Об искушениях и омрачении

Об искушениях и омрачении

«Когда на пути своем находишь НЕИЗМЕН­НЫЙ МИР, бойся, потому что далеко отстоишь от прямой стези, протоптанной утружденными сто­пами святых.

Пока ты еще на пути ко граду Царствия, признаком приближения твоего ко граду Божию да будет для тебя следующее: сретают тебя сильные искушения, — и, чем более приближаешь­ся и преуспеваешь, тем паче предстоящие тебе искушения умножаются.

Потому, коль скоро на пути своем ощутишь в душе своей наибольшие и сильнейшие искуше­ния, — знай, что в это время душа твоя действи­тельно втайне вступила на новую, высшую степень и что приумножена ей благодать в том состоянии, в каком она (тогда) поставлена, потому что со­ответственно величию благодати в такой же именно мере и в скорбь искушений вводит Бог душу.

Если душа немощна и нет у ней достаточных сил для великих искушений, а потому просит, чтобы не войти ей в оные, и Бог послушает ее, то наверное знай, что в какой мере не имеет душа достаточных сил для великих искушений, в та­кой же она недостаточна и для великих дарова­ний; и как возбранен к ней доступ великим иску­шениям, так возбраняются ей и великие дарова­ния. Потому что Бог не дает великого дарования без великого искушения; соразмерно с искушени­ями определены Богом и дарования, по Его премудрости, которой не постигают созданные Им» [с. 789-790].

а) «Искушения, какие бывают от духовного жезла (Божия) к ее (души) преспеянию и воз­растанию и которыми она обучается и вводится в подвиг, суть следующие: леность, тяжесть в теле, расслабление членов, уныние, смущение мыслей, мнительность от изнеможения тела, временное пресечение надежды, омрачение помыслов, недо­статок человеческой помощи, скудость в потреб­ном для тела и тому подобное.

От сих искушений в душе бывает чувство оди­ночества и беззащитности, омрачение сердца и смирение. Промыслите ль, впрочем, соразмеряет искушения с силами и потребностями приемлю­щих оные. В них сорастворяются и утешение, и поражение, свет и тьма, брани и помощь — ко­роче сказать, теснота и пространство. И это служит знаком, что человек, при помощи Божией, преуспевает» [с. 790-791].

б) «Искушения, бывающие по попущению Божию на людей, превозносящихся пред благостию Божиею и оскорбляющих своею гордостию Бога, суть следующие: отъятие силы мудрости, какую имеют люди; покоя не дающее ощущение в себе блудной мысли, попускаемой на них для смирения их превозношения; скорая раздражительность; желание поставить все по своей воле, препираться на словах, делать выговоры; пренебрегающее все­ми сердце; совершенное заблуждение ума; хулы на имя Божие; юродивые, достойные смеха мыс­ли, будто бы пренебрегают ими люди, в ничто обращается их честь; и тайно, и явно, разными способами наносится им стыд и поругание от бесов; наконец, желание быть в общении и об­ращении с миром; непрестанно говорить и без­рассудно пустословить; всегда отыскивать себе новости и даже лжепророчества, обещать много сверх сил своих. И это суть искушения духовные.

К числу искушений телесных принадлежит: болезненные, многосложные, продолжительные, неудобоизлечимые припадки; всегдашние встре­чи с людьми худыми и безбожными; впадение в руки оскорбителей; нечаянные претыкания и опасные упадения; разорительные случаи для них и их родных.

Все сие, нами изложенное, принадлежит к чис­лу искушений гордости. Начало оных появляется в человеке, когда начинает он в собственных гла­зах своих казаться себе мудрым...» [с. 791].

«Есть иной род искушения — малодушием по недостатку терпения...

Оно (малодушие) порождает одолевающую (человека) силу уныния, в котором ощущает он подавление души, — и это есть вкушение геенны, потому что отсюда источаются тысячи искуше­ний: смущение, раздражение, хула, жалоба на судьбу, превратные помыслы, переселение из од­ной страны в другую и тому подобное.

Причиною всего этого ТВОЕ НЕРАДЕНИЕ. Сам ты не позаботился взыскать врачевства от этого. Врачевство же от всего этого одно — смирен­номудрие сердца... Бог не отъемлет искушений у рабов Своих, но дает им терпение в искуше­ниях за их веру и предание себя в Его во­лю» [с. 791-792].

«Добрая мысль западает в сердце (только) от Божественной благодати; помысл лукавый при­ближается к человеку только для искушения и испытания... превозносящемуся своею мудростию попускается впадать в темные сети неведения» [с. 796].

«Не будем смущаться, когда бываем в омра­чении. Разумею же то особенное омрачение, в ко­тором в иное время душа томится и бывает как бы среди волн; и читает ли человек Писание или совершает службу, — во всяком деле, за ка­кое ни примется, омрачение (следует) у него за омрачением.

Таковой оставляет дело, и часто не попускает­ся ему даже приблизиться к оному. Этот час ис­полнен отчаяния и страха; надежда на Бога и утешение веры в Него совершенно отмещутся душою, и вся она всецело исполняется сомнения и страха.

Но Бог не оставляет души в таком состоянии долго, но вскоре творит и избытие (lКор. 10, 13).

А я замечу тебе и дам совет: если не имеешь силы совладеть с собою и пасть на лице свое в молитве, то облеки голову свою мантиею и спи, пока не пройдет для тебя этот час омрачения, но не выходи из келлии.

Сему искушению подвергаются наипаче жела­ющие проводить жизнь умственную и в шествии своем ищущие утешения веры. Поэтому всего более мучает и утомляет их этот час колебанием ума; следует же за сим часто хула, а иногда при­ходит на человека сомнение в воскресении, и иное нечто, о чем не должно нам говорить...

Блажен, кто претерпит это, не выходя за дверь. Впрочем, не в один час оканчивается борьба сия, и благодать не вдруг приходит снова и вселя­ется в душе, но постепенно. И одно сменяется другим: временем — искушение, и временем — утешение» [с. 802-803].


Преподобный Исаак Сирин


3 Января 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...