Символ Веры, и молитву Господню, и блаженства Евангельские. Таким образом и из Богослужения многое будет объяснено, и с тем вместе преподана будет и часть Катехизиса» (53-54). Следует отметить, что еще в 1869 году в своем Дневнике Батюшка записал: «Богослужение надо изучать и преподавать как можно нагляднее, убедительнее, с нравственными применениями, с показанием необходимости его для христианина, и всегда вреда, происходящего от непосещения Богослужений». «Не свечи горящие Богу нужны, а сердца горящие: и так да горят, да пламенеют сердца ваши, когда вы стоите во храме при совершении Богослужения, наипаче литургии, да пламенеют любовию и благодарением ко Господу» (54).

Приятным событием в житии святого было также награждение его в конце XIX века митрой. «Владимир Карлович Саблер (обер-прокурор Святейшего Синода. – К.С.) сообщил мне, – пишет Батюшка, – известие о ходатайстве Св. Синода пред Государем Императором о награждении меня митрою. Вот как Господь поощряет меня недостойного в служении Богу и людям! Благодарю Господа Милостивого, возглаголавшего о мне благо в сердцах Синода. Знаю, что и твоя (игумении Таисии Солоповой. – К.С.) доброжелательная ко всем душа посочувствует мне в этой милости Божией» (356).

«Читаю много» (335)

Письма Батюшки свидетельствуют, что он любил читать – занимался чтением и дома и в пути. Но что читал, сообщается скупо. Правда, в этой «скупости» отмечено самое важное: больше всего он читал Слово Божие, а ведь в нем дано нам все – и как мы должны верить, и как необходимо нам жить, чтобы сподобиться лицезрения славы Божией.

«Почти ежедневно служу литургию с утреней и чрез то постоянно подкрепляюсь». И тут же – рядышком – заявляет: «Занимаюсь на пароходе чтением книг» (207). Это пишет Батюшка своей супруге. Три года спустя он ей же сообщает о своем занятии чтением, но более определенно и очень важно: «Читаю много по привычке и душевной потребности, читаю больше Слово Божие, утешающее и услаждающее» (335). – В Дневнике за 1908 г. отец Иоанн, наставляя подражать Святым, призывал: «Подражайте и вы им, каждый по силе своей; читайте, слушайте Слово Божие, вникайте, разумейте, стремитесь неустанно к цели вашей жизни – и получите вечное спасение» (336. – В примеч.).

Есть еще одно письмо, в котором Батюшка благодарит за присланные ему книги, называет имена писателей и заявляет: «... чтимых мною»: «С глубокою признательностью благодарю вас за высланные мне из книжного склада Академии наук сочинения чтимых мною русских писателей – прозаиков и поэтов – Державина, Ломоносова и Пушкина» (20).


Источник: Скурат К.Е., проф. Алфавит духовный. Из писем учителей Русской Церкви. – М.: Ковчег, 2014. С. 22-29.


Примечание

[*] В круглых скобках цифрами указываются страницы цитируемого источника: Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Письма разных лет. 1859-1908 / Сост. Т.И. Орнатская, Ю.В. Балакшина. Т.1. – М.: Отчий дом, 2011. – 560 с.


27 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...