О том, что надобно предавать свои дела воле Божией

О том, что надобно предавать свои дела воле Божией
Святитель Филарет, Митрополит Московский. Переписка с современницами

Письмо к Екатерине Владимировне Новосильцевой *) 

Излишняя забота о предприятиях, возмущающая даже молитву, есть признак, что мы не довольно предаем свои дела воле Божией, а име­ем сильную естественную волю, домогающуюся, чтобы непремен­но было по-нашему. Смотря на сие беспристрастно, без отношения к себе, Вы тотчас увидите, что это не в порядке. Как можно требо­вать, чтобы каждое преднамерение наше исполнялось? Не слишком ли это для человека? Можно ли быть довольно уверенным, что луч­ше исполниться нашим предприятиям, нежели не исполниться. Вы скажите: как же лучше, чтобы Благоугодное заведение учредилось, нежели не учредилось? А вот как: заведение может достаться в худые руки и употребиться пристрастно и корыстно, следовательно, на грех, а не на добро. И напротив, имение может остаться в руках владельца доброго и добрых наследников, и получится много добра справед­ливости, если и не очень много добра милосердия. Итак, не надобно страстно желать исполнения и добрых предприятий; а молить Бога, чтобы Он благословил исполниться им, если то во благо, или дал им иное, нежели какое мы хотим, направление, в воле Его святой.

Хорошо освящать известные часы дня воспоминанием страданий Господних, когда то возможно. А когда препятствия изменяют сей порядок, не надобно смущаться, а внимательно употреблять то вре­мя, которое в нашей воле.

Что еще сказал бы Вам на письмо Ваше, сказать не успеваю. Гос­подь да наставляет Вас на путь Свой, да ходите во истине Его.


*) Новосильцева Екатерина Владимировна (урожд. графиня Орлова; 1770- 1849), дочь графини Елизаветы Ивановны (урожд. Штакельберг; 1751- 1817) и графа Владимира Григорьевича Орловых, двоюродная сестра гра­фини А. А. Орловой-Чесменской, супруга (с 1799 г.) бригадира Дмитрия Александровича Новосильцева (1758-1835); кавалерственная дама. Погре­бена в склепе под собором Московского Новоспасского монастыря. Е.В. Новосильцева принадлежала к тому избранному кругу московской аристократии, который сложился вокруг архиепископа Филарета с назна­чением его на Московскую кафедру. Среди почитателей святителя, помимо Екатерины Владимировны, были князь Сергий Михайлович Голицын и его сестра княжна Анастасия Михайловна, семья Нарышкиных, княгиня Ели­завета Ростиславовна Вяземская, Агриппина Петровна Глазова и некото­рые другие. Всех их объединяло желание жить по евангельским заповедям, стремление к духовному совершенству. Их щедрая благотворительность способствовала осуществлению многих церковно-социальных проектов, направленных на улучшение быта духовенства и московской паствы, а та искренняя любовь, которую питали они к своему архиерею, зачастую слу­жила ему единственной поддержкой и утешением при многотрудном архи­пастырском служении.


Источник: Святитель Филарет, Митрополит Московский. Переписка с современницами. - СТСЛ, 2013. Стр. 173-174


STSL.Ru


22 Июля 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии
Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии

Указом императора Павла I в 1797 году Спасо-Вифанской пустыни был дарован статус мужского монастыря 2-го класса со штатом в 16 монашествующих. Тогда же был устроен порядок, согласно которому настоятелем Вифанского монастыря считался наместник Лавры, а непосредственное управление монастырем осуществлял Вифанский казначей.

Уволен на покой
Уволен на покой

22 мая по 1694 года по указу царей-соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей уволен на покой во Владимирский Рождественский монастырь архимандрит Лавры Викентий.

Встреча царя Михаила Феодоровича Романова в Троицком монастыре
Встреча царя Михаила Феодоровича Романова в Троицком монастыре

3 марта 1613 г. в Москве на Великом Земском и Поместном соборе произошло долгожданное событие: Михаил Федорович Романов (1596-1645) был избран русским царем. 23 апреля того же года государь прибыл в с. Сватково, недалеко от Сергиева Посада. Перед Святыми вратами Троице-Сергиева монастыря состоялась торжественная встреча царя монастырской братией во главе с архимандритом Дионисием (Зобниновским, 1570-1633). Последнюю седмицу апреля Михаил Романов проживал в монастыре преподобного Сергия.

Первая Пасха
Первая Пасха

21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года.

Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители

20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест.