О таинстве Покаяния как проявлении великой благодати Божией

О таинстве Покаяния как проявлении великой благодати Божией

Из бесед Евсевия (Орлинского, †1883 г.), епископа Винницкого, 
ректора Санкт-Петербургской духовной академии

Сила Таинства покаяния так велика, что никакой грех не превышает его могущества. Кто бы как тяжко ни согрешил после Крещения, все могут приходить к сему целебному источнику и, несомненно, могут получить от него благодатное исцеление своих греховных ран; только бы приходили с искренним раскаянием и не преграждали тока очищающей благодати неискренностию покаяния, бесчувственностью, упорством и ожесточением. Спаситель, когда говорит: «Им же отпустите грехи, отпустятся им, и елико аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» (Ин. 20, 21–23), – хотя полагает различие между грехами разрешаемыми и неразрешаемыми, на самое неразрешение допускает для того, чтобы грешника, кающегося в тяжких грехах, как страждущего опасною закоренелою болезнию чрез неразрешение или запрещение тем благонадежнее уврачевать от греха и спасти от погибели. Милосердие Божие и цена заслуг Христовых безмерно превышают тяжесть грехов наших; потому кающийся грешник никогда не должен сомневаться в возможности получить от Бога прощение своих грехов. Сам Спаситель показал, что милосердию Его к кающемуся грешнику нет придела, когда на вопрос ученика: «Господи, коль краты, аще согрешит в мя брат мой, я отпущу ли ему до седмь крат?» – отвечал: «Не глаголю тебе до седмь крат, но до седмьдесять крат седмерицею» (Мф. 18, 21–22). Это величие своей благости ясно раскрывает Господь, когда говорит: «Глаголю вам, яко тако радость будет на небеси о единем грешнице кающемся, нежели о девятидесятих и девяти праведник, иже не требуют покаяния» (Лк. 15, 7). Внушая христианам чистоту жизни и вместе, в случае преткновений, крепкую надежду на благость Божию, святой апостол Иоанн учит: «Чадца моя, сия пишу вам, да не согрешаете; и аще кто согрешит, Ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа праведника. И Той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира» (1 Ин. 2, 12). Аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша и очистит нас от всякия неправды (1 Ин. 1, 9). Апостол Петр учит: «Не коснит Господь обетования, якоже нецыи коснение мнят: но долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние придут» (2 Пет. 3, 9).

Подивимся, братие, беспредельной премудрости и благости Божией, являемой в установлении сего благодатного Таинства. Представьте, как жалко было бы наше состояние, если бы не было нам приготовлено сего целебного кладезя спасительной благодати, к которому прибегая, снова сможем очищаться от всех грехов, коим подвергаемся после Крещения. Кто бы тогда мог достигнуть спасения? Кто бы тогда мог сохранить дар оправдания, полученный в Крещении? Хотя в Святом Крещении омываемся мы от всех грехов, но, возродившись от воды и Духа, христианин, или новорожденный младенец, бывает еще слаб и удобопреклонен ко греху; получив от Свтой купели светлую одежду невинности, он, нося немощное естество, скоро может очернить ее новыми грехами. И кто из нас теперь, наследовав столь удобопреклонную ко греху природу, может сказать о себе, что он сохраняет безгрешность, полученную в Kpещении? Посему Христос Спаситель как благий и человеколюбивый открыл в своей Церкви новый источник очистительной воды, которая всегда может омывать нас от грехов, соделанных после Крещения.

Далее, смотрите, какое удободоступное средство Господь даровал нам для очищения грехов. Кому вручил власть отпущать грехи? Для чего не Архангелам или Ангелам, но подобострастным нам человекам? Для чего не двум или трем, но сперва всем апостолам, а потом всем преемникам апостольским, то есть епископам, а чрез них священникам? То и другое для того, чтобы ты всегда мог находить врачевство для уврачевания греховных болезней своей души. Видишь, пред кем ты должен раскрывать свои грехи? Не пред чистым Ангелом, чуждым греха, но пред подобным тебе человеком, который, хоть и получил от Господа власть прощать грехи, но и сам такой, как и ты, носит немощное естество, несвободное от греховных наклонностей. Это для того, чтобы ты не страшился духовного судилища, не чуждался Таинства исповеди, но охотно шел к твоему духовному отцу и открывал ему все свои грехи, зная, что и сами он как человек не чужд немощей человеческих и потому снисходительно будет судить о твоих грехах, как и сам имеет нужду в снисхождении и милосердии Господа Спасителя, приходившего в мир для спасения грешников.

И еще с другой стороны посмотрите, братие, на величие благодатного дара, подаваемого в Таинстве покаяния. Смотрите, как много благости Своей здесь являет нам Христос Спаситель. Так много, что никогда не можем мы достойно возблагодарить Его за сию беспредельно великую милость. Елика разрешите на земли, будут разрешена на небесех (Мф. 18, 23). Им же отпустите грехи, отпустятся им (Ин. 20, 21). В этой власти, дарованной епископам и через них пресвитерам, Спаситель открыл неисчерпаемую глубину Своей благости и человеколюбия. Какое великое и непостижимое чудо Божия милосердия: приходит человек к духовному отцу, обремененный грехами, и, раскрыв перед ним с сердечным сокрушением грехи свои, идет от него свободный от грехов. Представьте при этом положение грешника: что чувствует он в своей душе, страждущей грехами? Как душа его, приходя в сознание себя, бывает недовольна собою, беспокойна и мрачна! Быв окружена тьмою грехов, не имеет она чистой радости и мира, ибо не имеет дерзновения обратить взор свой к Источнику всех радостей, не может с надеждою и упованием просить у Бога милости и утешения. Пусть иногда или часто встречаете вы грешников, по-видимому, спокойных и веселых; но что значит спокойствие утопающих во грехах? Это – спокойствие в самозабвении! Они беспечно веселятся только потому, что не видят ран души своей, не чувствуют ее греховных болезней и не внимают гласу совести или даже стараются заглушить вопль ее. Что же бывает с согрешающим, когда, пришедши в себя, узнает пред светильником совести и слова Божия всю опасность своего состояния? Его спокойствие и мир тотчас, как мечты, убегают от него: «Несть радовашися нечестивым» (Ис. 48, 22), – глаголет Господь.

Что же бывает с душой грешника, когда он чрез Таинство покаяния, как бы от тяжких уз, разрешается от грехов своих? Это каждый знает из собственного опыта, кто когда-либо внимателен был сам к себе пред таинственною исповедью и после оной. А кто не испытал, тот пусть, когда будет приступать к исповеди, обратит внимание на силу Таинства и попытает, как велико милосердие Господа, как благотворно и могущественно действует благодать сего Таинства. Душа, разрешившись от уз греха, наслаждается истинным успо- коением и миром: с радостным благоговением обращает взор свой к милосердому Богу, очищающему вся беззакония наша; искренне желает не предаваться более греху, но всегда соблюдать Заповеди Божии, всегда питать живую веру, крепкую и неизменную любовь к Богу и надежду на Него Единого. Взор на будущее уже не устрашает ее как прежде: очистившись от греха, она видит в сокровенной вечности не гнев Божий и не наказание правосудия, но милости Отца Небесного, даруемые по заслугам Христа Спасителя. Так чрез Таинство исповеди грешник делается как бы новым человеком, ибо снова возрождается силою благодати, омываясь от тех греховных нечистот, коими очернил он одежду невинности, полученную во Святом Крещении; снова примиряется с Богом Отцом чрез заслуги и посредство Христа Спасителя!

Так велико, братие, человеколюбие Отца Небесного. Так велика благость Христа Спасителя нашего. Такой источник очистительной благодати даровал Он Своей Церкви в Таинстве покаяния. Придите же, спешите к сему источнику все, страждущие грехами, стремитесь без отлагательства и врачуйте ваши недуги. Никто не сомневайся в целительности вод его. Господь дал им великую силу. Спешите, братия. Не отлагайте от времени до времени очистить вашу совесть. Знаете, что во всякое время должны мы свято ходить пред Богом и служить Ему в чистой и непорочной совести. Как же не заботиться нам очистить свою душу, когда сознаем, что она обременена грехами! И как отлагать это дело всё далее и далее? Когда заболит твое тело, стараешься скорее освободиться от болезни. Как же не позаботиться уврачевать душу от ее греховных ран и струпов? Положи твердое намерение, решись, преодолей все препятствия, каковы бы они ни были; и сам после, получив разрешение от грехов, исполнишься радости и возблагодаришь милосердаго Бога. Кто поручится за будущее, неизвестное время? Притом помни, что чем более грех будет владеть тобою, тем после тебе труднее будет победить его. Побеждай немедленно, если хочешь, чтобы подвиг победы не сделался труднейшим. Смотри на примеры подобных тебе. Как часто, отлагая покаяние до будущего неизвестного времени, более и более закосневают в нерадении и беспечности, а между тем внезапно постигает смерть или приходит такая болезнь, которая лишает употребление разума, и грешник без покаяния отходит на Суд Божий.

Так, братие, рассуждайте о своих христианских обязанностях по совести, по учению слова Божия, а не по ложным расчетам. Пользуйтесь временем, которое Господь дает нам для нашего спасения, и не отлагайте покаяния и дел, достойных покаяния, до будущего времени. Помните слова Господа Спасителя: «Блюдите, бдите и молитеся: не весте бо, когда время будет. Бдите убо: не весте бо, когда Господь дому приидет, вечер, или полунощи, или в петлоглашение, или утро: да не пришед внезапу, обрящет вы спяща» (Мк. 13, 33, 35–36).  



Источник: STSL.Ru
15 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...