О творении добра

О творении добра

Архиепископ Иоанн (Шаховской)*

Чем спасается человек? Кроме веры, терпения и молитвы он спасается помо­щью своему ближнему. Вы, может быть, скажете: «Помощью своего ближнего»? — Нет, именно помощью своему ближ­нему Спасает нас, всех людей, та по­мощь, которую мы оказываем другим.

Помощь создает высшую жизнь — прежде всего тому, кто помогает; а потом и тому, кому помога­ют. И все трудности жизни смягчаются той помощью, которую человек может оказать другому человеку. Вокруг каждого есть те, кому трудно жить. И вокруг тех, кому трудно жить, есть те, кому еще труднее жить. И оттого я хочу сказать слово о добре.

Добро есть великая сила света. Как разнообразны фор­мы, которые могут служить добру в мире!

В человеке есть смертное тело и бессмертная душа. И во всяком деле тоже. Вместе с нашими поступками мы вклады­ваем, вдыхаем во все какую-то душу. Придет время, тело на­ше умрет, а душа останется со всеми ее душевными чувства­ми и сотворенными в мире делами. «...И дела их идут вслед за ними» (Откр. 14, 13) — говорится в Откровении Иоанна Богослова об уходящих из этого мира людях.

Умрут все выражения, все формы помощи, которую мы оказывали в мире, но сама помощь, само участие наше в жизни других — останется. Останется от всех наших добрых дел самое главное: свет сердца, решение жертвы, самоогра­ничение человека, вера в добро, от Бога идущее, жалость к другому человеку, дух милосердия и чувство ответственнос­ти своей в мире... Многое останется! Исчезнет все матери­альное, через что мы выражали и проявляли добро в мире: исчезнут деньги, одежда, пища, жилище, даже физическое тело — эти физические руки исчезнут, которые подавали по­мощь, и те руки, которые принимали ее.

Оттого творение добра должно быть смиренной, чистой радостью послушания воле Божьей. Но входит в человечес­кое творение добра иногда и нечистая радость — тщеславие, сознание своей хорошести, доброты... Прогонять нужно эти чувства, стыдиться их.

«...Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению серд­ца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою бла­годатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело. Как написано: "расто­чил, раздал нищим, правда его пребывает во век" (Пс. 111,9). Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие по­сеянному вами и умножит плоды правды вашей, так, чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая чрез вас производит благодарение Богу». Так говорит апостол Павел (2 Кор. 9, 6—11). Это огненное слово апостольское смягчает наши сердца не только для какого-нибудь одного доброго де­ла, но смягчает их для вечности.

Человек может сделаться богатым в милосердии. Осуще­ствляя милосердие, он из милосердного бедняка делается милосердным богачом. Вернее сказать, он становится бога­чом милосердия даже при бедности своей.

Это приходит не сразу. Как не сразу вырастает дерево, так и человек, любящий добро, не сразу приобретает широкое, милостивое ко всем людям сердце, могущее всегда помочь или хотя бы посочувствовать другому человеку, или хотя бы не осудить его, пожалеть.

Творение добра есть труд, подобный всякому другому труду. В земных делах обогащение идет то скорее, то медлен­нее. И в делах милосердия тоже. Закон заработка — труд. Но бывают особые обстоятельства, когда человек сразу приоб­ретает богатство на всю жизнь. Это бывает и в жизни души. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13) — бросится, например, в море, чтобы спасти утопающего, и, спасая, утонет; бросится спас­ти раненого и будет убит... Это быстрое и исключительное обогащение перед Богом, в вечности. Но большинству лю­дей в мире предлежит ежедневное, непрестанное полагание души своей за ближнего, хотя бы в самых малых делах добра.

Как взращивается в земле семя, так взращиваются в сердцах наших добрые побуждения и стремления. Божий Дух насаждает и орошает их. Бог согревает солнцем Своего милосердия наши души, охваченные холодом своекорыстия и самолюбия. Живит землю нашего сердца Господь, напояет росою молитв, церковных песнопений и поучений... Не­ужели она не принесет плода? Если принесет — великое тогда дело сотворится. Милосердие наше, говорит апостол, «чрез нас производит благодарение Богу». Облегчаемые на­ми братья наши делаются восприимчивее к свету небесно­му, и рождается в них молитва. Такова сила бескорыстного добра. Через него согревается человек и доходит до созна­ния, что Бог его согревает, — и, просветляясь, благодарит Бога. Так созидается в мире вера; так рождается в людях неумирающая любовь.


Источник: Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное. Сочинение в двух томах. 1 том. Издательство братства во имя святого князя Александра Невского


*) 30 мая – день памяти архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского, † 1989) - автора замечательных литературных и богословских трудов, бесед, проповедей, многих из которых переведены на разные языки мира. Его перу принадлежат книги: «Время веры» (Нью-Йорк, 1954), «Письма о вечном и временном» (Нью-Иорк, 1960), «Листья древа (опыт православного духоведения)» (Нью-Йорк, 1964), «Книга свидетельств» (Нью-Йорк, 1965), «Московский разговор о бессмертии» (Нью-Йорк, 1972), «К истории русской интеллигенции» (Нью-Йорк, 1975), «Биография юности» (Париж, 1977), «Вера и достоверность» (Париж, 1982) и другие.

Владыка Иоанн (Шаховской) – выдающийся представитель великокняжеского рода земли Русской, ведущего свое начало от Рюрика и святого князя Владимира, через святых благоверных князей Феодора Смоленского и его сыновей, Давида и Константина Ярославских. 


STSL.Ru




31 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...