Обожение личности

Обожение личности

Прп. Иустин (Попович)

Благодатно преобразуемая верой, надеждой и любовью человеческая личность постепенно формируется κατὰ Χριστόν (по Христу), усвояет Его Личность в качестве своей собственной, пока наконец сама не станет Христо-образной, пока не о-Бого-человечится, пока не обожится. Разумеется, переход из этического тройства в Божественное бесконечно таинствен и всегда наданалитичен для любого человеческого и человеко-центричного разума. Здесь необходимо благодатно-мистическое переживание самого факта. Преподобный Макарий Великий служит исключительным образцом опытного переживания этого таинственного перехода из этической в Божественную Троицу. По его учению, этическое тройство – это посредник между человеком и Божественной Троицей; оно – некий вид предтечи, возвещающего о Божественной Троице; оно – этическое введение в метафизику (догматику) христианства. Через нее совершается этическое со-воплощение, срастворение личности с Божественной Троицей; совершается процесс обожения, отроичения. Обожение – это высшая на земле ступень, которой достигает личность, восстановленная богочеловеческим этическим тройством. Преподобный Макарий сам опытно переживает и богодухновенно описывает благодатно-мистическое возрастание личности от эмбриона до совершенного человека.

Процесс обожения (Θέωσις) личности совершается всегда в категории Бого-человечности. Через этическое тройство Господь воплощается, соединяется со святыми и верными душами, вносит «душу в душу, сущность в сущность» [1], чтобы святые могли «причащаться жизни Божества – ζωῆς Θεότητος μετασχεῖν» [2] – и жить новой, Богочеловеческой и бессмертной жизнью [3]. Глаголя Марии (сестре Лазаря) свои Богочеловеческие слова, Господь «дает ей некую сокровенную силу от Своей сущности – ἐκ τῆς αὐτοῦ οὐσίας» [4], и Его «слова вошли в сердце, стали душею в душе – ψυχὴ εἰς ψυχὴν, духом в духе – πνεῦμα εἰς πνευμα, и Божественная сила наполнила сердце ее» [5]. Существенное усвоение Христа соделывает людей святыми, обоженными. Святые еще в этой жизни «причащаются Христовой сущности и Христова естества (ἐκ τῆς αὐτοῦ οὐσίας κὰι φύσεως... μετέχουσιν[6]. О-Бого-человечивание личности объемлет все ее психо-физическое содержание; человек облекается в «нового и небесного человека – Иисуса Христа, и также опять в соответственность очам имеет свои очи – ὀφθαλμοὺς πρὸς ὀφθαλμούς, и в соответственность ушам – свои уши, и в соответственность главе – свою главу, чтобы всецелый – ὅλος – человек был чист и носил на себе наднебесный образ (τὴν ἐπουράνιον εἰκόνα[7]. Приемля «небесный дар от ипостаси Божества» – ἐκ τῆς ὑποστάσεως τῆς Θεότητος (= из существа Божественного), христиане становятся «причастниками Божественного естества» – θείας κοινωνοὶ φύσεως [8]. «Для того пришел Господь, чтобы души наши изменить, воссоздать и соделать их, по написанному, причастницами Божественного естества – θείας κοινωνοὶ φύσεως, и в душу нашу вложить душу небесную, то есть Божественного Духа, путеводствующего нас во всякой истине, чтобы могли мы жить вечною жизнью – ζωήν αἰώνιον ζῆσαι» [9]. Но душа становится общницей Божественного естества через благодатное перерождение себя верой, надеждой и любовью [10].

Всю природу человеческой личности Христос изменяет, обновляет и обожает, «смешивая – κέρασας – ее со Своим Божественным Духом» [11]. Христо-образие христиан простирается до того, что они становятся «помазанниками (христами) от единой, так сказать, с Ним сущности – τῆς αὐτῆς οὐσίας и единого тела» [12], ибо Освящающий и освящаемые все от Единого [13]. «Совершенные христиане... суть и сыны, и господа, и боги – θεοί» [14]. Они опытно переживают жизнь как Богочеловеческую реальность. Через призму своей обоженной личности они зрят божественную суть тварей, они видят, что все созданное Богом – добро и что «всякая тварь Божия добра» [15].

Процесс обожения человеческой личности полностью носит органический характер: от богочеловеческого эмбриона до полной зрелости личность проходит через все фазы органического роста; «постепенно – κατὰ μικρὸν – возрастает человек и приходит в мужа совершенна, в меру возраста» [16]. Богочеловеческое возрастание личности постулирует рождение от Бога. «Жизнь есть рождение от Бога свыше. Ибо без сего рождения душе невозможно жить, как говорит Господь: Аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Божия» [17]. Всю икономию спасения Господь Иисус Христос сводит к рождению «от Его Божества» – ἐκ τῆς αὐτοῦ Θεότητος [18]. Любя «род человеческий как Свой собственный образ» – ὡς ἰδίαν εἰκόνα, Господь желает его «породить от Своего Божественного семени» – ἐκ τοῦ αὐτοῦ σπέρματος τῆς Θεότητος [19]. Рождаясь из Богочеловека Христа, новорожденный (= возрожденный) приобретает богочеловеческий характер и способности, он носит образ Христов, ибо в детях, рожденных от Христова семени – ἐκ τοῦ σπέρματος Αὐτοῦ, изображен, написан (вообразован, ἐμορφώθη) Христос [20]. Через генетическое родство со Христом человек обретает свой Божий образ в Богочеловеке, и Сам Христос является восстановителем, воссоздателем, зодчим личности: как «превосходный живописец – Христос в душах, которые в Него веруют и к Нему устремлены непрестанно, скоро по образу Своему (κατὰ τῆν εἰκόνα Ἀυτοῦ) живописует небесного человека, и от Духа Своего, от сущности (ἐκ τῆς ὑποστάσεως) неизглаголанного света Своего написует небесный образ (εἰκόνα οὐράνιον) и дает душе прекрасного и доброго Жениха ее» [21]. Богочеловеческая жизнь души прямо зависит от сосредоточения всех жизненных сил души в образе (εἰκών) Христа. Душа мертва, если не имеет в себе «жизни души – τὴν ζωὴν τῆς ψυχὴς», т.е. если не носит «небесного образа Божественного света» [22]. Душа не имеет ценности, если не имеет образа небесного Духа в неизреченном свете, т. е. отпечатленного в ней Христа – Χριστὸν ἐντετυπωμένον ἐν αὐτῇ» [23].

Христиане распознаются по тому, что имеют «образ Царя» Христа [24]. «Если кто не рожден от царственного и Божия Духа и не соделался небесным и царским родом и Божиим чадом... не может носить небесный и многоценный бисер, сей образ неизглаголанного света – τὴν εἰκόνα τοῦ φοτὸς τοῦ ἀλαλήτου, т.е. Господа» [25]. Христианин – это таинственный синтез мира горнего и дольнего, мира физического и метафизического, ибо он носит в себе «образ небесного» человека [26]. «Небесный образ – Иисус Христос – таинственно ныне озаряет душу и царствует в душе святых» [27]. Христиане Духом Святым преобразуются в образ (= лик) Христов [28], ибо Христос для сего и пришел [29]. Христианин совлекается древнего, дьяволо-образного человека и облекается в «небесного и нового Человека, то есть во Христа» [30]. Облечься во Христа, стать Христо-образным, написать в себе образ Христов, усвоить Его образ в качестве сущности своего естества – это и есть единственный и предвечный смысл личности [31]. «Соединенные с Божиим Духом уподобляются – ἀφωμοίωνται – Самому Христу» [32]. Не христиане – те, которые не уподобились, не во-образились во Христа, не стали «причастниками Божественного естества» и не срастворили (= не соединили) своей природы с Солнцем Правды – со Христом [33]. Для того, чтобы человек мог «прийти в возможность уподобиться благому и Божественному естеству и сраствориться благою и святою действенностью благодати» [34], ему необходимо подвизаться подвигом веры, надежды и любви. «Когда душа твоя будет в общении с Духом и небесная душа войдет в душу твою, тогда совершенный ты человек в Боге, и наследник, и сын» [35]. Духоносные христиане «внутренно исполнены Божеством» [36], ибо «от Господа свыше изливается в душу жизнь божественная» [37].

Обитая в человеке, Божество обожает человека, делает его богоносным и богообразным (= Бого-подобным). «Силою Духа и вследствие духовного возрождения человек приходит в меру первого Адама и становится даже выше его; потому что делается обоженным (обожается человек – ἀποθεοῦται ἄνθρωπος[38]. Обоженный человек – это единственный естественный оригинал всего именуемого человеком; через обожение человек генетически породняется с Богочеловеком Христом, становится Его «братом и сыном» [39]. Поэтому христиане – это «сыны Адама небесного, новое рождение, чада Духа Святого, светоносные братья Христовы, подобные Отцу своему, Адаму духовному и светоносному» [40]. Божественная Троица – единственно вечно-новая; и срастворяясь (= соединяясь) с Ней, человеческая личность становится и остается «новой тварью» [41].

Вся бесконечно сложная жизнь истинного христианина обращается и протекает в Троичности, ибо родившиеся от Бога горним рождением, рождением от Духа Святого, имеют в себе Христа, их освящающего и упокояющего; они всегда путеводимы Духом Святым, невидимо путеводимы к облагодатствованию в своей Христо-образной душе [42]. Через отроичение душа освобождается от несовершенства и, когда «взойдет к совершенству, совершенно (τελείως) очистившись от всех страстей и в неизреченном общении пришедши в единение и срастворение с Духом Утешителем, и, срастворяемая Духом, сама сподобится стать духом, – тогда делается она вся светом (ὅλη φῶς), вся – оком (ὅλη ὀφθαλμός), вся – духом, вся – радостью, вся – упокоением, вся – радованием, вся – любовью, вся – милосердием, вся – благостью и добротою» [43]. «Душа, носящая в себе Бога, или, лучше сказать, носимая Богом... делается вся оком» [44]. Духоносные, отроиченные, Христо-образные люди имеют душу, составленную из добродетелей Духа Святого, «внутренно пребывая неукоризненными, непорочными и чистыми» [45]. Они становятся по благодати (κατὰ χάριν) тем, что Бог есть по естеству (κατὰ φύσιν) [46], и все добродетели становятся для них «ὡς φύσις» (как бы природой) [47]. Человеческая личность срастается с Личностью Богочеловека Христа; Им распознается жизнь; Господь обитает в человеке и человек – в Господе, и «Сам Господь без труда творит в нем Свои собственные заповеди, исполняя его духовного плода» [48]. Такая личность наконец ощущает себя Христо-образной (= Христо-подобной), обоженной, обогочеловеченной и всю суть своей жизни выражает таинственными словами святого и великого Павла: Уже не я живу, но живет во мне Христос [49].

Естественно, невозможно дискурсивно проанализировать таинственное, благодатно-мистическое срастворение (соединение) человеческой личности со Христом, и через Него – со Отцем и Духом Святым. Обогочеловечение – синоним отроичения. Возрастание личности через этическое тройство, ее формирование «по образу Божию (κατ’ εἰκόνα Θεοῦ)», Христос таинственно совершает Духом Святым, пока ее не отроичит и не соделает «обителью» Святой Троицы [50]. Обожение, обогочеловечение проникает через все содержание личности: богообразный характер личности получает перевес, грех исчезает и человек возвращается в состояние безгрешного богообразия, которое он имел прежде грехопадения.

Процесс обожения охватывает и орудия познания. Освобождение их от греха через веру, надежду, любовь, срастворение (соединение) их без остатка с Божеством приводит их наконец к состоянию обоженности, обогочеловеченности, отроиченности. За процессом их обожения богомудро следит преподобный Макарий. Для полноты мы попытаемся особо изложить его учение об обожении главных орудий познания: души, ума и воли.


Источник: Иустин (Попович), прп. Собр. творений: в 4-х т. / Пер с серб. С. Фонов; общ. ред. проф. А.И. Сидоров. Т. 1. – М.: Паломник, 2004. С. 285-288.


Примечания

[1] Ноm. IV, 10. Col. 480 В. Ср.: De elev. mentis, 6. Col. 893 D.

[2] Ноm. IV, 9. Col. 480 A.

[3] Ibid. 11. Col. 480 C; De elev. mentis, 6. Col. 893 D.

[4] Ноm. XII, 16. Col. 568В.

[5] Ibid.

[6] Ноm. XV, 38. Col. 601 С.

[7] Ноm. И, 4. Col. 465 D. Ср.: II Ер. Col. 416 А.

[8] Ноm. XXXIX, 1. Col. 701 С.

[9] Ноm. XLIV, 9. Col. 785 А.

[10] Ibid. Col. 785 В.

[11] Ноm. XLIV, 1. Col. 780 А.

[12] Ноm. XLIII, 1. Col. 772 С.

[13] Ibid. = Евр. 2, 11.

[14] Ноm. XVII, 1. Col. 624 ВС. Ср.: Ноm. XXVIII, 3. Col. 696 В; души святых суть «цари и господа и боги». Ср.: Ноm. XLIV, 5. Col. 781 В.

[15] II Ер. Col. 412 С = 1 Тим. 4, 4.

[16] Ноm. XV, 41. Col. 604 ВС.

[17] Ноm. XXX, 3. Col. 712 D = Ин. 3, 3.

[18] Ibid. 2. Col. 721 D.

[19] Ibid. 2. Col. 721 CD.

[20] Ноm. XIV, 4. Col. 572 CA.

[21] Ноm. XXX, 4. Col. 724 В.

[22] Ibid. 5. Col. 724 D.

[23] Ibid. 5. Col. 724 C.

[24] Ноm. XXXVIII, 1. Col. 757 D. Ср.: Ноm. XII, 13. Col. 564 D; Ноm. XXX, 5. Col. 724 D.

[25] Ноm. XXIII, 1. Col. 660 C.

[26] Ibid. Col. 660 D. Ср.: II Ep. Col. 416 A.

[27] Ноm. II, 5. Col. 468 A.

[28] De libert. mentis, 21. Col. 956. Ср.: Ноm. V, 10. Col. 516 B.

[29] Ibid. Col. 956D.

[30] Hom. XLII, 3. Col. 772 A.

[31] Рим. 8, 29; 2 Кор. 3, 18; Гад. 4, 19; Ноm. XXV, 4. Col. 669 В; De perfect, in Spirit. 11. Col. 848 A.

[32] De charit. 7. Col. 913 C.

[33] Ноm. XXV, 5. Col. 669 D.

[34] Ноm. XXIV, 6. Col. 665 D.

[35] Ноm. XXXII, 6. Col. 737 BC: «Когда твоя душа вступит в общение с Духом (Святым) и небесная душа войдет в душу твою, тогда совершенный ты человек в Боге, и наследник, и сын (Божий)».

[36] Ноm. XXVI, 15. Col. 684D.

[37] Ноm. XXIV. Col. 665 D.

[38] Ноm. XXVI, 2. Col. 676 ВС.

[39] Ноm. XIV, 3. Col. 572 В.

[40] Ноm. XVI, 8. Col. 620 А.

[41] Ноm. XII, 17. Col. 568 CD.

[42] Ноm. XVII, 7. Col. 640 А.

[43] Нот. XVIII, 10. С01. 641 А. Ср.: De elev. mentis, 12. Col. 900C; De charit. 7. Col. 913CD; Ноm. XXX, 2. Col. 741 D.

[44] Ноm. XXX, 2. Col. 741 D.

[45] Ноm. XVIII, 10. Col. 641 АВ. Ср.: De chant. 7. Col. 913 D.

[46] Ноm. XIX, 6. Col. 648 A.

[47] Ibid.

[48] Ibid. Cp.: De custod. cordis, 13. Col. 840 A; Ноm. XII, 5. Col. 560 C; II Ep. Col. 425 B; Ноm. XV, 31. Col. 597 A; Ноm. XXVII, 1. Col. 693 B.

[49] Гал. 2, 20. Cp.: De libert. mentis, 11. Col. 944 A.

[50] De charit. 5. Col. 912 BC.


9 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...