Святитель Иоанн Златоуст. О воспитании

Святитель Иоанн Златоуст. О воспитании
Родить детей есть дело природы; но образовать и воспитать их в добродетели — дело ума и воли.

Под долгом воспитать своих детей я разумею не одно то, чтобы не допустить их умереть с голоду, чем люди, кажется, и ограничивают свои обязанности по отношению к детям. Для этого не нужно ни книг, ни постановлений: об этом весьма громко говорить природа. Я говорю о попочении образовать сердца детей в добродетели и благочестии, — долг священный, котораго нельзя преступить, не сделавшись виновным в некотораго рода детоубийстве.

Эта обязанность обща как для отцев, так и для матерей. Есть отцы, которые не щадят ничего, чтобы доставить детям своим учителей в удовольствиях и потворствовать прихотям их, как богатых наследников; а чтобы дети были христианами, чтобы упражнялись в благочестии, — до этого им мало нужды. Преступное ослeпление. — Этой-то грубой невнимательности должно приписывать все безпорядки, от которых стонет общество. Положим, что вы приобрели для них большое имущество, но если они не будут уметь благоразумно вести себя, оно сохранится у них недолго. Имущество будет расточено; оно погибнет с обладателями своими, оно будет самым печальным для них наследием.

Дети, покорныя и верныя Богу в повиновении закону Его нашли бы обильный источник счастия, даже временнаго. Бедный с христианскими нравами заставляет уважать и любить себя, между тем как при злом и развращенном сердце, все ваше богатство не спасет от негодования и отвращения всех вас окружающих.

Нерадение о детях есть величайший из всех грехов и в нем крайняя степень нечестия. И что я так заключаю не без основания, докажу это самым опытом, чтобы знали вы, что хотя бы у нас все, касающеся нас, было устроено прекрасно, однакож мы подвергнемся край-нему наказанию, если не заботимся о спасении детей. Вы знаете повесть о первосвященнике Илии, содержащуюся в Божественном Писании. Если священника, престарелаго, знаменитаго, двадцать лет безпорочно начальствовавшаго над еврейским народом, жившаго во времена, не требовавшия великой строгости (в жизни), ничто не могло оправдать, — напротив, он погиб ужасно и бедственно за то, что не пекся о детях с полным старанием, и виновность этой малопопечительности, как сильная и великая вина, превысила все эти преимущества и покрыла все добрыя дела Илия, — то какое осуждение постигнет нас, которые живем во времена, требующая гораздо большаго любомудрия, но не имеем и его добродетели, и не только сами не наставляем детей, но и против желающих делать это строим козни и вооружаемся, и поступаем с чадами своими жесточе всякаго варвара? Ибо жестокость варваров доводить только до рабства, до опустошения и пленения отечества, и вообще до бедствий телесных; а вы порабощаете самую душу, и, связавши ее, как какого-нибудь пленника, предаете таким образом злым и свирепымъ демонамъ и ихъ страстямъ. Точно это, а не другое что делаете вы, когда и сами не внушаете (детям) ничего духовнаго, и другим делать это не позволяете.

Юность неукротима и имеет нужду во многих наставниках и учителях, руководителях, надсмотрщиках, воспитателях. И только при таких ycилияx возможно обуздать ее. Что конь необузданный, что зверь неукротимый, — тоже самое есть и юность. Поэтому, если в начале и с перваго возраста поставим для нея настояние пределы, то в последствии не будем иметь нужды в великих усилиях; напротив, потом привычка обратится для них в закон. Не позволим им делать того, что приятно и вместе вредно; не будем угождать им, потому что они дети; но преимущественно будем сохранять в целомудрии. Ибо это более всего приносить вреда юности. Об этом более всего должны заботиться, к этому мы особенно должны быть внимательны. Скоро будем брать для них жен, чтобы они, имея чистое и нерастленое тело, соединились с невестами. Такая любовь бывает особенно пламена. Кто был целомудренным до брака, тот большею частью остается таким и после брака. Напротив, кто до брака научился любодействоват, тот и после брака станет делать тоже самое. Ибо сказано в Писании: человеку блудну всяк хлеб сладок (Сир. 23, 23). Для того и возлагаются на главу венцы, — в знак победы, что они, не быв побеждены, вступают в брачный чертог, — что они не были одолены похотью. Если же кто, увлеченный сладострастием, предался блудницам, то для чего после этого он имеет и венец на голове, когда он побежден. Это им будем внушать, этим будем их вразум-лять, устрашать, угрожать, делая то-то, то другое.

Не говори, что в детстве еще не время заниматься верою: я утверждаю, что такое занятие не только полезно, но и необходимо для этого возраста. Не говорю, что надобно отклонять детей от всякаго другого учения. Но много ли стоит посвятить на изучение веры один день в неделю? Мы строго требуем, чтобы наши слуги все часы дня, без всякаго исключения, посвящали нам на служение; как же нам не посвящать несколько минуть такому занята, которое может принести нам самую великую пользу? Когда надобно вести детей в театр, или на гулянье, тогда у нас нет дела, нет обязанности, которая бы нас задержала: всем жертвуем этой жалкой приманке! А когда идет дело о таком важном и полезном занятии, тогда говорят: еще терпит время! Как не поразить нас за это гнев Божий! Для всего прочаго вы находите время, а служение Богу кажется слишком тяжелым для вас и слишком обременительным для ваших детей. Оставьте заблуждение столь предосудительное: детям то особенно и нужно преподавать первые уроки веры и благочестия. По самой гибкости своего ума, они способны более, чем взрослые, принимать и сохранять впечатления. Как мягкий воск легко принимает черты, на нем напечатлеваемыя, так и дети принимают впечатления без больших усилий. В этом то возрасте вкореняются на всю жизнь наклонности порочныя или добродетельныя. Если дети заблаговременно привыкнуть к добрым чувствованиям, то можно надеяться, что они и после не уклонятся ко злу, прибретут себе уважение людей разсудительных и еще в детстве достигнуть той ранней зрелости, которая впоследствии будет для них руководством во всех действиях.

Родители, которые пренебрегают воспитывать детей своих по христиански, беззаконнее детоубийц, ибо детоубийцы тело от души разлучают, а они и душу и тело ввергают в геенну огненную.



29 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...