Об исповеди

Об исповеди

Из слов протоиерея А. Иванцова-Платонова

С каким душевным настроением нужно приступить к таинству Покаяния?

Первым необходимым условием при этом должно быть искреннее сознание грехов, скорбь о них, сердце сокрушенное и смиренное (Пс. 50). Такое настроение, естественно, должно вызываться у нас самым греховным состоянием нашим. Если мы больны духовно, то должны скорбеть о своей болезни; если мы чувствуем себя грешниками, должны сокрушаться о грехах. Поэтому нет ничего не соответственнее истинному покаянии, как то состояниe нравственнаго самодовольства, с каким иные преступают к исповеди. Есть, к сожалению, такиe христиане, которые, исполняя внешним образом обязанность говения, приходят и к исповеди с таким состоянием духа, как бы им не в чем было раскаиваться, как-бы на душе у них не было ничего тяжелаго и нечистаго,— которые вместо истиннаго исповедания грехов довольствуются лишь такими общими фразами: конечно, мол, грешен, как человек делом, словом, помышлением, а затем стараются поскорее и полегче кончить это дело, и если даже священник начинает спрашивать их о таких обычных всем грехах: „не солгал-ли когда-нибудь, не позавидовал-ли, не обидел-ли кого, — и на такиe вопросы отвечают „нет" как-бы опасаясь сознанием в каком-нибудь грехе унизить свое достоинство. Если бы на самом деле сии люди были таковы, какими представляют себя, какими желают казаться не только перед другими людьми, по и пред лицом всевидящаго Бога, им нужно было-бы еще при жизни воздавать благоговейное почитаниe и поклонение, как праведным и святым. Но, к сожалению, такое нравственное самодовольство обыкновенно бывает признаком не праведности и святости, а умственной и нравственной ограниченности, недостатка внимания к себе, небрежности о своем нравственном состоянии, а иногда и такой нравственной загрубелости, которая как-бы становится нечувствительного к обычным проявлениям греха и может поражаться разве только великими преступлениями. Такие люди, если не сознают за собою больших преступлений, если никого не убили, не ограбили, не отреклись от веры, действительно способны считать себя как-бы совсем правыми пред Богом и совестью. Но вереницы мелких грехов пустословия, злословия, лжи, тщеславия, лицемерия иногда загрязняют душу более, чем великия преступления. И до явных больших преступлений люди не разом доходят, а большею частию чрез постоянное развитие так называемых мелких обычных грехов и страстей, если не достает внимания к ним и борьбы с ними. Иногда преступник раскаивающийся нравственно стоит гораздо выше самодовольного фарисея, который не знает за собою ничего особеннаго, но вся жизнь проникнута и покрыта черствым— эгоизмом и нравственною небрежностию. Поэтому не на одни тяжкие грехи нужно обращать внимания при исповеди, но и на так называемые обычные и мелкиe, на те мелкие страсти и пороки, из которых нередко как-бы сплетается наша жизнь. Бывают еще и такие кающиеся, которые подобно известному фарисею, на исповеди занимаются не столько исповеданием своих грехов, сколько перечислением своих достоинств, добродетелей и осуждением других людей. Какие могут быть плоды такого покаяния? Вам известно это из евангельской притчи о мытаре и фарисее. Приятнее Богу раскаяние самаго великаго преступника, чем самодовольство и самовосхваление гордаго фарисея. Не здоровые требуют врача, но болящие: не праведных, а грешных пришел Я призвать на покаяние, - говорить Христос. Поэтому тем, которые чувствуют себя нравственно здоровыми и покойными, незачем, не в чем идти исповедываться. Но как-бы им не ошибиться в своей праведности — в своем нравственном здоровье? Нет больных более опасных и неизлечимым, как те, которые не сознают своей глубокоукоренившейся болезни!

С внутренним сокрушением о грехах в таинстве покаяния должно соединиться и внешнее совершенно искреннее и по возможности, полное сознание в грехах пред священником. Больной, желающий получить исцеление, не станет скрывать пред врачем свою болезнь, но постарается пересказать все ея признаки и проявления, хотя бы сам врач мог определить все это и без показаний больного. Точно также больной нравственно, со всею искренностью должен рассказать свои недуги духовные, грехи, на исповеди. Конечно, Бог лучше нас знает наши духовные недуги. Но Он хочет, чтобы мы сами живее сознавали их и для этого сознавались в них. Многиe смущаются на исповеди открывать наиболее постыдныя и темныя дела свои, которые особенно тяготят их совесть, но пред кем здесь смущаться? Богу и без того все известно, а духовник сам человек слабый и потому могущий понимать всякую слабость в другом. И при том это такой человек, у котораго ухо открыто для принятия исповеди от кающагося, а уста заключены для передачи кому бы-то ни было открытаго на исповеди: все передаваемое духовнику остается тайною в его душе; к этому строго обязывают духовника его совесть и его сан. Поэтому между кающимся и духовником нет места скрытности, а должно быть полнейшее доверие. И с наибольшею искренностию, кающийся должен пересказать духовнику те именно свои грехи и слабости, которые особенно смущают и тяготят его. Минута смущения при исповедании грехов не может сравниться с тем облегчением и успокоением совести, какое получится после исповеди. А если исповедавшийся уйдет от исповеди, заведомо не раскаявшись в известном грехе, тяжесть давившая его душу станет вдвое больше и болезнь духовная делается упорнее прежняго.

Я не говорю впрочем о таких обычных, более или менее общих всем грехах, в которых мы иногда не успеваем сознаться на исповеди не по смущению и упорству, а по забвению. Нечего смущаться, если придется вспомнить о каком-либо из таких грехов после исповеди: можно сказать про такой грех духовнику особо, или вместе с другими грехами на следующей исповеди. И вообще довольно может быть того, если мы, раскрывши пред Богом и разсказавши духовнику главные свои грехи, преобладающия страсти, затем будем просить у Бога прощения вообще во всех грехах вольных и невольных, ведомых и неведомых. Но не следует только намеренно, по упорству или фальшивому смущению, скрывать на исповеди такие грехи, которые особенно живы в памяти и особенно должны тяготить совесть. Каждому должно пред исповедью тщательно испытать свою совесть и внимательно подумать о том, что в нем, в его характере, в его жизни, в его отношениях к другим есть особенно дурнаго. Не достаточно на исповеди довольствоваться лишь кратким холодным перечислением грехов. В каждом из нас всякий грех имеет особые оттенки: в одном иная страсть или греховная склонность развивается более, в другом менее. Каждому нужно внимательно подумать о том, какие склонности и страсти в нем преобладающия, наиболее развитые и опасные, против каких склонностей ему в особенности нужно направить свою духовную энергию и вести борьбу.

Да поможет Бог всем нам со всею искренностью и внимательностью совершить и всегда совершать святое дело очищения совести...


Поучения на Великий пост


STSL.Ru


1 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...