О соблюдении меры при ведении благочестивых разговоров о Боге

О соблюдении меры при ведении благочестивых разговоров о Боге

Свт. Григорий Богослов в одном из своих слов против евномиан [1] – еретиков IV века, учивших, что можно совершенно постигнуть Бога умом человеческим, и вследствие того любивших толковать о Боге и к делу, и не к делу, – между прочим пишет: «Любомудрствовать о Боге можно не всякому, – да! не всякому. Это приобретается не дешево и не пресмыкающимися по земле! Присовокуплю еще: можно любомудрствовать не всегда, не пред всяким и не всего касаясь, но должно знать: когда, пред кем, и сколько... 

Как превышающие меру звуки или яства вредят, одни – слуху, другие – телу, или, если угодно, как тяжести не по силам вредны поднимающим и сильные дожди – земле; так и слушатели утратят прежние силы, если их, скажу так, обременить и подавить грузом трудных учений»... «И я, – продолжает великий учитель Церкви, – не то говорю, будто бы не всегда должно памятовать о Боге (да не нападают на вас за это люди, на все готовые и скорые!). 

Памятовать о Боге необходимее, чем дышать; и, если можно так выразиться, кроме этого не должно и делать ничего иного. И я один из одобряющих слово, которое повелевает «научаться день и ночь» (Пс. 1, 2), «вечером и утром, и в полдень» (Пс. 54, 18), и «благословлять Господа на всякое время» (Пс. 32, 2); а если нужно присовокупить и сказанное Моисеем, то «и идя дорогою, и ложась, и вставая» (Втор. 6, 7), и исправляющий другие дела должен памятовать о Боге и этим памятованием возводить себя к чистоте. 

Таким образом, запрещаю не памятовать о Боге, но богословствовать непрестанно; даже запрещаю не богословствование, как бы оно было делом неблагочестивым, но безвременность, и не преподавание учения, но несоблюдение меры: мед, несмотря на то, что он мед, если принять в излишестве и до пресыщения, производит рвоту; «и время всякой вещи», как рассуждаю с Соломоном (Екл. 3, 1). Даже прекрасное не прекрасно, если произведено вне порядка, как, «например, геометрия во время плача, и слезы на пиру».


Источник: Вечное/«L'Éternel» // Православный журнал. № 1(61) январь. – Аньер (Франция), 1953. С. 17.


Примечание

[1] Евномиа́не (аноме́и, ано́мии от греч. ἀνόμοιος – неподобный) – последователи Евномия, епископа Кизика (360-361), ученика радикального арианского теолога Аэция. Аномеями их называли за неприятие Никейского Символа веры. Они исповедовали еретическое учение, согласно которому сущность Бога Сына совершенно отлична от сущности Бога Отца и Он есть творение Отца, первое и превосходящее все остальные. Аномейство было предано анафеме 1-м правилом Второго Вселенского Собора (381).


30 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...