Об истинном и ложном милосердии, или Чего не хватает современному человеку

Об истинном и ложном милосердии, или Чего не хватает современному человеку

Интервью с Предстоятелем Украинской Православной Церкви
Блаженнейшим митрополитом Киевским
и всея Украины Онуфрием


Об истинном и ложном милосердии, о победе добра над злом и о том, чего не хватает современному человеку

Ваше Блаженство, сегодня в обществе иска­жено понятие милосердия. Быть добрым и милосердным не значит потакать злу других и их слабостям. Правдой разрушать все злое в человеке  это милосердие? При любви к человеку  отсутствие жалости ко греху и ко злу в нем  это милосердие? Что же такое  милосердие?

Земная жизнь человека  краткий период времени, который имеет начало и конец. И он дан человеку не для того, чтобы во время этой жизни мы повеселились, попраздновали и отошли в веч­ность. Этот период нам дан, чтобы мы показали свою верность Богу, свою любовь к Нему и ближне­му как носителю образа Божия. Проявление такой любви к Богу бывает самым разнообразным. Ино­гда она требует от нас небольших жертв, а иногда эту любовь к Богу нужно засвидетельствовать своей жизнью.

Греховность человека определяется не его виде­нием греховности, а тем нравственным состояни­ем, в котором он находится. Это состояние в каж­дом человеке видит Бог. И милосердие Божие дает человеку возможность очиститься и обновить свою душу, милосердие же человека состоит в том, чтобы принять ближнего таким, какой он есть, чтобы не делать ему того, чего бы он не хотел получить от ближнего сам. И наша задача, чтобы мы честно и требовательно к себе относились, а ближнего тер­пели таким, какой он есть. Этому научает нас свя­титель Николай, память которого мы завтра молит­венно совершаем.

Из жития святителя Николая Мирликийского известно, что почитание ликийцами ложных богов сильно огорчало святителя. В Мирах, как и в других городах Римской империи, оставалось много языческих святилищ. Часть горожан на свою погибель продолжала посещать их и приносить жертвы идолам. Во время правления императоров-язычников, конечно, не могло быть и речи об уничтожении богопротивных капищ. Пользуясь же благоволением к Христовой Церкви Констан­тина Великого, епископ Николай стал разрушать идольские храмы и очищать город от языческой скверны. Воюя таким образом с духами зла, святи­тель пришел в святилище Артемиды (а это было величественное сооружение, красотой и разме­рами превосходившее все остальные) и разрушил храм Артемиды до самого основания. Является ли это примером нетипичного милосердия?

Святителю Николаю свойственна горячая проповедь, все мы помним, что святой был ревност­ным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Он обходил языческие капища в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и об­ращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского собора, принявшего первую часть Символа веры, и вместе со святыми Сильвестром, епископом Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от имени 318 святых отцов Собора высту­пил против лжеучения еретика Ария.

В пылу обличения святитель Николай, пламене­ющий ревностью ко Господу, даже ударил по щеке лжеучителя, за это Николая хотели лишить святи­тельского сана. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Бого­матерь посетили святителя Николая, вручив ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в свя­тительском сане. Господь оправдал дерзновение святителя, поскольку он был поистине свет миру и соль земли, что засвидетельствовано тысячами последующих чудотворений, которые святой тво­рил по любви к Богу и своему милосердию к душе своего ближнего и ее спасению.

Как Вы думаете, может ли человек стать луч­ше, проявляя сострадание к другим людям?

Когда человек живет в Церкви правильно, то есть строит свою жизнь на правилах церковных, на законах Церкви, он пребывает в молитве, постится, творит добрые дела, изучает Священное Писание, которое человеку открывает многие вопросы, вол­нующие его, то этот человек через покаяние начи­нает расчищать свою душевную ниву. И дарованные человеку добродетели, которые составляют вместе образ Божий в человеке, в этой ниве начинают да­вать плоды, ростки. У одного человека в одну меру вырастает, у другого  больше, у третьего  еще больше. Такие плоды человек должен приносить Богу постоянно, он должен постоянно пребывать в любви к Богу и ближнему и стараться быть в мире с Богом и своим ближним, и, конечно же, если он будет проявлять любовь и сострадание к ближнему, Господь благословит миром его душу.

Способно ли доброе деяние породить зло?

Какие плоды Господь требует от человека, находящегося в Церкви? Конечно, не плоды в бук­вальном смысле, не грозди винограда или кувшин вина. Это духовные плоды. Об этих плодах говорит святой апостол Павел: «Плод же духовный есть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23). Это есть духовные плоды, которые человек должен приносить Богу в Церкви постоянно и осо­бенно обильно во времена поста. Человек в Церкви призван сеять добро, чтобы и пожинать добрые плоды. Добро никогда не порождает зло, добро его уничтожает.

Какие качества должны развивать в себе сегодня люди? Чего не хватает нашим современ­никам?

Если человек не знает правильно Бога, он не может спастись. И проблема не в том, что Господь не хочет такого человека спасти. Проблема в том, что такой человек не может исполнить волю Бо- жию, не может вместить Божию силу, спасающую человека. Для того чтобы сделать себя способным к принятию спасительной благодати, человек должен ходить путями Божиими. А путь прав­ды Божией  это путь, на котором человек убе­ляет свою душу и делает ее чистой, чтобы войти на брачный путь на Небе, куда ничто нечистое не может войти. Когда человек этого не познал, он не может быть счастлив, даже если он будет очень бо­гат, даже если займет самый высокий пост на зем­ле. Он будет несчастлив. Именно знания о Боге, познания Его благости очень не хватает современ­ному человеку.

Как Вы понимаете слово «служение»? И расскажите, пожалуйста, о тех людях, которые для Вас являются примером служения.

Человек носит образ Божий, которым Бог украсил каждого человека. Ветхий же человек со­ставлен из порока. И эти два человека  новый и ветхий  постоянно борются друг с другом, идет настоящая война. Если человек начинает грешить, то он укрепляет своего ветхого человека, и если че­ловек ветхий начинает побеждать нового человека, то такой человек становится агрессивным. Что бы он ни делал, его деятельность нельзя назвать об­разцовым служением, потому что она не прибли­жает к Богу ни самого этого человека, ни всех, кто находится рядом с ним. Надо критически себя оце­нить и приносить о себе и своих грехах Богу покая­ние. А потом молиться о всем мире, чтобы Господь умиротворил людей, чтобы дал нам ту жизнь, кото­рая есть основание и доброе условие для процвета­ния и своей души, и всего общества. Поэтому лично для меня образцом такого служения Богу и Церкви являются и святитель Николай, и святитель Васи­лий Великий, и святитель Димитрий Ростовский, которые своей проповедью и личным примером христианского смирения и милосердия стяжали милость Божию.

Из Вашего большого духовного опыта, жиз­ненного: кто милосерден и кто немилосерден, от чего это зависит? И может ли каждый развить в себе это качество? Или милосердие — это «дар Господа, уподобляющий нас Самому Богу» (святи­тель Иоанн Златоуст)?

Самая главная добродетель, которой учит свя­титель Николай,  это христианское смирение. Оно не является слабостью, как некоторые счи­тают, христианское смирение  это критическая самооценка, это способность человека найти свое место в этом большом, многообразном мире. Когда человек может себя правильно оценить, когда нахо­дит свое место в этой жизни, в этом мире, у чело­века проявляется самая главная способность – он может подчинить себя воле Божией.

У людей могут быть разные намерения  и доб­рые, и злые,  а Божии намерения составляют только добро и благость. И когда человек занимает правильные позиции в этом мире по отношению к себе самому, к ближнему и ко всему творению, он становится способным видеть эту благость Божию и покорить себя Божественной воле. И только сми­ренный человек может быть по-настоящему мило­сердным. Да поможет всем нам Господь стяжать та­кое нелицеприятное смирение молитвами святите­ля Николая и унаследовать вечное спасение во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому от нас слава, честь и поклонение ныне и в бесконечные веки.

18 декабря 2014 года

Источник: Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Ответы на вопросы. Ч. 1.  СТСЛ, 2017. С. 196-201.


10 Августа 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...