О священническом благословении

О священническом благословении

Христос Спаситель, дав пастырей, даровал им и право благословлять верующих. Видимый знак Своего благословения Он показал на детях, когда «возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10, 16). Потом при Вознесении, окруженный верными Своими последователями, Господь, «подняв руки Свои, благословил их» (Лк. 24, 50). Так стали благословлять апостолы и их преемники; только руковозложение вскоре заменилось знамением крестным. Этот образ благословения доныне сохранился по непосредственному преданию. Свт. Василий Великий замечает: «Благословляем воду крещения и елей помазания, еще же и самого крещаемаго – по преданию, умалчиваемому и тайному».

Пастырское благословение имеет свое духовное значение. Христос, благословляя апостолов, изрек им: «Приимите силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян. 1, 8). Так и пастырь, благословляя именем Божиим, призывает на благословляемых силу Божию, освящающую, помогающую и утешающую.

Как действует сия сила, это зависит от веры приемлющего благословение. Но примечательно, что издревле народ неудержимо стремился к лицам священным, чтобы осениться крестным знамением от их рук. «Цари и князи, – свидетельствует свт. Амвросий Медиоланский, – стремились преклонить свои выи (шеи) пред священниками и целовали их руки, в надежде оградить себя их молитвами».

Кто подходит под благословенье, тот очевидно делает это из уважения к сану. А почтение к священному сану неразрывно и с благоговением к Богу. В Писании сказано: «Всею душею твоею благоговей пред Господом и уважай священников Его» (Сир. 7, 31). Поясняя это, свт. Иоанн Златоуст говорит: «Кто почитает священника, тот будет почитать и Бога; а кто стал презирать священника, тот мало-по-малу дойдет и до оскорбления Бога. Хотя бы священник был и не благочестив, но Бог, видя, что ты из благоговения к Нему почитаешь даже и недостойного чести, Сам воздаст тебе награду».

***

Если иepeй право наставляет, не на жизнь его смотри, но слушай учение его. И не говори: почему же он меня учит, а сам того не исполняет? На нем лежит обязанность учить всех и, если он не исполняет, за это он Господом осудится. А если ты не будешь слушать его, также осудишься, ибо так говорит Господь: «Слушающий вас, Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергается». Скажешь: «он грешен и зол». Да тебе что за дело? Если и добрый за тебя будет молиться, какая тебе польза, если ты не верен? А если ты верен, то тебе нисколько не повредит его недостоинство: благодать от Бога подается, – иepeй только уста отверзает, а творит все Бог.

свт. Иоанн Златоуст

Истинная, спасительная и святая вода Церкви (т. е., ее учение) не может измениться и повредиться, как и сама Церковь неповрежденна, чиста и целомудренна. – Те, кои отпали от Христа, по вине своей погибнут, но Церковь, которая во Христа верует, и то, что познала однажды, содержит, никогда совершенно не отпадет от Него.

свт. Киприан Карфагенский


Источник: Вечное/«L'Éternel». Православный журнал. № 6, июнь. - Аньер (Франция), 1952. – С. 10-11.


STSL.Ru


20 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Вместо Академии – курсы
Вместо Академии – курсы
В начале апреля 1919 года новая советская власть распустила Московскую духовную академию. В ее стенах разместились электротехнические курсы. Покровский храм был закрыт и опечатан, а его причт переведен в Пятницкую церковь.
Забота императора Павла I Петровича о Троицкой семинарии
Забота императора Павла I Петровича о Троицкой семинарии

4 апреля (н. ст.) 1797 года Павел I Петрович издал указ об учреждении больницы при Троицкой семинарии и пожертвовал на ее содержание 2000 руб. Он также выделил 2100 руб. семинаристам.

Кощунственный приказ
Кощунственный приказ

Несмотря на просьбу Патриарха Тихона, 4 апреля 1919 года Московский губисполком утвердил решение Сергиевского совета депутатов от 1 апреля 1919 года о вскрытии мощей преподобного Сергия.

Дар преподобного
Дар преподобного

4 апреля 1479 года в Троицкой обители был крещен сын Иоанна III и Софьи Палеолог – княжич Василий Иоаннович, «чудесно дарованный родителям преподобным Сергием».

Почему посад, а не город?
Почему посад, а не город?

Во-первых, из-за того, что его население должны были составлять только купцы и ремесленники, и, во-вторых, потому что он не получил подчинённой ему в административном отношении сельской территории.